Рабочая программа по ИЗО 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка для 6 класса
Рабочая программа 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программой «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского.
Специфика предмета: материал посвящен собственно изобразительным видам искусства, то есть живописи, графике, скульптуре.
Материал разбит на разделы, соответствующие четвертям учебного года. В основу тематического деления положен Жанровый принцип. Каждый жанр – натюрморт, портрет, и пейзаж – рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть картины мира и образных представлений человека, позволяет поставит в центр духовные проблемы и подчинить им способы изображения.
Материал подчинен принципу постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого приобретения навыков и знаний.
Характеристика учебного процесса: художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.
В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида предусмотрено 1 час в неделю.
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год.
Цель: введение ученика в систему художественной изобразительной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, своего рода зоркости души.
Задачи:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- понимание общественного назначения искусства как средства отражения, познания мира;
- формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству;
- развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии.
Структура программы
6 класс
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Язык изобразительного искусства | 9 |
2 | ИЗО и мир природы | 7 |
3 | Изображение человека и предметного мира | 10 |
4 | Человек в искусстве. Жанр портрета. | 8 |
Всего | 34 |
Календарно - тематическое планирование по ИЗО в 6 классе
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во час-ов | Практическая работа | Домашнее задание |
По плану | Фактически |
Язык изобразительного искусства (9 ч) |
1 | А- Б- | А- Б- | Виды изобразительного искусства и основы образного языка: скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. | 1 | Беседа-знакомство с видами изобразительного искусства. | Повторить виды ИЗО |
2 | А Б | А Б | Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. | 2 | Изображение сюжетной композиции в графике. | Выполнить набросок |
3 | А Б | А Б | Найти примеры рисунков знаменитых художников |
4 | А Б | А Б | Объем - основа языка скульптуры. | 2 | Лепка из пластилина фигуры человека с передачей различных состояний: уверенности, спокойствия, настороженности. | Найти примеры изображения сульптуры |
5 | А Б | А Б | Продолжить поисковую работу |
6 | А Б | А Б | Черное и белое - основа языка графики. | 2 | Изображение пейзажа, передав в нем настроение спокойствия, задумчивости. | Найти примеры графических работ |
7 | А Б | А Б | Продолжить поисковую работу |
8 | А Б | А Б | Цвет-основа языка живописи. | 1 | Передать впечатление ряби на воде. Передать впечатление цветущей сирени. | Найти примеры изображения цветущей сирени |
9 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
ИЗО и мир природы (7 ч) |
1 | А Б | А Б | Познание окружающей действительности - основа изобразительной деятельности человека | 1 | Беседа о творчестве русских художников – пейзажистов. | Найти примеры изображения природы великими художниками |
2 | А Б | А Б | Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр и жанр пейзажа | 1 | Изображение любого животного. | Найти примеры изображения животных знаменитыми художниками |
3 | А Б | А Б | Пейзаж в графике. | 2 | Изобразить пейзаж на поверхности стекла и сделать отпечаток на альбомный лист. | Найти примеры изображения пейзажа в графике |
4 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
5 | А Б | А Б | Художники выражают свое понимание красоты природы | 3 | Архитектурный пейзаж. Колорит в пейзаже. | Найти примеры изображения архитектурного пейзажа |
6 | А Б | А Б | Продолжить поисковую работу |
Оформить работу |
7 | А Б | А Б |
Изображение человека и предметного мира (10 ч) |
1 | А Б | А Б | Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморта. | 3 | 1ур.-Составление композиции; | Найти примеры изображениянатюрморта |
2 | А Б | А Б | 2 ур. - Передача света и тени в натюрморте. | Продолжить поисковую работу |
3 | А Б | А Б | 3 ур.-Живописное решение натюрморта. | Оформить работу |
4 | А Б | А Б | Натюрморт в графике | 3 | Натюрморт в технике «Граттаж» | Найти примеры изображения в графике |
5 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
6 | А Б | А Б |
Оформить работу |
7 | А Б | А Б | Вглядываясь в человека. Жанр портрета. | 4 | Выполнить наброски пропорций головы человека в фас и профиль. Изображение портрета в скульптуре. | Найти примеры изображения человека |
8 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
9 | А Б | А Б |
Продолжить поисковую работу |
10 | А Б | А Б |
Оформить работу |
VI. Человек в искусстве. Жанр портрета.(8 ч) | А Б | А Б |
1 2 | А Б | А Б | Портрет в графике. | 2 | Изображение портрета с натуры. | Выполнить 2-3 наброска людей с натуры |
А Б | А Б | Оформить работу |
3 | А Б | А Б | Портрет в живописи. | 3 | Изображение портрета по представлению. Колористическое решение портретной композиции. | Найти примеры изображения портрета в живописи |
4 | А Б | А Б | Продолжить поисковую работу |
5 | А Б | А Б | Оформить работу |
6 | А Б | А Б | Жанр портрета - обобщение темы. | 1 | Обобщение темы. Отбор лучших работ на выставку. | Выполнить сообщение о музеях мира |
7 | А Б | А Б | Музеи мира. | 1 | Беседа - знакомство с историей возникновения музее | Найти репродукцию с картины из Третьяковской галереи |
8 | А Б | А Б | Государственная Третьяковская галерея. | 1 | Беседа о Третьяковской галереи |
Итого по плану 34 часа |
Основное содержание тем учебного курса (34)
I. Язык изобразительного искусства (9ч)
Виды искусства, их деление на группы: изобразительные, конструктивные, декоративные.
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный этап. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Линейные графические рисунки известных художников.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное-светлое. Тональная шкала. Линия и пятно.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета.
Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Живое смешение красок. Выражение в живописи эмоциональных состояний.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево, - их выразительные свойства.
Изобразительное искусство и мир природы (7ч)
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Перспективы в изобразительном искусстве. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов. Точка схода. Правила воздушной перспективы.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Пейзаж-настроение как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природа в течение суток. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
Разные образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Графическая работа в технике «Граттаж». Знакомство с Анималистическим жанром.
Изображение человека и предметного мира (10ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Выражение авторского отношения к изображаемому. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела. Формы простые и сложные.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия «свет. Блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма и оттиск.
Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный и лирический портреты. Проблема сходства в портрете. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в скульптуре. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Человек в искусстве. Жанр портрета (8ч)
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изменение образа человека при различном освещении.
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Роль рук в раскрытии образов портретируемого.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образов. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Знакомство с историей возникновения музеев, с их видами. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей, Лувр, Прадо, Метрополитен.
Местные музеи. Главная роль художественного музея в национальной и мировой культуре
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны: знать:
- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
уметь:
- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1.Викторины
2.Кроссворды
3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4.Тестирование
Литература
1.Дюбоск Д. Как рисовать животных пустынь.- Мн.:ООО «Попурри», 2002.
2.Найс К.Рисунок тушью. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
3. Неменская Л.А. «Искусство в жизни человека » Москва «Просвещение», 2008 год;
4. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд»,
Москва «Просвещение», 2007.
5.Пенова В.П.Рисуем карандашом.Деревья. Цветы, животные.ООО «Книжный клуб» Белгород, 2008.
6.Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом. ООО «Книжный клуб» Белгород, 2008.
7.Сокольникова Н.М Основы композиции.5-8кл.- Обнинск: титул,2006.
8.Сокольникова Н.М Основы рисунка.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.
9.Сокольникова Н.М Основы живописи.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.
10. Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», Москва «Эксмо», 2007.
11.Хамм дж. Как рисовать животных,- 3-е изд.- Минск: «Попурри», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...