Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с программой «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского.
Специфика предмета:
первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современном мире. Осуществление программы предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Характеристика учебного процесса:
программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков учащихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
На протяжении всего курса учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы. Уроки повторения или закрепления предусмотрено проводить в форме бесед, выставок с обсуждением работ, игр.
Тематическая цельность и последовательность учебного материала помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения.
В программе нет механических поворотов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познаний личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры. В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида предусмотрено 1 час в неделю.
Количество часов по учебному плану: 34 .
Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.
Задачи:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на ее красоту;
-формирование отношения к музею как сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы
в искусстве разных стран;
Структура программы
5 класс
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 | Древние корни народного искусства | 9 |
2 | Связь времен в народном искусстве | 7 |
3 | Декор: человек, общество, время | 10 |
4 | Современное декоративное искусство | 8 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Практическая работа | домашнее задание |
По плану | фактически |
Древние корни народного искусства (9ч) |
1 | а- б- | а- б- | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Осташковская резьба. Изображение наличников окон. | подобрать иллюстрации с изображением русской избы |
2 | а- б- | а- б- | Интерьер крестьянского дома | 1 | изобразить фрагмент интерьера избы с основными предметами | подобрать иллюстрации «Предметы народного быта» |
3 | а- б- | а- б- | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 | Изображение прялки. | подобрать иллюстрации с изображением прялок |
4 | а- б- | а- б- | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы | 1 | Декоративно оформить прялку, выполненную на предыдущем уроке, используя различные символы. | подобрать иллюстрации с изображением древних образов |
5 | а- б- | а- б- | Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. | 1 | Украшение избы предметами быта. | подобрать иллюстрации с изображением предметов быта |
6 | а- б- | а- б- | Народная праздничная одежда. Тверской костюм | 1 | Выполнить эскиз народного костюма (головной убор, рубаха, сарафан). | Подобрать иллюстрации с изображением русских костюмов |
7 | а- б- | а- б- | Народная праздничная одежда. Тверской костюм | 1 | Завершить эскиз народного костюма (головной убор, рубаха, сарафан). | Подобрать старинные русские поговорки и пословицы |
8 | а- б- | а- б- | Праздничные народные гулянья | 1 | Изобразить народное праздничное гулянье | подобрать иллюстрации с изображением праздничных гуляний |
9 | а- б- | а- б- | Праздничные народные гулянья | 1 | Обобщение по теме «Древние корни народного искусства» | подобрать иллюстрации на тему «Народное декоративное искусство» |
II. Связь времен в народном искусстве (7ч) |
1 | а- б- | а- б- | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | Лепка Торжокской глиняной игрушки. | подобрать иллюстрации с изображением народных игрушек |
2 | а- б- | а- б- | Единство формы и декора в игрушках | 1 | Роспись Торжокской глиняной игрушки | продолжить поисковую работу |
3 | а- б- | а- б- | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. | 1 | Изображение хохломских изделий. | подготовить сообщение по теме «Хохлома», Гжель» |
4 | а- б- | а- б- | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. | 1 | Создать завершенный художественный образ в предмете народного промысла, выбранном на предыдущем уроке. | подготовить сообщение по теме «Городецкая роспись», «Палех» |
5 | а- б- | а- б- | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. | 1 | Изображение декоративного натюрморта с натуры. | подобрать иллюстрации с изображением предметов народного промысла |
6 | а- б- | а- б- | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни | 1 | Создать завершенный художественный декоративного натюрморта с натуры | продолжить поисковую работу |
7 | а- б- | а- б- | Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни. | 1 | Изготовить пряник из жгута символической формы | оформить работы |
Декор: человек, общество, время (10 ч) |
1 | а- б- | а- б- | Выражение через декор принадлежности к различным социальным группам. | 1 | Беседа-знакомство с искусством Древнего Египта, эпохи Возрождения, Древней Греции, эпохи Барокко и классицизма) | подобрать материал по теме «Древний Египет» |
2 | а- б- | а- б- | Украшения в жизни древних обществ | 1 | Эскиз бижутерий, ваз древнего Египта и Греции. | подобрать материал по теме «Древняя Греция» |
3 | а- б- | а- б- | Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древней Греции | 1 | Сделать наброски фигур людей в греческом костюме | подобрать материал по теме «Мифы Древней Греции» |
4 | а- б- | а- б- | Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. | 1 | Изобразить мифологический сюжет в чернофигурном стиле на сосуде любой формы. | продолжить поисковую работу |
5 | а- б- | а- б- | Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе. | 1 | Изображение эмблем | подготовить сообщение «Герб моего города» |
6 | а- б- | а- б- | Гербы и эмблемы | 1 | Изображение герба | подобрать материал с изображением средневековой одежды |
7 | а- б- | а- б- | Декоративное искусство Западной Европы 17 века | 1 | Изображение интерьера дворца | подобрать материал с изображением средневекового балла |
8 | а- б- | а- б- | Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. | 1 | Выполнение эскиза костюма придворного аристократа | продолжить поисковую работу |
