Урок ИЗО в 3 классе "Посуда у тебя в доме"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Волкова Надежда Михайловна

Разработка урока и презентация на тему "Посуда у тебя в доме", 3 класс по программе Б,М.Неменского. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока по ИЗО, 3 класс56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №5»

Урок изобразительного искусства

в  3   классе на тему

«Посуда в твоем доме»

по программе Б.М. Неменского

Урок разработан учителем

 высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №5», г. Саратова

(тел/факс 8452 92-47-89

1 Тульский проезд, д.6А)

 Волковой Надеждой Михайловной.

.

Саратов   2012 год

План-конспект урока изобразительного искусства.

1. Ф.И.О.                               Волкова Надежда Михайловна

2. Место работы                   МОУ «ГИМНАЗИЯ №5»

3. Должность                         учитель изобразительного искусства

4. Класс                                 3

Тема урока: «Посуда в твоем доме»

Дидактическая цель урока: 

 Помочь детям осознать, что без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет и познакомить  с разнообразием посуды, техникой выполнения  гжельской росписи.

Задачи урока.  

Личностные:

-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.

- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Метапредметные:

-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

- Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.

-Формирование регулятивных компетенций  –  умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

Предметные:

Сравнивать форму и  украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.

Осознавать  нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды.

-Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Характеристика видов деятельности учащихся:

В ходе урока обучающиеся получат возможность:

-Рассуждать, что  без участия Братьев – Мастеров не создаётся ни один предмет, в том числе и посуда.

-Приобретать представления, что конструкция, форма и украшение посуды зависят от её назначения и от материала.

-Овладевать навыками и техникой гжельской росписи.

-Импровизировать по мотивам гжельской росписи посуды.

Тип  урока. Урок открытия новых знаний.

Образовательные ресурсы: 

-компьютер, мультимедийная  приставка, экран, презентация к уроку «Посуда у тебя в доме», музыкальный центр;

- гжельская посуда, таблицы с изображением предметов посуды, таблицы с элементами росписи «под Гжель»;

- детские работы на тему;

- кисти, синяя и белая гуашь, палитры, карандаш, альбом для рисования, вода, трафареты посуды;

- стихи «Чудо – наша Гжель».

Практическая работа: Изобразить и украсить по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.

Ход урока.

Эпиграф к уроку.

«Создание каждой вещи – это большая работа.

Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,

как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».

Б.М.Неменский.

1.Организационный этап   (1мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку:

- наличие инструментов и материалов (альбомы, карандаш, ластик,  вода, синяя краска, 2 кисти).

2. Этап мотивации и актуализации знаний.

    Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Искусство в твоём доме».

Русский художник Б.М. Неменский говорил:

«Создание каждой вещи – это большая работа.

Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,

как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».

Посмотрите на предметы зрительного ряда.

- Кто догадался, о чем пойдет речь?

3. Постановка учебной задачи. (3мин.)

 - Как вы думаете, что вам предстоит узнать о посуде?

Сообщение темы и цели урока.

   У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. И сегодня мы поговорим с вами о посуде. Тема нашего урока так и называется «Посуда у тебя в доме».

(Слайд №1).

4.Открытие обучающимися нового знания. (16 мин.)

- Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме.  

-Рассматриваются предметы посуды, выставленные для обозрения на выставочном столике. Посуда  бывает разной.  

- А из каких материалов делают посуду?  (Ученики называют  - дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.)                                                

- Какой материал на Руси был самым подходящим для изготовления посуды?  (Слайд №2).

 В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома.

- Что напоминает вам этот ковш? (Утку).

  Действительно – это красивый ковш-утица из дерева. Такие ковши на свадьбу дарили как пожелание мирной, долгой жизни, добра и достатка в семье.  

-(Слайд №3). Это керамическая посуда.

-Из какого природного материала она сделана?

Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью.

-(Слайд №4). А бывает металлическая посуда: алюминиевая,  чугунная, серебряная и даже золотая. Перед вами предметы царской  посуды, выполненной из золота.  Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув.

 Рассмотрим 2 чашки для чая. 

 Обратите внимание на форму, силуэт, украшения.

-Какая чашка подойдёт для праздничного стола?

Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда.

- (Слайд №5)

-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды?   (Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная).

- А кто из вас знает, как называется набор посуды?

Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права?

- (Слайд№6). Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения. 

- Какие бывают сервизы по назначению? (Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные).

- Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера.

- Назовите их (Мастер Изображения, Украшения, Постройки).

