Урок ИЗО "Пасхальный калейдоскоп"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Данная разработка включает в себя конспект урока ИЗО "Пасхальный калейдоскоп". Презентацию, видеоролики и аудиофайлы соответствующей тематики можно будет найти в моих файлах отдельно. Материал будет полезен как для учителей ИЗО, МХК, так и для классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izo_pashalnyy_kaleydoskop.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте те, кто весел сегодня! Здравствуйте те, кто грустит! Здравствуйте те, кто общается с радостью! Здравствуй те, кто молчит…
Наш урок я начну с прочтения стихотворения поэта 19 века Аполлона Майкова: (СЛАЙД 1) Повсюду благовест гудит. С полей уж снят покров снегов, Вот просыпается земля, - О каком празднике говорится в стихотворении? (Ответы детей: «О Пасхе»). 3. Актуализация имеющихся знаний и опыта. (СЛАЙД 2) Учитель: Тема нашего урока «Пасхальный калейдоскоп?», запишите её в тетрадь. Что удивило вас в названии темы? (Наличие многоточия и знака вопроса). О чем нам говорит многоточие? (О незавершенности, размышлении, сомнении) Что вы знаете о таком празднике, как пасха? (Ответы детей) Можно ли пасху сравнить с калейдоскопом? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите к этим словам прилагательные: первой группе – к слову «Пасха», второй группе – к слову «калейдоскоп».
Дети испытывают затруднения, так как обладают неполной информацией о празднике, не все знакомы с понятием «Калейдоскоп». Обмен мнениями: Пасха – радостная, долгожданная, весенняя… Калейдоскоп - яркий, переливающийся, красочный, цветной… - Можете ли вы связать эти два понятия? - В конце урока мы вернемся с вами к знакам препинания в теме и, вероятно, у вас появится желание поставить другие знаки препинания. |
СТАДИЯ СОДЕРЖАНИЯ
После долгой холодной зимы, после самого строгого Великого поста, во время которого все колокола молчат, особенно радостно, торжественно, ликующе звенит пасхальный перезвон, возвещая всему христианскому миру о наступлении самого долгожданного христианского праздника. |
На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, ароматные, сдобные куличи и, конечно, непременный атрибут пасхального стола крашеные яйца - главный символ праздника. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Расскажите, пожалуйста, как и чем в вашей семье красят яйца? ( рассказы детей) |
Давайте с некоторыми образцами познакомимся. (СЛАЙД 3) Существует три основных вида окраски яиц: (на экране по щелчку появляются слова «Крашенки», «Крапанки», «Писанки»). Скажите, ребята, как, по-вашему, должны выглядеть крашенки, крапанки и писанки? (предположения детей). Давайте проверим (на экране по щелчку демонстрируются соответствующие картинки) |
4. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; (СЛАЙД 4) |
5. Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это были крапанки. (СЛАЙД5) |
6. А еще есть удивительной красоты писанки (СЛАЙД 6) — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Такая роспись производилась на сыром яйце. Крашенки и крапанки предназначались для лакомства и угощения гостей. А вот писанки изготавливались исключительно для сувениров. Считалось, что только сырое яйцо может сохранить свою магическую силу и передать её людям. |
7. (СЛАЙД 7) Позднее мастера-художники стали создавать и другие декоративные пасхальные яйца, которые являлись сувенирами для этого праздника. И тут можно только восхититься многообразием идей наших русских мастеров-умельцев, начиная от самых известных ювелирных фирм, например, знаменитые декоративные яйца фирмы Фаберже. (Примечание: историю создания можно прочитать, кликнув на гиперссылку) |
8. (СЛАЙД 8) Существуют настоящие произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота, серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости, камня. А вот эта работа, думаю, не может никого оставить равнодушной – перед вами удивительно тонкая хрупкая работа – резьба по скорлупе.
