«Эффективные приемы и средства обучения говорению при подготовке к ГИА, ЕГЭ».
статья по английскому языку (9 класс) по теме

«Эффективные приемы и средства

обучения говорению при подготовке к ГИА, ЕГЭ».

В данной работе описаны наиболее эффективные приемы и средства обучения говорению при подготовке к экзаменам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnye_priemy_i_sredstva.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Учитель английского языка

                                                                                                           МБОУ «Таканышская СОШ»  

Рахимова Ильмира Шавкатовна

                                                                                               

29.03.2013

«Эффективные приемы и средства

обучения говорению при подготовке к ГИА, ЕГЭ».

                                                                                                     Учитель английского языка

                                                                                                     МБОУ «Таканышская СОШ»

                                                                                                    Рахимова Ильмира Шавкатовна


В современном обществе стремительно растет потребность в изучении английского языка: увеличивается количество сфер повседневного и профессионального общения, которые требуют наличия у участников общения значительного запаса специализированной лексики, умения ее правильно использовать, а также определенного количества фоновых знаний, которые необходимы для эффективной коммуникации в каждой конкретной сфере. Кроме этого, большую потребность испытывают учащиеся общеобразовательных школ в тренировке навыков, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по английскому языку. Дети, которые изучали язык углублённо, к экзамену готовы. Для ребёнка, который изучал язык по обычной программе общеобразовательной школы и не занимался дополнительно, хорошо сдать этот экзамен будет сложно. Экзамен очень серьёзный и предполагает действительно хорошее знание языка на бытовом уровне. Образно говоря, ребёнок, который способен успешно сдать этот экзамен на "отлично", может смело ехать в англоязычную страну и не испытывать особых проблем в общении. Таких детей у нас немного. А экзамен должны сдать  все. Передо мной,  была поставлена задача подготовиться к выступлению на тему «Эффективные приемы и средства обучения говорению при подготовке к  ГИА, ЕГЭ» Задача не из легких для меня учителя с небольшим стажем выступать на такую серьезную тему. Благо, мне было легче, чем Колумбу, мне не пришлось открывать Америку, прочитав большое количество информации по теме  я всего лишь отобрала на мой взгляд наиболее эффективные. Повторюсь эффективные на мой взгляд. Заранее хочу принести свои извинения  если Вы  в моем выступлении услышите   уже знакомую Вам информацию.

Вернемся к теме обучения говорения при подготовки к аттестационным испытаниям. Раздел "Говорение" представлен тематическим монологическим высказыванием и диалогом с целью обмена оценочной информацией.

Монологическое высказывание. На мой взгляд, здесь могут возникнуть две проблемы: нужно уметь довольно быстро говорить по-английски и сообразить, что говорить. Темы бытовые но что попадётся на экзамене - неизвестно. Во многих специализированных школах выходят из положения так: пишут заранее темы и учат их наизусть. Делается это в течение многих лет, и у детей есть толстая тетрадь с готовыми текстами на все случаи жизни. Конечно, рассказывать их наизусть на экзамене не нужно, но они дают ребёнку набор необходимых фактов для высказывания по разным темам.

Но можно пойти и по другому пути: отрабатывать именно спонтанное монологическое высказывание и заранее разработать стратегию поведения на случай, если достанется тема монолога, на которую ребёнок не будет знать, что говорить.

Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и  отвечать на вопросы экзаменатора? На мой взгляд наиболее эффективным при обучении монологической речи является:

Следует выделить несколько основных видов деятельности, стимулирующих говорение:

1. Дискуссии.

