"Cинтез искусств. Мозаика".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Колинько Наталья Александровна

Материал прежназначен для уроков в 5 -8 классах. К 300 летию М.В. Ломоносова и его гениальному изобретению в изобразительном искусстве - мозаика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синтез искусств. Мозаика

(к 300 –летию  М.В. Ломоносова).

Мозаика (выполнение мозаики по собственному эскизу).

Цели и задачи:

  1. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству.
  2. Развитие творческой фантазии, интерес к художественному труду.
  3. Формирование представления о мозаике , как о виде монументального искусства.
  4.  Закрепление навыков работ с бумагой, пластилином и другими поделочными материалами в технике аппликация (торцевание).

Оборудование и материалы:

Фотографии и репродукции с изображением различных видов мозаики; мультимедийная подборка материала о монументальном искусстве мозаика; художественные материалы для выполнения эскиза и работ в технике аппликации. Возможны варианты исполнения(бумага, цветной пластик, пластилин, аракал на пластмассовую объёмную форму).

План уроков

Урок 1

  1. Беседа об искусстве мозаики, его истории, характерных особенностях, связи с архитектурой,  просмотр  мультимедийного материала.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическое выполнение задачи (эскиз, цветовое и сюжетное решение).

        4)Подведение итогов (просмотр выполненных эскизов).

        5) Домашнее задание: принести художественные материалы (цветная и белая бумага, ножницы, клей)  для выполнения по эскизу аппликации.

Урок 2

  1. Постановка  художественной задачи. Просмотр образцов аппликаций ( детские работы) из бумаги, открыток, пластилина.
  2. Практическое выполнение задания (мозаика – аппликация из  бумаги, пластилина или другого природного художественного материала).
  3. Подведение итогов.
  1. Домашнее задание : предложить оформить работу в рамочку и продолжить работу в технике  мозаика используя различные декоративные и художественные  материалы.

Урок 1

Содержание беседы.

В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В.Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С.Пушкин).

Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого.

Мы продолжаем разговор о синтезе искусств в архитектуре,  на примере монументальной живописи и познакомимся с ещё одним видом этого искусства – мозаикой.

Мозаика- изображение, составленное из кусочков, разноцветных натуральных камней, стекла( смальты), керамики, дерева и других материалов.

Мозаика  - (в переводе с французского) изображение или узор.

Во время раскопок в Уре (Древняя Азия) были обнаружены мозаики из раковин и лазурита, которые изображали  военный поход и сцены из мирной жизни. Их возраст около 4600 лет. В Древнем Риме мозаикой украшали полы и стены домов составляли её из разноцветной гальки (морские камешки).

Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты- специальных стеклянных кубиков и пластинок. Если смальта была прозрачной, под неё подкладывали фольгу (серебряную «бумагу»). Мозаики необыкновенной красоты были созданы в Византии. Они служили частью живописного убранства храмов.

В эпоху Возрождения во Флоренции и Риме очень любили мозаику из цветных камней различных пород. Таким образом, существует два типа мозаичных произведений: а) составленные из малых кубиков смальты или камня (восходящая к античности –римская мозаика) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контуру изображений (флорентийская мозаика).

Мозаика сходная  с последней по технике исполнения но изготовленная из различных пород дерева называется – инкрустация.

Искусство классической смальтовой мозаики знает два способа изготовления:  «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в не затвердевшем штукатурном слое; «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицом в низ, и после закрепления с тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, иногда шлифуется и покрывается  воском.

Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики. Многие соборы Х-Х1 веков в Киеве, Чернигове, во Владимиро-Суздальском княжестве славились своими мозаичными картинами из цветной смальты. Позднее это искусство пришло в упадок из-за монголо-татар и о нём забыли.

Возродил мозаику на Руси Михаил Васильевич Ломоносов. Он основал первую химическую лабораторию, где сам проделал тысячи опытов, пока не добился получения цветного стекла. Ломоносов добился и создал 112 оттенков смальты.

Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, не злату, но стеклу.

                М.В.Ломоносов.

Под Санкт – Петербургом в селе Усть- Рудницком в 1753 году он основал фабрику цветного стекла. Позднее мозаичную мастерскую в самом Петербурге где и была создана первая огромная мозаичная работа «Полтавская баталия». Работа над мозаикой длилась два года и для её выполнения пошло 1 030 000 кубиков смальты.

Это красочное искусство многие  художники и в настоящее время используют в своих творческих замыслах , при оформлении различных архитектурных сооружений, для декорирования сувениров, мебели, интерьера.

Вопросы  задаваемые в ходе беседы и просмотра слайдов:

1) С какими типами мозаик вы сегодня познакомились? ( «римская», «флорентийская»)

2) Какой вариант мозаики показан на слайде? («прямой набор»)

  1. Выделены слова которые можно продублировать на доске:

мозаика, смальта, римская, флорентийская, прямой набор, обратный набор, инкрустация.

Урок 2

1.Постановка художественной задачи. Показ второй части презентации (детские работы из различных художественных материалов).

Мы с вами познакомились с искусством мозаика, узнали его прошлое и настоящее, способы её выполнения, сделали эскиз для выполнения собственной работы.

Вы будете работать в технике аппликации. Кусочки цветной бумаги будете клеить прямо на эскиз. Будет очень интересно, если вы выберете одинаковую форму кусочков бумаги (квадратную, круглую , прямоугольную, треугольную, овальную).

2.Практическая работа. В ходе практической работы учитель может корректировать действия учащихся (подсказать).

3. Подводим итог. Обсуждаем композицию, цветовое решение и выбираем наиболее удачные работы .

4. Домашнее задание.

Используемая литература:

  1. Школьная энциклопедия «Древний мир»;
  2. Энциклопедия для детей «Искусство» Аванта +;
  3. Внеклассная работа по труду составитель.  А.М.Гукасова;
  4. Методические рекомендации  по преподаванию ИЗО  и художественный труд под редакцией Б.М.Неменского;
  5. «Прекрасное рядом с тобой» учебник- тетрадь по курсу «Синтез искусств» О.А.Куравина,  Е.А.Лутцева;

Личный поисковый материал –

  1. фотографии г.Краснодар,
  2. ст. Нововеличковская.

Урок подготовил учитель ИЗО и Черчения

Колинько Наталья Александровна

Краснодарский край Динской район

Ст. Нововеличковская БОУСОШ № 38



Предварительный просмотр:

Колинько Наталья Александровна

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38»

Адрес: 353212, Российская Федерация, Краснодарский край, Динской район,                        станица Нововеличковская, улица Свердлова, дом №32

Телефон: 8(86162)76-6-36

e-mail: school38@din.kubannet.ru, http://nsportal.ru /site/bousosh-no38

Внеурочная деятельность

            Тема: «Витраж. Работа с различными материалами»

Автор:

Колинько Наталья Александровна, учитель ИЗО

БОУ СОШ № 38 ст. Нововеличковской МО Динской район;

Материал представлен на фестиваль передового педагогического опыта МО Динской район и занесен в методический банк банк РМЦ

2014 год Информационная карта передового педагогического опыта.

1. Колинько Наталья Александровна.

2.Динской район.

3.БОУСОШ № 38 ст. Нововеличковской.

4.Учитель ИЗО и технологии.

5.Педагогический стаж 28 лет, первая категория.

6.Тема опыта: «Декоративно – прикладное искусство. Витраж(подвитраж). Работа различными материалами».

7.Уровень опыта по степени новизны: разработка новых средств и правил их применения.

8. Цели педагогического опыта: развитие познавательной и творческой активности, воспитание гражданина способного ориентироваться в потоке информации, самостоятельно добывать знания в соответствии с требованиями современного развития общества, ФГОС.