9 | а- б- | а- б- | Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. | Создание панно «бал Золушки», используя эскизы Калязинских кружев и Торжокского золотного шитья | повторение темы четверти |
10 | а- б- | а- б- | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 | Обобщение темы четверти: Игра- викторина. | посетить музей |
VI.Современное декоративное искусство (8 ч) |
1 | а- б- | а- б- | Современное повседневное и выставочное декоративное искусство | 1 | Беседа-знакомство с современным декоративным искусством | подобрать иллюстрации с изображением современного выставочного искусства |
2 | а- б- | а- б- | Современное декоративное искусство. Витраж | 1 | Выполнить эскиз декоративной композиции для техники витража. | подобрать иллюстрации с изображением витража |
3 | а- б- | а- б- | Витраж. | 1 | Выполнить имитацию витража | подобрать иллюстрации с изображением древних народных образов |
4 | а- б- | а- б- | Древние образы в современном декоративном искусстве | 1 | Нарисовать эскиз коллективного панно для украшения интерьера школы с использованием народных древних образов | подобрать иллюстрации с изображением мозаичных картин |
5 | а- б- | а- б- | Создание коллективной декоративной работы из мозаики. | 1 | Продолжить работу над композицией | продолжить поисковую работу |
6 | а- б- | а- б- | Создание коллективной декоративной работы из мозаики. | 1 | Продолжить работу над композицией | продолжить поисковую работу |
7 | а- б- | а- б- | Создание коллективной декоративной работы. | 1 | Работа над элементами панно | продолжить поисковую работу |
8 | а- б- | а- б- | Создание коллективной декоративной работы. Монтаж общего панно в интерьере. | 1 | Работа над элементами панно, монтаж общего панно в интерьере | посетить музей |
Итого по плану | 34 часа |
Основное содержание тем учебного курса (34)
Древние корни народного искусства (9ч)
Традиционные образы народного искусства – солярные знаки, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в образном строе избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, круг предметов быта. Единство пользы и красоты.
Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Крестьянская вышивка. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментального построения в вышивках полотенец.
Народный праздничный костюм. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимая связь земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники – это способ участи человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое знание.
Связь времен в народном искусстве(7ч)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промысла. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи игрушек.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи
Из истории развития Городецкой росписи. Рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Главные герои росписи, основные элементы декоративной композиции. Приемы росписи.
Из истории художественного промысла Хохломы и Жостова. Основные приемы росписи. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности.
Декор – человек, общество, время (10ч)
Роль декоративного искусства в жизни общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности.
Декоративное искусство Древненго Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений и цвета. Отличие одежд высших и низших слоев общества.
Одежда – знак положения человека в обществе. Декоративное искусство Древнего Китая и искусства Западной Европы 17 века ( эпоха барроко).
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого сообщества – государства, страны, города, символизирующий отличие от других. Значение одежды для выражения принадлежности человека к различным слоям общества.
Современное декоративное искусство (8ч)
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, гобелен, роспись по ткани …)
Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Коллективный творческий проект декоративной работы.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны уметь:
- проявлять интерес, бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;
- видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства: в декоре традиционного жилища, предметах крестьянского быта, орнаментах вышивки, одежды.
-уметь выявлять в произведениях крестьянского искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов языка, единство материала, формы и декора;
-активно включаться в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «проектов» и декоративных рисунков с учетом особенностей образного языка крестьянского прикладного искусства.
- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, вышивка, резьба по дереву и т. д.);
- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;
- отражать в рисунках и «проектах» единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;
- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.
знать:
- об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного искусства;
- об особенностях уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и т. д.);
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1.Викторины; 2.Кроссворды; 3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ; 4.Тестирование.
Литература
1. Горяева Н.А. учебник ИЗО «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва «Просвещение», 2006 год;
2. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд»,
Москва «Просвещение», 2004 год;
3. Косминская В.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства
изобразительной деятельностью детей», Москва «Просвещение», 1981 год;
4. Климов А. «Народные промыслы», Москва «Белый город, 2004 год.
5.Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом. ООО «Книжный клуб» Белгород, 2008.
6.Сокольникова Н.М Основы композиции.5-8кл.- Обнинск: титул,2006.
7.Сокольникова Н.М Основы рисунка.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.
8.Сокольникова Н.М Основы живописи.5-8 кл.- Обнинск: титул,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...