Зимний пейзаж
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Сергиенко Марина Петровна

 

Цель: Познакомить школьников с различными видами  и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.    

Задание: нарисовать пейзаж, используя различные техники и средства изображения ( на листе бумаги, на цветном картоне краской; мелом на черном фоне, тушью, ластиком на закрашенной бумаге, на виниловой пластинке).

                                                                                                                                                                            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность кружка  «Изостудия» 5 - 6 классы

“Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык”    
Ф.И.Тютчев

Тема: «Пейзаж»

Цель: Познакомить школьников с различными видами  и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.                                                                                                                                                                                Задачи: 

Проанализировать лучшие полотна выдающихся русских художников А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и И.И.Левитана, выделить своеобразие творчества каждого из них.

Развивать творческие способности учащихся, пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, через умение применять знания в новых ситуациях.

Воспитывать нравственно-эстетическое представление, систему взглядов на окружающий мир, доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине.

Научить различать виды и характер пейзажа;

Выполнить практическую работу.

Наглядность: репродукции картин художников и слайды:

И.И.Шишкин “Лес в инее», «Лес зимой»;

В. Поленов «Ранний снег»;

Айвазовский «Ледяные горы в Антарктиде»;

И.И.Левитан “Март”

музыка:  из фортепианного цикла “Времена года” П.Чайковского,                                                             Тип занятия: комбинированный.                                                                                                                     Вид занятия: пользованием ИКТ - лекции, творческая работа.                                                               Возраст учащихся: 5 - 6 класс.                                                                                                 Межпредметные связи: литература, история, музыка, ИЗО.                                                                 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.                                                 План урока: 

Организационный момент.

Сообщение нового материала.

Закрепление материала.

Практическая самостоятельная работа.

Выставка. Анализ работ.

Итог занятия.

                                                                      Ход занятия:                                                                                                                                                          1. Оргмомент                                                                                                                                                  2. Сообщение нового материала

Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.                                                                                                                      Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем, этот жанр характерен для живописи и графики. Красоту, настроение природы, ее многоцветие с помощью кисти и красок передают художники.
Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.          

“Не то, что мните вы природа:  Не слепок, не бездушный лик.
      В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык”                                                              эти строки принадлежат поэту  
Федору И.Тютчеву.                                                                                      

Что хотел но сказать этим?    На занятии нам предстоит узнать как природа  влияла на творчество художников, поэтов.                                                                                                                                 Природа России – любимая тема русских художников.
    Ребята, каких русских художников вы знаете? Ответы уч-ся……                                                                  Что изображали в своих картинах художники? Ответы уч-ся……                                                  Изображений природы очень много, у каждого художника есть свое любимое время года. Сегодня мы будем рассматривать зимние пейзажи.                                                                                               Пейзажи по жанрам бывают разные: сельский, городской, морской, эпический, героический, романтический. Разнообразны пейзажи по характеру, т.к. каждый  художник  вкладывает в него определенный смысл. Это пейзаж – настроения. Рассмотрим несколько картин русских художников.                                                                                                                                                    
Слайд 2. Ранний снег.   Василий Дмитриевич Поленов                                                                                           Каким цветом написан снег, небо, деревья? Какое чувство у вас вызывает эта картина?                      

Поэт  Сергей Есенин написал такие строки: Игнатьева Кристина 5 «б» кл.                                                              Поет зима - аукает,  мохнатый лес баюкает cтозвоном сосняка.                                                            Кругом с тоской глубокою  плывут в страну далекую cедые облака.                                                              

К какому жанру или характеру  относится этот пейзаж? (настроение)                                                                А как называется художник, который пишет море?  (Маринист).                                                   Назовите этого художника.  (Айвазовский).                                                                                        Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.
Бесконечные морские дали воплотил он на своих полотнах.
Слайд 3. Ледяные горы в Антарктиде. Айвазовский И.                                                                  Каким цветом написаны вода, небо, глыбы льда?  Какое чувство у вас вызывает эта картина?   Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин. Художник-пейзажист И.И.Шишкин был непревзойденным мастером в написании соснового леса. Шишкина называют “певцом русского леса”; большинство его полотен посвящено изображению лесных чащ, бора, полян. Как он раскрывает красоту зимнего леса. Художник не только рассказывает нам, что видел, но и показывает, как прекрасно все в природе. Все деревья разные: одни стройные, другие кривые; одни толстые, другие тонкие. Снег лежит на сучках, на стволах. Белого снега нет! Снег - серый, голубой, сиреневый… Снег - темнее белого листа бумаги.                                                                                                                                                                        Слайд 4. Лес в инее.  Иван Иванович Шишкин                                                                                    

 Каким цветом написан снег, небо, деревья? Какое чувство у вас вызывает эта картина?                     Глядя на эти картины, вспоминаются строки поэта Федора Тютчева, которые прочтет                   Пуштаева Олеся 5 «а» кл.:                                                                                                                                                                                 Чародейкою Зимою околдован, лес стоит,
      И под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит.

       Солнце зимнее ли мечет на него свой луч косой -
      В нём ничто не затрепещет,
     Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой.  

Слайд 5. Лес зимой.            

 Рыжакова Ксения  5 «б» кл. приготовила стих  И.З. Сурикова        

      Белый снег, пушистый в воздухе кружится  и на землю тихо падает, ложится.
     И под утро снегом поле забелело, точно пеленою  все его одело.
     Темный лес что шапкой  принакрылся чудной  и  заснул под нею крепко, непробудно..                                                                                         Романтический пейзаж. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроении.