После содержательного урока можно устроить дискуссию по разным причинам. Учащиеся, разделенные на группы, могут преследовать следующие цели: придти к общему мнению, поделиться идеями касательно какого-либо события или найти решение. Преподавателем должна обязательно быть определена цель дискуссии. Например, учащиеся могут участвовать в дискуссии по принципу «согласен – не согласен». В такого рода дискуссиях предпочтительно сформировать группы из 4-5 человек и дать им спорные предложения для обсуждения. Затем, каждая группа работает над заданной темой определенное количество времени и представляет свое мнение классу. Важно, чтобы каждый участник группы смог высказаться.  По окончании, класс решает, какая группа отстояла свои идеи лучше всех. Такая деятельность способствует развитию критического мышления и быстрому принятию решений, учащиеся также узнают, как вежливо выразить и защитить свою точку зрения, не соглашаясь с другими. При обсуждении в группах необходимо также побуждать учащихся задавать вопросы, перефразировать идеи, выражать поддержку и т.д.

 2. Ролевая игра.

 В этом виде деятельности учащиеся представляют себя в различных социальных контекстах и исполняют различные социальные роли. В ролевых играх преподаватель задает определенную информацию учащимся: кто они, что они думают и чувствуют.

 3. Имитационные модели.

 Они очень похожи на ролевые игры, но  более продуманные и сложные. Для этого вида деятельности учащиеся могут приносить любые предметы, чтобы создать максимально реальную ситуацию. Ролевые игры и имитационные модели имеют много преимуществ. Во-первых, будучи развлекательными, они мотивируют учащихся. И, во-вторых, повышают уверенность в себе у робких учащихся.

 4. Информационный пробел.

 Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Учащиеся обладают различной информацией, которой они должны обменяться. Задания преследуют такие цели как решение проблемы или сбор информации. Кроме того, каждый из партнеров играет важную роль, так как без него невозможно будет заполнить информационный пробел. Такой вид деятельности высокоэффективен, потому что дает возможность каждому учащемуся подробно изъясниться на изучаемом языке.

 5. Мозговой штурм.

 В этом виде деятельности учащиеся продуцируют идеи на заданную тему в ограниченный период времени. Мозговой штурм можно использовать как для отдельных учащихся, так и для групп учащихся. Этот вид характеризуется тем, что идеи учащихся не критикуются, и они всегда смогут обмениваться новыми идеями.

 6. Рассказывание историй.

 Цель этого вида деятельности – дать краткое обобщение рассказу или истории, которую учащиеся слышали ранее или придумать свою собственную и озвучить ее в классе. Рассказывание историй стимулирует критическое мышление, а также помогает выражать свои идеи в определенном формате: начало истории, развитие, конец. Учащиеся также могут рассказывать шутки и загадки.

 7. Интервью.

 Учащиеся проводят интервью с различными людьми  по выбранным темам. Будет лучше, если преподаватель выберет рубрику для учащихся, чтобы они знали, какого плана вопросы задавать и каким путем идти, но вопросы для интервью должны придумать они сами. Проведение интервью позволяет практиковать свои коммуникативные способности как в классе, так и вне его, а также подготавливает учащихся к жизни в обществе. Учащиеся могут также брать интервью друг у друга и представлять своего партнера классу.

 8. Завершение истории.

 Это развлекательный вид деятельности для всего класса, для выполнения которого учащиеся садятся в круг. Учитель начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений. Затем каждый учащийся должен добавлять по 4-10 предложений для ее продолжения. Пари этом разрешается придумывать новых персонажей, события, описания и т.д

 9. Доклады.

 Суть этого вида деятельности заключается в том, что учащиеся читают дома какую-нибудь газету или журнал, а затем рассказывают в классе, какую информацию они нашли самой интересной. Они также могут рассказывать о том, что происходило с ними в повседневной жизни.

 10. Игральные карты.

 В этой игре учащиеся делятся на группы из 4 человек. Каждая карточная масть представляет какую-либо тему. Каждый учащийся в группе выбирает карту и пишет 4-5 вопросов по этой теме для участников других групп. Преподаватель с самого начала должен предупредить, что вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», задавать нельзя. Чтобы практиковать устную речь, вопросы должны подразумевать развернутый интересный ответ.

 11. Рассказ по картинкам.

 В этом виде деятельности учащиеся должны рассказать историю, опираясь на последовательную череду картинок и, уделяя внимание той лексике и структурам, которые им необходимо использовать во время повествования.

