Урок изобразительного искусства по теме "Гжельская роспись"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

 

       Цель данного урока: познакомить учащихся с народным промыслом Гжель, ее истоками, особенностями росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muhina_volchiha_shkola2.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мухина Е.Р.

учитель изобразительного искусства

Алтайский край, Волчихинский район, село Волчиха

МКОУ «Волчихинская средняя школа №2»

Аннотация:

     Уровень образования: основное  общее образование

     Класс: 5 класс

     Предмет: изобразительное искусство

     Тип ресурса: методическая разработка

       Цели: познакомить учащихся с народным промыслом Гжель, ее истоками, особенностями росписи.

      Задачи:

- учить самостоятельному изучению материала, анализировать и систематизировать  извлеченную информацию  для  выполнения практической работы;

- сформировать навыки составления декоративной композиции, работы кистевым способом;

- развивать индивидуально – творческие способности учащихся; навыки работы с художественными материалами;

- воспитывать нравственно – эстетическое отношение к   миру, к Родине, к истории своего народа;                           Компетентность: информационная: 1. обработка информации 2. систематизирование извлеченной информации.

     Тип урока: комбинированный.

    Формы: фронтальная, индивидуальная, парная работы.

     Методы: объяснительно- иллюстративный; частично- поисковый,  

     Оборудование и материалы: ИКТ ресурсы, краски, кисти, альбом.  

  

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

I. Организационный момент

Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.

- Проверь дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места к уроку.

 

II. Повторение

- Над какой темой работаем?

- Что знаем по теме?

- Закончите предложение. (Создание произведений народного искусства в определенных традициях на продажу называется …………).

- Народные промыслы.

- что такое промысел; почему они называются народными; какие бывают промыслы.

Один ученик выходит к доске, записывает слово (ПРОМЫСЕЛ)

Слайд №1

 

- о каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущем уроке?

Учащиеся называют промыслы.

Слайд №2

- Изделия каких промыслов вам запомнились и почему?

 - мне очень понравились подносы с изображением красивых букетов из цветов.

- Соотнести изображения предмета ДПИ с названием промысла

Несколько учащихся выходят к доске и сопоставляют изображения с названием промысла. 

Слайд №3

Проверка по образцу.

Слайд №4

III. Мотивационный момент. Актуализация знаний.

Филворд.

- Внимание на экран! Выход на тему урока. 

- найдите в сетке название промысла о котором пойдет сегодня речь.

  Определите тему урока.

Находят название промысла.  

Парная работа.

Г

Г

О

М

Л

Ж

Ш

А

И

Е

Н

Р

Н

Л

И

К

А

Ь

К

А

Слайд №5

Работа на развитие логического мышления

Объявляется тема урока: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

                           Слайд №6

- Что знаем?

- Что не знаем о данном промысле? (У.З.)

- Где будем применять свои знания?

- думаю сам

Озвучить в паре

В практической работе

Развитие речи, логическое мышление, диалог, монолог

Планирование

1. История развития промысла Гжель.

2. Разнообразность и скульптурность посудных  форм, единство формы и декора.

3. Особенности гжельской росписи.

Реализация

- Сегодня группа – исследователей подготовила для вас сообщения, небольшие рассказы об этом удивительном и благородном промысле – Гжель.

- Снежно – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда?  

Словарная работа

Слайд №7

 

 Недалеко от Москвы в деревне  ГЖЕЛЬ зародился народный промысел  - изготовление и роспись керамической посуды.  

  Слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

В настоящее время изделия производят в тридцати селах в 60 км от Москвы.

Слово «гжель» происходит, от «жечь».

200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика.

Но прославилось село другой удивительной посудой с декоративными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами.

Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью.

Керамика – изделия из обожженной глины

Майолика- изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому.

Фарфор  -  керамические изделия    

1 вопрос

Слайд №8

 

Детям предлагаются незнакомые слова, которые встречаются в сообщении

Обобщение:  промысел Гжель назван в честь деревни, где было налажено его производство. Основной материал – красная глина. Основная цветовая гамма - белый и синий.

