Разговор с родителями.Первые шаги в мир творчества.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Наверное, многие мамы хотели бы видеть своего малыша, добрым и неравнодушным человеком, способным сопереживать и радоваться окружающему миру, видеть и ценить красоту природы и искусства. Всё это и является частью эстетического воспитания, которое начинает с первых лет жизни детей. И пусть малыш не станет художником, но умение рисовать пригодиться в любой профессии. Ведь рисунок – это начало чтения, математики, письма и многих других наук...
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v__mir_tvorchestva.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговор с родителями.
Первые шаги в мир творчества.
«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,
его следует, прежде всего воспитать эстетически».
Фредерик Шиллер
Наверное, многие мамы хотели бы видеть своего малыша, добрым и неравнодушным человеком, способным сопереживать и радоваться окружающему миру, видеть и ценить красоту природы и искусства. Всё это и является частью эстетического воспитания, которое начинает с первых лет жизни детей.
И пусть малыш не станет художником, но умение рисовать пригодиться в любой профессии. Ведь рисунок – это начало чтения, математики, письма и многих других наук. Писатели, изобретатели, строители или исследователи, да и люди других профессий, как правило, умеют изобразить свои идеи на бумаге.
Работая пальчиками - развивается мелкая моторика руки, а значит, улучшается речь, внимание, усидчивость, увеличивается словарный запас. Дети учатся сравнивать и анализировать, происходит умственное развитие. Занятия рисованием помогают снять перенапряжение и стрессовые ситуации, которые к сожалению в наше время не редкость.
Всё это нам разумеется знакомо, но не стоит забывать и о том, что ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и эстетические, духовно- нравственные нормы. Первые и главные учителя – конечно родители, их пример является самым значимым для малыша.
«А я никогда не умела рисовать,- возразит мама. - Как я смогу научить ребёнка?» Уважаемые родители, ваша самая главная задача поддержать ребёнка и создать необходимые условия: удобное место, стол, клеёнка, материалы для рисования, что поверьте сделать труднее всего! Ведь малыш испачкает одежду, испортит стол и т.д. и т.п. А мы и так слишком загружены современной жизнью… « Пусть уж учится в детском саду!» А когда на выставке мы увидим работу своего малютки – огорчимся: «Ну вот, хуже всех! Мой, вообще рисовать не умеет!» Конечно, ведь ребёнок ещё не «наигрался вволю», не «наэкспериментировался», не изучил достаточно новый для него материал. Из опыта работы могу с уверенностью сказать, дети которым разрешают! и предлагают дома поработать красками, карандашами, пластилином (в 3 года дают в руки ножницы) с лёгкостью и радостью учатся, и лепить, и рисовать! Остальные ребята тоже очень рады занятиям, но они ещё «не изучили» материал, не попробовали так сказать на зуб, чем и занимаются с удовольствием на занятиях!
О том когда, с чего и как учить ребёнка рисовать есть очень много литературы и публикаций на различных сайтах. Но раз эта тема так важна для наших родителей и педагогов не грех будет повториться!
«Начинать обучение рисованию можно уже с 6 месяцев, ведь примерно с этого возраста кроха уже потихоньку проявляет интерес к тому, что делают окружающие. Начните рисовать при ребенке сами. Обязательно обращайте внимание на цвета. А изображения могут быть самые простые, важен процесс.
С 9 месяцев уже можно предлагать ребенку рисовать самому. Малышу нужно много пространства, так как дети в этом возрасте рисуют от плеча. Для творчества подготовьте ребёнку большие куски бумаги, например обои или просто постелите на стол клеёнку.
Пока еще рано давать малышу ручки и карандаши, (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), но прекрасно подойдет толстый маркер, который не вызывает напряжения руки, чуть позже можно предложить мягкие восковые карандаши, они тоже оставляют яркий след и порадуют малыша. Сейчас широко распространены специальные пальчиковые краски для рисования руками – они тоже подойдут для ребёнка. Ему понравится оставлять на бумаге разноцветные отпечатки своих ладошек, пальчиков».
Давая ребенку, для рисования, карандаш или фломастер, с самого начала терпеливо и настойчиво приучайте его держать инструмент правильно и не ронять. Навык этот вырабатывается у ребенка очень медленно и нам придётся набраться терпения.