 12. Описание картинки.

Здесь учащемуся дается одна картинка, которую он должен описать. Можно разделить учащихся на группы. Каждая группа изучает свою картинку, а затем представитель от каждой группы описывает ее всему классу. Этот вид деятельности развивает креативность и воображение учащихся, а также навыки публичной речи.

 13. Найди отличие.

 Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Каждому учащемуся в паре дается своя картинка, и затем они обсуждают сходства и различия в этих картинках.

 Стоит дать несколько полезных советов преподавателям английского языка, которыми можно воспользоваться при обучении устной речи:

 - Важно обеспечить учащимся максимальную возможность практиковать устную речь на изучаемом языке, создав соответствующие условия, которые бы включали в себя совместную работу, аутентичный материал и задания и т.д.

 - Необходимо задействовать каждого учащегося в каждом виде речевой деятельности.

 - Необходимо время говорения учителя в классе и увеличьте его для учащихся.

 

- Важно указать на положительные стороны, комментируя ответ учащегося.

 - Можно задавать такие усложненные вопросы как «Что ты имеешь в виду?», «Как ты пришел к такому выводу?»

- Важно не исправлять  ошибки произношения учащихся слишком часто во время их устной речи, чтобы не отвлекать их.

 - Необходимо развивать коммуникативные навыки учащихся и за пределами класса, привлекая при этом родителей и других людей, которые могут помочь.

  Изучив материалы  об обучении монологической речи я взяла себе на заметку такие прием как, "Шесть шляп" и «Игральные карты»

В своей педагогической практике мы задаём ученику вопросы и желаем получить на них ответы. Сейчас мы требуем от учащихся аргументировать свои ответы. Учащиеся должны говорить логично, используя "linking words" типа: moreover; in addition to however; on the other hand; as soon as; in particular; in conclusion; all in all; in the long run, etc. Если ученик не понял вопроса, то его умение задать вопрос собеседнику (учителю) поощряется, так как ученик показывает умение восстанавливать беседу в случае сбоя.

Как готовить учащихся к диалогу по ситуации?

Второе экзаменационное задание предполагает диалог с целью обмена оценочной информацией. Ученику предлагается какая-то ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача студента обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию (с экзаменатором) решения данной проблемы. На мой взгляд ученикам лучше работать над двумя типами диалогов:

1) диалог с обменом информацией (ролевая игра)

2) диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация)

На начальном этапе очень эффективен метод, который назван «методом дятла» - многократное проигрывание стандартных ситуаций, этических аспектов ведения диалогической речи в различных ситуациях, логичности построения, законченность мысли в репликах участников общения становятся решающими в приобретении и совершенствовании умений диалогического общения. При этом ничто не мешает учителю облекать этот метод постоянного повторения в привлекательные и увлекательные формы.

Также можно использовать, вопросно-ответные упражнения, диалог с пропущенными репликами, диалоги образцы.

 Использование мультемедийных программ, по мнению учителей также дают эффективные результаты в обучении говорению и не только говорению. Мультимедийные программы создают интерактивную среду, похожую на среду естественной коммуникации. Этот процесс приобретает интерактивный характер благодаря возможности двусторонней связи, диалога с компьютером, когда обучаемый и компьютер могут задавать друг другу вопросы, получать на них ответы, когда компьютер может давать корректирующие подсказки и к нему можно обратиться за помощью [3]. Выявлены и минусы качественные мультемедийные программы стоят дорого и не подходят к планам и потребностям учебного процесса.

Но среди тех кто может себе позволить использовать такие компьютерные программы особой популярностью пользуются;

1.1С: Образовательная коллекция. English Platinum 2000. Программа для самостоятельного изучения английского языка. Содержит полнометражный фильм на английском языке My Fair Lady, 78 диалоговых уроков, 174 общеобразовательных текста. Раздел «Словарь» содержит 15680 слов, из них 4127 иллюстрировано. Обучение проходит последовательно: запоминание слов, проверка запоминания слов, набор на клавиатуре, отработка произношения.

