"Изонить" - нитяная графика
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
“ Нитяная графика “ или изонить - это графический рисунок выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне.
Очень увлекательное занятие для детей разного возраста - изонить. Эта техника не сложна в освоении, и даже первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребят к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazhenie_nityu.doc | 985 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Нитяная графика»
Мир, окружающий нас, - неисчерпаемый источник для развития творческой фантазии. Познание его красоты приходит к художнику через зрительное восприятие, изучение, исследование явлений и предметов.
Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Стоит только приобрести карандаши, кисти, и на белом листе бумаги появляются сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы, животные. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем, стеклышком и многими другими инструментами и материалами. Оказывается можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научиться прекрасно владеть иглой.
Декоративно-прикладное искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые им в быту вещи, свою предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь и орудия труда. Изготовляя какую - либо необходимую в хозяйстве вещь, условным языком орнамента мастер воспроизводил картину мира, как он его представлял. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. И ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за свой узор, за мастерство украшения, благородство материала и тонкость работы. Позднее, в XIX в. эту область художественного освоения предметного мира определили как “прикладное искусство“.
Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течении всей жизни, в будни и праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества, любая вещь могла стать произведением искусства. Когда народ творит, когда он создает вокруг себя все, что ему необходимо, преображает окружающую действительность и делает это по законам красоты, создает свою художественную культуру, свое декоративное искусство.
Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения оно донесло до нашей эпохи богатое наследие, ставшее основой для развития современного декоративно - прикладного искусства. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых мажорных тонах.
В живой природной форме, в ее строении, сочленении стеблей, листьев, цветка изначально заключена декоративность. Художник видит в ней красоту пятна, свежесть тона, неожиданность в сочетании линий. Декоративность, рожденную природой, можно увидеть, рассматривая не только цветы, но и камни, листья, бабочек, насекомых и многое другое. Эта данная самой природой декоративность, которую надо суметь увидеть и, конечно же, облечь в собственную фантазию.
Обратимся к одному из современных видов декоративного искусства, который родился в Англии - изонити - изображение нитью.
Истоки этого творчества - у народных мастеров Англии. Английские ткачи придумывали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечку гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.
Изонить - это один из видов рукоделия, который дает широкую возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию; техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Пользуясь незамысловатыми приспособлениями и материалами, любители изонити могут выполнить разнообразные узоры, салфетки, открытки, декоративное панно. В работах мастеров изонити широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. Изонить позволяет высказаться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орнаменте и цветосочетаниях. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Для украшения интерьера надо очень тщательно подбирать цвет фона и узора. Изонить завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются вышиванием взрослые и дети. Организуются кружки и студии изонити. Приемы вышивания нитью изучают на уроках школьники. Они с увлечением шьют и фантазируют.
Популярность изонити можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике изонити, отличаются не только своей простотой выполнения, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности изонити для творческого проявления личности. Вы берете в руки лист цветного картона, цветную нить с иголкой, завязываете узелок и ... сотворяете чудо.
Занятия изонитью способствует развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца; художественных способностей и эстетического вкуса. На занятиях дети приобретают практические навыки, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Занятия изонитью являются важным средством всестороннего развития детей: дает понятие о разных углах (величине, длине сторон), понятие об окружности, хорде разной длины; упражняет детей в количественном и порядковом счете; развивает цветовое восприятие; совершенствует технические навыки работы с иголкой, учит различать толщину ниток; развивает абстрактное мышление; развивает мускулатуру кисти руки, глазомер; воспитывает усидчивость, терпение, внимательность; знакомит детей с новыми видами художественной деятельности; воспитывает эстетический вкус; развивает у детей чувство композиции, умение продумывать содержание свой работы, составлению узора на различных формах.
Цель изонити - помочь взрослым и детям заняться в часы досуга увлекательным делом. Оно развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при работе с нитью. Опыт показал, что систематические занятия изонитью открывают возможность для развития инициативы и творчества, активизируют мысль.
“Изонить“ - изображение нитью - так называется этот вид деятельности.
Техника изонити требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Ребенок вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задания усложняются, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.
“ Нитяная графика “ или изонить - это графический рисунок выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне.
Очень увлекательное занятие для детей разного возраста - изонить. Эта техника не сложна в освоении, и даже первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребят к творчеству.
