Лики средневекового города
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Неводова Ольга Александровна

Данный урок является одним из системы интегрированного изучения курсов изобразительного искусства и истории. Разработан в соавторстве с учителем истории Козиной Натальей Алексеевной. Ученики в ходе занятия выполняют входной тест, итоговый тест, выступают в роли экскурсоводов с рассказами о самых знаменитых  готических соборах Западной Европы времен средневековья. Практическая работа по изобразительному искусству тестно связана с темой урока: ребята выступают в роли  архитекторов (создают макеты зданий), мозаичников (выполнят мозаики по созданным сюжетам), витражистов (изготавливают макет витража). Так же для закрепления знаний в области архитектурных стилей, обучающиеся собирают пазлы "Романский (готический) собор".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednevekovyy_sobor.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО  УРОКА  ИЗО  И  ИСТОРИИ

6  КЛАСС

ТЕМА:  «ЛИКИ  ГОРОДА»

ТЕМА  УРОКА:  «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ  ГОРОД»

ЦЕЛИ  УРОКА:

- ознакомить  обучающихся  с  достижениями  средневековой  архитектуры,  скульптуры,  живописи;  дать  представление  о  романском,  готическом  стилях  в  архитектуре;

- воспитывать  эстетический  вкус  обучающихся,  уважительное  отношение  к  мировому  культурному  наследию;

- развивать  умение  анализировать  памятники  искусства,  готовить  сообщения,  выполнять  тестовые  задания,  работать  в  группах,  выполнять  проблемные  задания,  мотивировать  свою  точку  зрения.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ  ЦЕЛЬ  УРОКА:

Использовать  навыки  и  умения  в  области  изобразительного  искусства  для  организации  практической  работы  обучающихся  по  закреплению  полученных  знаний  в  курсе  истории  и  ИЗО.

ТИП  УРОКА:

Изучение  нового  материала,

Интегрированный  -  ИЗО  и  история.

МЕТОДЫ:

Рассказ  учителей  с  опорой  на  иллюстративный  материал;

Выполнение  проблемных  и  тестовых  заданий;

Групповая  работа  с  иллюстрациями;

Выполнение  и  изготовление  элементов  романского,  готического  храмов,  витражей,  скульптурного  рельефа,  мозаики.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Для  учителей:

  1. Иллюстрации  по  «Искусству  средних  веков»  (альбом);
  2. Раздаточный  материал  по  истории  средних  веков;
  3. Фотографии  архитектурных  сооружений  эпохи  средневековья;
  4. Макеты  средневековых  замков,  соборов;
  5. Наглядные  пособия  по  архитектуре,  ДПИ  средневековья.

Для  учеников:

  1. пластилин;
  2. картон,  ножницы,  клей;
  3. альбом,  цветная  бумага;
  4. калька,  фломастеры.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агибалова  Е. В.,  Донской  Г. М., «Методическое  пособие  по  истории  средних  веков»,  Москва,  «Просвещение»,  1978  г.;
  2. Агибалова  Е. В.,  Донской  Г. М.,  «История  средних  веков»,  Москва,  «Просвещение»,  1994  г.;
  3. Богодарова  Н.,  «Собор  в  средневековом  городе»,  приложение  к  газете  «Первое  сентября»,  №24,  июнь  1998  г.;
  4. Бойцов  Т. А.,  Шукуров  Р. М.,  «История  средних  веков»,  Москва,  «Русское  слово»,  2001  г.;
  5. Герб  А.,  «Средневековое  искусство  Западной  Европы»,  приложение  «История»  к  газете  «1  сентября»,  №44,  1995  г.;
  6. Овсянников  Ю.,  «Рассказы  об  архитектуре»,  Москва,  «Детская  литература»,  1985  г.;
  7. Овсянников  Ю.,  «История  памятников  архитектуры:  от  пирамид  до  небоскребов»,  Москва,  «АСТ - ПРЕСС»,  «Галарт»,  2001  г.

                                                        ХОД  УРОКА.

