Народный мотив. Составление башкирского народного орнамента.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
урок для 7 класса
Составление башкирского народного орнамента с использованием компьютера в графическом редакторе Paint.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок для 7 класса народный мотив | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Кобякова Мария Петровна – учитель изобразительного искусства, черчения и технологии.
Башкортостан, Мечетлинский район, село Нижнее Бобино,
МОБУ СОШ с.Н-Бобино
Родилась 2 августа 1974 года в г. Перми.
Учитель высшей категории
Урок составлен по авторской программе для общеобразовательных школ
«Интегрированный курс обучения с применением информационных технологий в системе общего образования»
Открытый урок для 7 класса
Мой курай зазвени, заиграй
Всеми красками звонкого мира,
Все печали развей, мой курай,
Чтобы дрогнуло сердце башкира!
Пой курай, с утра до утра
Гордо, звонко, заливисто, смело.
Наступила такая пора,
Что людская душа зазвенела.
Тема урока: Народный мотив. Составление башкирского народного орнамента.
Цель урока: составление башкирского народного орнамента с использованием компьютера в графическом редакторе Paint.
Задачи урока:
воспитание чувства любви к родным истокам,
найти связь между музыкой и ДПИ, т.е.орнаментом;
повторение основ структуры построения орнамента;
цветовые отношения и особенности национального колорита;
эстетическое восприятие орнамента;
ритмическое построение орнамента;
самостоятельная деятельность учащихся в использовании компьютера;
творческая активность учащихся в выполнении работы.
Оборудование: компьютеры, готовые детали для орнамента
Оборудование для учителя: компьютер, наглядные пособия с видами орнамента, цветовой круг, цветовые комбинаторики, магнитофон, кассета с записью народной музыки, работы художников А.Х.Ситдиковой, З.Гаянов.
Ход урока
Орг.момент. (Звучит башкирская народная музыка)
Все рассаживаются, учащиеся садятся по три человека, делятся на группы. У нас четыре компьютера, а в классе 11 человек. У всех на партах, рядом с компьютером, листы белой бумаги и цветная бумага, а также ножницы, клей и готовые детали орнамента – домашнее задание. Приветствие учителя. Проверка, как дети подготовились к уроку.
(Зачитывается стихотворение Шайхзада Бабича «Курай»)
Тема сегодняшнего урока - «Народный мотив», она выбрана не случайно, этот урок мы посвятим башкирскому народному искусству.
Мы должны с вами составить с помощью компьютера в графическом редакторе Paint башкирский народный орнамент и связать его с музыкой. И казалось бы, а что общего между музыкой и изобразительным искусством? Оказывается очень много общего, как в самой структуре, так и в смысле выстроенных образов.
Наша тема «Народный мотив».Что такое «мотив»? мы все с вами знаем, чаще так говорят о музыке (услышал знакомый мотив или подобрать мотив песни). Но мы с вами будем сегодня говорить и работать над орнаментом, Урок мы начали с музыки, с песни, которая звучит, льётся и создаёт настроение. Музыка - это вид искусства, который существует во времени, вид восприятия – слуховой. Основой для музыкального произведения является звук(Послушайте), звонкий, тихий, высокий, низкий, длинный, короткий. Из нот, разных по тональности, т.е. по длине, по силе звучания и составляется мелодия. Так и цвет может быть звонким – ярким, глухим – бледным, насыщенным – тёмным, нежным – светлым. Но мало того, что звуки и цвет мы можем соотносить по восприятию, звучанию мелодии, но также по ритму – быстрый или медленный. Так и в изобразительном искусстве существует порядок и ритм. И лучше всего это можно понять и проследить через построение орнамента. Это вид декоративно прикладного искусства, который является первоосновой в башкирском народном творчестве.
Вопрос учителя к учащимся. Что такое орнамент?
Ответ ученика: «Орнамент – украшение. Это очень древний вид изобразительной деятельности человека, который в настоящее время относится к декоративно прикладному искусству. Орнаментом украшают одежду, посуду, мебель, здания»
Какие вы знаете виды орнаментов?
Ответ ученика: «По своей структуре, т.е стилизации орнамент бывает: растительный – из растительных элементов, листочки, завитки и т.д., геометрический – из геометрических форм, квадратики, кружочки, овалы, треугольники и т.д., зооморфный – животный мир, антропоморфный – фигуры людей». Элементы орнамента являлись азбукой для наших предков. Каждый знак имел свое значение. А составленный узор являлся летописью, рассказом, сказкой. Орнаментальные знаки в последствие разделили орнамент на виды. Башкирский народный орнамент по своей структуре интересен и самобытен.(рассказать о знаках). Посмотрите, пожалуйста, на вещи, выполненные руками рукодельниц и мастеров художников. Художники живописцы также обращаются к народному искусству через изображение орнамента. Зуфар Гаянов и Адия Ситдикова в своих произведениях показывают народный колорит через орнамент. Очень яркие цвета, сложные мотивы орнамента передают дух своего народа.
