Урок в 5 классе "Костюм Древнего Египтянина".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Тема урока «Костюм древнего египтянина» .Он является одним из блока уроков третьей четверти «Декор-человек, общество, время» по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство.5 класс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostyum_drevnego_egiptyanina1.pptx | 2.8 МБ |
kostyum_drevnego_egiptyanina2.pptx | 1.98 МБ |
urok_izo._5_klass._kostyum_drevnego_egiptyanina..doc | 68.5 КБ |
analiz_uroka._kostyum_drevnego_egiptyanina.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древний Египет
КАРТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ПИРАМИДЫ
ПИРАМИДА ХЕОПСА
МАСТАБА
ФАРАОН
РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ
СХЕНТИ
САНДАЛИИ
КАЛАЗИРИС
УКРАШЕНИЯ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УСКХ
КРОССВОРД 1 3 1 2 2 4 5 3
КРОССВОРД 1 3 К А Л А З И Р И С 2 2 4 5 3
КРОССВОРД 1 3 К А Л А З И Р И С 2 Х Е О П С А 4 5 3
КРОССВОРД 1 3 К А Л А З И Р И С 2 Х Е О П С А 4 5 С А Н Д А Л И И
КРОССВОРД У С 3 К А Л А З И Р И С 2 Х Х Е О П С А 4 5 С А Н Д А Л И И
КРОССВОРД У С 3 К А Л А З И Р И С Х Х Е О П С А Е Н 4 5 Т С А Н Д А Л И И
КРОССВОРД У С М К А Л А З И Р И С А Х Х Е О П С А Е Т Н А 4 5 Т Б С А Н Д А Л И И А
КРОССВОРД У С М К А Л А З И Р И С А Х Х Е О П С А Е Т Н А П 5 Т Б С А Н Д А Л И И А Р И К
КРОССВОРД У С М К А Л А З И Р И С А Х Х Е О П С А Е Т Н А П Ф Т Б С А Н Д А Л И И А Р Р И А К О Н
Разместить на альбомном листе шаблон и обвести его простым карандашом. Простым карандашом нарисовать одежду, орнамент на одежде, украшения, прическу. Закрытые одеждой линии стереть. Работа в цвете.
АНАЛИЗ РАБОТ Соответствие полученным знаниям. Аккуратность. Эстетичность. Цветовая гамма. Оригинальность.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить загадки о Древнем Египте.
Спасибо !
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству . 5 класс.
Тема: Костюм древнего египтянина.
Цель: Познакомить с особенностями костюма жителей Древнего Египта.
Задачи:
- Сформировать представление об основных частях одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементов украшений.
- Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории мировой культуры.
Оборудование: иллюстративный материал с изображением одежды, украшений, элементы для создания соответствующей среды на уроке, мультимедийный проектор, слайды, кукла-шаблон, таблички со всеми названиями и терминами.
Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы.
Художественные материалы: кисти, краски, простой карандаш, ластик, альбомный лист, ёмкость под воду.
Литература: Изобразительное искусство 5 класс - поурочные планы по программе Б.М. Неменского,
Межпредметные связи: история, музыка, литература.
Предварительная работа: эскиз доски:
Среда (пирамиды, песок, верблюд).
образцы
Алго
ритм
тема
1.Раздать шаблоны , примеры «росписи»на парты.
2. Алгоритм закрепить на доске.
3. Прикрепить «среду»:«песок,
пирамиды, верблюд» .
4. Альбомные листы подписать .
5. Приготовить презентацию и мелодию.
6. Приготовить художественные
материалы.
