Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Колмогорцева Ирина Николаевна

 

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5  классе -35 часов, из расчета 1 учебный час. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izo5-_.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5  классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.

        Рабочая программа составлена с учётом  регионального  компонента, где учитывается  аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403 ), методической темы  школы «???» Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

         Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса -  первый год обучения основной школы, она  строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

        Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.

        В содержании уроков входит  составление декоративной композиции  традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старооскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм  работ и выполнение художественно-творческих  проектов,   позволяет развивать  творческое воображение  и художественно-образное  мышление учащихся и   повысить мотивацию обучения.

         Этнорегиональный подход  реализуется  с изменением  в рабочей программе тем отдельных уроков. Конкретное решение программы реализуется  с изучением художественных традиций и промыслов Ямала. Изменения в рабочей программе с учётом регионального  компонента составляет  - 20% от учебной программы.

                                                           Задачи художественного развития учащихся

ЗНАНИЯ  И  УМЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ

5  КЛАСС

Учащиеся должны знать:

  1. истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  2. особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  3. семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  4. несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  1. различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
  2. различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  3. выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  1. умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  2. передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  3. умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  4. создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  5. владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  6. владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

РЕГИОНАЛЬНЫЙ  КОМПАНЕНТ

четверть

№ урока,

Наименование темы

Кол-во часов

I

4

Образы и мотивы в орнаментах вышивки Ямала.

1

8-9

Народный праздничный костюм Народов Ямала

2

II

10

Древние образы в игрушке народов Севера.

1

III

25

О чём рассказывают гербы ЯНАО.

1

IV

34

Народные художники нашего края

1

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

5  класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35часов

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей  и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение  опыта  восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I четверти:

«Древние корни народного искусства» ( 9 ч)

         Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом северных народов и народно-праздничными обрядами.

  1. Древние образы в народном искусстве.
  2. Декор русской избы.
  3. Внутренний мир русской избы.
  4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
  5. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
  6. Народный праздничный костюм  народов Севера.
  7. Народные праздничные обряды коренных жителей Ямала.

Тема II четверти:

«Связь времен в народном искусстве» (7 ч)

        Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

  1. Древние образы в современных народных игрушках.
  2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
  3. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
  4. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
  5. Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.
  6. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Тема III четверти:

«Декор – человек, общество, время» (11 ч)

        Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность.         Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами ЯНАО,  о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

  1. Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
  2. Декор и положение человека в обществе.
  3. Одежда говорит о человеке.
  4. Костюмы  древних цивилизаций.
  5. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
  6. О чем рассказывают гербы и эмблемы.
  7. О чём рассказывают гербы ЯНАО.
  8. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Тема I V четверти:

«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

         Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).

  1. Современное выставочное искусство.
  2. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.
  3. Народные художники нашего края.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

         Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

 

Учебный методический комплекс.

        Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
  2. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004
  3. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004

Дополнительные пособия для учителя:

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

Дополнительные пособия для учащихся:

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,

Календарно-тематическое планирование в  5 классе

        Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма  занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Примечание

Д\З

Дата проведения

дата

класс

1-я четверть «Древние корни народного искусства» 9 часов

 1.

Древние корни народного искусства (9 часов)

Древние образы в народном искус стве

1

Урок - сообщения новых знаний. Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сан гина, тонирован ная бумага

Традиционные об разы народного прикладного искус ства как выражение мифопоэтических представлений че ловека о мире, как память народа. Де коративное изобра жение как обозна чение жизненно важных для челове ка смыслов, их ус ловно-символичес кий характер

Понимать условно-символический ха рактер народного декоративного ис кусства

Ответить на во прос: «Как отра зились в древних образах народно го искусства

Подобрать иллюст рации с изображе нием древних обра зов в произведениях народного ДПИ

2.

Древние корни народного искусства

Орнамент как ос нова декоратив ного украшения

1  

 Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Работа над укра шением элемен тов избы (фрон тон, наличники, причелина, лобо вая доска) соляр ными знаками, растительными и зооморфными мо тивами, геомет рическими эле ментами, вы страивание их в орнаментальную композицию. Ма териалы: уголь, сангина, тониро ванная бумага

Орнамент как ос нова декоративного украшения.

