Роль народных художественныхпромыслов в современной жизни.Праздни " В гостях у народных мастеров".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Сидорова Ирина Николаевна

Обобщение темы уроков "Древние образы в современных народных игрушках" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник  «В гостях у народных мастеров»

Для учащихся 5 классов.

Сценарий мероприятия.

 

Хозяйки:

- Добро пожаловать, гости дорогие!

- Веселья Вам да радости желаем.

- Давно мы Вас ждём-поджидаем, праздник без Вас не начинаем.

-У нас для каждого найдется местечко и словечко.

- Припасли мы для Вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Входят гости под музыку

Гость: Гостям-то, известное дело, хватит места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте - не в обиде. Расскажите гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в Ваших краях?

Дымковские гости.

1. Мы к Вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли Вам в подарок Дымковскою игрушку. Чем знаменито Дымково?

2. Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного

Сырости сырой,

В ней есть что-то от радуги,

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично-

Ликующе и празднично.

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком, по все земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымково

Растает навсегда!

В.Фосанов

3. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалёку от города Хлыново – так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходили праздничные гуляния.

Танец «Кадриль»

4. Праздничное гулянье с озорным и веселым названием, называется «свистунья».

 А почему  свистунья?  Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке, подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, катались деревья и, замертво, падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

5. Звучит шумовой оркестр.

С тех пор и отмечают горожане свой праздник свистунью.

6. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую держит в руке.

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

                                      Л.Дьяконов.

Утка – марфутка

Бережком идет

Уточек – мафруточек

Купаться ведет.

                                       Т. Маврина

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой

На стене Егорка.

                                       Л.Дьяконов.

Инда-инда-индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой

Красный, белый, золотой!

                                        Л.Дьяконов.

        Гости уходят под звуки русской народной песни.

Хозяйка:  Спасибо гости дорогие. Порадовали Вы нас своими подарками. А что скажите, расскажете вы, гости желанные? (обращение к новым гостям).

Гости (держат в руках матрешки).

Как две радуги - брови,

Губы – маки,

И румянцем, свежее моркови,

Глянцевитые щеки горят.

Ну что, узнали? Это наша матрешка. Ей почти 100 лет. А начиналось всё вот так. В конце прошлого века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрёшка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платье и сарафане с черным петухом в руках. По-разному расписывают игрушки художники, но радость они доставляют всем огромную.

1.  Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно, мне, что сотни лет

Вместе в Ванькой - встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти.

Истинную русскую красу.

2.  На щеках навел зари румянец,

Неба синь вплеснул в её глаза

И пустив неповторимый глянец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере – творце!

Танец матрешек

Хозяйка: Спасибо гости дорогие. А теперь слово Вам, мастера гжели. Гости (держат в руках изделия из гжели).

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь,

Известно всем в народе

Её названье Гжель.

Гордятся в гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой.

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

У каждого художника

Есть свой узор любимый,

И в каждом отражается

Сторонушка родимая.

Её трава шелковая,

Её цветы весенние –

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

Из этих чашек с розами,

Ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.

И.Кадухина

Хозяйка: Подарки Ваши принимаем с радостью. Спасибо вам за них. А теперь наступает черед новых гостей.

Под музыку «Ах вы сени»

Гости (с Городецкими игрушками)

Привезли Вам поклон

И подарки свои,

Со сторонки родной,

Где живут журавли.

С мест, что Волгой омыты,

Где рассвет золотой,

Где умыты ракиты

Голубою водой.

Городецкая роспись –

Как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони,

Молодецкая стать.

Здесь такие букеты,

Что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты,

Что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись –

Сочность красок манит.

Городецкая роспись

Душу нам веселит.

Под музыку входят «петрушки» в Городецкой одежде

Неспроста, друзья, мы кланяемся Вам,

Прибегая  к обходительным словам.

Нам по нраву ваш характер боевой,

Темперамент ваш веселый, огневой.

А пришли сюда мы скуку разогнать,

Мы пришли повеселиться, поиграть.

Вместе с вами песенки попеть,

На забавы, на потехи посмотреть.

Бой скороговорок

Разрешите нам начать

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Кто три  раз без ошибок

Фразу вслух произнесёт,

Тот конечно, несомненно

Победителем уйдёт.

Враль клал в ларь,

А враля брала из ларя.

Полпогреба репы,

Полколпака гороху.

Шел Федор по шоссе,

к Саше в шашки играть.

Игра с залом «Угадай роспись».

        Хозяйка: Много интересного мы узнали от Вас, гости дорогие. Теперь и наш черёд о себе рассказывать, свои навыки показывать. И начну я с легенды.

        

        Когда-то, давным-давно, от царской немилости бежал в Керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды.

        Из дерева же он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц, прилетела к нему жар-птица. Он и её накормил пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой.

Ни кто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши. И кроме птиц любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

Простой по форме,

И радует взор,

Богат и наряден,

Чудесный узор.

По золоту фона

Затейливой змейкой,

Орнамент здесь вьётся,

Попробуй, сумей-ка.

А где-то кудрины

По чёрному полю

Мерцают, как звезды,

В небесном раздолье.

Ещё характерен

Для всей хохломы

Чудесный рисунок

Волшебной травы.

А вот посмотрите,

Знакомый сюжет.

Узнали вы сказку?

Узнали иль нет?

Вам мамы её

Рассказали когда-то

Сейчас эту сказку,

Напомнят ребята.

Ребята разыгрывают инсценировку сказки «Курочка-ряба»

Хозяйка: Вот и закончили мы свой рассказ о Хохломе. Смотрю на Ваши подарки, налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше.  Да и выбирать я не буду все ремесла хороши!

Хозяйка: Народная мудрость говорит: «где труд, там и счастье». 

Дети поют частушки.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

      О Руси родной умельцах

      На весь мир молва идёт.

Золотая хохлома

Ей не налюбуются,

И в Париже и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

В гжели делают посуду

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас

Я куплю себе свистульку

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

Любовались гости чудом,

Громко восхищалися -

Гордецкой красотой

Сраженные осталися

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет.

В красоте, таланте русском,

Весь находится секрет.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

Входит фольклорный ансамбль «Казачья песня» с Кубанскими кувшинами (с керамической, глиняной посудой). Под песню «Мы Кубанцы - кубанцы».

Хозяйка: А вы откуда гости будете?

Кубанка-казачка  - Мы с Кубани! Пришли своё мастерство показать, и рассказать, как Кубанские мастера из глины посуду делают да песни Кубанские спеть. Исполняется бытовая песня.

Хозяйка: спасибо гости дорогие, рассказ ваш интересный, да за такие песни угощу я Вас пирогами. (Приглашает хозяйка  к чаю и угощает всех сладостями).

Звучит песня «Вареники».

Гости – « В гостях хорошо, да дома лучше. Пора и честь знать».

Звучит песня «Так будьте здоровы, живите богато…». (Исполняет фольклорный ансамбль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народно - сценический танец и его роль от истоков до современности.

Становление народно-сценического танца в России....

Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Тест   по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни"   .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...

Презентация "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Презентация "Роль народных художественных промыслов" содержит обобщающий материал о древних образах в народном искусстве и их использовании в современной жизни....

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....

Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...