Оказание методической помощи коллегам по организации внеклассных занятий по декоративному искусству и применению различного  художественного материала

- использование в соей работе не только привычные художественные материалы для детского творчества, но и «бросовый» ;

-освоении технологии изготовления витражных панно для интерьера

-изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте;

-рассмотреть современные направления и виды в технике витраж;

-ознакомиться с вариантами использования витража в современном интерьере;

9.   Краткое описание опыта, системы работы, отдельных приёмов или методов.

Основные противоречия, решаемые в этом опыте:

-преодоление пассивности и безразличия учащихся осуществляется через совместную деятельность и связь с жизнью;

-достижение максимальной эффективности занятий.

Основные компоненты системы работы.

Критический.  Формирование умения ставить задачи перед собой и разрешать их.

Эмоционально-ценностный. Стимулирует к учебной, познавательной деятельности, создаёт положительный психологический микроклимат, воспитывает сплочённость, поддержку, взаимовыручку.

Развивающий. Развитие моторики мелких мышц, двигательной сноровки, формирование навыков работы с различными художественными материалами;

Воспитывающие. Воспитывать интерес к произведениям искусства, творчеству, уважение к человеку труда, аккуратность, усидчивость.

Рефлексивный. Даёт возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывается умение находить компромиссы.

Регулирующий. Возможность использовать полученные знания, умения.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора.

Теоретические: изучена и проанализирована специальная и методическая литература.

Эмпирические: рассмотрены и освоены технологические приемы работы с бумажными витражами, роспись по стеклу, исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности витражного искусства что позволило выявить выразительность изделия и изготовить их.

                                                                                                        3                                                                     

Колинько Наталья Александровна

Методы проблемного обсуждения и эвристических бесед, самостоятельного приобретения знаний; демонстрационные.

Формы: заочное путешествие, практические и исследовательские занятия.

Средства и виды деятельности:

Комплекс используемых мною приёмов соответствует возрасту, уровню подготовки учащихся, целям занятий, эффективному усвоению полученных знаний, понятий, развитию самостоятельности и творческих способностей.

Приёмы стимулирования: словесное поощрение, индивидуальное и групповое оценивание деятельности.                                

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:                

-постановка выполнимых задач перед учащимися;

- создание положительного психологического климата и доверительных отношений с учителем;                          

Необходимые ограничения и запреты: нельзя наказывать за неудачные работы и ответы.

Преимущества этого опыта: отступление от традиционных уроков, заинтересованность учащихся, преодоление порога неудовлетворённости своими результатами.

10.Эффективность опыта: повышаются показатели успеваемости, качества, интерес детей к предмету, развивается творческий потенциал.

11. Материалы рассмотрены на ШМО учителей эстетического и общетехнического цикла предметов БОУСОШ № 38

12.Проводятся открытые уроки  в рамках предметных недель, внеурочные занятия, мероприятия.

13. Полученные знания и умения используются учащимися в повседневной жизни для изготовления подарков, сувениров предметов украшения интерьера.

Выводы и рекомендации.

Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, умению самостоятельно добывать знания и принимать решения, инициативность. Дети должны уметь чётко планировать свои действия, эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками. Опыт работы даёт положительные результаты, поэтому необходимо продолжить работу по изучению и применению техники витраж в современном мире.

Описание передового педагогического опыта

2.Тема опыта:

«Декоративно – прикладное искусство. Витраж. Работа с различными материалами»

3.Опыт проводится на базе 3 - 10-х классов.

4.Актуальность опыта.

. Декоративно - прикладное искусство разнообразный вид из огромного мира изобразительного играет важную роль в воспитании подрастающего поколения внутренней культуры, способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве.

Занимаясь в кружке декоративно - прикладного творчества, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, исторического прошлого, зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно – образное  мышление.

   Изучение искусства витража на уроках  как машина времени в одно мгновение уносит нас на несколько веков назад и тут же окунает в реальность. Этой теме во2-м и  8 классе отводится по два урока.

