Роль народных художественныхпромыслов в современной жизни.Праздни " В гостях у народных мастеров".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Обобщение темы уроков "Древние образы в современных народных игрушках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник «В гостях у народных мастеров»
Для учащихся 5 классов.
Сценарий мероприятия.
Хозяйки:
- Добро пожаловать, гости дорогие!
- Веселья Вам да радости желаем.
- Давно мы Вас ждём-поджидаем, праздник без Вас не начинаем.
-У нас для каждого найдется местечко и словечко.
- Припасли мы для Вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
Входят гости под музыку
Гость: Гостям-то, известное дело, хватит места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте - не в обиде. Расскажите гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в Ваших краях?
Дымковские гости.
1. Мы к Вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли Вам в подарок Дымковскою игрушку. Чем знаменито Дымково?
2. Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного
Сырости сырой,
В ней есть что-то от радуги,
Гремящей как басы!
Она глядит не прянично-
Ликующе и празднично.
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком, по все земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково
Растает навсегда!
В.Фосанов
3. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалёку от города Хлыново – так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходили праздничные гуляния.
Танец «Кадриль»
4. Праздничное гулянье с озорным и веселым названием, называется «свистунья».
А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке, подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, катались деревья и, замертво, падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
5. Звучит шумовой оркестр.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник свистунью.
6. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую держит в руке.
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Л.Дьяконов.
Утка – марфутка
Бережком идет
Уточек – мафруточек
Купаться ведет.
Т. Маврина
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На стене Егорка.
Л.Дьяконов.
Инда-инда-индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой!
Л.Дьяконов.
Гости уходят под звуки русской народной песни.
Хозяйка: Спасибо гости дорогие. Порадовали Вы нас своими подарками. А что скажите, расскажете вы, гости желанные? (обращение к новым гостям).
Гости (держат в руках матрешки).
Как две радуги - брови,
Губы – маки,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевитые щеки горят.
Ну что, узнали? Это наша матрешка. Ей почти 100 лет. А начиналось всё вот так. В конце прошлого века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрёшка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платье и сарафане с черным петухом в руках. По-разному расписывают игрушки художники, но радость они доставляют всем огромную.
1. Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно, мне, что сотни лет
Вместе в Ванькой - встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти.
Истинную русскую красу.
2. На щеках навел зари румянец,
Неба синь вплеснул в её глаза
И пустив неповторимый глянец,
Он, должно быть, весело сказал:
«Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ».
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере – творце!
Танец матрешек
Хозяйка: Спасибо гости дорогие. А теперь слово Вам, мастера гжели. Гости (держат в руках изделия из гжели).
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь,
Известно всем в народе
Её названье Гжель.
Гордятся в гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете Вы
Красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
У каждого художника
Есть свой узор любимый,
И в каждом отражается
Сторонушка родимая.
Её трава шелковая,
Её цветы весенние –
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
Из этих чашек с розами,
Ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.
И.Кадухина
Хозяйка: Подарки Ваши принимаем с радостью. Спасибо вам за них. А теперь наступает черед новых гостей.
Под музыку «Ах вы сени»
Гости (с Городецкими игрушками)
Привезли Вам поклон
И подарки свои,
Со сторонки родной,
Где живут журавли.
С мест, что Волгой омыты,
Где рассвет золотой,
Где умыты ракиты
Голубою водой.
Городецкая роспись –
Как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты,
Что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись –
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
Под музыку входят «петрушки» в Городецкой одежде
Неспроста, друзья, мы кланяемся Вам,
Прибегая к обходительным словам.
Нам по нраву ваш характер боевой,
Темперамент ваш веселый, огневой.
А пришли сюда мы скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть.
Вместе с вами песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.
Бой скороговорок
Разрешите нам начать
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Кто три раз без ошибок
Фразу вслух произнесёт,
Тот конечно, несомненно
Победителем уйдёт.
Враль клал в ларь,
А враля брала из ларя.
Полпогреба репы,
Полколпака гороху.
Шел Федор по шоссе,
к Саше в шашки играть.
Игра с залом «Угадай роспись».
Хозяйка: Много интересного мы узнали от Вас, гости дорогие. Теперь и наш черёд о себе рассказывать, свои навыки показывать. И начну я с легенды.
Когда-то, давным-давно, от царской немилости бежал в Керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды.
Из дерева же он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц, прилетела к нему жар-птица. Он и её накормил пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой.
Ни кто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши. И кроме птиц любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
Простой по форме,
И радует взор,
Богат и наряден,
Чудесный узор.
По золоту фона
Затейливой змейкой,
Орнамент здесь вьётся,
Попробуй, сумей-ка.
А где-то кудрины
По чёрному полю
Мерцают, как звезды,
В небесном раздолье.
Ещё характерен
Для всей хохломы
Чудесный рисунок
Волшебной травы.
А вот посмотрите,
Знакомый сюжет.
Узнали вы сказку?
Узнали иль нет?
Вам мамы её
Рассказали когда-то
Сейчас эту сказку,
Напомнят ребята.
Ребята разыгрывают инсценировку сказки «Курочка-ряба»
Хозяйка: Вот и закончили мы свой рассказ о Хохломе. Смотрю на Ваши подарки, налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да и выбирать я не буду все ремесла хороши!
Хозяйка: Народная мудрость говорит: «где труд, там и счастье».
Дети поют частушки.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Золотая хохлома
Ей не налюбуются,
И в Париже и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
В гжели делают посуду
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас
Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Любовались гости чудом,
Громко восхищалися -
Гордецкой красотой
Сраженные осталися
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, таланте русском,
Весь находится секрет.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.
Входит фольклорный ансамбль «Казачья песня» с Кубанскими кувшинами (с керамической, глиняной посудой). Под песню «Мы Кубанцы - кубанцы».
Хозяйка: А вы откуда гости будете?
Кубанка-казачка - Мы с Кубани! Пришли своё мастерство показать, и рассказать, как Кубанские мастера из глины посуду делают да песни Кубанские спеть. Исполняется бытовая песня.
Хозяйка: спасибо гости дорогие, рассказ ваш интересный, да за такие песни угощу я Вас пирогами. (Приглашает хозяйка к чаю и угощает всех сладостями).
Звучит песня «Вареники».
Гости – « В гостях хорошо, да дома лучше. Пора и честь знать».
Звучит песня «Так будьте здоровы, живите богато…». (Исполняет фольклорный ансамбль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (с иллюстративным материалом для презентации)
Программа Б.М.Неменского. 5 класс....
Народно - сценический танец и его роль от истоков до современности.
Становление народно-сценического танца в России....
Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Тест по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни" .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...
Презентация "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Презентация "Роль народных художественных промыслов" содержит обобщающий материал о древних образах в народном искусстве и их использовании в современной жизни....
Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"
Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...
Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....
Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...