2.English Discoveries, Dynamic English и English Express Triple play plus in English, English on holidays, English Gold, "Hello, America!", "Bridge to English", "Professor Higgins", "English for communication" это мультемедийные программы  направлены на изучение всех четырех языковых умений для всех уровней.

Метод Video-English основан на принципе - слушать и понимать. Школьник учится на постоянно пополняемой базе видеороликов, произнесенных носителями языка - на интервью, выпусках новостей, выступлениях, коротких отрывках из фильмов.

Эти ролики разбиваются на короткие фрагменты. Он прослушивает фрагмент, старается его понять, а затем составляет в правильном порядке слова, которые были произнесены. Как только он справляется с этой задачей, система пускает его к следующему фрагменту. В чем преимущества такого метода?

Во-первых, вы тренируете его аудио-восприятие. Вы даете возможность слушать и запоминать, как на самом деле носители языка произносят слова в живой.

Во-вторых, необходимость правильных ответных действий со стороны ученика заставляет его думать. Он вынужден обращать внимание на каждый не до конца понятный вам фрагмент. Он вынужден постоянно задумываться - почему слова стоят именно в таком порядке, зачем здесь это слово, почему тут такая форма глагола?

Задумываясь над такими вещами и пытаясь найти ответ, он невольно запоминает все сложные места и будет узнавать их, встречая снова. Так приходит понимание английской грамматики на интуитивном уровне. Ученик сможет уверенно применять определенные языковые конструкции, основываясь только на своем опыте - просто потому что он знает, что «так говорят».

В-третьих, этот метод увеличивает словарный запас. В систему встроен контекстный словарь, который показывает значение непонятных слов. Будет возможность запоминать не просто абстрактные слова, а слова в контексте смысла, в котором они были употреблены. Такое запоминание является намного более качественным и полезным, чем пополнение словарного запаса традиционными методами, вроде «flash cards».

У метода Video-English есть существенный недостаток. Он не очень хорошо подходит начинающим. Для успешного применения этого метода необходим определенный словарный запас и минимальные знания о том, как конструируются предложения в английском языке. Поэтому этот метод зачастую применяется в старших классах.

Любому современному языковому коллективу присущи следующие 8 сфер общения:

1) сервисная сфера (социально-коммуникативные роли покупателя, пассажира, пациента, абонента, посетителя столовой и т.д.);

2) семейная сфера (социально-коммуникативные роли отца, матери, сына, дочери, сестры и т.д.);

3) профессионально-трудовая сфера (роли руководителя, подчиненного, ученика, коллеги, сотрудника и т.д.);

4) социально-культурная сфера (роли знакомого, друга, соученика и т.д.);

5) сфера общественной деятельности (роли члена общественной организации или избираемого органа, публициста и т.д.);

6) административно-правовая сфера (роли посетителя госучреждения, заявителя и т.д.);

7) сфера игр и увлечений (роли коллекционера, садовода, умельца, рыболова, любителя животных и т.д.);

8) зрелищно-массовая сфера (зритель в театре, цирке, кино, телезритель и т.д.).

Использование клише.

В большинстве случаев разговорный английский состоит из клише.

Подобные высказывания мы используем в английском для того, чтобы преподнести какую-то мысль и начать разговор. Начало высказывания – это обычно самая сложная часть, и именно эта часть поможет сложить о вас определенное мнение? Как говорить вежливо и привлечь внимание к собственному высказыванию?

Клише для запроса информации или данных

Например, вы пришли в магазин или в какую-то серьезную фирму по своим делам, а на вас не обращают внимания. Соответственно, вам нужно это внимание к себе привлечь. Как? Помогут следующие разговорные клише на английском:

I’d like to know – я бы хотел узнать

I’m interested in – Я заинтересован в…, мне нужно….

Could you tell me…? - Не могли бы вы мне сказать…?

Do you know…? – Вы знаете…?

