конспект урока по изо"Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Познакомить с историей , узорами и образами дымковской игрушки, развивать творческую и познавательную активность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_ekzamenacionnoy_raboty.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках
Выполнил: Захарова Ольга Николаевна, МОУ НОШ №2, учитель ИЗО
1 урок
Цель: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке на примере Дымковской и создание эскиза.
Задачи:
Познакомить с историей, узорами и образами дымковской игрушки.
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус
Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
Тип урока:комбинированный
Основные методы:
Материалы и принадлежности (для учителя и учащихся)
- Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.
- Глиняные и пластилиновые модели игрушек.
- Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской игрушек.
- Литературный ряд.
- Художественные материалы: гуашь, кисти, бумага
Ход урока (занятия):
1. Этап. Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментов Дымковской игрушки | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские игрушки похожи - один не отличишь от другого А вот игрушки, которые у меня в руках, все разные, второй такой нет, потому - что сделаны они вручную. В старину купить игрушки было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили игрушки, мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну, а там где жили гончары, лепили из глины. Из всех глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти, посмотрите (презентация). Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки пятна, точки Но мы знаем их глубокий символический смысл?! Зато краски яркие – яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. (на каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка. Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей. В настоящее время в центре Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки. А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполняете ее эскиз | Дымковская игрушка. Ласково и нежно называли эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокое языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки(вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями игрушка превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Дымково. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы. Она глядит не прянично, Ликующе и празднично, В ней молодость - изюминка, В ней удаль и размах. Синейте охра с суриком По всей земле в домах. В. Фафанов |
2 Этап. Постановка художественной задачи (выполнения эскиза выбранной модели игрушки). А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполняете ее эскиз | |
3 этап. Практическое выполнение задания Критерии оценки. 1.Оригинальность исполнения эскиза игрушки. 2.Соответствие изображения и формы с моделью. 3.Эстетичность исполнения. Физическая разминка. Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой, Этот пальчик для того чтоб показывать его, Этот пальчик самый длинный и стоить он в середине, Этот пальчик безымянный , избалованный он самый, а мизинчик хоть и мал , очень ловок и удал. | |
4 этап. Анализ работ и домашнее задание | |
С чем вы познакомились на уроке? | С Дымковской игрушкой |
От куда пошло название игрушки? | От названия селения где лепили дымку. |
Какие узоры рисуют на игрушке? | Кружочки, полоски, точки |
Какие цвета применяют в росписи? | Яркие |
Кого лепят мастера дымки? | Барышни, бараны, индюки … |
Чей эскиз понравился больше и почему? | |
Домашнее задание Найти технологию изготовления Дымковской игрушки: приготовления глины и обжига. |
2 урок
Лепка и роспись собственной модели игрушки
Цели:
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке. Вылепить Дымковскую игрушку из пластилина.
Задачи.
1. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
2. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Оборудование и материалы:
1. Таблицы- схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
2. Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.
3. Глиняные и пластилиновые модели игрушек.
4. Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской игрушек.
5. Литературный ряд.
6. Музыкальный ряд: русские народные песни.
7. Художественные материалы.
Ход урока.
1.Этап. Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
У нас с вами, ребята, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. Вспомним методы лепки. 1.Вытяжка. Основной кусок пластилина формируют идентично очертанию будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела – шею, руки. Ноги – до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, украшают игрушку накладными деталями. 2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщенной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Вы можете выбрать и комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способ. | Ученик. Игрушки, про которые мы говорили на прошлом уроке, делают из глины. Для производства игрушек используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию гладкой поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Сушка готовых работ: Работы должны сохнуть постепенно. При обычной комнатной температуре – две недели. В течение этого времени необходимо смачивать те места, где появляются трещины. Обжиг: Один час при температуре 450-460 градусов, пока глина не покраснеет до накала. Побелка: 2-3 раза густой водоэмульсионной краской. Краски: Темпера на яичном желтке, 8-10 цветов. Можно смешивать 2-3 цвета. Гуашь с яичным желтком. Нельзя разводить водой. |
2 этап. Постановка художественной задачи (выполнения модели игрушки). Последовательность изготовления игрушки. | |
3 этап. Практическое выполнение задания по намеченному плану. Физическая разминка. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы топаем ногами: топ, топ, топ. Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп. Мы руки разведем, И побежим кругом. | |
В конце работы все игрушки выбеливают. (Хорошо использовать белую гуашь и клеевую побелку). | |
4 этап. Анализ работ Чему научились? Что нового узнали? Домашнее задание. Найти мастериц дымковской игрушки, рассказать об их жизни и творчестве. Уборка рабочего места. |
3 урок
Цели.
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке Дымковская игрушка. И изготовить книжку-раскладушку.
Задачи.
1. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
2. Формировать навыки работы с различными материалами.
3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Ход урока 3
Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
1 этап. Сегодня мы будем расписывать свои игрушки и соберем книжку – раскраску про Дымково. Внимательно посмотрите на элементы узора, характерные для той игрушки которую вы слепили. Не забывайте о цветовой гамме дымковскую игрушку. Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Рассмотрим таблицы с узорами. Приступайте к работе. | |
2 этап. Постановка художественной задачи (Изготовление книжки-раскраски). Работа в группах. | |
3 этап. Практическое выполнение задания. Физическая разминка. Я на скрипочке играю, Тили ли, тили ли. Скачут зайки на лужайке, Тили ли, тили ли. А теперь на барабане, Трам-пам-пам, В страхе зайки разбежались, По кустам, по кустам. | |
4 этап. Анализ работ. Чему научились? Что нового узнали? Уборка рабочего места. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"
5 класс. Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....
Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР
Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....
Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3
В данной работе представлены конспекты трех уроков на тему Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками
открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками...
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...
Урок изобразительного искусства "Древние образы. Единство формы и декора в народных игрушках"
Цель урока: Дать представление учащимся о русской народной игрушке, её разнообразии и цветовом решении.Задач урока: способствовать формированию у учащихся образного пр...