                                        МОТИВАЦИОННАЯ  БЕСЕДА

Учитель  истории:  Сегодня  на  уроке  мы  продолжаем  знакомиться  с  искусством  средневековья.  В  ходе  урока  вам  необходимо  ответить  на  следующие  вопросы:

  1. Кто  оказывал  влияние  на  развитие  искусства  в  средние  века?
  2. Каковы  виды  искусства  получили  развитие  в  средние  века?
  3. Каковы  характерные  черты  романского  и  готического  стилей  в  архитектуре  средневековья?
  4. Каковы  особенности  развития  средневекового  искусства?
  5. Какую  роль  играл   собор  в  жизни  средневекового  города?
  6. Почему  средневековые  мастера  гордились  результатами  своего  труда?

 

         В  процессе  урока  вам  предстоит  повторить  уже  знакомые  понятия  и  усвоить  новые,  составить  словарь  урока.

СЛОВАРЬ  УРОКА:

СОБОР – главный  храм  города  или  монастыря.

БАЗИЛИКА – здание,  разделенное  внутри  продольными  рядами  столбов  или  колонн  на  несколько  частей – нефов.

НЕФ (корабль) – вытянутая  в  длину,  обычно  прямоугольная  в  плане,  часть  помещения  храма,  разделённого  рядами  колонн,  арок  или  столбов.

ПОРТАЛ – архитектурно  оформленный  вход  в  здание  или  храм.

КОЛОННА – обработанный  круглый  в  сечении  столб,  частями  которого  являются:  ствол  (фуст),  база,  капитель.

КАНОН – свод  норм  и  правил.

ВИТРАЖ – сюжетная  или  декоративная  картина  из  кусков  цветного  стекла,  вставленная  в  проем  окна,  двери.

РОЗА – круглое  окно  с  фигурными  переплетами  и  витражами  над  входом  в  храм.

ФРЕСКА – живопись  по  сырой  штукатурке.

МОЗАИКА – изображение  или  узор,  выполненный  из  отдельных,  очень  плотно  пригнанных  цветных  камей  или  мрамора.

АЛТАРЬ – восточная  часть  христианского  храма,  отделенная  от  основной  части  храма  алтарной  преградой  или  иконостасом.

КОНТРФОРС – вертикальный  и  суживающийся  кверху  выступ  стены,  принимающий  на  себя  ее  распор  и  усиливающий  ее  устойчивость.

КРИПТА – сводчатые  подземные  помещения  храма,  где  находились  почетные  места  погребений.

ТИМПАН – полукруглое  пространство  над  центральным  входом  в  храм,  оформленный  рельефом  с  изображением  сцен  страшного  суда.

В  тетради  вам  необходимо  заполнить  таблицу  «Стили  в  архитектуре  средневековья».

              РОМАНСКИЙ  СТИЛЬ

                ГОТИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ

 

Отметку  вы  получите  за  выполнение  входного  теста,  работу  в  тетрадях,  группах  и  индивидуально,  а  также  за  выполнение  итогового  задания  «Я  СТОЮ  ПЕРЕД  РОМАНСКИМ  (ГОТИЧЕСКИМ)  СОБОРОМ».

Учитель  ИЗО:

       Изучив  тему  сегодняшнего  урока,  работая  в  группах,  вам  надо  будет  представить  выполненные  своими  руками  примеры  искусства  эпохи  средневековья  и  объяснить,  к  какому  виду  изобразительного  искусства  относится  изготовленная  вами  работа.

Учитель  истории  организует  проведение  входного  теста  (см.  приложение).

       В  истории  западноевропейского  средневекового  искусства  различают  три  периода:

--  искусство  раннего  средневековья  (5 – 9  века);

--  романское  искусство  (10 – 12  века);

--  готическое  искусство  (12 – 15  века).

        Каждый  из  этих  периодов  обладал  неповторимым  своеобразием,  однако  на  протяжении  всего  средневековья  сохранились  общие  черты  культуры.

После  варварского  завоевания  Западной  Европы  ощущается  культурный  упадок.  Были  утрачены  навыки  каменного  строительства,  ремесленные  изделия  и  произведения  изобразительного  искусства  уже  не  ценились  так  высоко,  как  в  античную  эпоху.  Римские  статуи,  храмы,  общественные  здания  воспринимались  варварами  как проявление  чуждой,  языческой  культуры.