                                                                                                          4

Колинько Наталья Александровна

Красивый и интересный исторический материал не оставляет детей равнодушными. Дети потоком выдают информацию, где видели витраж, что когда то читали о нём. И с особым трепетом звучат просьбы о создании своей индивидуальной вещи, предмете быта. Значит время, затраченное на подготовку к урокам потрачено не зря.

   Материалы данного опыта работы помогут повысить познавательную активность учащихся, преодолеть пассивность, внедрить элементы самостоятельной поисковой деятельности и проблемного обучения в учебно-воспитательный процесс. Особенно хочется отметить и воспитательную ценность данного материала.

5. Используемые мною приёмы и методы, соответствуют возрастным особенностям учащихся, способствующих развитию познавательной активности, познавательных интересов, повышают качество знаний, интерес к предмету и учению, а также самооценку  учащихся.

Введение

      Актуальность прикладного вида деятельности состоит в том что, оно осуществляется в предметах быта созданных по законам красоты. Это вещи сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой стиль и свой художественный образ, который выражает их назначение. несёт обобщённую информацию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи. Эстетическое воздействие прикладного искусства повседневно, ежечасно, ежеминутно. Вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, могут подниматься до вершин искусства.

     Витраж – это сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стёкол или другого материала, пропускающего свет. Декоративное искусство – особая форма познания и осмысления действительности. Эмоционально воздействует на человека, развивает его интеллект, формирует его чувства, учит видеть и познавать мир. Один из наиболее древних и поныне развивающихся видов художественного творчества – прикладное творчество. Произведения декоративно- прикладного искусства отражают культурный уровень народа той или иной эпохи. Оно не только помогает людям жить, но и формирует их вкусы: обостряет художественное зрение, воспитывает чувство цвета, учит понимать замысел произведения, его образность.

     Первую и главную особенность декоративно-прикладного искусства отражает само название – это искусство носит прикладной характер. В древности произведения прикладного искусства – это предметы роскоши (Древний Египет), красивые и удобные вещи (Древняя Греция), вещи, отличающиеся строгим вкусом (Рим эпохи республики). Средневековый аскетизм наложил печать на прикладное искусство, придав ему чисто конструктивный, рационалистически-суровый, утилитарный характер. В более поздний период развития феодального общества для прикладных вещей становится характерным сочетание украшений и конструкции. В эпоху Возрождения важное значение обретает единство функции и красоты. Вещи долгое время обладают прелестью индивидуальной неповторимости.

                                                                                                          5

Колинько Наталья Александровна

    Это уникальные произведения, сохраняющие обаяние таланта и всей личности творца – художника, ремесленника. Развитие производства в новое время все более стирает отпечаток индивидуальности творца с произведений, созданных заводским способом. Но вот в промышленность приходит художник, и начинается бурное развитие дизайна.

Художественное начало в прикладном искусстве прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета, особенности композиции во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала и целевым назначением вещи.

Актуальность  декоративно – прикладного искусства.

     Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину её историю и культуру.

    Новизна моей работы состоит в том, что используя  разные техники  художественно – творческой деятельности в выполнении витража: бумага, мозаика, роспись стекла, c детьми изучаются исторические данные о красках, цвете, различных техник выполнения витражей и применение их в жизни.

    Актуальность данной проблемы состоит в том что, роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно – прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей, увлеченных художественным творчеством. Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений.

     В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, дверей и потолков. Часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это всевозможные вазы, посуда, люстры и бра выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи.

Занятия знакомят с  историей создания и развития витражей культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, занятия построены на эстетическом воспитании детей, сочетающие опору на культурную традицию и инновационную направленность.

          6

    Колинько Наталья Александровна

    Уроки и внеурочные занятия актуальны, поскольку является вариативными, предполагают формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему». Занятия доступны для детей любого уровня развития, позволяют развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.

