Рабочая программа по ИЗО 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка для 7 класса
Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программой «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского.
В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства
Характеристика учебного процесса:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.
Цель:
формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.
Задачи:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
- осмысление места изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование художественно-творческой активности.
В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида предусмотрено 1 час в неделю.
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год.
Структура программы
7 класс
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | «Человек- от внешнего к внутреннему» | 9 |
2 | «Ценности повседневной жизни» | 7 |
3 | «Великие темы жизни» | 10 |
4 | «Реальность жизни и художественный образ» | 8 |
Всего | 34 |
Календарно - тематическое планирование по ИЗО в 7 классе
№ урока | Дата прове-дения | Тема урока | Кол-во часов | Практическая работа | Домашнее задание |
По плану | факти-чески |
«Человек - от внешнего к внутреннему» (9 ч) |
1 | А- Б- | А- Б- | «Человек в живописи, графике, скульптуре» | 1 | Беседа с привлечением зрительного ряда. | найти изображение человека в движении |
2 | А- Б- | А- Б- | «Красота и выразительность пропорций человека» | 1 | Изображение двух контрастных фигур: «Тяжелоатлет и гимнаст» или «Могучий и ловкий». | продолжить поисковую работу |
3 | А- Б- | А- Б- | «Красота движений человека» | 2 | Изображение бегущих фигур на полосе бумаги «Эстафета». | выполнить несколько набросков человека в движении |
4 | А- Б- | А- Б- |
выполнить наброски движений человека разных по характеру |
5 | А- Б- | А- Б- | «Красота согласованности движений людей» | 1 | Изображение композиции «Спортивная игра». | выполнить наброски движений человека разных по характеру |
6 | А- Б- | А- Б- | «Учимся рисовать человека с натуры» | 1 | Наброски с товарищей по классу (кратковременные) | выбрать любимого литературного героя |
7 | А- Б- | А- Б- | «Учимся создавать образ человека по впечатлению» | 2 | 2-3 композиционных рисунка разных (контрастных) по характеру героев. | поискать типажи и выразительные позы для своих героев |
8 | А- Б- | А- Б- | посмотреть возможный костюм для своего героя |
9 | А- Б- | А- Б- | «Выражение внутреннего через внешнее» | 1 | Беседа. Отбор работ для выставки. | оформление работ |
«Ценности повседневной жизни» (7 ч) |
1 | А- Б- | А- Б- | «Обычная жизнь каждого дня - большая тема в искусстве» | 1 | Беседа. Показ зрительного ряда. | приглядеться к жизни своей семьи глазами художника |
2 | А- Б- | А- Б- | «Мой дом, моя семья» | 2 | Композиция на тему из жизни семьи. | по выбранной теме сделать зарисовки |
3 | А- Б- | А- Б- | присмотреться к жизни людей на улице |
4 | А- Б- | А- Б- | «Жизнь людей моей улицы, моего города, села» | 1 | Графическая композиция «На нашей улице» | подобрать исторические сведения о своей улице в прошлом |
5 | А- Б- | А- Б- | «Жизнь в моем городе сто лет назад» | 1 | Композиция-эскиз на тему. | подобрать иллюстрации о жизни других народов |
6 | А- Б- | А- Б- | «Жизнь разных народов похожа и не похожа на нашу» | 1 | Композиция по представлению на тему сюжетов повседневной жизни выбранной эпохи. | подобрать изображения праздничных сюжетов |
7 | А- Б- | А- Б- | «Быт – это не только будни, но и праздник» | 1 | Композиция «На новогоднем маскараде» | оформление работ |
«Великие темы жизни» (10 ч) |
1 | А- Б- | А- Б- | «Картины на темы истории» | 1 | Беседа. Показ зрительного ряда. | продумать какие исторические события хотел нарисовать |
2 | А- Б- | А- Б- | «С чего начинается картина» | 1 | Создание 2-3 эскизов на тему истории | продолжить поисковую работу |
3 | А- Б- | А- Б- | «Создание исторической картины невозможно без изучения материальной культуры времени» | 1 | Сбор материала. Графические зарисовки. | зарисовки, замысел эскиза |
4 | А- Б- | А- Б- | «В каждой картине есть главные герои» | 1 | Изображение одного из главных героев - портрета или фигуры. | подумать, в какой среде могло происходить событие |
5 | А- Б- | А- Б- | «Историческое событие происходит в среде природы и архитектуры своего времени» | 1 | Изображение места действия для выбранного исторического события. | выполнить несколько набросков |
6 | А- Б- | А- Б- | «Композиция- обобщение своих знаний и отношений» | 1 | Композиция на заданную и проработанную в предыдущих уроках историческую тему. | понаблюдать за состоянием природы |
7 | А- Б- | А- Б- | «Картины на библейские темы» | 1 | Беседа. | почитать Библию (по выбранному сюжету) |
8 | А- Б- | А- Б- | «Иллюстрации к Библии» | 2 | Работа над иллюстрацией. | подумать над образами героев |