       Достижения  разрушенной  цивилизации  начинают  восприниматься  более  образованной  частью  общества.  В  это  время  развивается  искусство  рукописной  книги.

          Возрождение  раннего  средневековья  связано  с  именем  великого  государя  франков.

--  Назовите  его  имя?

ОТВЕТЫ  УЧЕНИКОВ.

          Им  был  выстроен  дворцовый  комплекс  в  Аахене.

          Развитие  искусства  определяла  церковь.  Она  установила  правила  изображения  -  КАНОН.  Ему  должен  были  следовать  средневековые  мастера  фресковой  живописи  и  мозаики,  книжной  миниатюры.

Учитель  ИЗО:

           Гордые  римляне  в  пору  расцвета  империи  утверждали:  «Все  дороги  ведут  в  Рим!».  Потом  эту  поговорку  позабыли.  И  было  время,  когда  мостовые  древнего  города  поросли  травой.  Но  в  1000  году  н.  э.  по  всем  дорогам  Европы  потянулись  в  Рим  десятки  тысяч  людей.

          Уже  в  середине  декабря  город  был  переполнен.  Жили  на  улицах,  в  садах,  на  площадях.  Казалось,  нет  больше  свободного  места.  А  люди  всё  приходили  и  приходили.  Несмотря  на  многолюдство,  в  городе  царила  непривычная  тишина.  И  жители  Рима,  и  пришедшие  ходили  в  темных  одеждах,  молчаливые  и  задумчивые.

          Все  ждали  конца  света.  Он  должен  был  наступить,  по  утверждениям  монахов,  с  началом  нового  тысячелетия,  в  ночь  с  31  декабря  на  1  января.

          Пророчествам  верили  безусловно.  А  как  было  не  верить,  когда  сама  жизнь,  каждый  день  убеждали  в  наступлении  страшных  времен:  нападение  жестоких  племен  норманнов  и  венгров,  неурожаи,  голод,  свирепствовали  тиф  и  чума,  землетрясения.

         В  канун  наступления  Нового  года  и  нового  тысячелетия  все  пришедшие  в  Рим  потянулись  к  базилике  святого  Петра,  которая  стояла  на  месте  старого  цирка,  где  римский  император  Нерон  дикими  зверями  травил  первых  христиан.

         Когда  колокол  ударил  полночь,  вся  толпа  пала  на  землю.  Страшный  рев  потряс  Рим  и  его  окрестности.  Все  возопили:  «Господи,  помилуй!».  Но  вот  колокол  пробил  последний  раз,  и  ничего  не  произошло,  ничего  не  случилось.  Возликовавшая  толпа  запела:  «Тебя,  Господи,  хвалим!».

         И  наступило  утро  1  января  1001  года.

         После  этих  событий  по  всей  территории  западной  Европы  разворачивается  глобальная  стройка.  Строят  церкви,  храмы,  монастыри  дабы  отблагодарить  господа  за  подаренное  спасение.

         «Их  строили  даже  тогда, - пишет  один  монах-летописец, - когда  в  том  не  было  необходимости…   Казалось,  что  мир  стряхивал  свои  отрепья,  чтобы  весь  приукраситься   белым  нарядом  церквей».

Учитель  истории:

            Зодчество  (архитектура)  в  средние  века  стало  ведущим  искусством,  о  чем  свидетельствует  тогдашнее  грандиозное  строительство.

            В  11  веке  каменное  строительство  разворачивается  по  всей  Европе.

 При  сооружении  каменных  зданий  средневековые  мастера  сталкиваются  с  рядом  технических  трудностей,  связанных  с  возведением  перекрытий:  деревянные  балки  и  

потолки  часто  горели;  каменные  же  конструкции  (арки,  купола,  своды)  имели  полукруглые  очертания  и  как  бы  стремились  раздвинуть  стены  постройки.  Чтобы  этого  не  произошло,  романские  зодчие  делали  очень  толстые  стены,  массивные  столбы  и  опоры.      

