Многообразие художественных культур в мире
план-конспект (изобразительное искусство) на тему

На уроке говорится о многообразии культур в мире. Изготавливается рекламный буклет для экскурсионного маршрута " Три великие культуры: Греция, Япония, Средневековая Западная Европа". В практической работе используются разные технологии. Урок рассчитан на детей с разным обёмом знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc175.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1_test.doc434.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhunie_2_slovar_puteshestvennika.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема четверти: «Каждый народ земли – художник».

Тема урока: «Многообразие художественных культур в мире».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: дизайнерская мастерская.

Цель:

        1.(Образовательная) повторить и закрепить знания, умения и навыки  

           детей по изученной теме.

        2.(Развивающая) развивать внимание, память, наблюдательность, мелкую  

           моторику. Развивать коммуникативные навыки в дизайнерском искусстве.

           Развивать интерес к искусству других народов.

        3.(Воспитательная) воспитывать уважение к искусству и традициям других  

           народов.

Оборудование и учебные наглядные пособия:

    1.для учителя:

зрительный ряд: слайды с изображением архитектуры, природы, одежды

                            изучаемых стран.

литературный ряд: японская поэзия.

музыкальный ряд: произведение Баха (орган), народная японская и греческая музыка («Сиртаки», «Сакура»).

    2.для учащихся: бумага (загрунтованная) и белая, тушь, трубочка, клей, гуашь, ножницы, простой карандаш, посуда для воды.

План урока.

1.Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. -------------------------------2мин.

2.Повторение и обобщение знаний. -----------------------------------------------7мин.

3.Практическая  работа.   -----------------------------------------------------------16мин.

4.Игра «Художник – Зритель». ----------------------------------------------------3мин.

5.Подведение итогов.  ---------------------------------------------------------------2мин.

                                               

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

       - Здравствуйте, ребята!

         Сегодня Мы с вами, мы – это я и весь 4 «А», проводим обобщающий урок по теме «Каждый народ Земли - художник».

         Мы вновь поговорим о многообразии художественных культур в мире, совершим увлекательное путешествие по разным странам мира и даже перевоплотимся в дизайнеров. И делать мы будем это не просто так.

        Дело в том, что ко мне обратилось туристическое агентство «Вокруг света» с необычной просьбой: помочь в оформлении рекламного буклета. Агентство разрабатывает новый экскурсионный маршрут «Три великие культуры: Греция, Япония, Средневековая Западная Европа». А я хочу сделать этот проект вместе с вами.

2.Повторение и обобщение знаний.

       - Чтобы рассказать о культуре любой страны, там нужно побывать.

     Поэтому мы начнём выполнение заказа с увлекательной экскурсии. В роли экскурсовода буду я, Бойко Елена Васильевна.

      Во Время экскурсии вы увидите много интересного, услышите много нового. И чтобы всё это запомнилось лучше, я приготовила для вас Краткий СЛОВАРЬ путешественника – он на ваших столах.

Просмотр слайдов.

- Наше путешествие ми начнём с Греции.

- Кто может назвать столицу Греции? (Афины).

- Что такое Акрополь? (обрывистый холм, где была городская крепость).

- Самый прекрасный храм Древней Греции? (Парфенон).

- К какому ордеру относится Парфенон? (дорическому).

- Какой ещё ордер знаете? (ионический).

- Какой храм ионического ордера мы знаем? (Эрехтейон).

- В чём своеобразие этого храма? Какие колонны на портике? (кариатиды).

- Давайте, ещё раз перечислим все ордера (дорический, ионический, коринфский).

- Храмы, какого ордера сравнивали с мужчинами? (дорического), а с женщинами? (ионические).

- Из скольких частей состоит колонна дорического ордера? (2). Назовите их (капитель и ствол колонны).

- Чем отличается ионическая колонна? (добавляется база и другая капитель).

- С чем можно сравнить складки на одежде греков? (с каннелюрами колон).

- Откуда мы знаем о жизни древних греков? (изучая росписи ваз).

