Рабочая программа ИЗО 5класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского –М. «Просвещение» 2011г._
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_5.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории
МОУ-СОШ № 6 г. Маркса Саратовской области
Рабочая программа
педагога высшей категории
Мартышовой Людмилы Иосифовны,
по
изобразительному искусству
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально- пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства- живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства- архитектура, дизайн; различные декоративно- прикладные искусства.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающих действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоением детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследие; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство в общеобразовательной школе -формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должно быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусства, т.е. зоркости души ребенка.
5 класс
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
(5 «А», 5 «Б», 5 «В»)
Учитель: Мартышова Людмила Иосифовна
Количество часов:
всего - 34 часа; в неделю - 1 час;
Плановых самостоятельных работ (тест) - 2
Административных контрольных работ (тест) - 1
Планирование составлено
на основе образовательной программы
« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.
Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2005.
Учебники.
1. Сокольникова Н.М. Учебник «Изобразительное искусство» в 4-х частях для 5-8 класс. Обнинск «Титул» 2007г.
Часть 1. Основы рисунка.
Часть 2. Основы живописи.
Часть 3. Основы композиции.
Часть 4. Краткий словарь художественных терминов.
2. УМК. 5 класс.
1). Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н.А. Горяева, О.В. Островская Москва «Просвещение» 2006.
2). Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».
3). Методическое пособие для учителя.
Литература.
1. С.Д. Левин «Беседы с юным художником». Москва «Советский художник» 1988
- Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд». Книга для учителя. Москва Просвещение 2004
- Л.Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство». Москва Просвещение 1999
- Т.Я. Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования». Москва Просвещение 1998
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
Изобразительное искусство. 5 класс
Пояснительная записка
Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в 5 классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.
Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор – человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т.е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к понимаю того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности – так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.
В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознание ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Изобразительное искусство. 5 класс.
Календарно-тематическое планирование.
Всего-34ч
№ урока |
Тема урока | Кол-во час | Основные понятия | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Триместр 1. (10 ч) Тема «Древние корни народного искусства». 8 часов. | ||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | 1 | Солнечные диски, дерево жизни, символы | Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба». | ||
2-3 | Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективный проект «Вот моя деревня» | 2 | Народное жилище, декор, изба | Подбор материала по теме «Народные вышивки» | ||
4-5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце. | 2 | Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент | Подбор иллюстративного материала по теме «Убранство русской избы». | ||
6-7 | Внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективный проект «Проходите в избу» | 2 | Печь-лежанка, ухват, полати. | Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров. | ||
8 | Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. | 1 | Архитектура, дизайн, мода | Подбор материала для проекта о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь) | ||
. Тема «Связь времён в народном искусстве». 6 часов. | ||||||
9-10 | Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки. | 2 | Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки | Подбор материала для проекта о современных народных промыслах. Гжель, Городец, Жостово. | ||
Триместр 2. (11 ч) | ||||||
1-4 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель, Городец, Жостово. | 4 | Промыслы, ремесла, керамика, Гжель, Городец, Жостово | Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме | ||
Тема «Декоративное искусство в современном мире». 10 часов | ||||||
5-6 | Народная праздничная одежда. Проект русского народного костюма. | 2 | Народный костюм, трёхъярусный слой, рубаха, сарафан, кокошник. | Подбор материала по теме «Народные вышивки» | ||
7 | Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме. (Урок-практикум) | 1 | Народный костюм, трёхъярусный слой, рубаха, сарафан, кокошник. | Подбор материала по теме «Народные вышивки» | ||
8 | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. | 1 | Символика вышивки, орнамент | Подбор материала о современной моде | ||
9 | Русский костюм и современная мода | 1 | Мода, дизайн | Подбор иллюстративного материала о народных праздниках | ||
10-11 | Праздничные народные гулянья. Коллективный проект «Наш весёлый хоровод» | 2 | Хоровод, Масленница | Групповая поисковая работа «Народные промыслы Саратовской области». | ||
Триместр 3. (13 ч) | ||||||
1 | Народные промыслы родного края. (Урок-конференция) | 1 | Художественные промыслы, ремесла | Групповая поисковая работа «Народные промыслы нашей страны» | ||
2-3 | Красота земли родной. Урок – праздник. | 2 | Подбор иллюстративного материала о ДПИ Древнего Египта | |||
Тема « Декор, человек, общество, время». 10 часов | ||||||
4 | Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта | 1 | костюм | Подбор иллюстративного материала о ДПИ Древней Греции | ||
5-7 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика. | 2 | Чернофигурные и краснофигурные вазы | Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм | ||
8-9 | Костюм эпохи средневековья | 2 | Стиль, костюм | Подбор материала о гербах | ||
10-11 | О чём рассказывают гербы. | 2 | Символ, эмблема, герб. | Подбор материала об эмблемах | ||
12 | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям | 1 | Символ, эмблема | Подготовить вопросы к викторине | ||
13 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (Обобщающий урок – викторина) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 5класс
Учебник: Технология: учебник для учащихся 5 класса (вариант для девочек) / Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко. - 4-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вента...
Рабочая программа ФГОС 5класс
Программа разработана для 5 класса по учебнику Виленкин идр...
Рабочая программа для 5класса
Программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС утвержденного МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программ...
Рабочая программа "Математика 5класс"
РП рассчитана на 5 часов в неделю по учебнику для общеобразовательных учрежденийН.Я.Виленкин, В.И.Жохов,А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд...
рабочая программ (конструктор)5класс
Рабочая программа (конструктор)5,6,2.классы по английскому языку...
рабочая программа (конструктор)5класс,6класс,2класс
Рабочая программа (конструктор)5,6,2.классы по английскому языку...
Рабочая программа для 5класса девочки
Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульность - ведущий методический принцип построения содержания курса. Она создает инструмент реализации в обучении индивидуальных образов...