           Главными  видами  архитектурных  сооружений  были  РЫЦАРСКИЙ  ЗАМОК,  МОНАСТЫРСКИЙ  АНСАМБЛЬ.

          Что  такое  замок?  Каким  должен  быть  его  внешний вид?

           В  эпоху  междоусобных  войн  нападениям  подвергались  и  монастыри,  и  храмы.  Какие  черты  присущи  всем  этим  сооружениям?  Какие  особенности  романской  архитектуры  вы  можете  выделить?  Предположите,  почему  этот  архитектурный  стиль  назывался  РОМАНСКИМ?

ОТВЕТЫ  УЧЕНИКОВ.

Учитель  ИЗО:

          Ярче  и  полнее  всего  особенности  романского  стиля  прослеживаются  в  храмах,  построенных  в  9 – 12  веках.

          В  основу  романского  храма  легла  древнеримская  БАЗИЛИКА – это  вытянутое  в  плане  сооружение,  внутреннее  пространство  которого  разделено  колоннами  на  три  или  пять  нефа.  НЕФ – продольная  часть  базилики.

          Центральный  неф  шире  боковых.  Каждый  неф  завершается  полукруглым  выступом  -  АПСИДОЙ.  В  апсидах  располагается  АЛТАРЬ  -  место  для  богослужения.

          Ближе  к  алтарю  продольные  залы  пересекались  поперечным  нефом,  так  что  в  плане  храмы  представляют  собой  латинский  крест.

          Центральный  вход  в  храм,  называемый  ПОРТАЛОМ,  располагается  с  западной  стороны  храма.

          В  романском  храме  впервые  встречается  ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПОРТАЛ  (демонстрация  образца  макета  перспективного  портала)  -  выразительно  решенный  вход  в  здание,  суживающийся  уступами  и  перекрытый  рядом  уменьшающихся  концентрических  арок.

Учитель  истории:

          Всюду  повторяются  очертания  полукруглой  арки – на  сводах,  оконных  проёмах,  входах  в  храм.  Своей  суровостью  и  мощью  храмы  напоминали  крепости.  Величественные  и  суровые,  они  утверждали  могущество  церкви.

         Внутренний  вид  храма  соответствует  его  внешнему  облику.  Сумрачный  центральный  неф  перекрыт  цилиндрическим  сводом,  опирающимся  на  мощные,  приземистые  колонны  или  столбы:  между  ними  перекинуты  полукруглые  арки,  ряды  колонн   и  арок  отделяли  центральный  неф  от  боковых.

         Ребята,  вам  необходимо  приступить  к  заполнению  словаря  урока,  с  пояснением  изученных  понятий  и  зарисовкой  объекта  изучения  (арка  пологая,  полукруглая).

         Какие  черты  присущи   романским  постройкам?

ОТВЕТЫ  УЧЕНИКОВ.

         Учитель  ИЗО:

         Флоренский  называл  средневековый  собор  СИНТЕЗОМ  (СОЕДИНЕНИЕМ)  ИСКУССТВ.

         -- Какие  виды  искусств  вы  знаете?

ОТВЕТЫ  УЧЕНИКОВ:

         Виды  изобразительного  искусства:  живопись,  графика,  скульптура,  архитектура,  декоративно-прикладное  искусство.

Учитель  ИЗО:

         Слияние  видов  особо  проявилось  во  внутреннем  убранстве  собора – интерьере.

          По  мнению  духовенства,  искусство  должно  было  служить  «библией  для  безграмотных»:  изображать  сцены,  описанные  в  христианских  книгах,  укреплять  в  вере  и  устрашать  муками  ада.  Сложились  определённые  правила  украшения  храма.

Богаче  украшался  западный  фасад,  где  располагался  главный  вход  в  храм.              Украшения  портала  должны  были  как  бы  зазывать  в  храм,  это  граница  двух  миров – земного,  грешного  и  небесного – горнего:  он  их  разделял  и  связывал  между  собой.  Поэтому  на  ТИМПАНЕ – так  назывался  полукруг  над  входом – входящий  в  храм  часто  мог  видеть  изображение  страшного  суда.

