РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс по программе Б.М. Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе авторской рабочей программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцией Б.М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2pz16.docx | 54.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей «26 »августа 2016 года Руководитель ___________ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР __________ ________ «26 » августа 2016года | « УТВЕРЖДАЮ» директор МОУ СОШ №1 __________С.В. Швецова приказ № 141 от30.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2 класс
Составитель программы : учитель ИЗО Новикова И.Н.
Педагогический стаж : 30 лет
Квалификационная категория: высшая
2016-2017 учебный год
г. Унеча
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству ( приказ Минобрнауки РФ №373 от 6.10.09)
- примерной программы для общего образования по изобразительному искусству
(М. Просвещения 2009г.);
- авторской рабочей программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2014г.
- ООП НОО МОУ-СОШ № 1 г. Унеча Брянской области;
- Учебного плана МОУ СОШ №1 г. Унеча Брянской области;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 уч.год
- Положения о рабочей программе по ФГОС МОУ СОШ №1 г. Унеча Брянской области;
Программы общеобразовательных учреждений.
- «Изобразительное искусство», рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций.изд. Москва. «Просвещение» 2014 г.
- Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2011
- Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство и ты» для 2 класса – М.: Просвещение, 2011
- Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета ИЗО 2 класс.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
•сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
•использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации )
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
•способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
3. Содержание учебного предмета :
ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс- 34 часа
1четверть.« Как и чем работает художник ? » (9 часов: 9- практ. работа)
(художественные свойства материалов)
Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
1.«Три основных цвета-желтый ,красный , синий»». (1 час – практ. работа)
Тема коллективной композиции «Цветы».Задание: Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии. Материалы: гуашь (3 цвета: желтая, красная, синяя), бумага белая, ножницы, клей, кисточки, баночки с водой.Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др. Литературный ряд: загадки по теме.
2.Белая и черная краски. «Радуга на грозовом небе».(1 час — практ. работа)Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день)Материалы: гуашь (5 красок — желтая, синяя, красная, черная, белая), кисти, бумага больших размеров.Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях — гроза, буря и т.п.; репродукции: И. Левитан «Буря — дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Куинджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марселе», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская лазурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.
Литературный ряд: стихи по теме.
3.Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Осенний лес».(графические: пастель, мелки). (1 час – практ. работа)
Задание: Изображение осеннего леса пастелью, мелками.Материалы: бумага суровая (оберточная), мелки, пастель, цветные карандаши.Зрительный ряд:слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники графического рисунка.
Литературный ряд:стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
4. Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад» - коврик аппликаций. (1 час – практ. работа)
Задание: сделать несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».
Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА), серая, коричневая бумага или холст, мешковина для фона.
Зрительный ряд:живые листья, слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; В. Ван Гог «Подсолнухи»,И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»,Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды».
Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья...», стихотворения и загадки по теме урока.Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).
5. Выразительные возможности графических материалов.
«Графика зимнего леса». (1 час – практ. работа)
Задание: Придумать зимний лес, нарисовать несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса».Материалы: черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка.
Зрительный ряд: материалы или слайды деревьев зимнего леса; репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский — иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».Литературный ряд: М. Пришвин «Рассказы о природе»,загадки, стихи по теме.Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).
6. Выразительность материалов для работы в объеме. «Звери в лесу». (1часа – практ. работа)Задание: Изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).Лепка дополнительного элемента - дерева происходит на втором уроке.Материалы: дощечка-подставка, пластилин, стеки, тряпка, банка с водой, газеты, проволока (для каркаса дерева).Зрительный ряд: методические таблицы («Последовательность рисования, лепки птиц и животных»); фотографии скульптур, сувениров (птица счастья Архангельской области); выполненные учителем и детьми модели; иллюстрации работ художников-анималистов (Е. Чарушин, В. Ватагин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое. Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и другие), фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта.
7. Выразительные возможности бумаги. «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. (1 час – практ. работа).Выполнение макета игровой площадки
Задание: Изготовление игровой площадки для зверей из бумаги. На площадке будут горки, качели, мостики, фонтаны из плотной бумаги. Материалы: бумага, ножницы, тонкий картон, клей.Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.
8-9) Неожиданные материалы. (2 час.- практ. работа)На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения.Необходимо помочь ученикам осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники.
На уроках и вне урока учащиеся должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приемами построения и изображения, видеть их соединение даже в одном предмете.
2 четверть. «Реальность и фантазия» (7часов)
10. Изображение и реальность.«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. (1 час – практ. работа).Задание: Дети рисуют с натуры — чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся). В течение урока выполнить 3-4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно. Материалы: для учителя — методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы — натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры; для учащихся — художественные материалы (гуашь — 1-2 краски), цветная бумага, кисти,баночка для воды, палитра, простой карандаш, резинка, фотографии, открытки, красочные иллюстрации их книг о птицах.
