Разработки уроков
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Митченко Татьяна Анатольевна

Урок "Народные праздничные гулянья" - это заключительный урок первой четверти в 5-ом классе по ИЗО. Хотелось данный урок провести необычно и мне это удалось. Урок получился интересным, красочным, весёлым, ребята получили огромный заряд энергии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u-8_narodnye_gulyanya.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 8

Тема урока: «Народные праздничные гулянья».

Эх, ярмарка, ярмарка,

 Огневая ярмарка!

Постановка проблемы: Обобщить тему четверти в оригинальной нетрадиционной форме.

Цели и задачи:

Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у детей.
Формирование художественно-творческой активности личности.
Развитие чувства сопричастности детей к истокам русской национальной культуры.

Тип урока: обобщение знаний.

Метод проведения: урок-праздник.

Оборудование: два русских народных костюма для девушки  и два костюма для юноши; лотки или подносы с ярмарочным товаром (платки, бусы, чашки, овощи и фрукты); ватман и материалы для создания коллективного панно «Ярмарка»;  гуашь, кисти, клей. Класс украшается шарами, осенними листьями.

Зрительный ряд: картина Б.Кустодиева  «Праздники в деревне» и «Масленица», В.И.Суриков «Взятие снежного городка», Ф.Я.Алексеев «Красная площадь».

Музыкальный ряд: В.Леонтьев «Ярмарка».

Литературный ряд: Стихотворение «Ярмарка».

Ход урока - праздника:

1. Организационная часть.

   Учитель приветствует учащихся, проверяет наличие учащихся в классе и подготовленность к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодняшний урок является заключительным в первой четверти, и мы вместе подведем итог нашей с вами работы.

Тема урока скрыта в кроссворде. Учащиеся вставляют недостающие буквы в  слова, таким образом, угадывают название темы  урока «Народные гулянья».

ш

т

а

Н

ы

р

у

б

А

х

а

с

а

Р

а

ф

а

н

к

О

с

т

ю

м

Д

е

к

о

р

з

Н

а

к

к

р

а

с

н

Ы

й

е

п

а

н

Е

ч

к

а

д

у

ш

е

Г

р

е

я

к

о

р

У

н

а

п

р

я

Л

к

а

с

о

л

Я

р

н

ы

й

к

о

к

о

ш

Н

и

к

к

о

н

Ь

о

б

р

Я

д

   3. Актуализация знаний.

   Все люди любят праздники. Праздник – это не только веселье, это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы и скоморохи. Каждый праздник – это итог, подводимой крестьянином работы (сбор урожая, изготовление утвари, посуды, ткани).

  Возникли праздники не случайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, отмечали завершение работ. Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться.

   Праздником всегда было устройство ярмарок. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики, торговцы расхваливали товар.

   На праздники люди надевали не просто нарядные, а традиционные  праздничные костюмы.

Вопрос: Какие народные праздники вы знаете?  (Праздник урожая, Новый год и святки, крещение, масленица, пасха)

Какие праздники мы празднуем?

   Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин «Масленица» и «Взятие снежного городка», в учебнике «Праздники в деревне».

    Вот и мы с вами встали рано-рано, чтобы поехать в город на ярмарку первыми, занять хорошее, выгодное  место. Едем, едем, подъезжаем…, а города-то и нет.

  Учитель открывает доску, на которой пустой лист ватмана с мостовой и воротами (основа для составления панно «Ярмарка»).

4. Работа над нестандартными заданиями.

   -Давайте вместе с вами построим город. В старину строителя называли зодчий.

- А у нас в классе есть такие умельцы? (выходят двое зодчих и из приготовленных изображений домов, теремов, рыночной площади строят город).

Учитель в это время общается с остальными учащимися, вспоминают пословицы и поговорки.

   В своей речи мы часто используем пословицы и поговорки. Пословица – это народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение.  Пословицы имеют свой затейливый узор и связаны с весельем и праздником.

 Игра «Ты мне – я тебе», кто кого переговорит.

  1. У наших ворот всегда хоровод.
  2. Гуляй, да не загуливайся.
  3. Делу время – потехе час.
  4. Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
  5. Шутил Мартын, да спрятался за тын.
  6. Тогда пляши, когда играют.

Учащиеся рассказывают свои варианты пословиц и поговорок.

   Зодчие построили город.

Учитель: - Ребята, вы любите праздник? Мы хотим отправиться на ярмарку вместе со своим товаром.

                  - Что мы слышим?

Учащийся 1: Ото всех дверей, ото всех ворот.

                       Подходи скорей,  торопись народ!

                       Вас много интересного ждет!

Учащийся 2: К нам пожаловали люди торговые,

                        Себя показать, товар свой продать,

                        Все рассказать – не утаить,

                        Ничего не забыть!

Учитель:  Но попасть на ярмарку не так просто. Надо пройти испытание на   мудрость.

- А помогут нам - загадки. Я буду их вам загадывать, а в отгадку надо превратиться, т.е. показать при помощи движений, звуков, выражения лица ответ на загадку.

1. С хозяином дружит,
   Дом сторожит.
   Живёт под крылечком,
   А хвост колечком.                (
Собака)

2. Мягкие лапки,
   А в лапках - царапки.
   Мохнатенькая, усатенькая,
   Ест и пьёт, песенки поёт.     (
Кошка)

3. Хвост-крючком,
   Нос - пятачком.
   По земле ходит,
   А неба не видит.                   (
Свинья).

4. В своей короне красной
   Он ходит, как король.
   Его тут ежечасно
   Выслушивать изволь.
  Очень рано встаёт,
  Детям спать не даёт.              (
Петух).

  Изображения животных приклеиваются на панно «Ярмарка» и учитель подводит учащихся к сравнительному анализу созданного панно с картиной известного художника Б. Кустодиева «Ярмарка».

-Эх, ярмарка, ярмарка,

Огневая ярмарка!

Теперь, благодаря вашему умению, мы попали на ярмарку, на веселый праздник.

Ученик 1: Подходи бедный,
                      Подходи богатый!
                      Подходи тонкий,
                      Подходи пузатый!

Ученик 2:   Эй, народ честной!
                        У ворот не стой!
                        Молод ты, аль стар,
                        Выбирай товар!

Ученик 1: У нас без обману!
                  Товар  без изъяну!

Ученик 2:  А вот чашки для пшённой кашки!
                   А вот и блюдца, никогда не бьются!

Ученик 1: Ну, смелее, не скупитесь,

           Вы купить их торопитесь!  

Ученик 2: Почтеннейшие господа!
                  Пожалуйте к нам сюда!
                  Товарец важный,
                  Похвалит его купец каждый.
                  Выставляйте свой товар
                  На наш ярмарочный базар!

   Учитель:  Как замечательно, весело на празднике, но…

                   Что-то гости засиделись,

                    На своих местах пригрелись!

                    Нет, друзья, так не годится!

                    Продолжаем веселиться!

Звучит музыка в исполнении В.Леонтьева «Ярмарка» и проводится физминутка.

  1. Руки в стороны, выполняем хлопки над головой.
  2. Руки на уровне талии, выполняем повороты влево и вправо.
  3. Руки на уровне талии, выполняем прыжки вверх и вниз.
  4. встали прямо и выполняем головой написание цифры «5».

Учитель:  Мы повеселились на славу, а сейчас садитесь, спинка прямая расслабьтесь и представьте, что это еще не все. Закройте глаза, вы еще на празднике и вас ждут еще сюрпризы.

В это время звучит музыка (В.Леонтьев «Ярмарка»).

   Учитель надевает старинный наряд и выходит к ученикам с подарками, набрасывает на плечи старинный платок с вышитыми на нем цветами и рассказывает историю старинного костюма, который передала по наследству её прабабушка.

5. Выполнение практической работы.

Учащимся предлагается изобразить на альбомном листе ярмарочный праздник по впечатлению, полученному от стихотворения «Ярмарка», которое читает учитель.

 Народ собрался на площади.
Шум, веселье вокруг.
На карусели лошади,
Мчат нас за кругом - круг.

Куклы, медведь дрессированный,
Цыганки пестрый наряд.
Смех, на ходулях клоуны,
Вверх качели летят.

Гогот, писк и мычание.
У коров грустный взгляд.
Лает пес и отчаянно
Поросята визжат.

Можно здесь купить семечки,
Сапоги и парчу.
Развеселое времечко.
Эх! Гуляй! Не хочу!

- Леденцы, сладки прянички!
- Налетай, детвора.
Игрушки, спелые яблочки.
На гармошке игра.

Здесь глаза разбегаются.
Бус, платков пестрота.
Эй! Девчата! Красавицы!
Глянь! Кака лепота!
Буйная радость ярмарки.
На подводах - товар.
И лучи солнца яркие
Освещают базар.

6. Анализ и оценка итогов работы.

   Учитель приготовила для учащихся сюрприз: в красное яблоко вставляются деревянные шпажки, на которые нанизываются сушки. Получается очень оригинально и красиво.

Учитель: Я вам загадку, а вы мне отгадку.

  1. Видно насквозь, а тепло не пропускает (стекло).
  2. Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
  3. Красавец в углу, нос на боку, а из носа вода капает (самовар).
  4. Новая посудина, а вся в дырах (решето).
  5. Мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают ножом (хлеб).
  6. Каждый угол обежит, в одном углу присядет (веник).
  7. Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,

       А когда обмолотился, он в зерно вдруг превратился (колос).      

За правильные ответы ученики получают сладкие призы, а за активную творческую работу на уроке – отличные оценки.

Благодарю душевно всех!

Желаю вам хлебушка в дом,

Да сала в ладонь!

Всем вам жить да не тужить,

До ста лет дожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...