Для работы нужно приготовить материал, на котором мы будем выполнять рисунок, он называется фоном, и то, чем мы будем выполнять рисунок - нити.
Фон для нашего рисунка должен быть плотным, поэтому лучше взять уже знакомый материал: цветной или белый картон, бархатную бумагу или наждачную бумагу. Бархатная бумага представляет собой плотную (типа очень тонкого картона) серую бумагу, покрытую с лицевой стороны мелкими ворсинками, у нее готовый цветной фон и фактура под бархат. Наждачная бумага, обладает достаточной плотностью, нить не стягивает ее при натяжении. Кроме того наждачная бумага имеет очень благородную цветовую гамму. Уже разработаны различные варианты натяжения нитей при образовании окружности, эллипсов, разнообразных углов. Для выполнения рисунка применяются нити различного цвета и назначения: швейные нити, мулине, ирис.
При выборе рисунка следует учитывать, что в технике изонити лучше получаются геометрические композиции.
Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от латинского - расположение, составление, соединение) - построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое.
Работа над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. Хорошо продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.
Последовательность работы над композицией:
1. Вначале на бумаге набрасывается общая форма изделия в его натуральную величину
2. После того как найдено место расположения орнамента, выделен главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции.
3. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступить к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы.
Цвет и сочетание цветов.
Цвет играет большую роль в нашей жизни. Чистые и яркие тона радуют глаз, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать, вызывать чувство подавленности.
Подбирая нити для вышивания по картону, необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. Для этого необходимо знать цветовую гармонию - согласованность в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из тех же цветов, что и радуга: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого, фиолетового. Цветовой круг можно разделить пополам так чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тона, а в другую половину - голубые, зеленые, сине - фиолетовые. Цвета желтой половины круга называют теплыми, яркими, а цвета голубой его половины - холодными. Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью.
Цветовой тон - это цветность: красный, синий, желтый и т.д. Яркость - это степень близости к белому цвету. Поэтому самыми светлыми, а значит, и яркими будут цвета, близкие к белому - розовый, голубой, желтый. Насыщенность - это степень густоты цвета.
При выборе цвета нитей для поделок надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому теплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Выбор цвета нити зависит от фона, от назначения поделки, размера. При использовании в одной работе различных цветов нужно помнить о цветовой гармонии.
Давайте познакомимся с изонитью поближе. Для начала работы необходимо иметь швейную иглу, картон, бархатную или наждачную бумагу, цветные катушечные нитки, циркуль, измеритель, карандаш. Рисунок выполняется с помощью чертежных инструментов на изнаночной стороне работы. При этом на лицевой стороне рисунок получится в зеркальном отображении. Каждый элемент изображения вышивают отдельно. При этом учитывается толщина ниток, которая обусловливает длину стежка.
Если элементы изображения пересекаются во многих точках, то рисунок на изнаночной стороне лучше сделать в цвете. Особенно это важно в том случае, когда разные элементы выполняют нитками одного цвета.
А теперь рассмотрим основные технологические приемы изонити.
Человек, увидевший изонить впервые, сразу задается вопросом - как это делается? И сначала, кажется, что это очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приемов. Однако в изонити два приема: заполнение угла и заполнение окружности.
Заполнение угла.
Углы бывают острыми, прямыми и тупыми. В соответствии с этим изменяется и натянутый на угле узор из ниток. Но принцип натяжения ниток на углах один.
Чертим с помощью линейки и карандаша любой острый угол с лучами длиной 10 см. Делим каждую сторону угла на 20 равных частей и отмечаем их точками. Прокалываем в точках отверстия иглой. В точке 20, которая находится в вершине угла, отверстие не прокалываем. После того как все дырочки проколоты, вставляем иглу в нитку. Цвет выбираем контрастный к основе, используя яркие, насыщенные тона. Каждая следующая нить по мере окончания предыдущей может быть другого цвета, при этом получится интересный цветовой эффект.
Рис . 1 . Натяжение ниток в углу
Выполнение натяжения ниток.
Нитки натягиваем в строгом порядке (как показано на рисунке 1).