- А сейчас мы посетим страну восходящего солнца. Догадались какую? (Япония).

- Почему она так называется? (на востоке восходит солнце).

- Что изображено на флаге страны? (солнце).

- Посмотрите внимательно, кто знает, как называется самая известная гора Японии? Правильно это Фудзияма.

- Что японский народ ценит больше всего? (природу).

- В чём своеобразие природы Японии?

- Что самое знаменитое построили японцы? (сады).

-  Какие самые необычные сады они построили? (сады – камней, сад камней храма Рёандзи ).

- Как называется здание японского храма? (пагода).

- Как называется национальная одежда? (кимоно – платье-халат).

- Традиционные цвета кимоно? (мужчины – холодные цвета, женщины – тёплые).

- С чем сравнивают японцы своих женщин? (цветы, бабочки).

- Цветение, какого растения собирает наибольшее количество туристов? (сакуры). Традиция любования сакурой очень древняя.

Смотрю вокруг и вижу:

Розовая дымка

Обволокла уставший сад

Но вишни цвет задумчивый,

                             И нежный-

А это значит вновь пришла

                              Весна.

Туман весенний, для чего ты скрыл

Те вишни, что окончили цветенье

На склоне гор?

Не блеск нам только мил,-

И увяданье миг достоин

                                       Восхищенья!

                                                                Ки-Но Цираюки.

- на какое наше дерево похожа сакура? (вишня).

- А сейчас давайте поговорим о средневековой Западной Европе.

- Какие современные страны находятся на территории Западной Европы? (Франция, Германия, Англия, Испания..).

- Сохранившиеся старые замки относятся к тому периоду.

- Давайте вспомним, как был устроен средневековый город?

- Что строили в центре города? (соборы).

- Как назывался стиль в архитектуре, когда всё стремиться вверх? (готический).

- Самый известный собор в Париже? (собор Парижской Богоматери).

- На здании в качестве водостоков стояли фигуры горгулий.

- Как называли вход в собор? (портал).

- Чем было заполнено пространство окон в соборах? (цветными стёклами).

- Как это называется? (витраж).

- Как называется окно круглой формы? (роза).

- Каково своеобразие в одежде средневековья? (обувь с длинными носами, высокие головные уборы).

- Наша экскурсия подошла к концу и нам пора преступать к работе.

3. Практическая работа.

- А сейчас вы – дизайнеры.

- Но прежде я хочу предложить вам три кандидатуры ребят, которые войдут в состав художественного совета и будут помогать отбирать работы мне как председателю совета для проекта буклета это…

Критерии оценки и отбора работ (на доске):

  1. Правильное композиционное решение.
  2. Аккуратность.
  3. Лучшее цветовое решение.    

- В связи с малым количеством время отводимого на задание мы с вами сейчас будем осваивать новые техники исполнения.

- Для основы работы агентство предлагает вам использовать такие заготовки (показ).

- У вас на столе есть шаблон с очертаниями средневекового города. Возьмите половину альбомного листа, положите её вертикально и сложите пополам, отгибая от себя. Прогладьте линию сгиба. Возьмите шаблон контура средневекового города.

- На шаблоне изображён весь город? (половина). Как надо приложить шаблон к согнутому листу бумаги? Теперь придерживая шаблон одной рукой, другой обведите его.

- Какие правила работы с ножницами нам необходимо помнить при работе? При помощи ножниц вырежьте очертания города.

- Какого цвета краски используем? Почему? (цвет камня разный).

- Возьмите лист основы. Как определить расположение листа, если это небо? Почему?

- Возьмите кусочки паралона и набрав краску, методом примакивания сделайте очертания города.

- Пока работа подсыхает, вернёмся к Греции. Изготовим часть колоны. Возьмите маленький листочек бумаги. Согните его пополам вдоль. Посмотрите, где у вас шаблон колонны. Какому ордеру принадлежит эта колонна? Приложите её к бумаге, обведите и вырежьте.

- А теперь придвиньте работы поближе и будем «сажать» сакуру (через трубочку для коктейля дуют на каплю туши в разном направлении)

- В основании дерева приклейте колонну. Как надо наносить клей?

