Урок "Русский народный костюм"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

     Урок – путешествие, на котором учащиеся продолжают  знакомство  с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны, учатся различать «сарафанный» и «понёвный»  комплексы одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_russkiy_narodnyy_kostyum.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса

                           Тема: « Русский народный праздничный  костюм».

                                 Урок – путешествие. Комбинированный урок. 

Цели и задачи:

        Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный»  комплексы одежды.

        Развивать  эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.

        Прививать  интерес к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:

Фигурки человека,

иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,

детские работы,

презентация « Русский народный костюм»,

проект ученика «Русская национальная одежда»

русская народная музыка,

бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,

русские народные костюмы.

Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)

                                                    ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

II. Сообщение темы и цели урока

–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение ( выходит ученица в русском костюме)

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.

И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».

III. Путешествие. 

Итак, в путь!

Этап  урока

Учитель

Ученики

1.Посещение картинной галереи-

просмотр  репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.

(Просмотр презентации)

1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах

2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.

1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин

2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).

2. Мы в музее русского национального костюма. 

 Повторение значений элементов русского костюма

1.Итак,что прежде женщины носили?

2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.

3.Итак, Саша  нас проведёт по залам музея русского национального костюма

1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.

2. Ответы учеников:

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор типа чепца

3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»

3. Путешествие на север и юг России.

Сравнение и анализ северного и южного русских  народных костюмов.

(Просмотр презентации)

1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.

2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?

3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.

4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

5.Сколько головных уборов было названо и какие?

1.Ответы учеников:

2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.

3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.

4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.

5. Кокошник, венцы, кики – 3

4. Отдых в пути.

Проведение динамической паузы.  Физминутка

Говорит и показывает движения

Повторяют движения за учителем

5. Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).

1.На основе увиденного материала о костюме  надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.

2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?

Ответы учеников:

1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.

2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя

6. Подведение итогов путешествия.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

– Какой вид костюма вы выбрали?

– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

– О чем вам может рассказать русский народный костюм?

Первая команда называет лучшие работы  второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.

7. Домашнее задание

Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших  сегодняшних работ.

             

         Женский костюм

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной,

Орнаментом украшенный внизу.

На голове – убрус под шапкой чинной

Или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,

Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и понёвы –

Детали поясню вам в двух словах.

Наряды женщин из северных и южных областей

1.И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала –

Для свадьбы, сельских праздников, труда,

2.Крестьянки Юга – те предпочитали.

Поверх рубах понёвы надевать,

Узором по подолу украшались,

Но юбки было принято считать

Нарядом женским, Девушки носили.

По верх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венцы,

На Юге кики им предпочитали,

А к юбкам пришивали бубенцы.

Физминутка

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(вращение головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головой в разные стороны)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(руки накрест перед собой)

5. Практическая работа учеников.

– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки,

наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

 Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.

2 группа: “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:

выбрать вариант костюма;

построить общую форму костюма;

наметить места украшений и орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

                                                     Литература:

Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006

Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.

Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

•История русского костюма начинается с древних времён. •Домотканые или кожаные рубахи грубого покроя и порты – одежда славянских племён. Со временем одежда становится разнообразнее и красивее....

ПРОЕКТ "НАРОДНЫЙ КОСТЮМ"

Данный проект направлен на воспитание интереса к народной кульуре....

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....