Так вот, мы с вами будем составлять народный мотив в орнаменте. Создавать ритм, музыкальность, чтобы орнаментальные детали сложились в определённый мотив, как в музыке. А цвет нам поможет создать особый национальный колорит. Посмотрите на несколько видов башкирского орнамента и, скажите, какие цвета являются основными, доминирующими. Вы, конечно, знаете, что в национальных народных орнаментах используются яркие, насыщенные цвета. Как и в народной музыке, она звонкая, чистая, неповторимая. А цвет, мы с вами знаем, что в национальных народных орнаментах используются чистые цвета. Назовите, пожалуйста, цвета используемые в башкирском народном орнаменте.
Ответ учеников. Красный, чёрный, зелёный. Чёрный (олицетворяет землю, пашню), красный (цвет жизни, крови), зелёный (цвет жизни и процветания, травы), жёлтый (солнечный свет).
Учитель - ещё используется синий (цвет неба, родных простор и свободы).
А какие используются элементы в башкирском народном орнаменте?
Ответ ученика: Геометрические знаки: вода, земля, луг, солнце, горы; зооморфные: рога (разобрать элементы)
Вместо нот будем использовать, элементы, фигуры растительного или геометрического орнамента. В орнаменте ритм, чередование элементов через определённое расстояние называется раппортом. Об этом мы с вами говорили в младших классах изучая тему: «Башкирский народный орнамент», я просто напоминаю для тех, кто забыл. Элемент орнамента это раппорт, а в музыке – тон(нота). И как в орнаменте мы можем считать, например вышивка так и называется счётной, музыкальный темп построен тоже на счёте.
Начинаем работу над орнаментом. (слушаем музыке и разминка). Можно класс поделить на 2 группы. Первая группа составляет орнамент для спокойной музыки, колыбельной, медленной и тихой песни, а вторая группа составляет орнамент для быстрой, более весёлой, энергичной мелодии. Учитель показывает цвета детям они должны выбрать для своей композиции. Украшение платка или просто салфетки. Мы с вами современные дизайнеры и должны составить орнамент для любого изделия. Из цветной бумаги составляем орнамент и рисуем на компьютере. С помощью компьютера подбираем цветовую гамму. Чтобы наш орнамент соответствовал определённой мелодии мы должны с вами составить раппорт. К медленной мелодии подходит более удлиненный вид раппорта – растительный (показать), а для быстрой энергичной музыки подходит – геометрический , с более мелкими деталями ( показать).
Прежде чем выполнить орнамент, намного легче составить его на компьютере. А потом выполнять уже на практике.
Включаем компьютер, с помощью кнопки пуск открываем программу PAINT. Работаем с инструментами на рабочем окне. Например, для рисования раппорта, выбираем любой инструмент. Для начала – в меню палитра устанавливаем чёрный верхний и белый нижний рабочие цвета. Инструментом «прямоугольник» нарисуем квадрат, инструментом «линия» проводим диагональ. Инструментом «ластик» стираем верхний треугольник. Инструментом «эллипс» вписываем в нижний треугольник круг. Заливаем разными красками с помощью инструмента «заливка» фрагменты раппорта, ограниченные замкнутым контуром. Из созданного рапорта начинаем составлять орнамент. Используя буфер обмена.
Выделяем раппорт инструментом выделение. В графическом меню устанавливаем прозрачный фон. В меню правка выбираем копировать. В меню правка выбираем вставить. Изображение раппорта появляется в верхнем левом углу рабочего поля. В меню рисунок выбрать отразить/ повернуть. В открывшемся окне установить переключатель перед строкой отразить слева направо. Щёлкнуть на кнопке ок. Приставляем повернутую копию раппорта к вертикальной стороне раппорта. Выделяем изображение составленное из двух раппортов. Копируем и вставляем в документ. Можно копировать и дальше в том же порядке, а можно в меню отразить/ повернуть. В открывшемся окне установить переключатель перед строкой Отразить сверху вниз. Щелкаем на кнопке ОК. новый фрагмент орнамента готов (показать). Теперь мы можем составить целую композицию. Завершив работу можно сохранить изображение. Щелкаем на рабочей панели меню Файл, в открывшемся окне выбираем сохранить как и называем работу.
Итог урока. Мы составили с вами башкирский народный орнамент в графическом редакторе, который во многом облегчает задачу художника декоратора, дизайнера. Помогает передать внешние признаки обьекта: размеры, форму, цвет.
Критерии оценок: 1) оригинальность;
2) контраст:
3) композиция (сложность):
4) соответствие темпу, ритму мелодии:
5) гармоничность цветовых оттенков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Орнамент. Башкирский народный орнамент"
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви...
Научно-исследовательская работа на тему « Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года»
В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Почти двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской ...
Произведения немецких композиторов и башкирские народные песни.
Бинарный урок в 7 и 8 классах (башкирский - немецкий языки)...
Викторина на тему: "Башкирское народное творчество"
Мероприятие по башкирскому государственному языку для учащихся 9 класса....
Статья о башкирских народных костюмах
The Bashkort traditional costume differs from costumes of other peoples, though it has borrowed various elements for a long time of its development. Its specific character is conditioned ...
Открытый урок по народно-сценическому танцу "Башкирская народная хореография-жемчужина национальной культуры"
Представляем вашему вниманию открытый урок «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Респуб...
Башкирские народные игры.
Разработка урока....