Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа по ИЗО для 5 класса составлена по программе Б, М, Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по ИЗО 5 класс | 63 КБ |
Рабочая программа по ИЗО 5 класс по программе Б. М. Неменского | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Наименование раздела программы 5 класс | Тема урока | Количество часов | Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля. | Дата | Примечание |
1. | Древние корни народного искусства (8 часов) | Древние образы в народном искусстве | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства | Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства по- |
2. | Древние корни народного искусства | Орнамент как основа декоративного украшения | 1 | Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. | Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая | Просмотр и анализ работ |
3 | Древние корни народного искусства | «Декор русской избы» | 1 | Комбинированный Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков Выполнение эскизов сельского храма с использованием различных техник и материалов | Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа | Просмотр и анализ работ |
4. | Древние корни народного искусства | Интерьер крестьянско- го дома | 1 | Комбинированный Эскиз интерьера крестьянского дома | Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства | Анализ результатов собственного художественного творчества |
5 | Древние корни народного искусства | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага | Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ |
6-7 | Древние корни народного искусства | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм. | 2 | Комбинированный Коллективная работа «В русской избе». Материал фольга, упаковочная коробка, ткань | Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе | Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции |
8 | Древние корни народного искусства | Народные празд - ничные обряды. Масленица | 1 | Повторительно-обобщающий урок Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань | Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода | Просмотр и анализ работ |
9-10 | Связь времен в народном искусстве 9ч | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Комбинированный Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: гуашь, кисти | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета | Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ |
11-12 | Связь времен в народном искусстве | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 2 | Комбинированный Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти | Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | Просмотр и анализ работ |
13. | Связь времен в народном искусстве | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно) |
14-15. | Связь времен в народном искусстве | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 2 | Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти | Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | Игра «Художники-зрители» |
16 | Связь времен в народном искусстве | Роль народных промыслов в современной жизни | 1 | Комбинированный Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой | Просмотр, анализ и оценка работ |
17 | Связь времен в народном искусстве | Связь времен в народном искусстве | 1 | Повторительно-обобщающий (соревновательная игра) Выполнение конкурсных заданий | Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального | Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий |
18. | Декор, человек, общество, время 8ч | Зачем людям украшения | 1 | Урок формирования новых знаний, умений | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | Фронтальный опрос (устно) |
19. | Декор, человек, общество, время | Декор и положение человека в обществе | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти | Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом | Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата |
20-21. | Декор, человек, общество, время | Одежда говорит о человеке | 2 | Комбинированный Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ | Анализ результата коллективной работы |
22-23. | Декор, человек, общество, время | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 | Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция | Защита проекта, оценивание результата |
24. | Декор, человек, общество, время | Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Волгограда | 1 | Комбинированный Выполнение композиции герба современного Волгограда. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы | Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | Презентация работ. Анализ и оценивание результатов |
25. | Декор, человек, общество, время | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | Урок-повторение Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах | Иметь представление о декоре в укладе жизни русского на рода | Подведение итогов конкурсов |
26. | Декоративное искусство в современном мире 10ч | Современное выставочное искусство | 1 | Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства) | Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | Анализ и оценка работ |
27 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла) | 1 | Комбинированный Изготовление тряпичной куклы | Уметь Использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Игра «Художники-зрители» |
28-29 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) . | 2 | Комбинированный Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага | Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема | Анализ и оценка работ |
30-33 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (панно) | 4 | Урок творческого применения умений и навыков Разработка эскизов панно или витражей для укршения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпре тацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу | Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Эстетическая оценка результата коллективной деятельности |
34 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (панно) | 1 | Урок творческого применения умений и навыков Разработка эскизов панно или витражей для укршения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпре тацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу | Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Эстетическая оценка результата коллективной деятельности |
35 | Декоративное искусство в современном мире | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | 1 | Урок- обобщения Отзыв о выставке | Знать виды ДПИ, особенности языка. | Эстетическая оценка результата работы |
Всего | 35 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Утверждаю»
Директор школы
_____________
Приказ №____
от «___» __________ 20____г.