Выра зительные средст ва и виды орнамен та (геометриче ский, раститель ный, смешанный). Типы орнаменталь ных композиций: линейная, сетча тая, рамочная, ге ральдическая

Обратить внимание на декор домов ча стного сектора

3.

Древние корни народного искусства

Конструкция, де кор предметов на родного быта и труда

1

Урок формирова ния новых знаний, умений, навыков

Выполнение эски за выразительной формы предмета крестьянского бы та и украшение его орнаменталь ной композицией (прялка, посуда). Материалы: гу ашь, кисти, нож ницы, бумага

Органическое един ство пользы и кра соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы явление символиче ского значения де коративных элемен тов

Уметь выстраивать декоративную ком позицию, используя выразительные средства приклад ного искусства: пло скостность, обоб щенность и лако ничность изображе ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Ответить на во прос: «Что род нит различные произведения крестьянских мастеров?». Про смотр, анализ и оценивание работ

Составить кросс ворд по пройден ному материалу (5-7 слон)

4.

Древние корни народного искусства

Образы и мотивы в орнаментах рус ской народной вышивки

Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки ЯНАО.

1

Комбинированный

Эскиз узора вы шивки на поло тенце в традициях народных масте ров (фломастеры,  акварель, бумага в клеточку)

Крестьянская вы шивка -- сокровищ ница древних обра зов и мотивов. Ус ловность языка ор намента, его симво лическое значение.

Уметь использовать в практической ра боте графические материалы и образ ную символику (цвета и изображе ния) народного ис кусства, условность языка орнамента

Обмен кроссвор дами, решение и  взаимопроверка (оценивание). Анализ результа тов собственного  художественного творчества

Региональный компонент

Подбор иллюстра тивного материала о русском народном костюме (опере жающее задание)

5.

Древние корни народного искусства

Народный празд ничный костюм

1

Комбинированный Выполнение эски зов народного праздничного костюма с ис пользованием различных техник и материалов

Народный празд ничный костюм -целостный художе ственный образ

Уметь работать с выбранным мате риалом, используя выразительные воз можности языка ДПИ: символика цвета и орнамен тальных мотивов, целостность худо жественного образа

Просмотр и ана лиз работ

Подобрать иллюст рации с изображе нием интерьера русской избы с ее декоративным уб ранством (поиско вая работа в под группах)

6-7

Древние корни народного искусства

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы

2

Комбинированный Коллективная ра- бота «В русской избе». Материал: гуашь, акварель, пастель, сангина, тонированная бумага (серая, светлокоричневая).

Единство пользы и красоты в предме тах быта и труда крестьян

Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда кре стьян, значение ор намента как носите ля эстетического и символического значения. Уметь применять различ ные материалы в художественно-творческой работе

Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции

Подобрать иллюст рации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.)

8-9

Древние корни народного искусства

Народные праздничные обряды, праздники Ямала

2

Повторительно-обобщающий урок

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань

Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода

Просмотр и анализ работ

Региональный компонент

2-я четверть «Связь времен в народном искусстве» 7-часов

10-11

Связь времен в народном искусстве 7ч

Древние образы в современных на родных игрушках

Единство формы и декора в старооскольских народных игрушках

2

Комбинированный

Выполнение иг рушки (импрови зация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: гли на, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага.

Живучесть древних
образов в современ ных народных иг рушках. Особенно сти пластической
формы, цветового
строя и элементов
росписи глиняных
игрушек (филимоновской, дымков
ской, каргополь
ской,  старооскольской игрушек).

