Разарботка урока по ИЗО для 5 класса Художественная культура Древней Греции. Греческая вазопись
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

 

Урок   по  теме:   «Художественная культура Древней Греции.   Греческая   вазопись» с применением ИКТ.   Это  урок - закрепление  ранее  изученного, а также изучения  нового материала. Форма урока -  соревнование 2-х команд.   Перед   учащимися  поставлены  образовательные  и  воспитательные  задачи.    Итог  урока  -  аппликация  по  данной  теме.

                В  начале  урока  на  2  этапе,  во  время  актуализации  темы,   включается  игра   «Карта  мифов», направленная на выявление знаний по теме предыдущего урока.    Все  дети  заинтересованы  в  победе  своей  команды,  поэтому,  готовясь  к  уроку, должны были повторить  ранее  изученный  материал,  самостоятельно  читать  дополнительную  литературу по  данной  теме. 

                На  3  этапе  при  изучении  нового  материала  дети  также  должны справиться  с поставленным перед  ними  вопросом  о  форме  сосуда.  Они    под  руководством  учителя должны проанализировать  форму  сосудов,  их  сюжеты,  чтобы  на  4  этапе,  во  время  практической  работы,  самостоятельно  выполнить  аппликацию.

                 На  уроке  постоянно должна прослеживаться  индивидуальная,  фронтальная  и  групповая  работа.  Вопросы  в  классе  задаются  всем детям,  но  отвечают  только  те  из  ребят,  которые   могут  ответить  правильно  и  не  подвести  свою  команду.  Именно  в  это  время  дети  советуются  и  решают  в  своих  группах,  какой  из  ответов  дать  классу.  Даже  во  время  выполнения  практического  задания  на  4  этапе  урока  ученики,  индивидуально  выполняя  аппликацию,  будут чувствовать  ответственность за  результат  своей  работы  перед  командой. Только  так, переживая за  совместное  дело,  можно  привить  детям  коллективизм  и  чувство  сопереживания.

                 Урок построен так, что будет прослеживаться  постепенное  усложнение  заданий и вопросов. Учащиеся класса  во  время  практической   работы  самостоятельно выбирают  по степени сложности задание, что формирует самооценку своих  возможностей.  

                При  подведении  итога  урока  учитель  подводит  учеников  к  пониманию  необходимости  чтения  книг, аккуратности  при  выполнении  своей  работы. 

                Доброжелательная  атмосфера,  непринуждённая  обстановка,  похвала  и  взаимопомощь  в  течение  урока  будут способствовать  активизации  мыслительной  деятельности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennaya_kultura_drevney_grecii.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Самарской области

Негосударственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани

                                             

Проектирование урока

изобразительного искусства в 5 классе

по теме

«Художественная культура Древней Греции.

Греческая  вазопись».

                                                           

                                                                                                           

                                                       

                                                                   

                                                                         

                                                                 Выполнила:

                                                                 Микоян Анастасия Сергеевна

Учитель изобразительного искусства  

2011 г.

Конспект урока.

Тема:   Художественная культура Древней Греции.  Греческая  вазопись.

Цель:  ознакомление учащихся со стилями и сюжетами живописи Древней Греции по керамике, формирование понимание места и роли античного искусства в мировой художественной культуре.

Задачи:

1. Продолжить знакомство учащихся с искусством античности,  древними росписями, с Греческой мифологией;  

2. Развивать оформительские навыки учащихся в создании аппликации на заданную тему; аккуратность; самоанализ при выполнении работы; коллективизм и чувство сопереживания за совместное дело;  

3. Воспитать любовь учащихся к чтению книг, традициям Древней Греции и

    керамическому искусству этой страны.

4. Формирование УУД:  

Познавательные: Способность к художественному познанию мира. Сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

-выделять свойства предметов;

- объединять предметы по цвету, форме, размеру;

-ориентироваться в пространстве.

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности                                            

 Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.

Регулятивные: Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:  понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Личностные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности своей и класса на уроке.

Оборудование: ИКТ (демонстрация презентации); учебник «История»; карточки для игры; шаблоны с изображениями амфоры и древнегреческих богов; глиняные сосуды; магниты; мел.

                             

Материалы: белые листы бумаги, карандаш, ластик, ножницы, клей,  цветная бумага.

Зрительный  ряд: книга «Искусство», детские работы (аппликации), игровое панно «Карта мифов», изображение «Сосуды», таблица «Соревнование».  

                                                 

Музыкальный  ряд: классика.

Ход  урока.

I. Организационный  момент  и  сообщение  цели  урока.

У.:  -  Сегодня – урок - аппликация. Тема урока: «Украшения  в  жизни древних обществ. Греческая  вазопись». Наш урок будет проходить в виде соревнования 2 команд (показ классу таблицы «Соревнование» для соответствующих записей «борьбы» команд), поэтому уместен девиз: «Один за всех и все за одного».

(Начало демонстрации 1 слайда презентации.)

У.:  -  На уроке познакомимся со стилями и сюжетами живописи Древней Греции, определим связь искусства тех времён с современностью, местом в мировой художественной культуре.

II.  Актуализация  темы  урока.  Повторение  ранее  изученного  материала.

Учитель:  -  Греческая мифология (Мифология Древней Греции)

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец.  Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение,  которое соответствовало тому историческому периоду.

Древняя Греция – одна из стран, искусство которой на протяжении  всех  веков оказывает влияние на искусство других стран. До сих пор в архитектуре применяют древнегреческие приёмы строительства зданий, а в скульптуре - пропорции.  

(Показ  слайдов «Архитектура Древней Греции». Слайды 2-8)

У.:   -  Факел Олимпийских игр, зажжённый в 8 веке до нашей эры в честь Зевса Олимпийского, до сих пор передают из рук в руки спортсмены всего  мира. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. В настоящее время олимпийский огонь зажигают в Олимпии (Греция), за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор.

