Профессиональное мастерство учителя как условие развития творческого потенциала ученика
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Педагогическая деятельность в силу своей сложности и многогранности требует от педагогов большой ответственности, ведь они отвечают не только за знания учащихся, но и за их подготовленность к дальнейшей учёбе, к труду и жизни в обществе. Рассуждения о роли педагога в развитии творческого потенциала учащегося. Примеры из личной практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И. А. Назарова

п. Куеда

Профессиональное мастерство учителя как условие развития

 творческого потенциала ученика

     Педагогическая деятельность в силу своей сложности и многогранности требует от педагогов большой ответственности, ведь они отвечают не только за знания учащихся, но и за их подготовленность к дальнейшей учёбе, к труду и жизни в обществе.

      Профессиональные качества педагога?

      Определений столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. В любом из них подчеркивается какая-то новая изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством.

        Мастерство - способность качественно выполнять те или иные виды работ – О. Платонов.

      Успех ученика зависит от учителя. От мастера своего дела.

       Мастер -  особенно сведущий или искусный в деле своем – В. И. Даль.

      Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.

     «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» - А. Дистервег

       Что мы не делаем: повышаем свои знания на курсах, овладеваем компьютерными  технологиями, читаем молодежную газету, слушаем музыку, которая так нравится нашим детям (пытаемся понять ее), придумываем сценарии мероприятия, ищем новые методы проведения уроков, пишем проекты, участвуем в конкурсах – все это ради успешности наших учеников, развития их творческого потенциала.

     Ритм нашей жизни очень стремительный и нам надо успевать идти в ногу со временем. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.

      Современный учитель должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором - для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы - это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории.

      Умение педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.

     Чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:

а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;

б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;

в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить детей самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;

г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;

д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;

е) гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников;

ж) способность управлять вниманием учащихся - умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.

       Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Однако, это невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др. Ученики уважают тех учителей, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их.  Как сказал ученик Сократа о своем учителе: «Хваля меня, он сделал меня достойным похвал».

    Видов и форм деятельности для развития творческого потенциала у настоящего мастера своего дела множество, и он не останавливается на достигнутом, ищет новые.

     Приведу примеры из своего педагогического опыта, что я делаю для развития творческого потенциала учащихся художественного отделения ДМШ.

Выставочная деятельность педагога и учащихся залог успеха работы.

     Участие в социально-культурных проектах. Получение гранта дает возможность реализовать намеченное.

      В 2006 году был выигран проект «Художественная мастерская», были закуплены цифровой фотоаппарат, призы, сувениры. Итогом ряда мероприятий стала выставка рисунков учащихся, которую назвали «Вернисаж», и вот уже на протяжении 6 лет мы вместе с детьми организуем это праздничное мероприятие в апреле месяце. Каждый год придумываем новый сценарий открытия выставки. Подготовка к «Вернисажу» длительный творческий процесс. Уже с начала учебного года каждый ребенок знает, что на выставку будут отбираться самые лучшие творческие работы, поэтому он прилагает все свои старания, чтобы не одна, а несколько работ попали на выставку. На мероприятие приглашается много гостей: родители учащихся, друзья, одноклассники, классные руководители, корреспонденты местных СМИ, работники краеведческого музея, педагоги школ, администрация  и др. Сценарии праздника различны по своему содержанию. Но обязательное награждение каждого ребенка по номинациям «Мастер цвета», «Певец природы родного края», «Самый веселый художник» и др., первоклашек посвящаем в «Юные художники», дарим им папку для Портфолио. Этот праздник становится для каждого учащегося ярким моментом учебного года, дети с нетерпением ждут его.

      Организация рабочих, тематических выставок повышает мотивацию к обучению. За год совместно с детьми оформляется 15 различных выставок. Традиционными стали такие выставки как «Золотая осень», «Символ года», «Город вечной красоты», «Мой край», «Мир в котором я живу», «Мир моих фантазий», выставки, приуроченные к праздничным датам Дню учителя, Дню матери, 8 марта, 9 мая, 1 июня. Участвуем в муниципальных выставках и конкурсах. Активно с большим желанием участвуют дети в акциях открытка  пожилым людям и ветеранам к Новому году и к 9 мая.

       Еще одна форма, которую мы осваиваем – Творческий  отчет – персональная итоговая выставка рисунков учащегося. Открытие проходит в праздничной атмосфере, показываются видеоролики с рисунками учащегося. Музыкальные номера сопровождаются показом клипов смонтированных из рисунков учащегося. Сам главный герой выставки рассказывает о своем творчестве, поисках тех или иных сюжетов.

      Показ творческого роста учащегося с 1 по 7 класс. Обобщение работы педагога и ученика.   Показать пример другим учащимся художественного отделения, настроить их на творческий лад, привлечь к выставочной деятельности.

     Считаю, что творческий потенциал раскрывается у детей через выставочную деятельность. В течение года каждый ученик становится участником той или иной выставки, конкурса рисунков. Среди моих учеников есть стипендиаты МК России и края, дети получают гранты района, много победителей и участников конкурсов рисунка разного уровня. Дети поступают в художественные высшие и средние учебные заведения на специальность «Живопись», «Дизайн», «Учитель изобразительного искусства». И если ребенок не выбрал свою профессию в области искусства, все равно, считаю, что помогла ему развить эстетические чувства, чувства гармонии, красоты, вкуса. Понимать произведения живописи, быть грамотным зрителем, слушателем музыкальных произведений. И поэтому мне как педагогу изобразительного искусства необходимо заинтересовать учащихся, увлечь за собой в мир прекрасного, научить ценить его.

     «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель» - Л. Н. Толстой.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональное мастерство учителя как условие развития творческого потенциала ученика Автор доклада преподаватель высшей квалификационной категории МОУ ДОД ДМШ п. Куеда Назарова Ирина Александровна

Слайд 2

Профессиональные качества педагога?.. Мастерство - способность качественно выполнять те или иные виды работ – О. Платонов. Мастер - особенно сведущий или искусный в деле своем – В. И. Даль.

Слайд 3

Профессионализм Предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения личностный потенциал +

Слайд 4

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель А. Дистервег

Слайд 5

Современный педагог Свободно мыслить Иметь научное представление о мире Обладать широким кругозором

Слайд 6

Способности педагога Организаторские Коммуникативные Дидактические Наблюдательские Речевые Гностические Способность управлять вниманием учащихся

Слайд 7

Личностные качества педагога Трудолюбие Терпеливость Требовательность Настойчивость Творческий подход к работе Ответственность

Слайд 8

«Хваля меня, он сделал меня достойным похвал». ученик Сократа

Слайд 9

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель» - Л. Н. Толстой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное мастерство учителя

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации...Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.Любому...

Диагностика профессионального мастерства учителя.

Ключевая проблема в достижении качества образования – кадровая, так как качество образования  напрямую зависит от  качества профессиональной деятельности учителя.  За...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.В качестве  одного из условий достижения "нового современного...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...