Урок для 3 класса по программе Неменского “Образ театрального героя. Силуэт - загадка”
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему
3 класс, IIIчетверть
Раздел: “Художник и зрелище”
Тип урока:нестандартный урок-фантазия
Область:изображения и украшения
Тема урока:“Образ театрального героя. Силуэт - загадка”.
Цели и задачи урока:
Ознакомить с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром;
Учить умению определять персонажи по силуэтному профилю, изображению с ограниченными изобразительными возможностями, выделять главные, характерные признаки, по которым узнаем персонаж;
Развивать умение отбирать детали, формирование умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности;
Воспитывать в себе мир чувств: эмоциональную чуткость и активно-действенную отзывчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 79.51 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс, III четверть
Раздел: “Художник и зрелище”
Тип урока: нестандартный урок-фантазия
Область: изображения и украшения
Тема урока: “Образ театрального героя. Силуэт - загадка”
Цели и задачи урока:
Ознакомить с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром;
Учить умению определять персонажи по силуэтному профилю, изображению с ограниченными изобразительными возможностями, выделять главные, характерные признаки, по которым узнаем персонаж;
Развивать умение отбирать детали, формирование умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности;
Воспитывать в себе мир чувств: эмоциональную чуткость и активно-действенную отзывчивость.
Вид занятия:
работа в графике;
рисование по памяти и впечатлению;
вырезание по контуру;
Форма организации деятельности:
совместно-последовательная изобразительная эстафета;
размещение индивидуальных изображений;
работа в паре.
Связь с другими предметами: трудовое обучение, математика, физическая культура, окружающий мир, психология, музыка, художественное чтение, изо, валеология.
Литературный ряд: загадки.
Зрительный ряд: силуэтные образы: колобок, заяц, лиса, волк, кошка, медведь, петушок, курочка, мышь, журавль, девочка Маша; ширма; лампа; палочки для силуэтов-образов; скотч; карточки с заданиями.
Художественные материалы: картон черного цвета, ножницы, скотч, простой карандаш, ластик.
Используемая литература:
Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе /ч.2/ - Р/н/Д: Изд-во “Учитель”, 2002.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа, 2008.
Неменский Б.М. Искусство. 3 класс. Методическое пособие для учителя и учащихся, 2008.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание энергии.
Медитационная техника выполняется для мотивации перед интенсивной работой под релаксационную музыку/
Вытянутые руки перед собой, локти вниз, кисти вверх. На вдох – руки в плавном полете к себе, на выдох – от себя. Сосредоточьтесь на своих ладонях, в них много силы, энергии, тепла.
Представьте себе, что ладонями вы захватываете воздух, который хотите вдохнуть. Дышите ровно.
Почувствуйте, что между руками и грудью появилось что-то теплое, в виде мягкого потока, который обтекает и вливается в вас.
Ваше тело становится бодрым, сильным, активным, а ум - светлым. Эта энергия поможет вам быть любознательными, внимательными и наблюдательными.
2. Актуализация прежних знаний.
Посмотрите на экран. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово. Показ слайда 2
- Что получилось? (графика)
Учитель вместе с детьми вспоминает все ранее изученное о графике. Показ слайдов 3-5.
- Кто помнит, что такое графика?
Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры на бумаге.
- Перечислите основные средства выразительности графики. Какие?
Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги. Добиться выразительности можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Цвет тоже может использоваться, но не так смело, как в живописи, где он главный.
- Что можно отнести к графике?
К графике относятся рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная (открытки, визитки), плакат.
- Мы не зря вспомнили о понятии «графика». Сегодня наш урок будет связан с графическим понятием «силуэт». Силуэт – простой вид тонового рисунка, проще говоря, контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном. Показ слайда 6.
3. Сообщение темы и задач урока.
- Тема нашего урока «Образ театрального героя. Силуэт - загадка». На уроке мы познакомимся с ещё одним видом театра – теневой театр. И вы создадите каждый персонаж для теневого театра – силуэтный образ.
В конце урока мы посмотрим небольшие мини-сценки с участием вас и ваших персонажей, и будем угадывать героя и сказку.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
-Предлагаю отгадать для начала загадки. В загадках самые характерные признаки, по которым мы узнаем героя-отгадку. (Дети отгадывают загадки. Учитель показывает силуэт – образ отгадки и вывешивает на доску).
1. Сдобный, пышный, круглощекий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовется …. (Колобок)
2. Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтёт,
Белого найдёт. (Заяц и лиса.)
3. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
4. Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт? (Петушок.)
