Урок ИЗО "Последний лист"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Пайкова Татьяна Иннокентьевна

Разработка открытого занятия для воспитанников 10-12 лет. Поэтапное рисование кленового листа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posledniy_list_konspekt.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия в студии свой стиль

«Последний лист»

Цель урока: Обучить воспитанников поэтапному рисованию осеннего листа клена

Задачи:

Знакомство с этапами построения кленового листа;

Обучение технике «штамповки» для реалистичного изображения листа;

Развитие познавательного интереса к чтению;

Воспитание  внимательности, чуткости по отношению к людям;

Оборудование и материалы:

Альбомный лист,

Карандаш,

Резинка,

Краски, кисти,

Штамповочный материал

Вода

Ножницы

Зрительный ряд:

Мультимедийная презентация к уроку;

Портрет писателя О.Генри

Электронная физминутка «Последний лист»;

Фотографии осенних листьев

Музыкальный ряд:

П.И. Чайковский «Времена года» (Октябрь, Ноябрь)

Светлана Копылова «Последний лист»

Видеоряд:

Светлана Копылова «Последний лист»

Ход занятия

Орг. Момент

Теоретическая часть

Практическая часть

Рефлексия

Орг. Момент:

Здравствуйте гости и хозяева нашей студии. Сегодня у нас с вами открытый урок, на который мы пригласили наших самых добрых друзей, чтобы вместе совершить увлекательное путешествие в мир изобразительного искусства.

Говорят, что каждая встреча в нашей жизни – неслучайна… она предопределена судьбой и всегда  несет нам возможность изменить свой мир. А вот в лучшую или худшую сторону – зависит только от нас. Это  может быть встреча с произведением  изобразительного искусства, человеком, животным, музыкой, книгой – да,  с кем угодно.

Сегодня я расскажу вам о такой встрече, когда-то изменившей мою жизнь. Это была встреча с книгой…. (показать книгу).  Это сборник рассказов, написанных Уильямом Сидни Портером, американским писателем, больше известным в мире под псевдонимом О.Генри.  Каждая его новелла– это целая жизнь, мудрая притча, рассказанная простым и доступным языком.  И есть среди них  небольшой рассказ, который называется «Последний лист». Это милая и грустная история

о двух молодых художницах, Сью и Джонси, которые снимают квартирку на верхнем этаже дома в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, где издавна селятся люди искусства. В ноябре Джонси заболевает пневмонией. Вердикт врача неутешителен: «У нее один шанс из десяти. И то, если она сама захочет жить». Но Джонси как раз потеряла интерес к жизни. Она лежит в постели, смотрит в окно и считает, сколько листьев осталось на старом плюще, который обвил своими побегами стену напротив. Джонси убеждена: когда упадет последний лист, она умрет.

Сью рассказывает о мрачных мыслях подруги старому художнику Берману, который живет внизу. Он давно собирается создать шедевр, но пока у него что-то не клеится. Услышав про Джонси, старик Берман страшно расстроился и не захотел позировать Сью, писавшей с него золотоискателя-отшельника.

На следующее утро оказывается, что на плюще остался один-единственный лист. Джонси следит за тем, как он сопротивляется порывам ветра. Стемнело, пошел дождь, еще сильнее задул ветер, и Джонси не сомневается, что наутро она уже не увидит этот лист. Но она ошибается: к её великому удивлению, лист-храбрец продолжает сражаться с ненастьем. Это производит на Джонси сильное впечатление. Ей становится стыдно своего малодушия, и она обретает желание жить. Посетивший её доктор отмечает улучшение. По его мнению, шансы выжить и умереть уже равны. Он добавляет, что сосед снизу тоже подхватил воспаление легких, но у бедняги шансов на выздоровление нет. Еще через день доктор заявляет, что теперь жизнь Джонси вне опасности. Вечером Сью сообщает подруге грустную весть: в больнице скончался старик Берман. Он простудился в ту ненастную ночь, когда плющ потерял последний лист и художник нарисовал новый и под проливным дождем и ледяным ветром прикрепил его к ветке. Берман все-таки создал свой шедевр. 

Вот такая история. Прочитав ее однажды, мне захотелось для кого-то стать надеждой, кому-то подарить солнце… с того дня я рисовала непрерывно, я училась каждый день. И сегодня  я достигла того, что могу поделиться своим опытом с вами.

Итак, тема  нашего занятия – «Последний лист». Сегодня мы с вами научимся поэтапному построению рисунка на листе, а еще узнаем о необычном, эффектном способе раскрашивания нашего произведения.  

Практическая часть

Для работы над графическим изображением листка нам потребуется альбомный лист бумаги, простой карандаш (твердо-мягкий) и хорошая стирательная резинка. Я буду рисовать свой листок на мольберте, а вам предлагаю внимательно  следить за мной и повторять. Нарисовать лист клена совсем не сложно, несмотря на то, что он имеет такую изысканную форму.

В принципе рисование кленового листа мало чем отличается от дубового листа или другого дерева, разве только тем, что у кленового не одна центральная ось, а целых пять, по числу лепестков листа.

Точками отметим нижние края лепестка, где он будет переходить в следующий лепесток. Это нужно для удобства и создания точной симметрии. Если не наносить подобных отметок, то лист может получиться неровным и ассиметричным.

