Конспект урока по МХК "Лик женщины с младенцем на руках"
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 10 класс) по теме

Агжитова Ольга Игоревна

Цель урока: ознакомить учащихся с искусством эпохи Возрождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lik_zhenshchiny_s_mladencem_na_rukah.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИК ЖЕНЩИНЫ С МЛАДЕНЦЕМ НА РУКАХ

Цель: ознакомить с искусством эпохи Возрождения.

Эпиграф:

Ты истинную видишь красоту,

Но блеск ее горит, все разрастаясь,

Когда сквозь взор к душе восходит он.

Микеланджело

С тех пор как разум стал для человека превыше ав торитета церкви, возникло общее влечение к точному знанию, стремление раскрыть тайны природы, и в первую очередь тайну жизни и смерти. Ведь жизнь и смерть сплелись воедино, как вечная смена тени и света на лике бессмертной природы, имя которой - Флора.

(Показ репродукции: Боттичелли «Флора». Деталь «Весны».)

Она бела и в белое одета;

Убор на ней цветами и травой

Расписан; кудри золотого цвета

Чело венчают робкою волной.

Улыбка леса - добрая примета:

Никто, ничто ей не грозит бедой.

Полициано

И вот оно, царство Флоры.

(Показ репродукции: Боттичелли «Весна».)

Посмотрите, как все здесь таинственно и мистично. Деревья стоят как колонны неба, образуя беседки и арки, словно сказочные декорации лесного храма. Здесь все цветет, но никогда не увядает, здесь существуют рядом весна и позднее лето. Но кто же дает цар ству природы такую волшебную силу? Его покровительница, боги ня любви и красоты Венера.

(Показ репродукции: Боттичелли «Венера». Деталь «Весны».)

Для гуманистов эпохи Возрождения именно любовь была выс шим проявлением человеческого духа: «Красота есть некая пре лесть, - писал Марсилио Фичино, - живая и духовная, влитая сияющим лучом бога сначала в ангела, затем в души людей, в фор мы тела и звуки, которая посредством разума, зрения и слуха дви жет и услаждает наши души; услаждая, влечет и, увлекая, воспла меняет горящей любовью». Венера воплощала собой вершину гар монии духовного и телесного проявления любви. И ярче всего ее сила проявлялась в период весеннего цветения природы. Об этом сказал еще древнеримский поэт Овидий:

В апреле всегда оперяется почва травою,

Злой отступает мороз, вновь плодоносит земля...

Вот потому-то апрель, несомненно, есть месяц Венеры.

Этим и можно объяснить одновременность их чудесного появ ления. Вглядитесь в их лица! Может быть, они и не столь красивы, но как прекрасны благодаря внутреннему свету, свету души. По смотрите, каким почти материнским жестом благословляет все во круг Венера и каким незаурядным умом светится улыбка Флоры, ведь смех - это «сияние души».

Ну а тайна жизни и смерти? В чем она заключена? Возможно, в тех цветах, что Флора рассыпает вокруг. Вспомните, символом че го всегда был цветок - цветок, еще не раскрывшийся, цветок рас пустившийся или уже увядший? Символом разных периодов чело веческой жизни - ее зарождения, собственно жизни и смерти. Вот и цветы, рассыпаемые Флорой, подобны душам умерших или еще не родившихся. Они словно символизируют вечный круговорот жизни и смерти, подняться над которыми можно лишь только на мгнове ние - «мгновение вечной любви». Ибо только любовь, как ничто другое, способна выразить истинно человеческую сущность. Так считали неоплатоники. Но чем бы были все их утверждения без «Венеры» Сандро Боттичелли?

(Показ репродукции: Боттичелли «Рождение Венеры».)

Венера - богиня любви и красоты, родившаяся, по преданию, из морской пены. Образ Венеры у Боттичелли стал воплощением одухотворенной красоты, возвышенной поэзии. Перед вами не просто воплощенный в зрительных образах миф о рождении богини, это не просто возвышенная красота нагого женского тела, это -воплощение в идеальном гармоничном образе духовной культуры человечества, это - рождение человеческой души. Ибо, как пишет Марсилио Фичино, «душа... сама из себя создает красоту, направ ленную к сверхъестественным предметам. Это обращение к Красо те и ее рождение в душе и есть Венера».