9. Посмотрите видеоролик, выполненный участниками нашего кружка «Школьный сайт» |
10. ( СЛАЙД 9) В последнее время все более распространенными становятся типографские изделия в виде всевозможных открыток, коробочек для пасхальных яиц. (Примечание: на 9 слайде размещена гиперссылка, которая предлагает тексты поздравлений с праздником) |
11. (СЛАЙД 10) Сами вы тоже можете самостоятельно смастерить вот такую очень милую коробочку для пасхальных яиц и подарить её своим близким людям. На слайде размещена ссылка, по которой можно найти мастер-класс по изготовлению такой коробочки. |
(Примечание: на слайде размещена ссылка, по которой можно пройти на сайт портала ПроШколу.ру, на страницу Подосениной Т…., руководителя этой студии, которая дала свое согласие на использование работ её учащихся)
|
14. Существует огромное множество традиций празднования этого красивого праздника: например, в пасхальную неделю любой желающий мог поупражняться в колокольном звоне, а еще молодые люди качались на качелях и пели пасхальные песни. Одну из таких песенок я вам предлагаю послушать. |
15. (СЛАЙД 12) Физкультминутка. А еще издавна на Руси существовал очень красивый обычай, который назывался «отпущение птиц на волю». Пасхальным Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их на волю. Об этом обычае есть замечательные строки у А.С.Пушкина: В чужбине свято соблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. И чем больше вы отпустите на волю птиц, тем счастливее будет для вас год. Предлагаю вам сделать то же самое, встали из-за парты, представьте себе, что у вас в руках маленькая птичка. Она трепещет в ваших руках, рвется на волю… Встаньте на цыпочки, поднимите соединенные ладоши, выпустите птичку и широко разведите руки. Повторите несколько раз! Посмотрите сколько птичек мы с вами выпустили на волю. |
16. Закрепление полученных знаний: А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд на тему «Пасха». Проверим, насколько вы были внимательны на уроке. (Примечание-инструкция: кроссворд выполнен в программе Microsoft Excel. При наведении курсора на клеточку с красным уголком, выплывает задание. При написании правильного ответа красные буквы окрашиваются в черный цвет, при написании неверного ответа буквы остаются красными.) Задания: - О нем говорят, что он воскрес (Христос) - Его наносим на эскиз рисунка или изделия (узор) - Яйца, раскрашенные орнаментальными или сюжетными узорами (Писанки) - Как назывались крашеные в один тон яйца? (Крашенки) - Однотонные яйца с пятнышками, точками, полосками, завитушками (Крапанки) - Животное, символ праздника (Заяц) |
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Итак, первая группа будет создавать крапанки (цветные шаблоны), а вторая – писанки из геометрических и растительных узоров (белые шаблоны) Но сначала повторим основные узоры:
|
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ 1. Демонстрация работ. А теперь вывесим наши крапанки и писанки на доску. Посмотрите, что у нас получилось! Дайте определения вашим рисункам. Ваши работы такие же яркие, пестрые, красочные, как … Что напоминают? (Калейдоскоп). Так можем ли мы теперь уверенно назвать приближающийся праздник пасхальным калейдоскопом? Может быть, у вас появились предложения по поводу постановки знаков препинания в названии нашего урока? (Урок нужно назвать «Пасхальный калейдоскоп» или «Пасхальный калейдоскоп!» с восклицательным знаком, передав тем самым восхищение от красоты этого праздника!) 2. Синквейн. (СЛАЙД 17) Предлагаю вам составить синквейн на тему «Пасха» и выразить в нем все свои эмоции от услышанного сегодня и увиденного. 3. Итог урока. (СЛАЙД 18) В подарок к приближающемуся празднику я дарю вам пасхальные буклетики, которые приготовили для вас учащиеся из нашего кружка «Школьный сайт». 4. Выставление оценок за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Музыкальный калейдоскоп"
Разработка урока "Музыка калейдоскоп"...
Урок - калейдоскоп "Повторение изученного. Подготовка к диктанту"
Данный урок можно проводить при повторении тем. Эта форма проведения помогает подготовить к разнообразным видам заданий ЕГЭ....
Урок-игра "Калейдоскоп" "Употребление союза И в простом и сложном предложении"
Представляю разработку урока по русскому языку в 7 классе по программе М.М.Разумовской.Урок подготовлен с использованием игровой технологии. Форма урок...
Библиотечный урок "Журнальный калейдоскоп"
Библиотечный урок для 5-6 кл посвящен знакомству с журналами. Цель урока:познакомить с журналами для детей среднего школьного возраста.Заинтересовать школьников чтением периодики.Задачи:Научить ориент...
Разработка урока "Музыкальный калейдоскоп"
Тема урока:Музыкальный калейдоскопЦели урока:- учить следить детей за развитием музыки;- познакомить с приемом развития - «ритмом»;- эстетическое воспитание на основе слухового опыта;- развивать ...
Урок истории "Калейдоскоп русского быта"
Цель: * дать учащимся образное и эмоциональное представление об истоках великой русской культуры, приобщить учащихся к сохранению и приумножению русских традиций, воспитывать чувство патриотизма и гор...
План-конспект игровой программы посвящённой новому году для обучающихся объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Новогодние посиделки Калейдоскопа»
Методическая разработка, посвящённая новому году «Новогодние посиделки Калейдоскопа» разработана для детей 6-15 лет. Проводиться в форме игры-соревнования....