- Действительно, мы можем смело назвать работы в технике гжель бело – синим чудом. Давайте рассмотрим современные образцы гжели.  

Просмотр современных изделий под народную музыку

Слайд № 9

- Как в изделиях гжели проявляется конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?

 Слайд №7

 

- Давайте внимательно рассмотрим эти причудливые декоративные формы фарфоровых изделий.  

- Что вам особенно нравится в этих изделиях?

      Продукция Гжели – прежде всего посуда – квасники, кувшины, все что необходимо русскому человеку в быту.

Форма сосудов необычна. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.

  Квасник —   сосуд  в котором   хранили квас.

Кумган – сосуд, в котором подавали напитки на праздничный стол. Мастера Гжели не скупились на украшения.  Создавая эти изделия, мастера творили во всех трех видах деятельности: декоративной, конструктивной и изобразительной. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

- что  простую, обыденную вещь художник превратил в сказочный предмет; по сюжетам  можно узнать чем занимались люди, как отдыхали……

2 вопрос

Слайд № 10

Слайд №11

Обобщение:  предметы быта в Гжели отличаются от других промыслов своей изысканностью, декоративностью, причудливой формой, а также декоративным украшением. Формы предметов не повторяются .У каждого мастера своя роспись и форма.

- Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

 

- перед вами основные элементы гжельской росписи.

-Внимательно посмотрите на элементы росписи. Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый?

- а как можно получить такие оттенки?

Показ приемов получения оттенков с комментариями.

 -Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета.

- основные элементы росписи это бордюры, сеточки, листья и веточки, капельки, мазки с тенью, гжельская лошадка и сказочные птицы. Но главным узором является гжельская роза.  

    Можно увидеть букет из нескольких роз, а то цветы разбросаны по всей поверхности. А еще бывает так, что самой розы нет, есть только лепестки.

- нет, он бывает светлым и темным.

- Можно синий цвет смешать с белым; добавить больше воды в синий цвет……

- учащиеся выполняют кратковременные упражнения на освоение гжельского кистевого мазка.

         

                 

Вопрос 3

Слайд №12

Обобщение: существует два вида росписи.  Кистевой способ росписи- импровизация в составлении композиции из элементов росписи.  

IV практическая работа

Сейчас мы приступим к росписи посуды: чашек, чайников, тарелок….  Ребята, скажите, какими цветами мы с вами будем сегодня работать?

- белый фон, а в росписи будем использовать только  синий цвет.

       

Давайте составим план практической работы:

1.  Вначале   каждый  из бумаги создаст  выразительную форму посуды.                                                                                                      2. Покройте синей краской отдельные детали предмета: носик, горловину, ручку…..                                                                                3. Затем наведите бордюры и выполняйте основную роспись на белом фоне. Попробует создать свой узор, используя традиционные мотивы гжельской росписи. Начните писать цветок с середины.   Композиция рисунка – крупный рисунок в центре и мелкий узор по краю изделия.

   

           

V Выставка работ учащихся. Подведение итогов.

       

- С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

- Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?                                               - Было ли вам интересно?             - Что запомнилось на занятии?

                                               

  - Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

- Гжельская роспись.

- Используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета.                     - Белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры.

      -  Приятно видеть красивые вещи; учиться самим украшать их; интересно узнавать что-то новое из истории.

Учащиеся дают самооценку своей творческой деятельности

 

VI Домашнее задание

Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы.

* творческое задание: составить кроссворды по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусства 5 класс

урок в пятом классе по изобразительному искусству который знакомит детей с Жостовской росписью...

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусств 5 класс

Урок изобразительного искусства в пятом классе, который знакомит детей с жостовской росписью....

Конспект урока изобразительного искусства "Жостовская роспись"5 класс.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией и музыкальным сопровождением....

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Урок Изобразительного искусства в 5 классе по теме: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Роспись матрешки)

Дружно спрятали косичкиИ живут семьей одной.Только старшую открой,В ней сидит сестра другая,В той еще сестра меньшая.Доберешься ты до крошки,Эти девицы — (матрешки).      ...