Исаак Ильич Левитан написал картину “Март”. Слайд 7.                                                                                                    Радость весны, начала пробуждения, воскрешения природы от зимнего снега и холода. Левитан был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света. Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».

Обратите внимание, как изменились цвета у неба, снег стал серо- сиреневым, грязным.                     Деревья как бы проснулись и сбросили с веток снег.                                                                              Какие поэтические слова можно применить, глядя на эту картину?   Опишите, какие цвета художник использует. Какое настроение “звучит” на картине?                                                                                                                                                              

Почему цвет неба не однотонный, а имеет различные оттенки и цвета?

Дайфеева Алина 6 «а» кл. подготовила стихотворение:   Март                                                                                                                                                              То мороз, то лужи голубые, то метель, то солнечные дни.
На пригорках пятна снеговые прячутся от солнышка  в тени.                                                                Над землёй- гусиная цепочка, на земле — проснулся ручеёк,                                                                       И зиме показывает почка озорной, зелёный язычок.                                                                                  

На доске вы видите несколько пейзажей. Рассмотрим их и охарактеризуем.  Каким цветом написан снег, небо, деревья? Какое чувство у вас вызывает эта картина? Глядя на эту картину, вспоминаются строки Сергея Есенина  Берёза  (читает Филиппова Маргарита 5 «б»)
       
Белая береза под моим окном  принакрылась снегом, точно серебром.
       На пушистых ветках снежною каймой  распустились кисти белой бахромой.
       И стоит береза  в сонной тишине,  и горят снежинки в золотом огне.
       А заря, лениво обходя кругом,  обсыпает ветки новым серебром.
     

Пейзажи, созданные творцами русской художественной культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей.                                                                                            Каждый из художников-пейзажистов был самобытным живописцем, создавшим свой уникальный образ русской природы.

Задание: нарисовать пейзаж на листе бумаги, на цветном картоне краской; мелом на черном фоне, тушью, ластиком на закрашенной бумаге, на пластинке.

Звучит музыка: П. Чайковского «Времена года»  

Пришло время подвести итоги нашего занятия. Проверим, как вы запомнили материал и для этого я предлагаю отгадать кроссворд.

1. Изображение природы (пейзаж)

2. Закон изображения пространства (перспектива)

3. Художественная краска (масло)

4. Художник, певец русского леса (Шишкин)

5. Художник, изображающий море (маринист)

6. На чем художник пишет картину (холст)

7. Картина Левитана и название месяца (март)

8. Инструмент художника (кисть)

Молодцы, правильно все запомнили. А сейчас состоится открытие вернисажа – выставка ваших пейзажей. Прошу представить ваши пейзажи и дать комментарии к ним.

Уч-ся выходят и демонстрируют свои творческие работы.

Самоанализ занятия.

1.В процессе ведения занятия используются  следующие образовательные технологии и методики:

Технология проблемного обучения:

Учащиеся    умеют задавать и поставить вопрос,   умеют выявлять проблему, отсекать второстепенное, увидеть главное. Умеют говорить, дискуссировать, делать сравнения, выводы.

Личностно-ориентированные технологии предусматривают  обеспечение комфортных, безопасных условий развития, реализации природного потенциала школьника, разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка на занятиях  кружка, развитие его как личности и повышение его самооценки.

стимулирование учащихся к использованию различных способов и изобразительных техник выполнения творческих заданий.

Учащиеся выполняют творческую работу «Пейзаж», применяя изученные ранее техники.

использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и

самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий                                                      2. Мотивационный метод – расширение знаний и кругозора уч-ся на примере изучения творчества русских художников - пейзажистов, развитие речи, пополнение словарного запаса,  мышления, воображения,  глазомера, привитие эстетического вкуса, обучение приемам и техникам в изобразительной деятельности.

3. Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса.

Количество видов учебной деятельности и их чередование (рассказ, опрос, слушание, рассматривание картин, ответы на вопросы, решение кроссворда, практическая работа, демонстрация результата урока).

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Эмоциональные разрядки на уроке. Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Учащиеся рассматривали произведения живописи, рисунки, картины. Обсуждали, анализировали, читали стихи русских поэтов о природе, разгадывали кроссворд. Выполняли творческую работу – пейзаж в различных техниках. Представляли свои работы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Маркса Саратовской области

Внеурочная деятельность кружка «Изостудия»

Тема: «Пейзаж»

Руководитель кружка:

 Сергиенко М.П.

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изо Зимний пейзаж 4 класс

урок изобразительного искуссства 4 класс Зимний пейзаж...

Зимний пейзаж.

Урок для 6 класса...

Урок-проект на тему "Описание зимы, картин с изображением зимних пейзажей и музыкальных произведений на зимнюю тему с использованием красочных эпитетов"

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "DejaVu...

«ЗИМНЯЯ ДОРОГА». ПРИМЕТЫ ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА, НАВЕВАЮЩИЕ ГРУСТЬ. ОЖИДАНИЕ ДОМАШНЕГО УЮТА,ТЕПЛА, НЕЖНОСТИ ЛЮБИМОЙ ПОДРУГИ. ТЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

• познакомить со стихотворением Пушкина «Зимняя дорога» • выявить мотив одиночества, печали, тоски во внутреннем монологе героя и в описании зимней дороги; • развивать навыки выразительного чтения, ...