          Верующим  напоминали,  что  путь  к  спасению  грешников  лежит  через  церковь  как  посредника  между  Богом  и  людьми.

          В  романском  искусстве  проявились  народные  черты:  сказочность,  фантазия,  грубоватый  юмор.  На  капителях  колонн,  окнах,  рельефах  стен  и  дверей  изображались  кентавры,  полуптицы,  полу  животные,  различные  химеры  и  другие  сказочные  существа.  Они  попали  в  искусство  из  языческих  верований  и  народного  творчества – сказок,  басен,  песен.

   

Учитель  истории:

           Главное  внимание  художники  средних  веков  обращали  внимание  на  богатство  мыслей,  чувств,  и  настроений  человека.  Романские  мастера  часто  изображали  людей  с  немощными,  иссушенными  страданиями  телами  и  некрасивыми,  изможденными  лицами.  Обычно  романские  фигуры  строго  вертикальны,  вытянуты,  неподвижны.  Знаменитая  скульптурная  группа  Эккехард  и  Ута  в  соборе  в  Наумбурге – словно  оживляет  людей  бурного  и  сурового  13  века.  В  образе  Маркграфа  Эккехарда  скульптор  изобразил  жестокого  и  властного  рыцаря  тех  времен:  чувствуя  свою  силу  и  власть,  он  держит  себя  невозмутимо  и  с  достоинством.  Полная  противоположность  Эккехарду – нежная,  обаятельная  Ута  поражает  своей  поэтической  одухотворенностью,  трогает  до  глубины  души  своей  женственностью.  На  ее  красивом  лице  застыла  какая-то  светлая  мечта.  Жест,  которым  она  прижала  к  щеке  воротник  своего  длинного  плаща,  придаёт  ей  теплоту  и  человечность.  Эккехард  и  Ута – одни  из  основателей  собора  в  Наумбурге.  Их  уже  не  было  в  живых,  когда  мастер  выполнял  статуи,  пользуясь  описаниями  хроник  и  своими  жизненными  наблюдениями.  Это  редкий  для  средневековья  образец  портретной  скульптурой

Учитель  ИЗО:  

             Новый  этап  рождения  искусства  связан  с  рождением  городов.  Город  был  невелик  и  ограничен  городскими  стенами.  Жители  воспринимали  его  цельно.

             Тысячу  лет  назад  для  каждого  жителя  его  город  был  символом  Вселенной.  Центром  города  был  СОБОР,  вся  планировка  улиц  тяготела  к  нему.  Собор  был  архитектурным  и  пространственным  центром  города,  все  жизненно  важное  для  жителей  города  происходило  на  СОБОРНОЙ  ПЛОЩАДИ,  колониальный  звон  соборных  колоколов  рассказывал  о  пожаре  или  море,  о  нападении  врагов  или  ином  событии.

             Собор  был  хранителем  времени:  крещение,  помолвка,  брачная  церемония,  отпевание,  причащение,  исповедь,  погребение – все  это  связывало  горожанина  с  собором.  

             Собор  служил   и  местом  захоронения  состоятельных  граждан,  у  которых  в  храмах  располагались  родовые  усыпальницы.

Учитель  истории:

             Строительство  и  украшение  собора  горожане  считали  своим  кровным  делом.  Средневековые  хроники  свидетельствуют  о  том,  что  «дамы,  рыцари – все  стремились  не  только  пожертвованиями,  но  и  посильным  трудом  помочь  строительству».  Дотации,  вклады  на  строительство  собора  рассматривались  как  достойное,  богоугодное  дело.  Собор  строился  долго,  иногда  столетиями,  оставаясь  в  центре  внимания  горожан.  

Здесь  лёг  его  фундамент,  и  народ

Стекаться  стал  к  растущему  собору.

Он  камни  клал,  он  вывел  стены,  свод,-

Себе  в  них  дал  основу  и  опору.

Из  тёмных  толщ  возник  его  собор,

Стремительный,  он  встал  над  грунтом  косным,

Он  в  твердь  громады  мощные  простёр,

Чтоб  облаком  растаять  светоносным.