Could you find out…? – Вы не могли бы выяснить…?

Could I ask…? – Можно спросить…?

Как вежливо прервать говорящего, чтобы высказать свое мнение или направить разговор в нужное русло

Например, вы встретили на улице группу активно что-то обсуждающих людей, а вам необходимо спросить, как добраться, например, до Лондонского Тауэра. Вам необходимо прервать этот разговор, чтобы получить необходимую информацию. Как это сделать? Используйте следующие клише:

Excuse me – извините

Sorry – извините

Excuse me for interrupting, but… – Извините, что прерываю, но….

May I interrupt for a moment? – Можно вас прервать на секунду?

Это были высказывания, которые можно использовать с незнакомцами на улице. А как быть, если вы сами являетесь участником оживленной беседы и нужно прервать говорящих, чтобы высказаться.

Sorry, but.. – Извините, но…

Excuse me for interrupting, but… – Извините, что прерываю, но….

Can I add here that… - Можно здесь добавить, что…

I’d like to comment that… - Я бы хотел это прокомментировать…

Can I ask a question ? – Можно задать вопрос?

Anyway – в любом случае…

Where was I? – на чем я остановился?

Разговорные клише для запроса информации по телефону

Мы каждый день пользуемся телефонами как средством получения необходимой информации. А как же спросить о чем-то на английском? Все очень просто:

I’m calling to find out – я звоню, чтобы выяснить…

I’d like to ask – Я хотел бы спросить

Could you tell me – Вы не могли бы мне сказать…

I wonder if you could help me – вы не могли бы мне помочь…

I’d like to talk to somebody about – Я бы хотел поговорить с кем-то о…

Все эти клише и разговорные высказывания на английском помогут чувствовать себя более уверенно в самых распространенных ситуациях, а также дадут время собраться с мыслями и построить в уме дальнейшую нить высказывания или подобрать необходимые слова, чтобы построить предложение на английском.

Для составления инструкций и руководств на английском мы используем следующие английские клише:

 First of all – сперва, Then – затем, Next – далее, After that – после этого, Finally – наконец-то, в результате.

 Как дать совет или рекомендацию на английском, проявив участие и искренний интерес:

 Make sure you – убедитесь, что вы, Be careful not to – будьте осторожны и не, Remember to – помнитe, Don’t forget to – не забудьте.

 Как рассказать о каком-то событии в вашей жизни или сделать пересказ истории, соблюдая последовательность событий?

 First – сперва, First of all – сперва, To begin with – для начала, Then – затем, After that – после этого, So – итак, поэтому, So then – дальше, At the end – в конце, Finally – наконец то.

 Английские разговорные клише для выделения главного, основного в высказывании:

First of all – сперва, The main thing is – главное- это, The most important thing is – самое важное – это.

 Английские разговорные клише для того, чтобы выделить или объяснить проблему:

 The trouble is – проблема заключается в следующем, The problem is- проблема заключается в следующем, The real problem is – реальная проблема заключается, The point is – суть в том, The awful thing is – страшное заключается в том, Don’t forget that – не забудьте, что.

Как рассказать о чем-то удивительном, необычном:  

Do you realize that – вы осознаете, что, Believe it or not – верьте или нет, You may not believe it but – вы можете в это не верить, но, It may sound strange but – это может прозвучать странно, но, The surprising thing is – удивительное заключается в, Surprisingly – к нашему удивлению, Oddly enough – странно, Funnily enough – достаточно забавно.