Уметь использовать выразительные средства художест венных материалов в творческой дея тельности. Уметь ритмически выстраивать деко ративные элементы росписи по форме предмета

Ответить на во прос: «Что отли чает глиняные игрушки, принад лежащие к раз ным художест венным промыс лам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание ра бот

Региональный компонент

Подбор открыток, книжных иллюст раций с изображе нием народной иг рушки

11-12

Связь времен в народном искусстве 

Искусство Гжели. Истоки и совре менное развитие промысла

2

Комбинирован ный

Вырезание из бу маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук рашение их рос писью с исполь зованием тради ционных приемов письма. Материа лы: бумага, нож ницы, клей, аква рель, кисти

История развития промысла, его слия ние с художествен ной промышленно стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно сти гжельской рос писи

Владеть навыками работы в конкрет ном материале (ак варель). Уметь пе редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо жественно-выра зительных средств с функциональностью предмета

Просмотр и ана лиз работ

Подбор иллюстра тивного материала гжельской посуды необычной формы

13.

Связь времен в народном искусстве 

Искусство Городца. Истоки и со временное разви тие промысла

1

Комбинирован ный Выполнение фрагмента роспи си по мотивам Го родецкой роспи си. Материалы: тонированная бу мага, гуашь, кис ти

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ ные элементы деко ративных компози ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра жения, отточен ность линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искус ства (форма, про порции, линия, ритм, цвет, мас штаб) в творческой работе

Ответить на во прос: «Что значит образ в роспи си?». Анализ ре зультатов творче ства однокласс ников (выбороч но)

Подобрать изобра жение орнамен тальной или сю жетной композиции в произведениях ДПИ

14-15.

Связь времен в народном искусстве 

Искусство Жостова. Истоки и современное раз витие промысла.

Истоки и

современное развитие керамики.

2

Комбинированный Вырезание из бу маги разверток различных форм подносов, укра шение их роспи сью. Материалы: гуашь, белая бу мага, кисти

Из истории промы сла. Разнообразие форм подносов и вариантов построе ния цветочных ком позиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жос товской росписи и приемы письма

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию опре деленного типа, учитывая форму предмета

Игра «Художни ки-зрители»

Региональный компонент

Подумать над во просом: «Какие традиционные ху дожественные про мыслы нашей об ласти вы знаете?»

16

Связь времен в народном искусстве 

Роль народных промыслов в со временной жизни

1

Комбинированный

Изготовление карандашницы в технике, имитиру ющей просечную бересту. Матери алы: цветная бу мага, ножницы, клей

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных при емов народных про мыслов в современ ном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой пред мета, используя ритм как основу ор наментальной ком позиции. Владеть навыком работы с бумагой

Просмотр, анализ и оценка работ

Подготовка к игре

3-я четверть «Декор – человек, общество, время»  11 часов

17.

Декор, человек, общество, время 11ч

Зачем людям украшения

1

Урок формирова ния новых знаний, умений

Социальная роль декоративно-при кладного искусства в жизни разных времен и народов

Уметь видеть в про изведениях декора тивно-прикладного искусства различ ных эпох единство материала, формы и декора

Фронтальный оп рос (устно)

18.

Декор, человек, общество, время

Декор и положе ние человека в обществе

1

Урок усвоения но вых знаний, уме ний, навыков Выполнение эски зов орнаменталь ного украшения браслетов, ожере лий по мотивам декоративного искусства Древ него Египта. Ма териалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

Украшение как по казатель социально го статуса человека. Символика изобра жения и цвета в ук рашениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнамен тальные мотивы египтян. Различение национальных осо бенностей русского орнамента и орна мента Египта

Понимать, что об разный строй вещи (ритм, рисунок ор намента, сочетание цветов, компози ция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным мате риалом

Ответить на во прос: «Какую роль играло деко ративное искус ство в Древнем Египте?». Пре зентация своих работ учащимися и оценка резуль тата

Подобрать зритель ный ряд с изобра жением украшений народов разных стран

19

Декор, человек, общество, время

Одежда говорит о человеке

1

Комбинированный Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага

Одежда как знак положения человека в обществе.

Уметь творчески работать над пред ложенной темой, используя вырази тельные возможно сти художествен ных материалов и язык ДПИ

Анализ результа та коллективной работы

Вопрос № 3, стр. 122 (учебник)

20-21

Декор, человек, общество, время

Костюмы древних цивилизаций

2

Урок усвоения но вых знаний, уме ний, навыков.