И  зодчий  рёк:  «Бескрылый,  окрылись!

Бесформенный,  прекрасным  встань  над  нами!»

И  камень  встал,  колонной  прянул  ввысь,

Оделся  пышно  листьями,  цветами.

                                                                      И.  Бехер  «Возведение  собора»

              Возведение  и  украшение  храма  способствовало  развитию  городского  художественного  ремесла,  как  сообщает  знаменитая  парижская    «Книга  ремёсел».

Собор  давал  работу  живописцам,  резчикам  по  камню,  филигранщикам,  ваятелям,  изготовителям  четок  (из  кораллов,  раковин,  янтаря,  рога,  кости),  ковров,  инкрустаций,  золотых  и  серебряных  нитей  и  т. д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (проводит  учитель  ИЗО)

Учащиеся  выполняют имитационные  движения  за  учителем.

                                                                 НОВЫЙ  ДОМ

Приходил к нам  каменщик,

Сложил  нам  стены  дома.

Ах,  приходил  к  нам  каменщик,

Да  не  было  нас  дома.

И  столяр  к  нам  приходил,

Сладил  дверь  для  дома.

Ах,  столяр  к  нам  приходил,

Да  не  было  нас  дома.

И  маляр  к  нам  приходил,

Красил  стены  дома.

Ах,  маляр  к  нам  приходил,

Да  не  было  нас  дома.

                                                                                             Григоре  Виеру

Учитель  истории:  

             В  соборе  хранились  реликвии  с  мощами,  к  нему  стекались  паломники.  При  соборе  находилась  школа  с  певческими   и  грамматическими  классами.  Богатыми  были  книжные  собрания  соборов.  На  паперти,  а  в  зимнее  время  в  помещении  собора,  школяры  и  студенты  устраивали  диспуты.  На  паперти  заключались  сделки,  нанимали  на  работу,  начинали  брачную  церемонию.

             Именно  там  нищие  просили  милостыню.  Юристы  устраивали  там  совещания,  давали  консультации.  На  паперти  давали  представления,  устраивались  церковные  эли  (благотворительные  базары),  пирушки.

            Городской  собор  долгое  время  служил  местом  муниципальных  собраний.  Храм  был  готовым  и  открытым  прибежищем  в  дни  горя,  тревог  и  сомнений,  мог  стать  убежищем,  гарантирующим  неприкосновенность.

            Городской  собор – символ  богатства  и  могущества  города,  его  духовный  центр.

            В  узком  пространстве  городов,  благодаря  развитию  строительной  техники,  смелым  экспериментам  средневековых  мастеров,  рождается  новый  стиль – ГОТИКА  (по  названию  германского  варварского  племени  готов).    

             Новый  стиль  никогда  не  рождается  сразу.  Не  появляется  в  точно  назначенный  день  и  час.  Он  рождается  исподволь,  подчас  незаметно.  Порой  в  облике  какой-нибудь  малой  и  не  очень  приметной  детали,  в  старой,  привычной  конструкции.  Но  эта  малость  порождает  потом  другую,  третью.  Число  новшеств  растёт,  ширится.  И  вдруг  оказывается,  что  им  уже  тесно,  неуютно  в  старых,  неудобных  и  даже  некрасивых  формах.  Так  устанавливается  НОВЫЙ  СТИЛЬ.      

Учитель  ИЗО:

              Готика – дитя  города,  её  родители  не  бароны,  герцоги  и  епископы,  а  простые  купцы  и  ремесленники.

              Готическим  называли  любое  искусство,  не  соответствовавшее  классическим  античным  формам.  На  смену  полуциркульной  арке  приходит  стрельчатая,  толстые  стены  не  нужны,  что  позволило  расширить  интерьер  и  поднять  всё  сооружение  на

 большую  высоту  (обратите  внимание  на  иллюстрации  и  задания  к  ним  на  175-176  страницах  учебника).

