Краеведческая направленность работы музея как средство развития интереса учащихся к изучению истории своей Родины.
статья

Зуенко Марина Афанасьевна

В современном образовании отводится огромное место приобщению детей к культурным ценностям своей страны, к изучению народных традиций и историческим корням Родины.

Большую роль в этой работе играет деятельность школьного музея. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kraevedcheskaya.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческая направленность работы музея как средство развития интереса учащихся к изучению истории своей Родины.

                                                                                     

        В нашей стране во все времена и эпохи патриотическое воспитание детей и молодежи было актуально. Так как патриотическое воспитание граждан страны обеспечивает единство и целостность России.

         Коллектив нашей школы работает в направлении гражданско - патриотического воспитания учащихся. И поэтому многие мероприятия внеурочной работы включают в себя формирование в школьниках духовности, патриотизма, социальной активности, гражданственности, т.е. воспитание гражданина. В современном образовании отводится огромное место приобщению детей к культурным ценностям своей страны, к изучению народных традиций и историческим корням Родины.

Большую роль в этой работе играет деятельность школьного музея. История музея МБОУ «СОШ №6» еще невелика, он был создан в 2010 году. Работа музея началась с подготовки к большому мероприятию, посвященному Дню учителя и Дню пожилого человека. В процессе этой работы учащиеся решили узнать побольше об учителях – ветеранах, работавших ранее в нашей школе и стали собирать о них материал. Так была заложена основа музея, который в дальнейшем получил  название «Жизнь Кузбассу». Большая часть фондов музея посвящена ветеранскому движению образования Куйбышевского района города Новокузнецка Кемеровской области. По профилю наш музей комплексно-краеведческий, но по основному направлению, он тематический – историко-профессиональный, т.к. в нем сосредоточена систематизированное создание подлинного и вспомогательного материалов об истории ветеранского движения и о ветеранах педагогического труда, жизнь и трудовая деятельность которых направлена на образование и воспитание молодого поколения в рамках государственных программ. Наш музей способствует формированию общей культуры учащихся, воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к большой и малой Родине, уважительного отношения к профессии учителя, внимания к памятникам истории и культуры.

   Его задачи – участие  в учебно-воспитательном процессе школы в качестве внеурочной деятельности; использование примеров жизни и творческой деятельности ветеранов войны и труда в воспитании учеников; участие ребят в поисковой и исследовательской работе музея. Основную часть работы музея выполняет актив, состоящий из старшеклассников. Помогают им в работе педагоги – ветераны, предлагая  темы для подготовки к классным часам, общешкольным мероприятиям, т.к. в данном случае очень важна роль наставничества, как средство преемственности традиций поколений. Деятельность музея направлена на экспозиционно-выставочную, поисково-исследовательскую, фондовую и профессиональную работу. Наиболее подробно разрабатываются следующие темы: «Учитель и ученик», «Помним и гордимся!», «Учителями славится Россия…», «История родного города в улицах-лицах», «Память на века. Мы этой памяти верны». К каждой из тем ребята подходят с большим интересом и сами предлагают пути творческого выполнения этой работы.

   В рамках темы «Учитель и ученик» учащиеся знакомятся с профессией учителя, с лучшими учителями района и города. С некоторыми ветеранами педагогического труда ребята встречаются лично и записывают их воспоминания. Таким образом пополняется музейный фонд, что впоследствии становится большой помощью для подготовки и проведении различных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию. В музее работает «Ветеранская гостиная». На эти встречи приглашаются учителя Куйбышевского района нашего города и их бывшие ученики. За чашкой чая они  вспоминают былые годы, узнают о судьбах других учеников и учителей.

   Ещё одна линия  работы музея - исследование роли новокузнечан в Великой Отечественной войне. Впоследствии они передают эти знания своим одноклассникам на классных часах и собраниях, посвященным славным традициям нашей истории. Активисты  музея проводят в классах тематические лекции о героях Советского Союза  Герасименко, Черемнове, Красилове, об учителях нашего города, защищавших Родину в битвах под Москвой, Сталинграда и на других фронтах войны. Так лекции на темы «Бессмертный подвиг», «Они защищали Родину», «Ни шагу назад! За Волгой земли нет!», «Память на века» были прочитаны в классах разных параллелей, где экскурсоводы школьного музея не только доносили до ребят содержание лекции, но и в беседе с ними узнавали, что они знают о Великой Отечественной войне. На такие мероприятия как «Дети блокадного Ленинграда», «Дети войны», «Отступать некуда: позади Москва!», приглашались участники тех событий. Ребята устраивали для них чаепитие, читали им стихи и слушали их рассказы. Собирая материалы о новокузнечанах - участниках Великой Отечественной войны, ребята лучше узнают историю нашей Родины.