Именно они, Флора и Венера, символизирующие поэтическую слитность человека и природы, красоту жизни, возвышающую силу искусства, стали мадоннами пробудившегося века. Но каким обра зом, спросите вы, языческие богини могли стать мадоннами?

Согласно толкованиям неоплатоников, в истории христианства находят свое отражение античные мифы. Так, в образе Христа от ражаются Аполлон и Орфей, а в образе Марии - Диана, Минерва и даже Венера.

Мадонна с младенцем на руках - вечная и неисчерпаемая тема. Образ девы Марии как матери Иисуса Христа появляется вместе с новой религией - христианством. И с этого времени занимает одно из первых мест в длинной веренице религиозных сюжетов, вдох новляющих художников, скульпторов, музыкантов, поэтов на со здание неповторимых шедевров. Чем же так привлекала их эта «святая» тема? Что они видели в ней? Какое внутреннее содержа ние пытались донести до зрителя или слушателя?

Идея, заложенная в этом религиозном сюжете, много старше христианства. Собственно, с этой идеи - идеи самопожертвования человечество начало осознавать себя. Народная мораль издавна выкристаллизировала мысль: не будь объединяющей идеи самопо жертвования - и человечество превратится в соперничающие стаи волков, и тогда гибель. Но можно ли подражать богам? И потому намного притягательней был миф о Богородице. И действительно, в каком еще образе можно было выразить высшую человечность, как не в образе Матери, не только способной на бескорыстную лю бовь, но и готовой к великой жертвенности. В образе мадонны ху дожник стремился изобразить не обычное проявление материнской любви, а возвышенное, идеальное представление о ней, создавая обобщенный образ изумительной красоты и жизненной правды. Мадонна с младенцем на руках стала воплощением идеально пре красного человека эпохи Возрождения.

(Показ репродукции: Л. да Винчи «Мадонна с цветком», «Мадонна Литта».)

Взгляните! С таинственных холстов, хранящихся в Эрмитаже, на нас смотрят прекрасные и загадочные лики мадонн Леонардо.

На одной из них («Мадонна с цветком») молодая мать, сама почти девочка, которая еще недавно играла в куклы, с наивной ра достью и увлечением весело играет со своим младенцем. Другая задумчива и даже печальна («Мадонна Литта»). В ее взгляде, пол ном материнской любви и нежности, уже угадываются предчувст вия будущей судьбы сына, материнская боль за ожидающие его страдания и сознание своего бессилия избавить его от них.

Мы считаем, что они красавицы. А Леонардо любовался не внешним обликом, а духом и утверждал: «Не всегда хорошо то, что красиво». И еще: «Хороший художник должен уметь писать две главные вещи: человека и представление его души».

Но дано ли нам понять внутреннее значение этих картин?

На коленях у матери младенец играет с цветком... Обратите внимание на его глубокий взгляд, и вы увидите, как маленький че ловек постигает этот большой мир, как, вероятно, постигал его и сам Леонардо. Прекрасное лицо Мадонны Литты изображено меж ду окнами, на фоне темной стены как раз на том месте, где за сте ной должно, вероятно, находиться утреннее солнце. И если эта мысль дойдет до нашего сознания, то образ Мадонны может пере воплотиться в образ Природы-матери, а образ Христа - в образ са мого Леонардо...

Можно опускать богов на землю так делали древние греки. Можно преображать людей до идеальной мечты так поступал Ра фаэль. Всю жизнь он писал мадонн. И всегда они были не столько красивы, сколько прекрасны, как бывает прекрасна возлюбленная, даже если она и не отвечает канонам красоты.

Были ли мадонны Рафаэля богородицами? Ответ на этот во прос мы найдем, возможно, в одной из легенд о художнике...

Рафаэль шел мимо храма, когда увидел молодую крестьянку, кормившую грудью младенца. Он оцепенел, пораженный ее очаро ванием, красотой и святостью материнства. Под рукой не было ни клочка бумаги или картона, он вышиб дно из валявшейся рядом бочки - и готово дело. Возможно, этого не было в жизни, но в это верили все, дивясь необычайной легкости, «мгновенности» его ри сунка. Посмотрите! «Мадонна в зелени», «Мадонна в кресле», «Мадонна на лугу». (Показ соответствующих репродукций.) Все они - это сияющая, преображенная искусством Италия, и цвет ее молодая прекрасная мать.

Где ангелу земному краски взять,

Чтоб красоту прославить неземную.