Коллективная работа

«Бал во дворце».

Значение одежды и основных элементах костюма в различные эпохи.

Отли чие декоративно-прикладного искус ства Западной Ев ропы (эпоха барок ко) от древнееги петского, древнеки тайского своими формами,орнамен тикой, цветовой гаммой, но суть де кора одна - выявить социальный статус людей

22-23.

Декор, человек, общество, время

О чем рассказы вают гербы и эмблемы

2

Комбинированный Проект собствен ного герба или герба своей се мьи, класса (по выбору)

Уметь работать в выбранном мате риале, используя язык ДПИ: услов ность, символич ность, плоскост ность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Защита проекта, оценивание ре зультата

24-25.

Декор, человек, общество, время

Символы и эмб лемы в совре менном общест ве. Герб и флаг Нового Уренгоя и ЯНАО

2

Комбинированный Выполнение ком позиции герба и флага Нового Уренгоя и ЯНАО. Материа лы: белая бумага формата A3, цвет ная бумага, клей, ножницы

Уметь создавать ус ловное, символиче ское изображение, работать с выбран ным материалом

Презентация проектных ра бот. Анализ и оценивание ре зультатов

Региональный компонент

26-27.

Декор, человек, общество, время

Роль декоратив ного искусства в жизни человека и общества

2

урок-повторение  

Решение кросс вордов, участие в викторине, играх, конкурсах

Декоративно-при кладное искусство в повседневной жиз ни человека.

Подведение ито гов конкурсов

4-я четверть «Декоративное искусство в современном мире» 7 часов

28.

Декоративное искусство в современном мире 7ч

Современное выставочное ис кусство

1

Урок усвоения но вых знаний (на ба зе выставки деко ративно-приклад ного искусства)

Многообразие ма териалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз дании произведения ДПИ. Изменение соотношения поль зы и красоты. Виды ДЛИ

Знать виды декора тивно-прикладного искусства, особен ности его языка. Понимать роль вза имосвязи материа ла, формы и содер жания при создании произведений ДПИ

Подобрать изобра жения художест венных изделий со временного декора-тивно- прикладного искусства 2

29-30

Декоративное искусство в современном мире

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис кусства (Витраж)

1

Комбинированный Выполнение витража.

Витражные краски и оборудование для витража.

(Или цветная бумага, ножницы, клей).

Выразительное ис пользование мате риала. Условность, обобщенность об раза.

Уметь использовать выразительные воз можности материа ла, принципы деко ративного обобще ния в творческой работе

Выполнение проекта «Украшение окна».

Подобрать изобра жение для декоративного украшения оконного проема. Обратить внимание на особенности средств вырази тельности

31-32

Декоративное искусство в современном мире

Ты сам -мастер декоративно-прикладного ис кусства (ваза).

2

Комбинированный урок. изготовление декоративной вазы для украш. интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бу тылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Владеть практиче скими навыками выразительного ис пользования фактуры, формы, объема

Анализ и оценка работ

32-33

Декоративное искусство в современном мире

Ты сам -мастер декоративно-прикладного ис кусства ( мазаичное панно)

4

Урок творческого применения умений и навыков

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по моти вам народного искусства с твор ческой интерпретацией. Коллек тивное выполне ние панно по наи более удачному эскизу

Этапы работы над произведением ДПИ

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбран ном материале, ис пользуя язык деко ративно-прик ладного искусства, принципы декора тивного обобщения

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности

Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итого вой выставке. Подготовка к обоб щающему уроку учеников.

34

Декоративное искусство в современном мире

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Художники нашего края.

1

Музейный урок или

виртуальная экскурсия.

Художественный музей.

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Де коративное искусство в современном мире искусства Ямала.

 Знать виды ДПИ, особенности языка.

Региональный компонент

35

Декоративное искусство в современном мире

Урок обобщения знаний по темам года

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Викторины, тесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...