   Героические традиции нашей армии продолжились и после Великой Отечественной войны, поэтому отдельной темой поисково - исследовательской группы была тема, посвященная войне в Афганистане, в которой принимала участие немало наших земляков. За период работы музея в школе проходило несколько мероприятий, на которые приглашались советские воины – интернационалисты. Ребята с интересом слушали рассказы участников тех событий. Активисты музея серьезно подходят к подготовке этих мероприятий, самостоятельно находят материал о тех событиях и сами мероприятия проходят не формально, а доносят до сердец слушателей всю боль и трагедию того времени, которая коснулась многих семей. Каждый раз эта дата отмечается в разных формах: музыкально – литературные композиции, беседы с ветеранами войны, просмотр фильма, посещение памятника «Черный тюльпан» с возложением цветов, зажжение свечей памяти у портретов погибших воинов – афганцев и  т.д. Благодаря работе музея уроки мужества стали традиционной формой воспитания гражданско – патриотического духа  в наших учениках.

   Особое место в деятельности музея отводится воспитанию экскурсоводов, которые проводят обзорные экскурсии по музею для учащихся и гостей школы, тематические классные часы. Для этого ребятам приходится много работать: изучать  материал, осваивать умение свободного владения речью, приобретать навыки общения с аудиторией и учиться создавать мультимедийные презентации. Все это помогает им не только представлять экспозиции музея для школьников, но и достойно участвовать в городских выставках и конкурсах школьных музейных экскурсоводов.

   Хочется рассказать о мероприятии, которое вызвало огромный отклик у детей, узнавших об ужасах войны. Это мероприятие было посвящено детям блокадного Ленинграда. Для учеников восьмых классов  в музее была подготовлена встреча с жителями Новокузнецка, которые в детском возрасте были эвакуированы из блокадного Ленинграда. Гости поделились своими детскими воспоминаниями о страшных днях начала блокады, о смерти близких, о том, как часто гражданские  люди совершали героические подвиги. Для многих ребят эти рассказы стали страшным откровением, которые заставили сопереживать, а некоторых из них даже плакать.  Ребятам были показаны презентация и фильм о днях блокады. Подобные мероприятия помогают ребятам задуматься о ценности человеческой жизни.

   Вся проводимая работа позволяет музею успешно представлять себя на конкурсах городского и областного уровня. В течение учебного года музей представляет на конкурсы всевозможные выставки и презентации. Например: выставка «Люди нашего города», посвященная  Ермакову, выставка – презентация «Учителями славится Россия…», «История города в улицах» и др. Неизменно в этих конкурсах наш музей является победителем либо занимает призовые места.

   При подготовке и проведении мероприятий используются  фонды музея, печатная литература газет и журнала «Наш город», видеоматериалы и  записи интервью ветеранов войны и труда.

   Фонды и экспозиции музея постоянно пополняются и обновляются. Экспонаты, которые попадают в наш музей, приносят в дар ученики, учителя школы, родители и выпускники прошлых лет. В оборудовании  и оснащении музея оказывают помощь спонсоры – бывшие ученики школ Куйбышевского района.

Литература:

  1. Сборник «Школьный музей» Минобразования России от 12.03.2003 г.
  2. Сборник «Организация деятельности музеев образовательных учреждений» департамента образования и науки Кемеровской области от 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА С ОПЫТОМ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Разнообразие форм и методов активизации познавательного интереса учащихся при изучении истории...

Развитие интереса учащихся к изучению биологии

Статья "Развитие интереса учащихся к  изучению биологии"...

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО

Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт,  для поддержания плодотворной и ...

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"

Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...

Методическая разработка Изучение омонимов в преподавании английского языка как средство развития интереса учащихся к предмету

Данная разработка содержит пример того, как можно при изучении культорологических реалий использовать такое интересное явление языка как омонимы....

ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ : «Внеклассная работа по физике как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»

laquo;Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики,- люди, которые должны сформировать инновационную среду"(Д. А. Медведев)Время не...