Тонкие  стены  почти  целиком  состоят  из  огромных  окон.  Изящные  колонны  поддерживают  очень  высокий,  на  вид  невесомый  потолок.  Шпили,  башенки,  окна  собора – все  эти  многочисленные  детали  сделаны  так,  что  они  как  бы  тянуться  ввысь.  У  прихожанина  создавалось  впечатление,  что  огромный  храм  невесом  и  стремится  взлететь  к  небесам.

 

Плавны,  как  пение  хора,

Прочь  от  земли  и  огней

Высятся  дуги  собора

К  светлым  пространствам  ночей.

В  тверди  сияюще-синей,

К  звездной  алмазной  пыли,

Нити  стремительных  линий

Серые  сети  сплели.

В  горний  простор  без  усилья

Взвились  громады  камней.

Птичьи  упругие  крылья –

Крылья  у  старых  церквей!

Учитель  истории:

          Что  же  окрыляло  готический  собор?

ОТВЕТЫ  УЧЕНИКОВ.

          Стрельчатая  арка,  аркбутаны – наружная  арка,  уменьшавшая  давление  свода  и  контрфорс – наружный  выступ.  Высота  собора  была  40  и  выше  метров  и  выше,  границы  между  нефами  были  стёрты.  Пространство  собора – с  главным  окном  над  порталом – розой,  многочисленными  окнами,  украшенными  витражами,  нишами,  галереями,  скульптурами  как  внутри  храма,  так  и  снаружи  храма  вызывало  ощущение  чего-то  чудесного,  достойного  быть  олицетворением  божественного  мира  на   земле.  В  готическом  соборе  исчезла  ровная  плоская  стена,  и  живопись  перешла  на  окна,  превратившись  в  витражи  (изображения,  составленные  из  скрепленных  между  собой  цветных  стекол).

           Сияние  солнечных  лучей,  проникавших  в  собор  через  витражи,  символизировало  свет,  исходящий  от  самого  Бога.  Именно  поэтому  витражам  придавалось  такое  огромное  значение.

           Изображение  в  окнах  набирали  из  небольших  кусочков  ярко  раскрашенного  стекла;  их  свинцовые  ободки  служили  контуром  рисунка.

И,  как  стеклянный  расписной  ковер,

Зажглось  кругом  сиянье  пёстрых  окон.

И  в  тьму  собора  хлынул  свет  живой,

Он  камню  дал  движенье  и  дыханье,

И  взял  он  вверх  над  тяжестью  и  тьмой,

И  ввысь  вознёс  невиданное  зданье.

И  встал  народ  к  иному  бытию,

Он  воплотил  себя  в  своём  соборе,

Мечту  он  в  камне  воплотил  свою,

Свои  недуги,  радости  и  горе.

Вот  ростовщик  над  грудой  золотой,  

А  там  купец – не  верь  косому  взгляду!

Вот,  налетев  разбойничьей  ордой,

Крестьян  загнали  рыцари  в  засаду.

Вот  лютый  спор:  восстал  на  брата  брат –

То  подрались  в  корчме  два  селянина,

А  злой  паук  добыче  новой  рад,

И  оплела  обоих  паутина.

Вот  поцелуй  Иуды,  вот  в  селе

Толпа  ландскнехтов  правит  пир  кровавый,

Вот  сеет  беды  смерть,  и  по  земле

Идет  война  и  мор  тысячеглавый.

Крестьянин  распят  перед  алтарем.

Поникшие  в  печали  безысходной,

Стоят  его  апостолы  кругом,

И  книгу  высшей  мудрости  народной  

Один  из  них  протягивает  нам, -

Сияет  кротко  взор  проникновенный,

И  книги  той  уж  не  отнять  князьям,

Для  всех  людей  начертан  текст  священный.
Какой  полет!  Кто  средний  неф  войдет,

Тот  все  века  вместит  в  едином  взоре.

Так  самого  себя  воздвиг  народ

И  сам  себе  предстал  в  своём  соборе.

Учитель  ИЗО:

Городские  ремесленники  украшали  соборы  витражами,  барельефами  и  статуями,  изображающие  сцены  повседневной  жизни,  людей  труда – крестьян  и  ремесленников  за  работой.  

