«Использование современных инновационных технологий в обучении изобразительному искусству»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Саковская Наталья Владимировна

 

               Меняющийся мир провоцирует перемены и в школе. Очевидно, настало время по-другому взглянуть и на изучение предмета «Изобразительное  искусство». Опыт искусства, как никогда, сегодня выступает на первый план в решении многих творческих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tehnologii.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование учителя

Тема :

«Использование современных инновационных технологий

в обучении изобразительному искусству»

«…Ни один школьный предмет не может

заменить великую силу искусства в

формировании духовных, нравственных качеств

личности, в самопознании, самооценке,

самовоспитании и саморазвитии; вне искусства

не прорастает ни интеллект поколений, ни

ассоциативное мышление, ни благородная

самоирония, ни отважная интуиция, ни

внутренняя свобода, вне которой нет

творчества …»

(О.В.Островская)

       

               Меняющийся мир провоцирует перемены и в школе. Очевидно, настало время по-другому взглянуть и на изучение предмета «Изобразительное  искусство». Опыт искусства, как никогда, сегодня выступает на первый план в решении многих творческих задач.

В связи с модернизацией российского образования одной из главных задач является обеспечение современного качества образования, где сохраняется его базовая основа.  Каждая задача  должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В педагогике понятие «компетентности» рассматривают как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности и личностные ориентиры учащихся. Сформировать комплекс компетентностей позволяют современные педагогические технологии, которые приходят на смену традиционным методам.  

 Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Задача учителя в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему. В обучении изобразительному искусству  используются различные  образовательные технологии. Большое внимание  необходимо уделять формированию и совершенствованию универсальных учебных действий, направленных на достижение высоких личностных образовательных результатов учащимися. На уроках ИЗО применяются различные формы обучения: уроки обобщения, уроки-путешествия, деловые игры, уроки индивидуальной и коллективной  творческой деятельности учащихся, беседы, экскурсии.

Инновационные процессы в сегодняшнем образовании не являются чем-то модным и придуманным. Что такое инновация  в образовании? Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс  новых современных методик, разработок, программ:  здоровье сберегающие, информационные, личностно-ориентированные и многие другие, которые позволяют повысить качество знаний школьников. Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения. Для решения этих задач  на уроках в  школе применяются  многочисленные инновационные технологии:

  • технологии  личностно-ориентированного обучения (личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.);
  • обучение в сотрудничестве (обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания);
  • активные методы обучения (методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей
  • дифференцированное  обучение (цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.);
  • игровые технологии  (основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся)
  • технология интегрированного обучения (интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков:урок-лекция;урок-путешествие;урок-экспедиция;урок-исследование;урок-инсценировка;учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок.
  • метод учебного проекта (учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт );
  • разноуровневое обучение (разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося)
  • проблемное обучение (обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения);
  • технология развивающего обучения (урок имеет гибкую структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, дидактические игры, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.)
  • информационные технологии обучения( Современные ИТ, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления ученику, являются мощным инструментом ускорения образовательного процесса). 

Методические  инновации в современном образовании связаны с внедрением в педагогику информационных компьютерных технологий. В соответствии с Законом РФ "Об образовании» и требованиями к системе образования возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования. Создание мультимедийных уроков развивает познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета. Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства очевидны:

  • возможность обеспечить   визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  • обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Современный ученик – это постоянный пользователь персонального компьютера. К сожалению, подобного рода увлечения не редко пагубно влияют на образ жизни учащегося: его успеваемость в школе, социальную адаптацию. Задача педагогов и родителей грамотно дозировать использование ребенком ПК, потому как исключить это невозможно, да и не нужно.Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.

В результате можно определить формы применения компьютера на уроках изобразительного искусства и МХК:

  • как источник информации и новых знаний;
  • поддержка  целей и задач урока, поставленных учителем;
  • организация проектной деятельности учащихся.

В зависимости от типологии урока используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.

Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.

Слайд-фильм - используется на всех уроках, его можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу, как правило,  сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования или тестовых заданий.

   Новый тип урока в условиях реализации ФГОС второго поколения .

Главное направление новых стандартов –усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Основополагающий тезис, который давно присутствует в психологии обучения : «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом,

а субъектом учебной деятельности». Каким образом включить ученика в

образовательный процесс? Только с помощью действия!!!НО…по каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе".

Изобразительное искусство никогда не относилось к основным школьным дисциплинам. Однако история этого предмета уходит в глубину веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобр...

О проблемах обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее ...

"Буква как художественный символ" - методический материал по изобразительному искусству, МХК, может быть использован на занятиях кружков по изобразительному искусству.(ОДОД).

В презентации рассматривается история возникновения буквы как художественного символа, несущего смысловую нагрузку....

Проблемы обучения изобразительному искусству в современной общеобразовательной школе

Изобразительное искусство — одна из основных дисциплин школьного образования. Ее изучают много веков. В разные времена высказывались различные суждения по поводу изобразительного искусства и ее ...