Далее рисуем корешок (корешок – важная часть листа, тем более, если лист отпавший от дерева). Аккуратными движениями, соединяя все контрольные точки и соблюдая характерные формы кленового листа, рисуем его и получаем в результате аккуратненький листочек, который можно закрасить и получить реалистичный вид.

        

Итак, мы закончили графическое построение листа на плоскости. Вы видите, что, несмотря на то, что мы рисовали все вместе, изображения у нас получились достаточно отличные друг от друга. А сейчас я предлагаю взять в руки ножницы и аккуратно вырезать ваши листы, не забывайте при этом придумать их историю. Но, конечно, не забывайте и о том, что ножницы – достаточно опасный инструмент, при неаккуратном использовании. Не толкайтесь, передавайте ножницы друг другу сомкнутыми и кольцами вперед. Закончив работу, проложите ножницы на стол. И прежде, чем мы перейдем к раскрашиванию, я предлагаю всем немного отдохнуть и выполнить небольшую физминутку для глаз.  Внимательно следите глазами, не поворачивая голову, за перемещениями листа на экране. А теперь на секунду привстанем, вытянемся как можно выше, покачаем руками, словно деревья, медленно присядем, поднимемся и займем свои места.

Итак, прежде чем приступить непосредственно  к окрашиванию, давайте определимся с палитрой цвета. Я предлагаю вам внимательно посмотреть на подборку фотографий листьев и выбрать одну из предложенных цветовых гамм.

Почему вы выбрали именно эти цвета? (Ответы детей)

Как называются эти цвета в изобразительном искусстве? Почему?...

Сейчас мы приступим к раскрашиванию наших листочков. Давайте покроем их для начала желтой красочкой. Теперь, не дожидаясь пока они подсохнут будем раскрашивать их необычным способом – с помощью штампиков, для того, чтобы повторить структуру листьев.

Ну, вот мы и закончили работать над нашими листочками, сейчас они немного подсохнут, а мне хотелось бы, чтобы каждый из ваших листочков стал  более живым, интересным, со своей короткой историей.  Например, так: (демонстрирует свой лист) Здравствуйте. Я – кленовый листок. Я прилетел сюда, потому что на улице холодно и мне там немного одиноко, а здесь столько красивых веселых листьев. И мне здесь тепло и уютно, и я не хочу улетать… А если ветерок унесет меня, я все же лист, я обязательно вернусь…

Вот такая история у моего листа. А сейчас хотелось бы  услышать маленькие истории ваших листьев. (Ответы детей)

 А теперь мы подведем итог нашего урока. Что мы научились сегодня с вами рисовать? (Ответ детей). Все это верно. Но сегодня мне бы хотелось, чтоб с нашего занятия вы унесли чуть больше, чем просто умение рисовать прекрасные осенние листья… Вы заметили, что за нашим столом сегодня одно место пустует…чье оно? Кто должен был сидеть рядом с вами? Правильно. Ваша одноклассница, подруга сейчас болеет, а за окном осень… и, мне кажется, ей очень не хватает вашего тепла, вашего внимания, вашего присутствия. Я предлагаю подарить ей самый теплый осенний букет из последних листьев. На обороте листа я прошу вас написать Маше небольшое письмо, с пожеланием выздоровления, со словами участия. Расскажите ей, как вам ее не хватает. Мы тоже напишем такое письмо, а потом соберем их вот в этот конверт и все вместе отправим. Это будет хороший поступок. (Дети пишут письма, затем  оформляют конверт)

А наш урок закончился. И на прощание мы желаем вам: пусть в вашей жизни всегда найдется человек, готовый подарить вам солнце в ненастный день, надежду, когда вы опечалены, радугу для вдохновения. И еще мы желаем вам, чтоб вы сами для кого-то стали  добрыми друзьями, в которых каждый так нуждается в трудную минуту. Спасибо вам за работу. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация открытого урока " Значение листьев для растения"

Значение листьев для растения, их внешнее и внутреннее строение...

Презентация к уроку" Геометрия листа бумаги"

Презентация к  внеклассным занятиям, уроку  в 5-6 классе"Геометрия листа бумаги" -5-6 класс...

Урок "Осенние листья"

В работе представлена презентация урока. Урок предназначен для учащихся 1 классов....

Конспект урока + маршрутный лист по теме "Становление наук о человеке", 8 класс

УМК "Линия жизни" В.В. Пасечник "Анатомия.Физиология.Гигиена"Эпиграф: Водну и ту же реку нельзя войти дважды (Гераклит)Тип урока: подтверждение прежних знаний....

Профильный урок "Многообразие листьев"

Урок предназначен для проведения занятий в 9 классе с целью актуализации знаний по данной теме из курса ботаники и углубления знаний о многообразии строения листьев. Презентация и подробный конспект у...

Урок Многообразие листьев (профильный уровень)

Урок предназначен для проведения занятий в 9 классе с целью актуализации знаний по данной теме из курса ботаники и углубления знаний о многообразии строения листьев. Презентация и подробный конспект у...

Анализ урока. Чек-лист

Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода с опорой на чек-лист....