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
в 5 классе
на 2012-2013 учебный год
учителя
Блажновой
Галины Алексеевны
2012 г
Пояснительная записка.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, М. «Просвещение» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 5 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 1 час в неделю
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Учебно-тематический план
по предмету ИЗО на 35 часов в год
Наименование раздела | Кол-во часов |
1. Древние корни народного искусства | 8 |
2. Связь времён в народном искусстве | 9 |
3. Декор – человек, общество, время | 8 |
4. Декоративное искусство в современном мире | 10 |
Всего | 35 |
Содержание тем учебного курса.
Тема года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»
Тема 1 Древние корни народного искусства
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ
(возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
В процессе декоративной работы раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.
Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное на занятиях по разделу «Декоративная работа» , находит затем применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций, игрушек, вышивки и т.д.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, аппликация и т. д. Каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями, и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят.
Тема: 2 Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Роль народных промыслов в современной жизни Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жос-тово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного
Тема 3 Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей О чем рассказывают гербы и эмблемы Символы и эмблемы в современном обществе
Тема 4 Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (панно)
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 5 класса.
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Список литературы:
для учителя:
Мараева И. Русские художники. ТЕРРА – Книжный клуб, 2001
Кузина М.Т. Юному художнику. Энциклопедия. Издательство Академии художеств . Москва 1963
Порудоминский В. Первая Третьяковка Издательство «Детская литература» 1979
Межуева Ю.А. Сказочная гжель Рабочая тетрадь по основам народного искусства Москва « Мозаика – Синтез» 2001
Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись гжель Рабочая тетрадь по основам народного искусства Москва «Мозаика – Синтез» 2001
Дорожин Ю. Г. Жостовский букет Рабочая тетрадь по основам народного искусства Москва «Мозаика – Синтез» 2001
Орлова Л. В. Хохломская роспись Рабочая тетрадь по основам народного искусства Москва «Мозаика – Синтез» 2001
Орлова Л. В. Филимоновские свистульки Рабочая тетрадь по основам народного искусства Москва «Мозаика – Синтез» 2001
О. Сопоцинский Беседы об искусстве Москва «Просвещение» 1987
И. В. Буланова Рабочие программы по ИЗО по программе Б. М. Неменского ООО «Планета» 2010
О. Я. Воробьёва, Е. А. Плещук Развёрнутое тематпческре планирование по программе Б. М. Неменского Волгоград Издательство «Учитель» 2010
П.П. Гнедич Энциклопедия мирового искусства. Шедевры русской живописи. «Белый город», 2006
Плакаты «Основы народного и декоративно- прикладного искусства»: Гжель, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовский букет, Филимоновские свистульки.
Репродукции картин русских художников 19 - начала 20 века
Репродукции картин Третьяковской галереи Выпуск 1, 2, 3
Альбом с репродукциями картин русских художников 20 века «Под мирным небом Родины»
Альбом с репродукциями картин русских художников «Времена года»
Альбом «Русская художественная резьба и роспись по дереву»
Альбом «Мастера Палеха»
Альбом «Современные народные художественные промыслы»
Альбом «Русское народное искусство 18-20 в.в.» Костюм женский, полотенце, вышивка.
Видеокассеты : «Русское искусство 17-19 век»
«Народные промыслы»
«Древнерусская икона»
для учащихся:
- Н. А. Горяева, О.В. Островская учебник для 5 класса Декоративно- прикладное искусство в жизни человека.
ОБОРУДОВАНИЕ
-Учебные столы, с возможностью размещения красок и др. инструментов.
- Доска универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
- Компьютер
Согласовано Рассмотрено
с заместителем директора по УВР на методическом совете школы
____________/ О. В. Фёдорова / ____________/ _____________/
«____»______________20___г. Протокол № ____
«____»_____20 ___г
Календарно – тематическое планирование
5 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...