В  тревожном,  беспокойном  мире  мастера  прославляли  терпение,  благородство  и  душевную  стойкость  человека.  Христу  сопереживали  потому,  что  он  страдал  ради  людей.

Внимание  привлекалось  теперь  не  только  к  творимым  чудесам,  но  и  к  мукам  и  гибели  распятого  Христа.  Очищение  от  греха  и  возвышение  через  страдания – вот  главная  мысль  готического  искусства,  вызывавшая  в  зрителе  ответные  чувства  сострадания,  милосердия,  жалости.

Особо  почитали  Богоматерь – Деву  Марию.  В  Европе  её  «мадонна»,  что  значит  «моя  госпожа».  Её  любили  самозабвенно,  ей  молились  страстно;  в  ней  видели  заступницу  за  людей  перед  сыном  Иисусом.  Особенно  увлекало  мастеров  желание  в  мадонны  с  младенцем  на  руках  воспеть  жертвенную  силу  материнской  любви.

Сам  собор,  величественный  и  грандиозный,  прославлял  бога,  увековечивал  трудолюбие,  талант  и  опыт  создавших  его  людей.

РАБОТА  В  ГРУППАХ  ПО  КАРТОЧКАМ -  ЗАДАНИЯМ.

Учитель  истории:

Наше  знакомство  со  знаменитыми  соборами  продолжают  экскурсоводы,  в  ходе  рассказа  которых  вам  необходимо  заполнить  таблицу.

Название  сооружения

Местонахождение

Особенности

     

  1. Собор  Парижской  Богоматери;
  2. Собор  в  Шартре;
  3. Реймский  собор.

ПРОВЕДЕНИЕ  ИТОГОВОГО  ТЕСТА  «Европа  соборов»  стр. 91-94  (тесты  «История  средних  веков»).

Учитель  ИЗО:

А  сейчас  начинают  свою  работу  мастерские

- архитекторов;

-скульпторов;

-витражистов;

-мозаичников.

Задания  заключается  в  следующем:  вам  необходимо  создать:

-романский  собор  (пазлы);

-готический  собор  (пазлы);  

-витраж  (техника  на  выбор);

-мозаику  (аппликация);

-скульптуру  (круглую  или  рельеф).

Учитель  ИЗО   комментирует,  даёт  советы  по  выполнению  учениками  заданий  урока.

По  завершении  работы  проходит  выставка – презентация  работ.

Подводятся  итоги  урока,  выставляются  отметки  за  заполнение  таблиц,  выполнение  тестов,  выполнение  практической  работы.

ИГРА  «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

Вопросы:

  1. Готический  стиль  появился  раньше  романского?
  2. Романский  стиль  получил  развитие  в  9 – 12  веках?
  3. В   романском  стиле  «церкви  стремятся  ввысь»?
  4. Возникновение  готики  связано  с  развитием  городов?
  5. Церковь  считала,  что  архитектура  должна  быть  библией  в  камне?
  6. В  романском  стиле  применялась  стрельчатая  арка?
  7. Романский  храм  напоминает  крепость?
  8. Готический  храм  был  богато  украшен  скульптурами  и  витражами?
  9. Портал – главная  церковь  города?

Вопрос:

С  какими  событиями  был  связан  переход  в  архитектуре  от  романского  стиля  к  готическому?

Ответ:

С  ростом  благосостояния  городов,  усилением  позиций  городов.        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средневековый город

Презентация по истории Средних веков для 6 класса...

Средневековый город

Презентация по истории Средних веков для 6 класса...

Презентация к уроку "Образование средневековых городов"

Презентация к уроку. Урок-путешествие. Позволяет визуализировать восприятие темы. В архив добавлены музыкальные файлы (т.к. презентация с ними много весит, вставьте музыку сами)...

конспект урока "Образование средневековых городов"

Вариант построения урока с использованием ЭУ   и программы PowerPoint.Урок - заочное путешествие."Похвальное слово средневековому гopoдy"...

Средневековый город

Средневековый город, его особенности, причины     возникновения, политическая и экономическая жизнь внутри города; характеристика жителей города, их занятия и проблемы....

Проект урока "Средневековый город - город мастеров"

Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла....

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...