Всё выше упомянутое побудило меня продолжить изучение росписи витражей, техник исполнения и множество вариантов художественных материалов для выполнения работ, вовлечение детей в этот интересный процесс. Так как уроки направления «Искусство» с 2011 года в 8 классе предполагает изучение только теории истории искусств, мною было предложено детям организовать внеурочные коллективные и индивидуальные занятия.    Организация, форма и тематика занятий обусловлена именно межпредметной связью ИЗО, декоративно-прикладного творчества, истории искусств. Включает в себя экскурсии, поисковую деятельность, организация внеклассных мероприятий. Предлагаемые занятия построены на принципах:  

  • принцип от простого к сложному;
  • принцип  доступности;
  • принцип  наглядности;
  • принцип  систематичности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип  научности.

В работе необходимо использовать все виды деятельности: игру, труд, познание, учение, общение, творчество.

 Соблюдение следующих правил:

  • Виды деятельности должны быть разнообразными, социально-значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы.
  • Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чьё влияние благотворно.                                7

                                                                                                         

Колинько Наталья Алекандровна

Техники работы с витражами:

Техника Тиффани. Применение в качестве основы для витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Основой для витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесных потолков. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.

Следующая современная техника изготовления витражей называется Фьюзинг (спекание). Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.

Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии фьюзинг, могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы.

Выглядят такие витражи современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью. Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма и хай-тека.

Существует также техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”. Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления.В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике “спекания” рисунок на “муранском стекле” ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

Витраж в технике Пескоструйной гравировки на стекле и зеркале представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. В основном работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на “цветочно-виноградную тему”, также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле.

Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж. Такие витражи не долговечны и не доставят радости в интерьере.

Методические приёмы и формы работы.

Формы   и методы работы

Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются: (Приложение 1слайд 6)

класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

возникновению связей между учащимися;

объективному процессу самооценки, повышает объективность в оценке других.

                                                                                                                                                                                                                  9

Колинько Наталья Александровна

Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива участвует в обучении своих товарищей по совместной работе.

Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах или группах сменного состава. При систематической коллективной работе все ученики по очереди работают со всеми, все обучают и воспитывают, каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но так же за знания и успехи своих товарищей;

задача учителя – формировать мастерство, искусство преподавания у каждого своего ученика.

Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком–это один из способов освоения, присвоения культуры.

Предусмотрены занятия, как для индивидуального, так и для коллективного выполнения. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей. На занятиях обучающимся даётся возможность самостоятельно оценить свою работу, её результат, видеть достоинства и недостатки. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому ребенку, применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей. Для более полного раскрытия творческих способностей детей.

Успех детей в изготовлении изделий рождает у них уверенность в своих силах. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Большие изделия можно выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы. Групповые и индивидуальные формы учебной работы в современной дидактике, объединяются под понятием «общие формы организации обучения».

    В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.

Каждое занятие по темам, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, историческое наследие и  его новые направления. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала таблицы, презентации подготовленный учителем или самостоятельные работы учащихся (сообщения, презентации), преподносятся в форме рассказа - информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

     Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует возрасту и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение всего занятия. Каждая встреча с детьми спланирована таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей. На занятиях используются самоконтроль и взаимоконтроль обучающимися в процессе их работы над изделием. Например на занятиях по оформлению, преданию законченного вида изделию «Изготовление рамки» я пригласила две возрастные группы где старшие быстрее усвоившие процесс , смогли скоординировать и помочь младшим в их работе.(Приложение 2, слайд 7).

   

Колинько Наталья Александровна

     Коллективная форма предполагает общение при взаимодействии, а общение в группе помогает успешно решать проблемы. В качестве примера я хотела бы представить урок в 8 классе « Синтез искусств. Мозаика». Урок на котором информация о витражном искусстве  была не новая, получена детьми в раннее пройденных классах. Поставленной проблемой было проанализировать увиденный материал и найти решение для следующей творческой, практической  работы (Приложение 3, стр.1-5).