- Что будем делать сейчас? Правильно, цветы. Какой цвет нам для этого понадобится? Как его получить? Как называются цвета, полученные при добавлении белого?

- Кто всё сделал, добавьте на своей работе травку, чтобы больше чувствовалась наступающая весна.

- Члены художественного совета, пройдите и просмотрите работы.

4. Игра «Художник – зритель».

- Давайте посмотрим на наши работы.

- Удалось ли нам совместить разные культуры и выполнить заказ туристического агентства?

- Понравились работы?

- Какая, по вашему мнению, наиболее удачная?

- Мне понравились ваши работы, и я предлагаю отдать в агентство все наши дизайнерские разработки, пусть их художественный совет тоже выберет, и узнаем, совпали ли наши мнения и какая работа в итоге войдет в рекламный буклет.

5. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, какова же была тема нашего урока?

- Соответствовала ли наша работа на уроке теме?

- А теперь я хочу узнать, запомнилась ли вам экскурсия? Сумеете ли вы теперь различить культуру этих стран? Кто из вас самый внимательный? Итак, вопрос – ответ – только не хоровой!

1. Я стою на вершине горы Фудзияма. В какой стране я нахожусь?

2. В руках у меня модель двух ордеров: назовите их.

3. Я в прекрасном саду камней. Где я?...

  1. На этапе закрепления можно использовать тест (прилагается).            

    

                        Рисунок1                                   Рисунок 2                 Рисунок 3

                                                                 Детские работы.

  

                            Рисунок 4                                                    Рисунок 5



Предварительный просмотр:

IV класс.

Тема четверти: «Каждый народ земли – художник».

Тест: «Обобщение темы четверти».

Коринфский ордер

Ионический ордер

 Дорический ордер

 1.                                              

                    

                                           

         

2.

                              база                                                          

                          каннелюр

                          капитель

                          ствол

                          валюты 

3.             Парфенон           Реймский собор        церковь          

    Пагода                                                                          собор Парижской Богоматери

                                               

4.      Горгульи                      кариатиды                 Дорифор                         Дискобол

                                                             

5.  Рококо, классицизм, готика, авангардизм.



Предварительный просмотр:

СЛОВАРЬ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

Греция – столица - АФИНЫ

Япония – столица - ТОКИО

Средневековая Западная Европа:

Символы страны:

  1. Акрополь (Парфенон и Эрехтейон)

Символы страны:

  1. Гора Фудзияма;
  2. Сакура – японская вишня

  1. Франция – столица – ПАРИЖ,
  2. Германия – столица – БЕРЛИН,
  3. Англия – столица - Лондон

Кариатида – колонна в виде женской фигуры

Кимоно – национальная одежда (платье-халат)

Стиль архитектуры - готический

Ордер (порядок):

  1. Дорический – колонна состоит из двух частей (мужской образ)
  2. Ионический – колонна состоит из 3 частей (женский образ)
  3. Коринфский – самый сложный и красивый

Пагода – здание японского храма

Витраж – изображение, составленное из цветного стекла

Части колонны:

  1. Капитель – верхняя часть колоны
  2. Ствол колонны
  3. База – основание колонны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие художественных культур в мире

Презентация к уроку по теме "Многообразие художественных культур в мире". 4 класс по программе Б.М.Неменского....

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Лекционный материал "Художественная культура первобытного мира" по "Искусство (МХК)" Усманского педагогического колледжа

Лекция по "Искусство (МХК)" "Художественная культура первобытного мира. Искусство палеолита, мезолита, неолита, эпохи бронзы" для 1-х курсов Усманского педколледжа....

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Контрольная работа по теме «Художественная культура Древнего мира». МХК 10 класс

Представлены контрольные задания для проверки знаний учащихся 10 классов по теме "Художественная культура Древнего мира"...

Разработка урока "Художественная культура католического мира" 6 класс

Методическая разработка урока по всеобщей истории для 6 класса, к ней прилагается презентация и рабочий лист...