Урок ИЗО "Пасхальный калейдоскоп"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Куликова Галина Геннадьевна

Данная разработка включает в себя конспект урока ИЗО "Пасхальный калейдоскоп". Презентацию,  видеоролики и аудиофайлы соответствующей тематики можно будет найти в моих файлах отдельно.  Материал будет полезен как для учителей ИЗО, МХК, так и для классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_izo_pashalnyy_kaleydoskop.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

СТАДИЯ ВЫЗОВА

  1. Эмоциональный настрой.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте те, кто весел сегодня!

Здравствуйте те, кто грустит!

Здравствуйте те, кто общается с радостью!

Здравствуй те, кто молчит…

  1. Вступительное слово учителя:

  Наш урок я начну с прочтения стихотворения поэта 19 века Аполлона Майкова:

(СЛАЙД 1)

Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес….
Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…..
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!

- О каком празднике говорится в стихотворении? (Ответы детей: «О Пасхе»).

3. Актуализация имеющихся знаний и опыта.

(СЛАЙД 2)

Учитель:  Тема нашего урока «Пасхальный калейдоскоп?», запишите её в тетрадь. Что удивило вас в названии темы? (Наличие многоточия и знака вопроса). О чем нам говорит многоточие? (О незавершенности, размышлении, сомнении) Что вы знаете о таком празднике, как пасха? (Ответы детей) Можно ли пасху сравнить с калейдоскопом?  Чтобы ответить на этот вопрос, подберите к этим словам прилагательные: первой группе – к слову «Пасха», второй группе – к слову «калейдоскоп».

  1. Осознание неполноты знаний.

 Дети испытывают затруднения, так как обладают неполной  информацией о празднике, не все знакомы с понятием «Калейдоскоп».  Обмен мнениями:

Пасха – радостная, долгожданная, весенняя…

Калейдоскоп - яркий, переливающийся, красочный, цветной…

- Можете ли вы связать эти два понятия?

- В конце урока мы вернемся с вами к знакам препинания в теме и, вероятно, у вас появится желание поставить другие знаки препинания.

СТАДИЯ СОДЕРЖАНИЯ

  1. Учитель: Сейчас я предлагаю вашему вниманию очень красивый видеоролик, который станет вступлением к нашему сегодняшнему разговору.

После долгой холодной зимы, после самого строгого Великого поста, во время которого все колокола молчат, особенно радостно, торжественно, ликующе звенит пасхальный перезвон, возвещая всему христианскому миру о наступлении самого долгожданного христианского праздника.  

  1. Учитель: Что вы знаете о традициях празднования Пасхи? (дети рассказывают)

 На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, ароматные, сдобные куличи и, конечно, непременный атрибут пасхального стола крашеные яйца -  главный символ праздника. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить.

 Расскажите, пожалуйста, как и чем  в вашей семье красят яйца?

( рассказы детей)

  1. Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных.

Давайте с некоторыми образцами познакомимся.  (СЛАЙД 3)

Существует три основных вида окраски яиц: (на экране по щелчку появляются слова «Крашенки», «Крапанки», «Писанки»).  Скажите, ребята, как, по-вашему,  должны выглядеть  крашенки, крапанки и писанки? (предположения детей). Давайте проверим (на экране по щелчку демонстрируются соответствующие картинки)

   

 4.   Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; (СЛАЙД 4)

       5.    Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это были крапанки. (СЛАЙД5)

      6.    А еще есть удивительной красоты  писанки  (СЛАЙД 6) — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Такая роспись производилась на сыром яйце. Крашенки и крапанки предназначались для лакомства и угощения гостей. А вот писанки изготавливались исключительно для сувениров. Считалось, что только сырое яйцо может сохранить свою магическую силу и передать её людям.

     7.    (СЛАЙД 7) Позднее мастера-художники  стали создавать и другие  декоративные пасхальные яйца, которые являлись сувенирами для этого праздника. И тут можно только восхититься многообразием идей наших русских мастеров-умельцев, начиная от  самых  известных ювелирных фирм, например,  знаменитые декоративные   яйца фирмы Фаберже.

(Примечание: историю создания можно прочитать, кликнув на гиперссылку)

     8.  (СЛАЙД 8)  Существуют настоящие произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота, серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости, камня. А вот эта работа, думаю, не может никого оставить равнодушной – перед вами удивительно тонкая хрупкая работа – резьба по скорлупе.

       

             

  9.    Посмотрите видеоролик, выполненный участниками нашего кружка «Школьный сайт»

        10.  ( СЛАЙД 9)  В  последнее время все более распространенными становятся типографские изделия в виде всевозможных открыток, коробочек для пасхальных яиц.  

(Примечание: на 9 слайде размещена гиперссылка, которая предлагает тексты поздравлений с праздником)

          11.   (СЛАЙД 10)  Сами вы тоже можете самостоятельно смастерить вот такую очень милую коробочку для пасхальных яиц и подарить её своим близким людям.  На слайде размещена ссылка, по которой можно найти мастер-класс по изготовлению такой коробочки.

  1. (СЛАЙД 11) А теперь я познакомлю вас с графическими работами учащихся одной из Санкт-Петербургских художественных студий «Лики творчества». Работы  выполнены в программе NeoPaint. Это обновленная версия хорошо знакомой нам с вами программы «Paint». Детям этой студии всего 8-10 лет, но их рисунки уже можно назвать настоящими шедеврами.