   Темы занятий в кружке расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет  потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.

     Важнейшими факторами активизации учебно-воспитательного процесса являются посещения выставок народного и декоративно-прикладного искусства, виртуальные экскурсии по музеям. Предлагаю вашему вниманию интересный и познавательный сайт: (http://www.vmdpni.ru/visitors/programm/for_children/constant/index.php). Всероссийский -Музей декоративно – прикладного и народного искусства.

      Одна из интересных форм стимулирования детей к занятиям, организация выставок, праздников и других мероприятий.

Технология поисковый, деятельностный метод обучения метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, постановка задачи и самостоятельный поиск материала для её решения.

     Метод наглядного воздействия. Метод показа всего способа  или этапа работы над витражом в целом или отдельных его деталей.  Показ всегда должен быть образцовым. Ни в коем случае недопустим неточный. небрежный показ выполнения работы.

    Увидев наглядный материал предлагаемый мною на уроках и занятиях о интересном мире витражного искусства учащиеся предлагают самостоятельно подготовить сообщения к другим урока где используют не только письменные сообщения, но и презентации, фотоподборки с новыми интересными данными о витражах их применении в современных интерьерах и сувенирной продукции. (Приложение 4слайд13)

Материал для своих работ получают изучая книги о которых я информирую и с помощью интернет ресурсов, адреса сайтов проверяю, отбираю более доступные для работы детей.(приложение 5, слайд14)

Результативность данного опыты

В течении трёх  лет я собираю материал по данной теме.  Мною созданы презентации к урокам  изобразительного искусства, технологии, истории искусства. Как пример урок –викторина для  7 класса по обобщению тем четверти «Знакомые картины и художники» (приложение 6), презентация к урокам технологии 1-2 классе по теме «Мозаика. Пластилиновое чудо»,(приложение 7,слайд 9).

Очень важно не просто выхватывать одарённого ребенка и навязывать ему участие в конкурсе, а взращивать талант, умение и желание. Чтобы совместные действия в познании красоты пробуждали в ребёнке желание делать и нести красоту людям. Постепенно с начальной школы во время внеурочных занятий предлагаю детям разнообразные виды деятельности и художественные материалы. Веду методическую помощь для учителей БОУ СОШ №38 по оформлению детских работ для участия в творческих конкурсах, выборе материала и техники исполнения. Важно что я не только учу, но и учусь сама.                                                                                                                11

Колинько Наталья Александровна

Работы выполненные детьми на занятиях и самостоятельно представляем для участия в творческих конкурсах. 2011 год районный конкурс «Защитники отечества» - призёр, Ушакова Надежда;  краевой конкурс «К 50 – летию  полёта  Ю. Гагарина». Победитель, Колинько Ксения; 2012  год - «Зеркало природы»-витраж, победитель,  Магамедгаджиева Наима и многие другие. Ежегодно среди моих учеников  есть победители или призёры. На данный период таких детей 15. Из них три человека – трижды победители и призёры, они же участники краевых творческих конкурсов, выставок  муниципального и краевого уровня.

В моих классах по изобразительному искусству за этот период  и предыдущие наблюдается 100% обучаемость  по итогам четвертей и за год. А качество не менее 78%.

Анализ результатов диагностики показал, что все учащиеся усваивают базовый уровень. Более 30% учащихся способны выполнять задания повышенного уровня сложности.

Выводы.

Главным принципом своей деятельности считаю - любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития. В рамках моей профессиональной деятельности я реализую следующие педагогические идеи:

1.формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении;                                                      

2.учет особенностей культуры своего народа, национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

     Из анализа результатов участия учащихся в районных и школьных внеклассных мероприятиях видно, что у ребят сформирован учебно-познавательный интерес к предмету, заложены основы успешной учебной деятельности. Успешный, высоко нравственный, духовно богатый человек с хорошо развитыми художественно-эстетическими творческими способностями.