План урока:
- Организационный момент: - мин
- Вводная беседа – мин
- Теоретическая часть – мин
- Практическая часть – минут
- Физкульт.минутка - мин
- Анализ работ – мин
- Итог урока – мин
- Рефлексия- мин
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент
Вводная беседа
Теоретическая часть
Физкультминутка
Практическая часть
Анализ Домашнее задание Итог Рефлексия | -«Добрый день, ребята! -Проверка готовности к уроку. -Сегодня я предлагаю вам путешествие в загадочную страну пирамид, песка, мумий, фараонов(открываю доску и показываю «среду») . О какой стране я говорю? -Итак , мы побываем в удивительной стране, узнаем особенности костюма Древнего Египта, изобразим людей –египтян и оживим эту пустыню! -Мы отправляемся в путешествие, я буду вашим гидом! (звучит музыка, появляется слайд № 2 ). -Ребята, а что вы знаете о Древнем Египте? - Где находится Египет?(слайд 3) -Когда мы говорим о Египте, что представляем? -Что такое пирамида? (слайд 4) Совершенно верно. И каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью. -Как вы думаете, зачем? -Хорошо. Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса. Её высота более 146 метров. (слайд 5) Предшественницей пирамиды была мастаба (показ). (слайд 6) -А как вы думаете для чего нужны были пирамиды? -Кто такой фараон? (слайд 7) -А что было внутри пирамид? На Стенах? (слайд 8) -Благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили, даже как строили пирамиды. -А теперь познакомимся какой была одежда жителей Древнего Египта . -Итак, что же касается костюма, то хочу сказать, что речь пойдёт только о двух типах одежды: мужской и женской. -Скажите, а как вы думаете ,костюмы были у всех одинаковы или отличались? Чем? Почему? - А знаете ли вы, ребята, как одевались др. египтяне? -Правильно, климат Египта не требовал одежды – вполне достаточно было незатейливого «пояска с полоской».Основной одеждой мужчин был передник схенти (неширокая полоса ткани, обёрнутая вокруг бёдер и укреплённая на талии поясом). слайд 9) - Как вы думаете, ребята, отличался Схенти фараона от Схенти ремесленника? - Правильно, конечно отличался. Схенти фараона был сделан из тонкого полотна. Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором. У раба повязка была из грубого и довольно толстого холста натурального цвета. Мужчины для защиты от жарких солнечных лучей носили парики , а простолюдины и рабы не могли этого делать , поэтому носили шапочку . Обувь имели право носить только фараоны , называлась она сандалии . Делалась такая обувь из пальмовых листьев, а затем и кожи.(слайд 10) А вот женский костюм отличался предельной простотой: прямая длиной до лодыжек рубашка калазирис. П о форме она была одинаковой и у бедных ,и у богатых. На одной или двух бретелях. (слайд 11) -А что еще может дополнить костюм? -Какие? (слайд 12) -Вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы . -Что такое диадема? Головное украшение в виде венца, в некоторых случаях прикрепляется к волосам.(слайд 13) -А традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх - воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.(слайд 14) -Во время нашего путешествия мне в руки попал кусок папируса, но так как он очень древний, буквы на нем стерлись , и я предлагаю вам его восстановить.(слайд 15) Молодцы! После долгого путешествия предлагаю отдохнуть! Проследим за попрыгунчиком, при моргании –закрываем глаза. -А теперь на пути нашего путешествия- мастерская юных художников. Как вы думаете, а что мы будем делать? Нарисуем костюм древнего египтянина и оживим нашу пустыню. Обратите внимание на порядок выполнения работы . (слайд 16) . Шаблоны, которые вы (по желанию) обведёте простым карандашом и затем «оденете» в древнеегипетскую одежду. Что будет на человеке, кто это будет: мужчина или женщина, какого цвета будет одежда, какие украшения, какая прическа – решать вам. Закрытые одеждой линии тела стереть. Работа в цвете. Приступаем к работе (тихо звучит мелодия) Учитель делает целевые обходы:
Заканчиваем работу в мастерской, наше путешествие подходит к концу. Обменяйтесь работами, оцените их. Обратите внимание на слайд .Прочитайте.(Слайд17) - И пришло время оживить пустыню ,выходим к доске , прикрепляем работы.
-Кто не успел выполнить работу –дома доделать. Подготовить загадки о Древнем Египте.(слайд 18) -Наше путешествие закончилось! Молодцы ребята! -В какой стране мы побывали? -Что нового узнали? -Что изобразили? -Каковы особенности костюма ? Мы побывали в удивительной стране , узнали особенности костюма Древнего Египта , изобразили людей –египтян и совместными усилиями оживили песок этой пустыни . - С каким настроением закончилось путешествие? -Почему? -Понравился ли урок? -Урок закончен. -Спасибо за работу.