  (Примечание: на слайде размещена ссылка, по которой можно пройти на сайт портала ПроШколу.ру, на страницу Подосениной Т…., руководителя этой студии, которая дала свое согласие на использование работ её учащихся)

  1. На основе этих работ участниками кружка «Школьный сайт» был смонтирован еще один видеоролик. Предлагаю вам посмотреть его.

14. Существует огромное множество традиций празднования этого красивого праздника: например, в пасхальную неделю любой желающий мог поупражняться в колокольном звоне, а еще молодые люди качались на качелях и пели пасхальные песни. Одну из таких песенок я вам предлагаю послушать.

15.    (СЛАЙД 12)   Физкультминутка.

А еще издавна на Руси существовал очень красивый обычай, который назывался «отпущение птиц на волю». Пасхальным Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их на волю. Об этом обычае есть замечательные строки у А.С.Пушкина:

В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

И чем больше вы отпустите на волю птиц, тем счастливее будет для вас год.

           Предлагаю вам сделать то же самое, встали из-за парты, представьте себе, что у вас в руках маленькая птичка. Она трепещет в ваших руках, рвется на волю… Встаньте на цыпочки, поднимите соединенные ладоши, выпустите птичку и широко разведите руки. Повторите несколько раз! Посмотрите сколько птичек мы с вами выпустили на волю.

16. Закрепление полученных знаний:

А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд на тему «Пасха». Проверим, насколько вы были внимательны на уроке.

(Примечание-инструкция: кроссворд выполнен в программе Microsoft Excel. При наведении курсора на клеточку с красным уголком, выплывает задание. При написании правильного ответа красные буквы окрашиваются в черный цвет, при написании неверного ответа буквы остаются красными.)

Задания:

- О нем говорят, что он воскрес (Христос)

- Его наносим на эскиз рисунка или изделия (узор)

- Яйца, раскрашенные орнаментальными или сюжетными узорами (Писанки)

- Как назывались крашеные в один тон яйца? (Крашенки)

- Однотонные яйца с пятнышками, точками, полосками, завитушками (Крапанки)

-  Животное, символ праздника (Заяц)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Итак, первая группа будет создавать крапанки (цветные шаблоны), а вторая – писанки из геометрических и растительных узоров (белые шаблоны)

Но сначала повторим основные узоры:

  1. символы солнца (слайд 14)
  2. символы воды (слайд 15)
  3. символы земли (слайд 16)

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

1. Демонстрация работ. 

А теперь вывесим наши крапанки и писанки на доску. Посмотрите, что у нас получилось! Дайте определения вашим рисункам. Ваши работы такие же яркие, пестрые, красочные, как … Что напоминают? (Калейдоскоп). Так можем ли мы теперь уверенно назвать приближающийся праздник пасхальным калейдоскопом? Может быть, у вас появились предложения по поводу постановки знаков препинания в названии нашего урока? (Урок нужно назвать «Пасхальный калейдоскоп» или «Пасхальный калейдоскоп!» с восклицательным знаком, передав тем самым восхищение от красоты этого праздника!)

2. Синквейн.  (СЛАЙД 17)

Предлагаю вам составить синквейн на тему «Пасха» и выразить в нем все свои эмоции от услышанного сегодня и увиденного.

3. Итог урока. (СЛАЙД 18) 

  В подарок к приближающемуся празднику я дарю вам пасхальные буклетики, которые приготовили для вас учащиеся из нашего кружка «Школьный сайт».

4. Выставление оценок за урок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Музыкальный калейдоскоп"

Разработка урока "Музыка калейдоскоп"...

Урок - калейдоскоп "Повторение изученного. Подготовка к диктанту"

Данный урок можно проводить при повторении тем. Эта форма проведения помогает подготовить к разнообразным видам заданий ЕГЭ....

Урок-игра "Калейдоскоп" "Употребление союза И в простом и сложном предложении"

Представляю  разработку  урока по  русскому языку  в  7 классе  по программе М.М.Разумовской.Урок подготовлен с использованием игровой технологии. Форма урок...

Библиотечный урок "Журнальный калейдоскоп"

Библиотечный урок для 5-6 кл посвящен знакомству с журналами. Цель урока:познакомить с журналами для детей среднего школьного возраста.Заинтересовать школьников чтением периодики.Задачи:Научить ориент...

Разработка урока "Музыкальный калейдоскоп"

Тема урока:Музыкальный калейдоскопЦели урока:- учить следить детей за развитием музыки;- познакомить с приемом развития - «ритмом»;- эстетическое воспитание на основе слухового опыта;- развивать ...

Урок истории "Калейдоскоп русского быта"

Цель: * дать учащимся образное и эмоциональное представление об истоках великой русской культуры, приобщить учащихся к сохранению и приумножению русских традиций, воспитывать чувство патриотизма и гор...

План-конспект игровой программы посвящённой новому году для обучающихся объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Новогодние посиделки Калейдоскопа»

Методическая разработка, посвящённая новому году «Новогодние посиделки Калейдоскопа» разработана для детей 6-15 лет. Проводиться в форме игры-соревнования....