На занятиях обучающиеся получают следующие знания и умения:

1. Технические:

- знание техники безопасности;

- знание художественных материалов и различных техник работы с ними, умелое их сочетание для реализации творческого замысла.

2. Средства выразительности:

- умение использовать цвет как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;

- умение применять цветовой и тоновой контрасты, контрасты величин;

3. Композиционные:

  • владение средствами выразительности: самостоятельный выбор совокупностей выразительных средств, наилучшим образом раскрывающих замысел;

-умение передавать пространственное положение объектов;

  • умение составлять композицию на заданную тему, выбор формата, масштаба, выразительности и правильности компоновки, целостности композиции, выделение сюжетно-композиционного центра;

-умение работать с таблицей, чертежом.

4. Декоративные:

- умение создавать декоративный образ, стилизовать  его;

умение использовать линии, силуэт, цвет, пропорции, формы в процессе проектирования объектов.

5. Мыслительные:

- умение создавать яркие, выразительные образы (образное мышление);

- умение фантазировать, самостоятельно создавать новые оригинальные образы;

- умение анализировать, давать оценку (аналитическую оценку);

- владение словарем по предмету;

-владение понятиями: симметрия, гармония, колорит, контраст, ритм, символ, знак, стилизация и т.д.

    Воспитательная работа учителя становится необходимым условием в формирование художественной грамотности учащихся при выборе цветовой гаммы (колорита); развитии зрительной памяти и воображения; закрепления навыков художественного оформления работ. При введении Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения особенно ощутима нехватка новых видов работ. Ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность.;

   

Библиографический список

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
  2. Воробьева О.Я. «Декоративно-прикладное творчество»- -2009г.
  3. Гурбина Е.А. «Занятия по прикладному искусству»– 2009г.
  4. Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. «Студия декоративно-прикладного творчества» (программы, рекомендации) - -2008г
  5. Дубровская Н "Витражи из цветной бумаги".
  6. Савиных В. П. - «Умельцы о поделочных материалах» -
  7. Кирилле А.А. Учителю об изобразительных материалах, - М., 1971
  8. Маркелова О.Н. «Декоративно-прикладное творчество»- -2009г.
  9. Меликсетян А.С. «Юному любителю мозаики», Москва, Просвещение, 1979
  10. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  11. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.
  12. Скоролупов О. А.   «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным творчеством» -2007г.
  13. Шимунек Еуген «Эстетика и всеобщая теория искусств», Москва, Прогресс, 1980
  14. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна.- М., 1993

Интернет ресурсы:.

  1. http://www.vmdpni.ru/visitors/programm/for_children/constant/index.php).Всероссийский
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki;
  3. (http://www.vmdpni.ru/visitors/programm/for_children/constant/index.php).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)

Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...

Изобразительное искусство 6 класс по теме "Мозаика"

Поурочное планирование урока по теме "Мозаика"...

УРОК ИЗО «Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства. Мозаика»

УРОК ИЗО«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства. Мозаика»...

Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству. Мозаика из камня.

    В условиях художественной школы техника мозаики из камня  вполне приемлема. Лучше проводить занятия в мелкогрупповых формах от 4 до 10 человек. Это связано с технологией....

искусство мозаики

Презентация для урока по ИЗО для 5 класса...

« Искусство мозаики, как развитие эстетического восприятия и развитие мелкой моторики».

Почему учащиеся выбирают мой кружок « Мозаика в интерьере»?...

Древние традиции в искусстве мозаики

Презентация по истории искусства, МХК, истории...


 

Комментарии

Шмыгова Ольга Викторовна

Отличная разработка по истории мозаики. Мне очень понравилась, Наталья Александровна.Сохранила в мою метод/копилку. Желаю удачи! С уважением, учитель ИЗО, методист, Шмыгова Ольга Викторовна.