роль изобразительного искусства в социализации ребенка
тест по изобразительному искусству (изо) по теме
Роль изобразительного искусства, музыки, технологии не заслуженно принижают, читая их "придатком" в ряду учебных предметов. при этом все говорят о падении уровня культуры. Это парадокс или закономерность?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_izobrazitelnogo_iskusstva_v_socializacii_rebenka.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль изобразительного искусства
в социализации ребенка
Ни для кого не секрет, что мы находимся в состоянии перманентного реформирования, модернизации, оптимизации в образовании, которое продолжается вот уже не один десяток лет. Мы с вами убедились, что хотим мы этого или не хотим, нас может многое не устраивать, но мы вынуждены менять отношение к своей работе, использовать, может быть, не привычные методы и методики, а также изменяться самим. Сейчас очень большое внимание уделяется социализации ребенка, умению применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни для достижения определенных целей.
Нынешняя реформа образования поставила вопрос об «обязательных» и «необязательных» учебных предметах. Я слова «обязательные» и «необязательные» заключила в кавычки, т.к. для нас с вами очевидно, какие предметы попали в группу «необязательных». Видимо в министерстве образования, которым руководит физик-теоретик, по чьему мнению предметы эстетического цикла являются несерьезными, не требующими каких-либо усилий, развлекательными, т.е. отвлекаться на них- только в пустую тратить время.
Перед нами сейчас стоит задача доказать очевидную вещь- изобразительное искусство, музыка, технология- это не довесок к учебному плану, а очень важная, можно сказать необходимая, составляющая образовательного процесса.
Сейчас актуально стало говорить о компетентности. Что можем предложить в данном случае мы?
Обогащать образование возможно, обогащая предметные области (добавляя к ним новые компоненты), увеличивая вооруженность личности (оснащая человека иными, более современными и мощными средствами познания труда и общения), многократно усиливая мотивацию образовательной деятельности (вызывая стремление получать адекватную потребностям личности предметную основу для саморазвития или, например, помогая освоить более эффективную деятельность).
Я вполне согласна с тем, что в ребенке необходимо развивать такие качества, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность, способность преодолевать инертность мышления. Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более конкурентоспособным. Успешность
Уверенность
Внутренняя и социальная защищенность
Конкурентоспособность
Вспомним , что такое компетенция и компетентность?
Компетенция- совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащихся по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.
Компетентность- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Насколько человек компетентен, настолько он социализирован.
Виды ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция - это ценностные ориентиры ученика, от которых зависит не только образовательная траектория, но и программа его жизни в целом.
- Общекультурная компетенция - особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека.
- Учебно-познавательная компетенция - овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний из реальности, умение действовать в нестандартных ситуациях и т.д.
- Информационная компетенция - формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
- Коммуникативная компетенция - знания способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями( уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
- Социально- трудовая компетенция- умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенция личностного самосовершенствования- освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки( формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)
Но как же выработать необходимые компетенции?
Недаром важными составляющими компетенций являются знания, умения и навыки, а умение применять их- это признак творческого, нестандартно- мыслящего, коммуникативного, знающего чего он хочет человека.
Нигде так, как в дополнительном образовании виден потенциал, резерв для творческого развития подрастающего поколения: не только существенно расширяются знания ребенка, но и обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию личности.
Нет детей неспособных, каждый ребенок - потенциальный творец.
В нашей школе всегда было много кружков, факультативов, направленных на развитие способностей детей. Мною так же на протяжении нескольких лет велись кружки по изобразительному искусству.
Вот уже пятый год я являюсь руководителем кружка «Жар – птица». И основным принципом своей работы я считаю принцип всей системы образования – «нет детей неспособных, каждый ребенок потенциальный творец», т.е. создаются «равно-разные» возможности для каждого ребенка. «Равные», потому что все дети абсолютно равны в своей возможности стать участниками той или иной деятельности. «Разные», так как каждый ребенок осуществляет свой выбор, исходя из своих собственных интересов и потребностей.
« Равно- разные» возможности
Равная возможность
учащихся в той или иной деятельности
Осуществление выбора, исходя из собственных интересов
Я убеждена, что ни возраст, ни уровень развития школьников, ни отсутствие или наличие каких-либо способностей не должны влиять на реальные возможности ребенка заниматься интересующим его видом деятельности. Дети, посещающие мой кружок, очень разные: семиклассники и первоклассники, «продвинутые» и - не очень.
Как же научить таких разных детей творчеству, ведь зачастую ребенок «боится» белого листа бумаги, боится начать работу, говорит: «Я не умею!», еще не приступив к выполнению работы.
О творчестве в чистом виде на первых же занятиях говорить не приходится. Творческий и репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом.
В последнее время принято о репродуктивных методах обучения говорить в негативном ключе. Но ведь весь процесс развития ребенка можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности репродуктивной и творческой. Он всегда носит репродуктивно-воспроизводящий характер, когда усваивается опыт, накопленный предшествующими поколениями. Лишь затем, отталкиваясь от этого опыта, ребенок начинает действовать, проявляя собственное, самобытное
творчество.репродуктивный
творческий
В практической жизни почти не существует таких видов репродуктивного труда, в которых не воспроизводились бы элементы творчества, т.е. креатива. Творческая деятельность развивается в такой последовательности:
- Открытие чего-либо для ребенка неизвестного
- Умение видеть проблему.
- Самостоятельность поиска ее решения.
- Создание в процессе движения к цели иного продукта.
Обучение ребят в моем кружке основывается на поэтапном усложнении заданий.
«Работа по образцу» - проведение анализа образца, закрепление умений и навыков.
Следующим уровнем является « работа по условию» - которая требует от учеников творческой активности, т.е. определяется несколько условий, которые ученик должен учесть при выполнении работы, закрепляются ЗУНы.
Только приобретя уверенность, опыт в работе с цветом, почувствовав материал, получив представление о композиции, ребенок выходит на наиболее высокий уровень.
«Работа по собственному замыслу», или «Творческая работа» - задания предусматривают самостоятельную постановку задачи, поиск ее решения.
Работы в результате получаются разноплановые, раскрывающие индивидуальность юного художника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль изобразительного искусства в социализации ребенка
Ни для кого не секрет, что мы находимся в состоянии перманентного реформирования, модернизации, оптимизации в образовании, которое продолжается вот уже не один десяток лет. Мы с в...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности
В контексте современных целей школьного образования круг традиционных задач изобразительного искусства, как отдельного предмета, представляется необъективно узким. С одной стороны, не от...
Роль изобразительного искусства в жизни современного человека
Материал позволяет учащимся осмыслить роль изобразительного искусства в их жизни...
Роль изобразительного искусства в формировании и развитии личности школьника.
Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почем...
ИМТ «Роль социального педагога в социализации ребенка из неблагополучной семьи»
В России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности.Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, кото...
Роль изобразительного искусства в жизни ребенка.
В статье речь идет о роли изобразительного искусства в жизни ребенка....