Зрительный ряд: рисунки, выполненные детьми; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский — иллюстрации к рассказу Л. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь», иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки и скульптуры В. Ватагина.
Литературный ряд: стихотворения и отрывки из рассказов о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».
11. Изображение и фантазия. «Сказочная птица». (1 час – практ.работа).
Задание: Изобразить птицу — фантазию, сказочную птицу. Особое условие при выполнении работы: изображают дети птицу либо в холодном, либо втеплом колорите, а фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете — фон в «холодном», и наоборот).
Материал: гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, фотографии или открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, игрушки.
Зрительный ряд:слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; М.Врубель "Царевна Лебедь", методические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», стихотворения, фольклор.Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.
12. Украшение и реальность, украшения в природе. «Узоры паутины». (1 час – практ. работа).Задание: Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими материалов.
Возможны несколько вариантов рисунка:
- на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, гуашь;
- на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая вода).
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, уголь, пастель, тушь.Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на камнях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабочек и насекомых, цветы и т. д.).Литературный ряд: загадки по теме.
13. Украшения и фантазия. «Кружевные узоры». (1 час – практ. работа)
Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «граттаж» (процарапывание).Материалы: воск, желток, гуашь, тонкая кисть, бумага.Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Березове».Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.
14-15. Постройка и реальность. «Подводный мир». (2 час – практ. работа)
Для создания коллективной композиции «Подводный мир» учащиеся делятся на две группы: флора и фауна подводного мира. Задание: Учащиеся первой группы выполняют фон для общей работы: изображают воду, морское дно, вырезают из цветной бумаги водоросли. Ученики второй группы выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим картам).
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, игла, большой лист.
Зрительный ряд: слайды и фотографии конструктивных форм в природе (домики моллюсков, улиток, черепах, соты пчел, яйцо, головка мака или стручок гороха и многое другое). Слайды архитектурных композиций.
16. Постройка и фантазия. (1 час – практ. работа)
Конструктивное строение из бумаги. Задание: Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров из-под конфет.Зрительный ряд: слайды и фотографии построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов-новаторов (Ле Корбюзье, А. Гауди, В. Татлин), зданий разных архитектурных стилей (Египет, Древняя Греция, Восток — пагоды, Север — чумы, юрты, постройки среднего века и т.п.); методические таблицы.
3 четверть. «О чем говорит искусство» (10 часов: 10 часов — практ. работа)
Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
17.Изображение природы в разных состояниях. (1 час – практ. работа)
Задание:Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.
Материалы: бумага (белая или цветная), акварель, гуашь, карандаши или цветные мелки, банка с водой, кисти, тряпка.Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитана, В. Серова, А. Саврасова, А. Куинджи, Н. Ромадина, А. Герасимова, И. Грабаря, Г. Нисского, А. Рылова, К. Юона, И. Айвазовского, С. ЖуковскогоМ. Сарьяна и другие; рисунки детей.
Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года
18. Выражение характера животных. «Четвероногий герой».Живопись. (1 час – практ. работа).
Задание: изображение животного с показом его характера и настроения.
Материалы: карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, фотографии животных, иллюстрации книг.Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс и т.п.
Литературный ряд:Дж Р. Киплинг «Маугли», С. Маршак «Детки в клетке» и др. или сказки о животных, загадки.Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
19.Изображение характера: мужской образ.Сказочный мужской образ.
(«Веселый и грустный клоуны») «Богатырь и Кащей»(1 час – практ. работа).
Задание: Изобразить доброго и злого воина (например, богатыря и его врага). Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».Материалы: гуашь, альбом, кисти.
Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», И. Билибин и другие; иллюстрации к сказкам из книг; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, ¾, профиль)», «Мимика».
Литературный ряд: стихи, загадки, отрывки из былин.
Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».
20.Изображение характера: женский образ.Женский образ русских сказок. (1 час – практ. работа).Задание: Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).
Материалы: бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки.
Зрительный ряд: Репродукции картин художников, изобразивших женский образ.
Литературный ряд: загадки, стихи, сказка «Морозко» и т.п.
21. Образ человека в скульптуре. Образ сказочного героя. (1 час – практ. работа)
Задание: Детям предлагается изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы — выполнение скульптуры. Лепка сказочных героев с ярко-выраженными характерами.Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка, проволока для каркаса.Зрительный ряд: сувениры, куклы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной, слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля.
22. Человек и его украшения. (1 час – практ. работа)
Задание: 1) Украсить кокошник заданной формы (предварительно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить.2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и воину, который угрожает.
Материалы: гуашь, заготовки из больших листов бумаги, широкая и тонкая кисти, линейка, циркуль, трафареты.
Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.Литературный ряд: народные песни.
23. О чем говорят украшения« Сказочное зеркальце»Материалы: бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки.
24. Образ здания.«Дом для сказочных героев». (2 часа – практ. работа).
На данном уроке предлагается работа в смешанной технике (фон — пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).Задание: 1) Конструирование из альбомных листов разные домики. 2) Фон — заставка для сказочного города (или домика).
Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды и репродукции архитектурных сооружений.
Задание: Изобразить здание сказочного героя разных характеров.
Материалы: кисть, цветная (синих и серых оттенков) и белая плотная бумага, клей, ножницы.Зрительный ряд: фотографии и слайды сказочных избушек.
Литературный ряд: стихотворения, загадки по теме.
25-26. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру .«Морской бой Салтана и пиратов». (1 час — практ. работа).Задание: Украсить два сказочных флота — добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения — добрые и злые.
Материалы: гуашь, кисти, клей, булавки. Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к сказке «Сказка о царе Салтане»; произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».
Литературный ряд: сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане».
4 четверть. «Как говорит искусство» (8 часов: 7 – практ. работа, 1 - обобщение)
Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?
На уроках идет разговор о языке искусства, рассматривается, какими же средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе.
На доступном уровне идет знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться.
27.Теплые и холодные цвета.Борьба теплого и холодного.
«Огонь в ночи» ,«Перо жар-птицы»(1 час – практ. работа).
Задание: Дети рисуют костер на фоне ночного неба.Материалы: бумага, гуашь без белой и черной красок, кисти.Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня.
Литературный ряд: загадки по теме.
28. Тихие и звонкие цвета «Весенняя земля». (1 час — практ. работа).
Задание: Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.
Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цветоведению.Литературный ряд:М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.
Музыкальный ряд:Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт")
29. Что такое ритм линий. (Графические упражнения. 1 час — практ. работа)Задание: Изображение весеннего лесного пейзажа с использованием графических упражнений. Обязательно в рисунке должны быть ручьи.
Материалы: пастель или цветные мелки.Литературный ряд:М.Пришвин "Лесной ручей".
Музыкальный ряд:А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной".
30.Характер линий.«Дерево». (1 час – практ. работа) Задание: Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.
Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.Литературный ряд: японские трехстишия (танки).
31. Ритм пятен.«Птицы». (1 час – практ. работа)
Задание: Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.Зрительный ряд: наглядные пособия.
32.Пропорции выражают характер. Пропорции выразительное средство искусства, которое помогает художнику создать образ, выражать характер изображаемого.
Задание:лепка птиц с разными пропорциями.
Материалы:пластилин, цветная бумага.
33. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции-средство выразительности.
«Весна идет». (1 час — практ. работа)
Задание: Создание коллективного панно по теме "Весна. Шум птиц".
Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему "Весна", слайды веток, весенних мотивов.
34. Обобщающий урок года. Выставка детских работ.
4. Календарно- тематическоепланирование2 класс (34 ч)
№ | Дата | Тема урока | Кол.часов | |
1 четверть: «Чем и как работают художники» | 9 | |||
1 | Три основных цвета –желтый, красный, синий. | 1 | ||
2 | Белая и черная краски | 1 | ||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | ||
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | ||
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | ||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | ||
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | ||
8-9 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 2 | ||
2 четверть: «Реальность и фантазия» | 7 | |||
10 | Изображение и реальность. | 1 | ||
11 | Изображение и фантазия. | 1 | ||
12 | Украшение и реальность. | 1 | ||
13 | Украшение и фантазия. | 1 | ||
14-15 | Постройка и реальность. | 2 | ||
16 | Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 1 | ||
3 четверть: «О чём говорит искусство» | 10 | |||
17 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | ||
18 | Изображение характера животных. | 1 | ||
19 | Изображение характера: мужской образ. | 1 | ||
20 | Изображение характера: женский образ. | 1 | ||
21 | Образ человека в скульптуре | 1 | ||
22 | Человек и его украшения | 1 | ||
23 | О чем говорят украшения | 1 | ||
24 | Образ здания | 1 | ||
25 -26 | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру | 2 | ||
4 четверть: « Как говорит искусство» | 8 | |||
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 | ||
28 | Тихие и звонкие цвета | 1 | ||
29 | Что такое ритм линий? | 1 | ||
30 | Характер линий. | 1 | ||
31 | Ритм пятен | 1 | ||
32 | Пропорции выражают характер. | 1 | ||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. | 1 | ||
34 | Обобщающий урок года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Урок Изобразительное искусство -6кл по программе Б.М.Неменского.
Урок Изобразительного искусства. Тема: Пейзаж в графике.Тип урока: изучение нового материала....