Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Методический комментарий |
I. Организационный момент |
|
|
|
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку. - Проверь дружок, ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места к уроку. |
| |
II. Повторение |
|
|
|
- Над какой темой работаем? - Что знаем по теме?
- Закончите предложение. (Создание произведений народного искусства в определенных традициях на продажу называется …………). | - Народные промыслы. - что такое промысел; почему они называются народными; какие бывают промыслы. Один ученик выходит к доске, записывает слово (ПРОМЫСЕЛ)
|
|
Слайд №1 |
- о каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущем уроке? | Учащиеся называют промыслы.
|
| Слайд №2
|
- Изделия каких промыслов вам запомнились и почему? | - мне очень понравились подносы с изображением красивых букетов из цветов. |
|
|
- Соотнести изображения предмета ДПИ с названием промысла | Несколько учащихся выходят к доске и сопоставляют изображения с названием промысла. Слайд №3
|
| Проверка по образцу.
Слайд №4
|
III. Мотивационный момент. Актуализация знаний. |
|
|
|
Филворд. - Внимание на экран! Выход на тему урока. - найдите в сетке название промысла о котором пойдет сегодня речь.
Определите тему урока. |
Находят название промысла.
Парная работа. |
|
Слайд №5 Работа на развитие логического мышления |
Объявляется тема урока: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». Слайд №6
|
|
|
|
- Что знаем? - Что не знаем о данном промысле? (У.З.) - Где будем применять свои знания? |
- думаю сам Озвучить в паре В практической работе |
| Развитие речи, логическое мышление, диалог, монолог |
Планирование |
|
|
|
1. История развития промысла Гжель. 2. Разнообразность и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. 3. Особенности гжельской росписи. |
|
|
|
Реализация |
|
|
|
- Сегодня группа – исследователей подготовила для вас сообщения, небольшие рассказы об этом удивительном и благородном промысле – Гжель. |
|
|
|
- Снежно – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда?
Словарная работа Слайд №7 | Недалеко от Москвы в деревне ГЖЕЛЬ зародился народный промысел - изготовление и роспись керамической посуды. Слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. В настоящее время изделия производят в тридцати селах в 60 км от Москвы. Слово «гжель» происходит, от «жечь». 200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика. Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. Керамика – изделия из обожженной глины Майолика- изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому. Фарфор - керамические изделия |
| 1 вопрос
Слайд №8 Детям предлагаются незнакомые слова, которые встречаются в сообщении |
Обобщение: промысел Гжель назван в честь деревни, где было налажено его производство. Основной материал – красная глина. Основная цветовая гамма - белый и синий. |
|
|
|
- Действительно, мы можем смело назвать работы в технике гжель бело – синим чудом. Давайте рассмотрим современные образцы гжели. |
Просмотр современных изделий под народную музыку |
| Слайд № 9
|
- Как в изделиях гжели проявляется конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?
Слайд №7
- Давайте внимательно рассмотрим эти причудливые декоративные формы фарфоровых изделий. - Что вам особенно нравится в этих изделиях?
| Продукция Гжели – прежде всего посуда – квасники, кувшины, все что необходимо русскому человеку в быту. Форма сосудов необычна. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Квасник — сосуд в котором хранили квас. Кумган – сосуд, в котором подавали напитки на праздничный стол. Мастера Гжели не скупились на украшения. Создавая эти изделия, мастера творили во всех трех видах деятельности: декоративной, конструктивной и изобразительной. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
- что простую, обыденную вещь художник превратил в сказочный предмет; по сюжетам можно узнать чем занимались люди, как отдыхали…… |
| 2 вопрос
Слайд № 10
Слайд №11
|
Обобщение: предметы быта в Гжели отличаются от других промыслов своей изысканностью, декоративностью, причудливой формой, а также декоративным украшением. Формы предметов не повторяются .У каждого мастера своя роспись и форма. |
|
|
|
- Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками.
- перед вами основные элементы гжельской росписи.
-Внимательно посмотрите на элементы росписи. Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый? - а как можно получить такие оттенки? Показ приемов получения оттенков с комментариями. -Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета.
| - основные элементы росписи это бордюры, сеточки, листья и веточки, капельки, мазки с тенью, гжельская лошадка и сказочные птицы. Но главным узором является гжельская роза. Можно увидеть букет из нескольких роз, а то цветы разбросаны по всей поверхности. А еще бывает так, что самой розы нет, есть только лепестки.
- нет, он бывает светлым и темным.
- Можно синий цвет смешать с белым; добавить больше воды в синий цвет……
- учащиеся выполняют кратковременные упражнения на освоение гжельского кистевого мазка.
|
| Вопрос 3 Слайд №12
|
Обобщение: существует два вида росписи. Кистевой способ росписи- импровизация в составлении композиции из элементов росписи. |
|
|
|
IV практическая работа |
|
|
|
Сейчас мы приступим к росписи посуды: чашек, чайников, тарелок…. Ребята, скажите, какими цветами мы с вами будем сегодня работать? |
- белый фон, а в росписи будем использовать только синий цвет.
|
|
|
Давайте составим план практической работы: 1. Вначале каждый из бумаги создаст выразительную форму посуды. 2. Покройте синей краской отдельные детали предмета: носик, горловину, ручку….. 3. Затем наведите бордюры и выполняйте основную роспись на белом фоне. Попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Начните писать цветок с середины. Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю изделия. |
|
|
|
V Выставка работ учащихся. Подведение итогов. |
|
|
|
- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились? - Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? - Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме? - Было ли вам интересно? - Что запомнилось на занятии? - Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему? |
|
- Гжельская роспись.
- Используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета. - Белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры. - Приятно видеть красивые вещи; учиться самим украшать их; интересно узнавать что-то новое из истории. Учащиеся дают самооценку своей творческой деятельности |
|
VI Домашнее задание |
|
|
|
Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы. * творческое задание: составить кроссворды по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». |
|
|
|