9 | А- Б- | А- Б- | повторить тему по вопросам |
10 | А- Б- | А- Б- | Обобщение темы «Мир изобразительных искусств» | 1 | Беседа. Выступление поисковых групп. Отбор работ на выставку. | оформление работ |
VI. «Реальность жизни и художественный образ» (8 ч) |
1 | А- Б- | А- Б- | «Тема великой Отечественной войны и ее сегодняшнее звучание» | 2 | Беседа. Работа над композицией. | продумать композицию |
2 | А- Б- | А- Б- | найти примеры альбомов по искусству |
3 | А- Б- | А- Б- | «Альбом по искусству, его композиция и шрифтовое решение обложки» | 3 | Беседа. Начало работы над альбомом. Шрифтовое и декоративное оформление. | подобрать красочные обложки книг |
4 | А- Б- | А- Б- | подобрать иллюстрации к различным книгам |
5 | А- Б- | А- Б- | подобрать примеры различных шрифтов |
6 | А- Б- | А- Б- | Завершение темы «Мир изобразительных искусств» | 3 | Завершение и оформление работ. Оформление экспозиции выставки. Выставка работ. | подобрать примеры оформления экспозиций |
7 | А- Б- | А- Б- | подобрать примеры оформления картин |
8 | А- Б- | А- Б- |
Итого по плану 34 часа |
Основное содержание тем учебного курса (34)
Человек - от внешнего к внутреннему (9ч)
Изображение фигуры человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Пропорции, постоянные для фигуры, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Пластика и выразительность фигуры человека. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков.
Главное и второстепенное в изображении. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – духовная красота человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека.
Ценности повседневной жизни (7ч)
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изо Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри них. Бытовой жанр в искусстве.
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изо. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Умение видеть значимость каждого момента жизни.
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Сюжеты праздника. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, т.е превращение обычного в необычное.
Великие темы жизни (10ч)
Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; станкового к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись.
Значение станковой картины в русском искусстве. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Русские живописцы 19 столетия.
Этапы создания картины, эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Обобщение и детализация. Выразительность детали.
Картины на библейские темы. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.. древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублев, Феофан Грек, Дионисий.
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном сознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Реальность жизни и художественный образ (8ч)
Искусство светлой мечты и печали. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изо. Трагические темы в искусстве. Тема Великой Отечественной войны.
Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.
Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изо: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживание; уровень ценностных представлений художника о мире в целом.
Произведения искусства – свенья культурной цепи.
Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль17 века, барокко и классицизм, модерн.
Примеры художественных направлений 20 века.
Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;
-о процессе работы художника над картиной;
- о композиции как целостности и образном строе произведения;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- наиболее значимый ряд великих произведений изо на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.
уметь:
- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций;
- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1.Викторины
2.Кроссворды
3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4.Тестирование
Литература
1.Найс К.Рисунок тушью. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
2. Неменская Л.А. «Искусство в жизни человека » Москва «Просвещение», 2008 год;
3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд»,
Москва «Просвещение», 2007.
4.Пенова В.П.Рисуем карандашом. Деревья. Цветы, животные. ООО «Книжный клуб» Белгород, 2008.
5.Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом. ООО «Книжный клуб» Белгород, 2008.
6.Сокольникова Н.М Основы композиции.5-8кл.- Обнинск: титул,2006.
7.Сокольникова Н.М Основы рисунка.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.
8.Сокольникова Н.М Основы живописи.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.
9. Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», Москва «Эксмо», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...