- (Слайд №7).

-Кто придумает рассказ, как был создан чайник?

 -Мастер Изображения помогает увидеть природный мотив.

- Мастер Постройки помогает создать форму.

- Мастер украшения придумывает узор (демонстрируется чайник в форме арбуза).  

- Ребята, как вы думаете, где производят посуду?

Есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А  мы сегодня познакомимся с посудой из города Гжель. (Слайд №8).

  Стих.

Ах, ребята, верь - не верь,
Есть в России город Гжель.

Привезла я вам оттуда…

Посмотрите, вот так чудо!

В белом небе, словно птицы,
Всем на загляденье
Голубых цветов поляна –

Дивных рук творенье.

Здесь и кружки, и кувшины,
Как весной капель,
С красотою несравненной

Чудо – наша Гжель.

Рассмотрим  гжельскую посуду.

Посуда Гжели кажется воздушной – в ней синь рек и неба с облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает неожиданной формы и с украшениями.

-(Слайд№9). Гжелью исстари называлась местность богатая залежами глин, из  которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе. 

Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым цветом. Постепенно мастера пришли к росписи изделий только кобальтом – это синий цвет и его оттенки.      

  - (Слайд№10). Рассмотрим технику гжельской  росписи. Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает  эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии.

                 

-Что является  излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели?  (цветы, травы, птицы).

- (Слайд №11).

Цветы можно изобразить, используя оттенки синего  цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)

 - (Слайд№12). 

Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы).

-(Слайд№13).

Элементы гжельской росписи – «бордюры».

- Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?

(демонстрируются приемы)

4.Первичное закрепление материала.

- Гжельская посуда будничная или праздничная?

-Назовите предметы чайного сервиза

Динамическая пауза.

5. Творческая практическая деятельность. (16 мин).

-(Слайд №14). Изобразить и украсить

 по мотивам гжельской росписи праздничную  посуду для чая.

  а) Перед учениками право выбора:

Можно воспользоваться шаблоном, можно форму чайной посуды придумать и нарисовать самостоятельно. Затем украсить синей краской без предварительной прорисовки карандашом.

  в) Индивидуальная работа с учениками.

-Контроль правильности выполнения рисунка.

-Контроль организации рабочего места.

- Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.

Фоном звучит песня в исполнении Леонида Утесова «У самовара»    (Слайд №15)

6. Рефлексия деятельности.(3мин)

   А)  Выставка работ учащихся.

    Б) Рефлексия.

-Какие 3 мастера участвуют в создании посуды?

-Как называют полный набор посуды?

- Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную  посуду.  

 - Как называются элементы гжельской росписи?

Закончите фразу:

 -Я знаю…

-Я понимаю….

-Для меня было открытием…

 -Мне понравилось…

В) Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. А без участия наших  Братьев Мастеров  не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная.

Г) Выставление оценок.

Д)  Домашнее задание.  Рассмотреть дома посуду.

                                          Придумать форму вазы для цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – лингвистическая игра.« Мы сохраним тебя,…великое русское слово»

Проверка знаний, уровня развития речи, грамматического кругозора; развитие интереса к углубленному изучению языка;Воспитание бережного отношения к родному слову....

Итоговый урок литературы по УМК "Вокруг тебя - Мир.." Интегрированная игра "Счастливый случай"

Урок литературы, построенный в виде интегрированной игры "Счастливый случай", позволяет проверить уровень подготовленности обучающихся по различным учебным дисциплинам: литературоведению, природоведен...

Урок – диспут «И мы сохраним тебя, русская речь (! ? …)

Заключительный урок по теме «ЛЕКСИКА» с использованием ИКТ и проблемно-диалоговой технологии....

Урок-мастерская "Что в образе тебе моем?" для 10-11 классов. Литература.

Урок - мастерская "Что в образе тебе моем?" - это один из уроков цикла, посвященного образу Петербурга.Старшеклассники знакомятся с современной рок-поэзией,где представлен очень ярко образ Петер...

Методическая разработка урока по теме "Кто для тебя образец для подражания?"

Аннотация к работеПредмет, класс: английский язык, 7 класс.Тема учебного занятия: «Who is your role model? (Кто для тебя пример для подражания?)». Место занятия в учебном процессе: урок закреплен...

Урок изобразительного искусства в 7 классе. Образ дома в изобразительном искусстве ( на примере дома С.А.Есенина).

Урок посвящён образу крестьянского дома в живописи рязанских художников, на примере дома С.А. Есенина....