Он должен был, покинув мастерскую,

На небе - в царстве божьем побывать.

Он светлой сделал вьющуюся прядь,

Заняв у солнца краску золотую,

Он горных духов благодать живую

Сумел во взгляде ясном передать.

Он сделал взор божественный открытым,

Зарю и млечность звездного пути

Соединил и подарил ланитам.

Помог лучу улыбки расцвести –

И навсегда пребудет знаменитым,

Дерзнув на землю рай перенести.

Эти строки итальянского поэта Джамбаттисты Марино посвя щены, быть может, самому глубокому и прекрасному воплощению темы материнства в живописи эпохи Возрождения. Об этом произ ведении Рафаэля великий И. В. Гете скажет: «Одна эта картина уже представляет собой мир, целый, законченный мир искусства, и, ес ли бы ее создатель не написал ничего больше, она одна бы обеспе чила ему бессмертие». «Сикстинская мадонна» Рафаэля - самый возвышенный и поэтический образ матери в искусстве Возрождения.

(Показ репродукции: Рафаэль «Сикстинская мадонна».)

Явление мадонны умершему папе Юлию в картине Рафаэля превратилось в явление ее людям, о котором рассказыва лось в древних преданиях. Художник снял с легендарной темы ее церковный покров и этим выявил ее глубокий чело веческий смысл. Персонаж христианской мифологии стал у Рафаэля образом иде ально совершенного человека, и поэтому предание о том, что владычица неба спустилась на землю, превратилось в по эму восхищения человеческим совершен ством, явленным в образе матери с мла денцем на руках.

Как же создавался образ мадонны? Существует ряд старинных легенд, одна из которых утверждает, что прекрасный, неземной образ пришел к нему во сне, во время сонной грезы...

Благословляю место, время, час,

Явившие мне ту, что светом манит, -

Хвалить творца душа не перестанет

За эту честь, отметившую нас.

Она дарит любовною мечтой,

Зовущею к высокой благостыне,

Презрев блага, прельщающие ныне,

Она бодрит мой дух в земной пустыне

И в небесах ведет прямой тропой.

И мне заране жалует покой.

Петрарка

Необыкновенно обаятельная и человечная, гордая и счаст ливая своим материнством Мария с сыном идет к людям. Но не для того, чтобы призывать людей к покорности и самоотрече нию, но чтобы служить примером человеческого достоинства, вселяя в человека светлую надежду.

Вот почему, так ни много скорби таится в ее лице, вся она звучит радостным гимном во славу человека.

На нас глядят два озера печали,

И в каждом по звезде отражено,

В эпоху Возрождения писали

Так лишь мадонн на фоне синей дали,

Земных или небесных - все равно.

Вот почему извечный лик мадонны,

Лик женщины с младенцем на руках,

Сияньем материнства озаренный,

Стал обликом не фрески иль иконы,

А вечности, земной презревшей прах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Печорин глазами женщин"

данный урок предназначен для изучения романа Лермонтова "Герои нашего времени", в данном уроке использован нестандартный подход к изучению образа главного героя...

План-конспект урока по физической культуре "Волейбол. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд".

Урок помогает разучить основные индивидуальные технические приемы игры в волейбол, обучает технике выполнения передачи мяча сверху двумя руками, развивает быстроту перемещений....

Методическая разработка классного часа «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ».

Классный час к дню матери "Самая пректасная из женщин-женщина  с ребенком на руках" для учащихся 11 класса коррекционной школы....

Презентация к уроку по теме "Лик женщины с младенцем на руках"

Репродукции работ художников Возрождения: Боттичелли: «Флора», «Весна», «Венера». Л. да Винчи: «Мадонна с цветком», «Мадонна Литта». Рафаэль: Мадонна в зелени», «Мадонна в кресле», «Мадонна на лугу», ...

Конспект урока по физической культуре: " Передача мяча двумя руками от груди в парах с сопротивлением (баскетбол)"

Конспект урока по физической культуре: " Передача мяча двумя руками от груди в парах с сопротивлением (баскетбол)" 7 класс...

Конспект урока по обществознанию для 7 класса "Золотые руки работника"

Для разработки данного урока был использован материал "Поурочные разработки по обществознанию" Л.Н. Боголюбова....

Конспект урока на тему "Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху"

Вданном уроке описыватеся техника выполнения прередачи мяча двумя рукаи над головой....