На сегодняшний день интернет играет важную роль в жизни подрастающего поколения. Мы можем воспользоваться им  для достижения целей. В школе учитель, дома интернет – ресурсы. Актуальная информация, взятая из сети, интересные задания по говорению на аутентичных сайтах, возможность общения со своими сверстниками из других стран мотивирует ученика к говорению на английском языке. Ниже дана подборка сайтов для обучения говорению.

http :// education . kulichki . net / lang / ielts . html

http://www.teachingenglish.org.uk/try/activities/speaking/recent Говорение для маленьких. Задания в игровой форме.

http://esl.about.com/od/speakingbeginner/Pronunciation_and_Speaking_Skills_for_Beginning_Level_English_Learners.htm Знакомит со стратегиями говорения. 10 самых популярных вопросов для инициирования беседы. Английский для общения. Диалог on- line .Большой выбор упражнений для разговорной практики. Сайт хорош для парной работы.

http://www.eslgold.com/speaking/speaking_situations.html Клише для говорения. Темы. Ситуации для беседы. Статьи и видео для обсуждения ( по схеме). Задания на говорение. Викторины и конкурсы. Уровни сложности.

http://iteslj.org/questions Коммуникативные вопросы по различным темам. Дан необходимый лексический материал.

http://www.eslgo.com/resources/sa.html Ролевые игры. Найти отсутствующую информацию. Групповые дискуссии.

http://www.spokenskills.com Сайт полностью посвящен формированию навыков говорения на английском языке.

http://www.eslflow.com/debateanddiscussionlessons.html Ведение дискуссии. Уровень- начиная с Inte rmediate .

http :// www . englishlearner . com / teachers / speaking . html Ролевые игры. В основном на выяснение отсутствующей информации. Например, «Как бы мы потратили миллион»? Детально прописаны роли в картах - раздатках.

27 марта Биболетова  Мерем Забатовна провела вебинар на тему  «Изменения в курсе “Enjoy English” для 7, 8 и 9 классов в соответсnвии с ФГОС и новая программа курса для 5-9 классов». 

В ходе которого она упомянула что в новых учебниках “Enjoy English” изменены разделы PROGRESS CHECK с учетом требований ГИА а в перспективе и ЕГЭ.

В целом, успешная сдача экзамена ГИА во многом зависит от особенностей ребёнка. Кто-то легко и быстро может говорить на разные темы, но делает многочисленные орфографические ошибки в ответах и при написании письма. Кто-то быстро читает и делает грамматические задания, но очень волнуется при устном ответе. Некоторым детям очень тяжело воспринимать речь на слух.

В заключение, можно сказать, что для успешной сдачи экзамена ГИА по английскому языку, как и всех экзаменов в форме ГИА, нужна добросовестная подготовка в течение нескольких лет. Терпения Нам и Успешной сдачи экзаменов нашим детям. Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

1.Вайсбурд М. Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие – Иностранные языки в школе – 1984 - №5

2.Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации – иностранные языки в школе -1995 - №4

3.Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.; Знание 1979

4.Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке – Иностранные языки в школе – 1987 - №3

5.Пассов В. И. Основные вопросы обучения иноязычной речи – Воронеж, 1976

6.Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку – Иностранные языки в школе – 1984 -№6

7.Кудинова Р. А. Использование компьютерных технологий при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ): [Электронный документ]. (http://festival.1september.ru/articles/214712/? numb_artic=214712).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования.

Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования....

"Скороговорки в английском языке: игра или средство обучения говорению."

Скороговорки – не только развлечение, игра, они несут на себе важную функцию: развивают слуховое внимание, помогают ребёнку научиться чётко проговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию, и...

"Эффективные приемы работы при обучении говорению на уроке английского языка"

Статья посвящена некоторым приемам обучения говорению, которое предусматривает как диалог, так и монолог. Говорение – продуктивный вид деятельности, для которого важна потребность высказываться. На ур...

КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. ссылка на аудио запись и презентацию https://www.google.com/url?q=https://cloud.mail ТЕМА: "Формы, методы, приемы и средства обучения на уроках обществознания с целью подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР. ссылка на аудио запись и презентацию  https://cloud.mail.ru/public/wZfY/B2aXLywrP ТЕМА: "Формы, методы, приемы и средства обучения на уроках обществознания  с...

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ

Статья посвящена некоторым приемам обучения говорению, которое предусматривает как диалог, так и монолог. Говорение – продуктивный вид деятельности, для которого важна потребность высказываться....