У.:  -  Давайте вспомним имена  богов-олимпийцев Древней Греции.

(использование учебника «История Древнего мира» (5 класс)».) Дети из разных команд, глядя на панно «Карта мифов» (представлены Боги), находя подсказку в учебнике, отгадывают имя Бога, выходят к доске и вкладывая карточку с ответом в соответствующий кармашек (около соответствующего изображения), За каждый правильный ответ учитель делает отметку командам  в таблице «Соревнование»)).

(Слайд 9)

(Завершение -  показ  слайда с олимпийскими богами Слайд 10).

У.:   -   Древние греки любили своих богов, восхищались ими, сочиняли множество мифов - рассказов о богах. Сюжеты этих мифов они воплощали  в скульптуре, живописи и керамике.  

III.  Формирование  новых  знаний.

1. Форма древнегреческих сосудов.

У.:  - Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи. Наиболее значимыми центрами гончарного искусства — и соответственно вазописи — в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии. Греки создавали различные формы сосудов.          

(Показ соответствующего изображения «Сосуды». 11)

У.:  -  Ребята, с чем же связано разнообразие форм сосудов Древней Греции?  Правильно, их функциями.

2. Технология изготовления керамического сосуда.

У.:  -  Давайте попробуем представить технологию изготовления древнегреческого сосуда.

(Словесное объяснение). (Слайд 12)

3. Понятие «керамика». Стили древнегреческой вазописи.

У.:  -  Так в 6 веке в Афинах появился новый стиль росписи греческих сосудов  -  керамика.  

(Показ 13  слайда).

У.:  -  Ребята, древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.           Ребята, если по поверхности красной обожжённой глины рисовали чёрным лаком, то данный стиль называется чернофигурным.

(Показ 14   слайда).

У.:  -  А если по поверхности чёрной обожжённой глины рисовали красным лаком, то данный стиль называется краснофигурным. Он появился позже, в середине 6 века.

(Показ 15  слайда).

У.:  -  Известны имена великих гончаров Древней Греции: Амасис, Никосфен, Эксекий. Самой  излюбленной темой для живописцев была замечательная  мифология, насыщенная богами, героями и фантастическими существами.    

 (Показ 16  слайда).

IV.  Практическая   работа.

Задание :

1. Создать аппликацию с изображением мифологического сюжета с применением одного  бога в краснофигурном стиле на сосуде.

2. Создать аппликацию с изображением мифологического сюжета из нескольких фигур в краснофигурном  стиле  на  сосуде.

                                 

(Показ 17 слайда)

 Этапы  работы:  

  1. Инструктаж  учащихся  по  технике  безопасности.

  2.Использование  шаблона: обводка сосуда на лист чёрной бумаги, вырезание, приклеивание к альбомному листу.  

 3.Использование изображений мифологических Богов: вырезание, приклеивание на «сосуд».

  4. Оформление сосуда «золотой нитью» в виде геометрического  орнамента.  

(По ходу практической работы учитель  оказывает  помощь  классу.)

V.  Выставка  работ.  Итог  урока. Рефлексия.

У.:  -  Посмотрите на все работы (прикреплены к школьной доске).

          Определите, чьи работы можно считать лучшими, какая из команд выиграла?

                        (Ученики, обосновывая, отбирают работы.)

У.:  -  Давайте  поздравим  победителей.  Почему  они  выиграли?  

                         (Выставление оценок  учителем в  журнал.)

У.:  -  Чем  занимались  на  уроке?     (Ответ.)

У.:  -  Понравился  ли  вам  урок?      (Ответ.)

VI.  Домашнее  задание.  Уборка  рабочих  мест.     

Список литературы

1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. -- М.: Искусство, 1992 -- 269 с., ил.

2. Легенды и мифы Древней Греции Н.А. Кун.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.-451с

3. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом.-М.: Гелеос, 2007.-368с

4. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1 / Гл. ред. А.С. Токарева.- М.: Советская энциклопедия, 1991.- 671с.

5. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция / А.И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004.- 496 с

6. Мифы Древней Греции. Ю. Зайцев.- М.: Изд. «Белый Город», 2008.- 145с.

7. Мифология древних народов мира. Мифы Древней Греции. Режим доступа: http://www.mythology.ru

8. Энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Antigua. Режим доступа: http://www.greekroman.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение изученного по разделу "Художественная культура Древней и средневековой Руси"

Иллюстративный материал к обобщающему уроку "Художественная культура Древней и средневековой Руси" содержит разделы "Архитектура", "Иконопись", "Фрески", "Литература" и др....

Открытый урок МХК в 8 классе по культуре Древнего Египта.

Тема: «Амарнская эпоха. Аменхотеп IV – великий реформатор». Очень благодатный материал, который не проработан в учебниках. Интеграция МХК, литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, и...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Презентация к уроку МХК "Художественная культура Древнего Египта"

Данная презентация поможет педагогу рассказать о художественной культуре Древнего Египта на уроке по МХК. Она содержит изображения основных памятников архитектуры и искусства древнего Египта, располож...

Методическая разработка урока по МХК на тему: Художественная культура Востока. Символика Древнего Египта.

Методическая разработка урока по МХК для 10 класса по программе Рапацкой Л.А .Мировая художественная культура 10-11  кл....

"Художественная культура Древней Африки. Открывая дверь в прошлое…" урок МХК

Африканская культура всегда интересовала людей своей самобытностью. Она сохранила ее до наших дней. Материал этого урока позволяет кратко познакомиться с искусством Африки. Занятие интегрированное: на...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...