С обратной стороны в точке 1 закрепляем нитку. Это можно сделать с помощью узелка, так как обратную сторону в изонити, в отличие от вышивки, не будет видно. Для прочности узелок можно заклеить бумагой. После закрепления нитки через отверстие в точке 1 выводим нитку на лицевую сторону, протягиваем до точки 19 на противоположной стороне угла, опускаем иглу на изнанку и по этой же стороне выведем иглу из точки 18 на лицевую сторону. Точку 18 соединяем с точкой 2 на противоположной стороне. Натягиваем нитку и опускаем иглу в точке 2 на изнанку. Далее, выводя иглу на лицевую сторону в точке 3, натягиваем ее в точке 17. И так заполняем весь угол. С изнаночной стороны у нас получатся только пунктирные стежки по сторонам угла. Угол может быть любым, соответственно изменяется и узор (рис. 2), в котором одна линия плавно переходит в другую, как в черчении.
Рис. 2. Изонить на разных углах.
А теперь попробуем самостоятельно выполнить разные узоры. Например, восьмиконечную звезду (рис. 3), состоящую из восьми углов, которые мы уже умеем выполнять
Рис. 3. Восьмиконечная звезда
На рисунке 4 две четырехконечные звезды наложены друг на друга - получилась интересная фигура.
Рис.4
Заполнение окружности.
Сначала выполняем первый этап - прокалываем дырочки по нарисованной окружности. С обратной стороны чертим окружность диаметром 6 см и делим ее на 24 равных части (рис. 6). В каждой точке прокалываем отверстие.
Затем приступаем ко второму этапу работы - натяжению ниток или проведению хорд (рис. 6). Чем длиннее хорда, тем меньше получится центральное отверстие. Изменяя длину хорды и количество точек, на окружностях с равным диаметром можно получить разнообразные узоры.
Рис. 6. Заполнение окружности.
При заполнении окружности на лицевой стороне получается рисунок в виде звезды, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.
Если надо удлинить нить, то это можно сделать двумя способами:
- закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком, с изнанки на лицо;
- привязать к концу старой нити новую и работать дальше.
Можно выполнить ряд окружностей и сделать, например, закладку для книг.
Необыкновенные композиции в технике изонити можно выполнить, используя прием “заполнение окружности“. Окружность можно делить на любое количество равных частей и заполнять каждую из них отдельно по принципу заполнения окружности.
Вышивание по картону привлекает детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками закладки, открытки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.
Изонить воспитывает у детей усидчивость, аккуратность, терпение, развивает образное и пространственное мышление, развивает кисти рук и глазомер; обучает ребенка технологическим операциям и, прежде всего творческому подходу к любой работе. Обучает ребенка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности, способствует закреплению полученных ранее математических знаний.
Результаты использования техники изонити в начальных классах школы показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний, позволяет им приобрести практические навыки, что дает нам возможность заключить, что систематические занятия изонитью открывают широкие возможности для инициативы и творчества, активизируют мысль.
Литература
1. Народные художественные промыслы. Уткин П.И.Москва. 1992
2. Основы художественного мастерства.Барадулина В.А.Москва.1979
3. Теория и методика изобразительной деятельности.Косминская В.Б. Москва 1985
4. Быль - сказка о карандашах и красках. Курчевский В.В.
Москва 1980
5. Чудеса из ткани своими руками. Нагибина М.И.Ярославль. 1997
6. Знакомим малыша с окружающим миром.Павлова Л.Н.Москва. 1987
7. Кладовая радости. Рогов А.П. Москва. 1982
8. Изобразительное искусство в школе. Чарнецкий Я.Я.
Москва 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Нитяная графика"
Знакомство с новой техникой:фоном,нитками,инструментами, с основными элементами заполнение окружности,угла,дуги....
Нитяная графика
Презентация к уроку технологии в 6 классе "Изонить". Содержит технологию изонити и примеры работ....
Нитяная графика
Презентация для мастер-класса "Нитяная графика"...
Презентация к уроку технологии в 6 классе "Изонить - нитяная графика"
Изонить называют нитяной графикой, потому что рисунок выполняют нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Этой основой может служить картон, наждачная бумага или бархатная. Данная п...
Программа внеурочной деятельности "Изонить. Нитяная графика" 5 класс
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Изонить» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рук...
Открытый урок "Нитяная графика (изонить)"
Изонить-очень интересный вид графики. Развивает фантазию у детей, усидчивость, моторику рук. Этой техникой занимаются на уроках не только девочки, но и мальчики....
Изонить. Нитяная графика
Изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Привлекает внимание изонить потому, что выполняется она быстро и придумать можно много...