5. Мягкие лапки,
А в лапках – цап-царапки. (Кот.)
6. Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется…. (Бабою-Ягой.)
7. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
8. Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. (Мышь.)
9. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица.)
10. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль.)
- Молодцы! Все справились с этим заданием.
Теперь посмотрим на экран. Мы познакомимся с историей возникновения театра теней и с принципами работы теневого театра. Показ слайдов 7-16
Театр теней – форма визуального искусства, зародившаяся в Азии свыше 1500 лет назад. Местом рождения театра теней считается Китай, так как именно там театр достиг самого высокого уровня по своим силуэтам и технике.
Ко второму тысячелетию, театр теней имел широкую популярность в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана распространился также в другие регионы Азии. Наивысшей формы в Турции достиг в XVI ст., был популярен в Османской империи. В 1767 году, из Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. В 1776 году теневой театр стал известен в Великобритании. В настоящее время театр теней наиболее распространен в Индонезии.
Техника театра теней. Начнем с ширмы. В качестве рамы можно использовать большую картонную коробку, с вырезанным окном или багет для картины. Натягивается на раму прозрачная калька или светлая ткань. Ширма готова!
Следующий шаг – освещение. Подойдет обычный торшер с направляемым источником света. Располагают его за ширмой так, чтобы свет падал за экран под прямым углом.
И, наконец, самое главное – куклы. Легче всего их изготовить из плотной бумаги или картона темного цвета. Карандашом или мелом наносим контур, рисуем детали. Куклы теневого театра делаются по принципу трафарета – значимые детали вырезают, оставляя на их месте отверстия нужной величины и формы. Приклеиваем с помощью скотча с обратной стороны куклы палочку. Кукла готова!
Выключаем верхний свет и включаем подсветку экрана – можем начинать представление!!!
Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
5. Теоретическая работа по теме.
Работа над заданием по парам (розданы карточки, где указано задание для каждой пары – каких героев изготовить из картона и какую сценку сыграть за ширмой со своими куклами). Показ слайда 17.
Задание: изобразить на темном картоне персонажей сказок для теневого театра – нарисовать силуэтный профиль или декорацию и вырезать. Затем приклеить на палочку с помощью скотча и разыграть мини-сценку со своим напарником.
- Ещё раз вспоминаем, что такое силуэт – контурный рисунок предмета, закрашенный в один тон. (Показ рисунков с силуэтами на доске).
- Давайте вспомним правила работы с ножницами. (Передавать ножницы кольцами вперед, ножницы держать подальше от лица, вырезая из картона предмет, следить за тем, чтобы пальцы не попали под лезвие и т.д.).
Последовательность работы:
- Придумать героя, выделить характерные признаки, можно их даже усилить.
- Наметить фигуру, достаточно крупно и на листе, расположенного вертикально.
- Прорисовать все изображения простым карандашом, усиливая линию контура, силуэта.
- Вырезать силуэт-образ
- Прикрепить к палочке с помощью скотча силуэт.
- Показать мини-сценку в паре за ширмой.
- Для работы нам необходимо взять фантазию, дружбу, взаимовыручку, веселое настроение.
Дети начинают самостоятельную работу, учитель помогает, советует, подсказывает ученикам.
6. Итог урока.
а). Демонстрация работ
Ученики в парах по очереди и по желанию показывают мини-сценки со своими силуэтами – персонажами, которые изготовили самостоятельно на уроке.
б). Рефлексия.
- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
- Что вы сегодня для себя нового узнали?
- Чему новому вы научились на уроке?
б). Пожелания.
- Мне хочется вам пожелать:
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прикладывайтесь к родникам, -
Ничто не повторится.
Урок окончен. Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.
Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация....
Презентация к уроку “Образ театрального героя. Силуэт - загадка"
Созданная презентация поможет поэтапно выстроить урок по теме "Образ театрального героя. Силуэт -загадка"...
тематическое планирование 1-8 классы по программе Неменского Б.М. с вводом музейных уроков
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-8 классы с музейными уроками...
тематическое планирование по изобразительному искусству 1-7 класс по программе Неменского
тематическое планирование по изобразительному искусству по праграмме Неменского, с домашним заданием и с использованием ИКТ...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского
Тип программы: программа основного общего образования;Статус программы: рабочая программа учебного курса по изобразительному искусствуНазначение программы:·...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ИЗО 5-8 классы по программе Неменского Б.М.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ИЗО 5 класс по программе Неменского Б.М. составлены на основе новых методических пособий и материалов в соответствии с требованиями ФГОС...