конспект урока по изо"Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Захарова Ольга Николаевна

Познакомить с историей , узорами и образами дымковской игрушки, развивать творческую и познавательную активность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maket_ekzamenacionnoy_raboty.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Древние образы, единство формы  и декора в народных игрушках 

Выполнил:  Захарова Ольга Николаевна, МОУ НОШ №2, учитель ИЗО

1 урок

Цель: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке на примере Дымковской и создание эскиза.

Задачи:

Познакомить с историей, узорами и образами дымковской игрушки.

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус

Воспитывать  любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Тип урока:комбинированный

Основные методы:

Материалы и принадлежности (для учителя и учащихся)

  1. Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.
  2. Глиняные и пластилиновые модели игрушек.
  3. Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской игрушек.
  4. Литературный ряд.
  5. Художественные материалы: гуашь, кисти, бумага

Ход урока (занятия):

1. Этап. Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментов Дымковской игрушки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские игрушки похожи - один не отличишь от другого

А вот игрушки, которые у меня в руках, все разные, второй такой нет, потому - что сделаны они вручную.

В старину купить игрушки было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили  игрушки, мочалок, тряпок,  дерева, соломы. Ну, а там где жили гончары, лепили из глины. Из всех глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей  популярностью пользуются  Дымковские. Вот эти,  посмотрите (презентация).

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и  волнистые полоски, клеточки пятна, точки Но мы знаем их глубокий символический смысл?!

Зато краски яркие – яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

(на каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что  только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей.  

В настоящее время в центре Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки. А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполняете ее эскиз

Дымковская игрушка.

Ласково и нежно называли эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. Происхождение и история  Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокое языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки(вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.

С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину  и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их  для ярмарки.

Из небольшого глиняного шарика  с отверстиями игрушка превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

Дымково.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.

В. Фафанов

2 Этап. Постановка художественной задачи (выполнения эскиза выбранной модели игрушки). А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполняете ее эскиз

3 этап. Практическое выполнение задания

Критерии оценки.

1.Оригинальность исполнения  эскиза игрушки.

2.Соответствие изображения и формы с моделью.

3.Эстетичность исполнения.

Физическая  разминка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный и стоить он в середине,

Этот пальчик безымянный , избалованный он самый, а мизинчик хоть  и мал , очень ловок и удал.

4 этап. Анализ работ и домашнее задание

С чем вы познакомились на уроке?

С Дымковской игрушкой

От куда пошло название игрушки?

От названия селения где лепили дымку.

Какие узоры рисуют на игрушке?

Кружочки, полоски, точки

Какие цвета применяют в росписи?

Яркие

Кого лепят мастера дымки?

Барышни, бараны, индюки …

Чей эскиз понравился больше и почему?

Домашнее задание

Найти технологию изготовления Дымковской игрушки: приготовления глины и обжига.

2 урок

Лепка и роспись собственной модели игрушки

Цели:

1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке. Вылепить  Дымковскую игрушку из пластилина.

Задачи.

1. Воспитывать  любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

2. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.

3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Оборудование и материалы:

1. Таблицы- схемы с изображением порядка изготовления игрушек.

2. Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.

3. Глиняные и пластилиновые модели игрушек.

4. Таблицы- иллюстрации с изображением Дымковской игрушек.

5. Литературный ряд.

6. Музыкальный ряд: русские народные песни.

7. Художественные материалы.

Ход урока.

1.Этап.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

У нас с вами, ребята, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. Вспомним  методы лепки.

1.Вытяжка. Основной кусок пластилина формируют идентично очертанию будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела – шею, руки. Ноги – до требуемой длины. После этого их выгибают  нужным образом, украшают игрушку накладными деталями.

2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщенной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Вы можете выбрать и комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способ.

Ученик.  Игрушки, про которые мы говорили на прошлом уроке, делают из глины.

Для производства игрушек используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму  из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя  жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпочкой  для  придания изделию гладкой поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).

Сушка готовых работ:

Работы должны сохнуть постепенно. При обычной комнатной температуре – две недели. В течение этого времени необходимо смачивать те места, где появляются трещины.

Обжиг:

Один час при температуре 450-460 градусов, пока глина не покраснеет до накала.

Побелка:

2-3 раза густой водоэмульсионной краской.

Краски:

Темпера на яичном желтке, 8-10 цветов. Можно смешивать 2-3 цвета. Гуашь с яичным желтком. Нельзя разводить водой.

2 этап. Постановка художественной задачи (выполнения модели игрушки).

Последовательность изготовления игрушки.

3 этап. Практическое выполнение задания по намеченному плану.

Физическая  разминка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки разведем,

И побежим кругом.

В  конце работы все игрушки выбеливают. (Хорошо использовать белую гуашь и клеевую побелку).

4 этап. Анализ работ

Чему научились?

Что нового узнали?

Домашнее задание. Найти мастериц дымковской игрушки, рассказать об их жизни и творчестве.

Уборка рабочего места.

3 урок

Цели.

1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке Дымковская игрушка. И изготовить книжку-раскладушку.

Задачи.

1. Воспитывать  любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

2. Формировать навыки работы с различными материалами.

3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Ход урока 3

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1 этап. Сегодня мы будем расписывать свои игрушки и соберем книжку – раскраску про Дымково. Внимательно посмотрите на элементы узора, характерные  для той  игрушки которую вы слепили. Не забывайте о цветовой гамме дымковскую игрушку.

Сколько цветов  вы будете  использовать для росписи Дымковской игрушки?

Рассмотрим  таблицы с узорами.  Приступайте к работе.

2 этап. Постановка художественной задачи (Изготовление книжки-раскраски). Работа в группах.

3 этап. Практическое выполнение задания.

Физическая  разминка.

Я на скрипочке играю,

Тили ли, тили ли.

Скачут зайки на лужайке,

Тили ли, тили ли.

А теперь на барабане,

Трам-пам-пам,

В страхе зайки разбежались,

По кустам, по кустам.

4 этап. Анализ работ.

Чему научились?

Что нового узнали?

Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс.  Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3

В данной работе представлены конспекты  трех  уроков на тему  Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками

открытый урок Древние образы единство формы и декора в народных игрушках. роспись игрушек ,сделанных собственными руками...

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...

Урок изобразительного искусства "Древние образы. Единство формы и декора в народных игрушках"

Цель урока: Дать представление учащимся о русской народной игрушке, её разнообразии и цветовом решении.Задач урока:         способствовать формированию у учащихся образного пр...