(Слайд 19) | Ответ дежурного об отсутствующих и готовности к уроку. -Египет
Рассказывают: Царь, правитель, Фараон…… Африка Песок, пирамида.. -Показать своё величие, власть, превосходство. Для погребения фараонов
Рельефы, росписи Отличались, тканями, украшениями. Жаркий
Да Украшения
Украшение
Кроссворд Физкультминутка Рисовать одежду… Работа учащихся
Слайды «настроения»: -отличное -скучное
|
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Урок проходил в 5 «А» классе , класс работоспособный с развитым воображением, логикой.
Тема урока «Костюм древнего египтянина» .Он является одним из блока уроков третьей четверти «Декор-человек, общество, время» по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство.5 класс».
Опираясь на тему данного урока, руководствовалась целью :
- познакомить с особенностями костюма Древнего Египта.
На уроке решались следующие задачи:
- Сформировать представление об основных частях одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементов украшений.
- Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории мировой культуры учащиеся, применив имеющиеся и полученные знания о костюме Древнего Египта, должны создать свой вариант костюма, используя художественные материалы и свое воображение.
Творческое задание требовало от учащихся творчества, т.к. содержало элемент неизвестности (одежда, украшения) и могло иметь несколько подходов (выбор элементов). При этом я использовала индивидуальную форму организации деятельности, т.к. при этой форме развивается творческая активность, самостоятельность проверяется и оценивается работа каждого ученика.
- Для развития познавательного интереса учащихся урок был спроектирован и проводился с помощью компьютерной техники. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Это обосновано следующими факторами:
красочность и наглядность информации; эстетичность подачи материала; использование для расширения кругозора и знаний учащихся дополнительных источников информации, в том числе готовых электронных пособий; экономия времени урока; моделировать различные ситуации и среды; удобство размножения раздаточного материала; возможность создания банка дидактических материалов в памяти компьютера.
.
- Для реализации цели и задач урока использовались различные методы и приемы обучения, т.е. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, которые с помощью средств изобразительного искусства (художественных материалов и техники исполнения, теоретических знаний) могут вызвать у детей эмоциональный отклик на тему урока.
- Объяснение – (монологическая форма объяснения, словесное истолкование, беседа о характерных особенностях костюма Древнего Египта);
- Беседа – диалогический метод обучения (путем постановки вопросов проверялось усвоение учениками уже изученного);
- Эвристическая беседа – (учитель, опираясь на имеющиеся знания учащихся и практический опыт, подводит их к пониманию новых знаний); (вспоминаем уроки истории):
- Объяснительно-иллюстративный;
- Взаимоконтроля (оценивание работ);
- Межпредметные связи (история, литература).
Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления или наглядные пособия)
- Метод демонстраций (иллюстраций) – демонстрировался фильм “ Древний Египет ” в виде презентации , наглядные пособия с изображением древнеегипетских костюмов , росписи, детские работы.
- Практический метод (основан на практической деятельности учащихся) – творческая деятельность учащихся - изображение костюма древнего египтянина.
- Познавательный метод – восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала по теме урока. Сюжетность построения урока позволила подвести учеников к осознанию и восприятию серьезного материала,
- Здоровьесберегающий (физкультминутка)
Форма организации работы учащихся:
- Фронтальная – учитель ведет работу со всем классом одновременно (беседа, объяснение, показ и т.д.); все ученики выполняют одинаковую, общую для всех работу (обсуждение, сравнение и т.д.);
- Индивидуальная – учащиеся выполняют индивидуальное задание .
Цели урока были достигнуты , план урока выполнен, материал урока учениками усвоен.
Рецензия на урок изобразительного искусства «Загадки Древнего Египта»
Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.
Встреча с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.
Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры.
Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
Любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
В ходе урока изобразительного искусства детям предоставлена свобода выбора: создание замысла творческой работы, вид деятельности, художественные материалы, индивидуальная или групповая работа, сложность выполнения творческой задачи.
Развитие интереса к искусству и художественного вкуса строилось на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства.