Знакомство с кисточкой и красками тоже происходит постепенно. Кисточку для начала лучше выбрать «толстенькую и пушистую» № 7-10, её удобней держать. Поиграйте с малышом пощекочите ему ладошку, полюбуйтесь «красивой причёской», расскажите о том, что кисточка очень любит купаться - вот так. Поэкспериментируйте с водой и краской. Поставьте две прозрачные баночки с водой и набирая краску окрашивайте воду. Говорите с малышом эмоционально, искренне удивляясь и радуясь, помните первые и главные учителя – родители! Самые первые рисунки малыша это «каляки-маляки» состоящие в основном из горизонтальных линий. Чуть позже ребенок осваивает вертикали, потому круговые линии. После ребенок учится соединять линии вместе. К 1,5 годам дети уже могут рисовать сюжетные рисунки, начинают рисовать не всей рукой, а от локтя, поэтому размер бумаги для рисования уже может быть поменьше А-3, А-4. В 2 года ребенок постепенно учится рисовать все более мелкие предметы, так как пользуется уже только кистью руки и пальцами. Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовал. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.
Даже если у малыша получилось не совсем то, что задумывалось, нельзя критиковать его или же собственноручно что-то исправлять и дополнять. Ведь это означает для малыша, что он не способен нарисовать что-то хорошо, и может навсегда отвернуть его от дальнейших попыток ( Я всегда спрашиваю у ребят, «Можно я тебе помогу? И если слышу отказ -не настаиваю). Необходимо иногда оставлять ребенка наедине с листом бумаги, чтобы он привыкал действовать самостоятельно, к тому же не забывать об индивидуальности и творчестве.
Уважаемые родители, не забывайте, что рисунок - зеркало чувств, зрелости, развитости вашего малыша. Из шедевров маленького художника можно узнать многое. Главное, для нас, родителей - научиться "читать" его сообщения. Психологи считают, что детские рисунки представляют огромный интерес для понимания их чувств и личностных особенностей, выражения отношений с семьей и внешним миром. Если мы хотим понять, что хочет "сказать" ребенок своими рисунками, то, прежде всего, должны предоставить ему свободу творчества. Под рукой у вашего маленького творца всегда должны быть бумага и карандаш.
Не забывайте о том, что дети отражают в рисунках свой внутренний мир, поэтому обязательно вглядывайтесь в то, как рисует ваш малыш, прислушивайтесь к тому, что рассказывает вам маленький художник по поводу своих картин. Это может помочь понять его проблемы. Ваш малыш рисует то, что видит вокруг, что волнует его. Рисунок - проекция переживаний и чувств ребенка. Например, рисуя человека, ребенок изображает именно себя, а, рисуя семью (даже если это семья каких-нибудь зверушек), предполагает свою семью. Важно вовремя заметить, что и как рисует малыш.
Особенно следует обратить внимание на то, какие цвета выбирает ребенок для создания своих шедевров. Например, преобладание черного и серого цветов может говорить о пугливости, застенчивости и скрытых страхах. Оранжевый и красный цвета рассказывают нам о чувствительности и потребности ребенка в душевной теплоте. Дети, испытывающие потребность в безопасности, защищенности, чаще всего используют зеленый цвет. Но стоит бить тревогу только в том случае, если большая часть рисунка окрашена в "тревожный" цвет. Ведь, ребёнок ещё только изучает мир и, может быть, он просто экспериментирует с цветом…
Итак, если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия. К тому же взрослые совершенно по другому видят и представляют себе различные предметы… Пожалуйста, не критикуйте работы маленьких художников!
Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, фигур. А из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
Уважаемые родители, знайте - «Каждый ребенок – художник!!! Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.» Давайте же вместе будем помогать и поддерживать наших любимых малышей! Творческих вам успехов и конечно терпения!!!
С уважением Дунашёва Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие для детей и родителей: «Первый раз в пятый класс» ( 1 сентября)
Открытое мероприятие для детей и родителей:«Первый раз в 5 класс»( 1 сентября )Цели:знакомство детей и родителей со школой, педагогами и классным руководителем;настроить детей и родителей на доб...
Открытый урок для родителей. Первый класс
Целю проведения открытого урока является ознакомление родителей с подготовительными упражнениями для физического развития и выработки навыков Данные упражнения рекомендованы в качестве домашнего задан...
Рекомендации для родителей: "Первый раз в первый класс"
Адаптация первоклассников...
первые шаги в мир творчества разговор с родителями
первые шаги в мир творчества разговор с родителями...
Методическая разработка по проведению праздника для детей и родителей «Первые шаги»
Цель: Мотивация участников учебно-воспитательного пространства к совместной деятельности по развитию младших школьников.Задачи:· Организация совместной познавательн...
Семинар -тренинг для родителей "Первый раз в первый класс"
Уважаемые мамы и папы! Родители.Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И, в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживани...