Урок Изо 5 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Федорова Раушания Расиловна

 

Древние образы, единство формы и декора

 в народных игрушках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igrushki.ppt2.4 МБ
Файл konspekt_microsoft_office_word_2.docx72.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные художественные промыслы России ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 2

традиционные образы в игрушках Каргопольская игрушка Дымковская игрушка Филимоновская игрушка ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Слайд 3

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗЫ В ИГРУШКАХ

Слайд 4

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 6

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 7

Родина дымковской игрушки

Слайд 11

Индя-индя индючок, Ты похож на сундучок, Сундучок не простой Красный, белый, золотой.

Слайд 13

фИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 14

Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка Дымковская игрушка РОСПИСЬ глиняных игрушек

Слайд 15

РОСПИСЬ филимоновской игрушки

Слайд 17

РОСПИСЬ каргопольской игрушки

Слайд 19

РОСПИСЬ дымковской игрушки



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29

План - конспект открытого урока

по изобразительному искусству

в 5 – в классе

Тема: Древние образы, единство формы и декора

 в народных игрушках.

                                                    Федорова Раушания Расиловна

                                             учитель по изобразительному искусству

 

Г. Нижнекамск

2012г.

Цель: сформировать представление о народной глиняной игрушке, опираясь на опыт учащихся, её видах, традициях формы и росписи.

Задачи:

  1. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  2. Познакомить с глиняной народной игрушкой, её видами, историей происхождения, орнаментом, цветовой гаммой. Совершенствовать  навыки работы с кистью.
  3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и  истории.

Класс: 5-В

Время: 45 мин.

Оборудование: таблица с изображением орнаментов росписи игрушек, таблица «Народная глиняная игрушка», работы учащихся, диск с русскими народными песнями,  глиняные или пластилиновые игрушки (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская и др.), презентация.

Инструменты и материалы: гуашь, кисти, альбомы, простые карандаши, ластик, тряпка, ёмкость под воду.

 План урока:

  1. Орг. момент -1 мин
  2. Вводная беседа – 3 мин
  3. Теоретическая часть – 15 мин
  4. Практическая часть – 20 мин
  5. Анализ работ – 3 мин
  6. Итог урока – 3 мин

Ход урока:

Деятельность учителя

 Деятельность учащихсяся

1.Оргмомент

2. Вводная бес.

3 Теоретич. Часть

4 Практич. часть

5

Анализ работ

6

Итог

Проверка готовности учащихся к уроку.

Звучит музыка ( возможно из репертуара группы «Иван Купала»)

 Две девочки, подготовленные заранее, наряженные в русский народный костюм под музыку открывают створки  доски, украшенные народным орнаментом. На доске вывешены рисунки, таблицы с изображением глиняной игрушки, орнаментом,  на стол ставят подносы с глиняными игрушками, садятся по обе стороны доски.

-Ребята, вы наверно догадались, что попали в мир русской глиняной игрушки. И сегодня мы познакомимся с Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушкой, с особенностями орнамента этих игрушек, историей и местом происхождения. А ещё вы сегодня нарисуете понравившуюся игрушку и отнесёте её домой.

-Ребята, с самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие?

 -Из чего сделаны?

-Где сделаны?

-Вы наверно, согласитесь, что все они похожи. Вот, например, мячики – один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые сейчас перед вами, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (показ)

1-я ученица: Чем знаменито Дымково?

                       Игрушкою своей.

                       В ней нету цвета дымного,

                       Что серости серей.

                       В ней что-то есть от радуги,

                       От капелек росы,

                       В ней что-то есть от радости,

                       Гремящей, как басы…

Учитель: Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски (1-я ученица вывешивает слово на доску), имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.

2-я ученица: игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Учитель: Если посмотреть на узор, то становится заметно, что он необычайно прост. Назовите элементы, составляющие орнамент.

-А другими словами, языком символики,  что это? Вспомните предыдущие уроки.

-Верно, назовите цвета Дымковских игрушек

-Что в общем можно сказать о цветовой гамме?

-На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.

1-я ученица: Птицы, кони, индюки, баранчики в штанишках, няньки и деточки, барышни и кавалеры, водоноски, олени, бытовые и сказочные сценки, таков ассортимент Дымковской игрушки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

2-я ученица: А теперь знакомьтесь: Филимоновская игрушка. (показ) Пришла она к нам из деревни Филимоново Тульской области. Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.

-Ребята, обратите внимание на форму. Какая она?

Учитель: в Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими.

- Цветовая гамма состоит из…

-Да, ребята, это основные цвета. А теперь самостоятельно зарисуйте в свои тетрадки элементы филимоновского орнамента

1-я ученица: Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.

Учитель: А вот Каргопольская игрушка (показ) пришла к нам из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы.  

2-я ученица: А вот Полкан – сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня (показ).

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите и зарисуйте некоторые узоры в свои тетрадки.

-В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

(ученицы садятся на место)

А теперь мы рисуем эскиз Дымковской игрушки. Выбираете любую форму (учитель готовит шаблоны), обводите и украшаете орнаментом.

-Как вы думаете, для чего нам нужен эскиз?

-Верно, следующих 2 урока мы будем лепить и расписывать игрушку. А сейчас располагаем шаблон в центре альбомного листа, аккуратно обводим, рисуем орнамент сначала простым карандашом и раскрашиваем. Какой фон дымковской игрушки?

Учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.

Критерии анализа:

  1. Аккуратность
  2. Эстетичность
  3. Сочетание орнамента и формы
  4. Яркость и насыщенность цвета

Учитель словесно оценивает каждую работу.

Можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.

Обратить внимание на правильность формулировки вопросов.

-Удивителен и разнообразен мир русской народной игрушки. На этом уроке мы приступили к процессу создания собственной игрушки в народном стиле. И на следующем уроке будем работать с глиной. У кого нет глины, приносите пластилин. Мы будем знакомиться с приёмами лепки.

Домашнее задание: принести глину или пластилин, газету, ёмкость под воду.

 - Спасибо за работу, урок окончен.

-Мячики, куклы, пистолеты, машинки.

-Из пластмассы, плюша, пластика.

-На станках, фабриках, заводах…

-Полосочки, кружочки, волнистые полосы, клетки, пятна, точки.

- символы солнца, дождя, поля…

-Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые…

- Все цвета яркие, насыщенные, весёлые

-Вытянутая, длиннее чем у Дымковской игрушки.

-Жёлтого, красного, зелёного.

Зарисовывают

Зарисовывают

-мы по этому эскизу будем лепить игрушку.

-белый

Задают друг другу вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...