В основе построения сюжета урока — путешествие в Древний Египет. Урок предполагает знакомство с культурой, искусством, мифологией, что очень близко детям. Прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, что в свою очередь расширяет кругозор учащихся, развивает логическое и образное мышление, зрительную и слуховую память, произвольное внимание, что в свою очередь влияет на качество обучения.
Структура урока:
Организация начала урока,
Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.
Психологическая подготовка учащихся к активной работе на уроке. Принятие цели .
Активизация и актуализация опорных знаний и умений.
Сообщение темы урока, целей, предполагаемых видов деятельности.
Изучение нового материала. Компьютерный показ фильма
Физкультминутка.
Закрепление знаний и их обобщение в ходе индивидуальной, а затем коллективной работы. Творческая работа учащихся.
Подведение итогов урока. Рефлексия
В процессе урока дети легко переключают своё внимание с одного вида работы на другой, импровизируют в зависимости от складывающихся обстоятельств. Познавательный материал чередовался по уровню сложности, были включены двигательные элементы в виде физкультминутки. Дети незаметно для себя постоянно были заняты процессом творчества. Они готовы творить, создавать, получать удовольствие от уроков.
В течение урока, за небольшой промежуток времени, важно обеспечить творческую самореализацию личности и необходимо научить ребенка эффективно организовывать свою деятельность: организация своего творческого пространства, планирование, подготовка, реализация, анализ и коррекция, подведение итогов творческой деятельности.
Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому, синтетичность восприятия позволило каждому ребенку раскрыться на этом уроке.
На уроке постоянно менялись формы работы, и виды деятельности, часто переключалось внимание с одного задания на другое, быстро менялись сами задания,
Качество усвоения материала и развитие творческих навыков учащихся на этом уроке были достаточно высокими. Этому способствовало применение компьютерной техники, что еще больше развивает познавательный интерес детей к этому уроку.
Приятие цели учащимися состоялось в полной мере. Подтверждение этому правильность и быстрота выполнения задания, активность участия в коллективной работе.
Учитывались социологические, коммуникативные, физиологические, организационные, психологические закономерности.
Изменений и отклонений по сравнению с планом в ходе урока не было. Специфика этого урока видится в его нестандартности и необычности проведения (просмотр видеофильма, индивидуальная и коллективная работа, смешанная техника, защита работы, разгадывание кроссворда). Дети здесь не только знакомились с шедеврами мировой живописи и рисовали, они ещё и размышляли о жизни. Так урок превратился для них в маленький праздник. Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему увидел и представил костюм Древнего Египта, который потом и изобразил на отдельном листе. Дети не боялись ошибиться, работали с интересом.
Из этих работ можно сделать вывод, что данная тема урока помогает развивать фантазию, воображение у детей, насколько они интересны и красочны. Все работы детей были закончены и прикреплены к песку, который располагался на доске . Создалось впечатление египетской пустыни.
Подведение итогов урока прошло в виде закрепления полученных знаний и рефлексии, предполагающей самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать. Оценка качества учебной деятельности учащихся отметками со стороны учителя. Составление таблицы достижений: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…».
Задачи, которые ставились достигнуты.
На будущее нужно проводить больше таких нестандартных уроков, посвященных различной тематике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Урок по истрии древнего мира в 5 классе "Ученые, политики и атлеты древней Греции"
Урок изучения нового материала с использованием призентации в 5 классе. Учебник Михайловского издательство "Русское слово"...
Портрет древнего Египтянина. Методическая разработка.
Методическая разработка урока, посвященного искусству Древнего Египта для 6 -7 классов (3 четверть ) учебногогода....
Реферат на тему: «Костюм древнего египтянина»
Изобразительное искусство прошло длинный и сложный путь своего развития, зародившись с появлением человеческого общества.Очень важно, чтобы у школьника сложилась цельная картина исторического развития...
Урок изобразительного искусства. 5 класс "КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА"
Модная одежда - это результат деятельности, сочетающей несколько видов искусства. Воспитать в себе художника, научиться видеть прекрасное в современной одежде - нельзя без богатого опыта прошлого, и в...
ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса
Данный урок был разработан для конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...