геометрические тела в изобразительном искусстве и черчении
презентация к уроку изобразительного искусства (изо, 8 класс) на тему
Разработка блока уроков по черчению, начертательной геометрии и ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometricheskie__tela.ppt | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственного мышления. Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.
Для успешного решения этой задачи необходимо знакомить школьников с определенным кругом элементарных сведений, составляющих геометрическую основу знаний. С самого начала изучения черчения надо учить учащихся видеть в окружающих предметах образующие их форму геометрические тела, учить узнавать геометрические формы в тех предметах, которые им попадаются на глаза чуть ли не ежедневно. Эта способность видеть геометрию вокруг себя есть ценнейшее качество, которое приводит к образованию абстрактных понятий геометрических фигур, таких, как прямоугольник, окружность, призма, цилиндр и т.д.
Итак, основная цель изучения раздела «Геометрические тела» : научить воспринимать форму предмета , а также: - развивать пространственное мышление; -развивать творческие способности; - формировать геометрические представления.
Тематическое планирование уроков по разделу
Класс Название темы Количество часов 7 класс «Изобразительное искусство с элементами архитектуры» Объект и пространство. От плоского изображения к объёмному макету (выполнение макета из нескольких прямоугольных призм) 1 Архитектура. Композиционная организация пространства 1 Здание как сочетание различных объёмных форм 1 8 класс «Черчение» Анализ геометрической формы предмета 1 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел 1 Проекции группы геометрических тел 1 Построение проекций точек на поверхности предмета 1 10 класс «Черчение с элементами компьютерной графики» (элективный курс) Пересечение многогранников и тел вращения проецирующей плоскостью 2 Построение ортогонального чертежа и аксонометрических проекций геометрических тел с вырезом 3 Построение линии взаимного пересечения геометрических тел 7
Мотивация деятельности учащихся на уроках черчения при изучении темы «Геометрические тела»
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться», - говорил В.А.Сухомлинский. Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую мотивацию.
Начиная изучать тему « Геометрические тела», я, подчеркивая её важность, говорю о том, что конструкция большинства предметов, которые нас окружают, представляют собой сочетания призм, цилиндров, конусов, пирамид и т.д. В конструкции здания или вещи, которые с первого взгляда мы воспринимаем как целое, всегда можно разглядеть составляющие его части. На уроках я демонстрирую ученикам иллюстрации различных зданий и сооружений, на которых отчетливо видны геометрические элементы.
Большой интерес у детей вызывают фотографии их родного города
Школьники замечают, что, несмотря на похожесть зданий, в архитектуре каждого есть такие геометрические формы, которые делают их различными. В архитектурных сооружениях можно увидеть элементы, представляющие собой пирамиды, усеченные пирамиды, цилиндры,конусы. Они представлены в различных комбинациях.
Даже форму природных элементов можно обобщенно представить близкой к геометрической.
Любые бытовые вещи, которыми мы пользуемся повседневно, являются малыми архитектурными формами, начиная от чашки, тарелки, вазы, бокала и тому подобного. И здесь тоже прослеживаются очертания цилиндра, конуса, сферы, призмы.
Анализ геометрической формы предметов Таким образом вызвав интерес ребят к данной теме, знакомлю их с образованием многогранников и тел вращения. Далее делаем вывод: Геометрическое тело — это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими или кривыми поверхностями. Все геометрические тела можно разделить на две группы: многогранники (куб, призма, параллелепипед, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар). Форма каждого тела имеет свои характерные признаки. Каждое гранное геометрическое тело имеет грани, ребра и вершины
В 7-м классе ребята выполняют задания на изготовление макетов зданий и архитектурных комплексов из прямоугольных призм, цилиндров, конусов (которые ранее были выполнены ими из бумаги по построенным разверткам), работают над композиционным решением пространства(«От плоского изображения к объёмному макету»)
Дети подготовлены к восприятию анализа геометрической формы технических деталей по наглядным изображениям. (8 кл.)
Проекции геометрических тел. Аксонометрия геометрических тел. На следующем уроке учащиеся знакомятся с проекциями геометрических тел. Для этого я использую модели геометрических тел, а дети сами делают выводы в какие геометрические фигуры проецируются геометрические тела на основные плоскости проекций и рассматривают чертежи в учебнике и на демонстрационной таблице.
Закрепление знаний по теме «Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел» 1. Геометрические тела стоят на парте. Ученик собирает модель и выполняет ее чертеж в трех проекциях в рабочей тетради. Задание выполняется группой учащихся (2-4 человека).
Имея модели геометрических тел, дети создают множество вариантов решения архитектурного образа - архитектоны. Архитектоны легли в основу проектирования зданий простых геометрических форм - одно из центральных направлений в архитектуре XX века. Вот примеры различных архитектурных образов составленных моделей геометрических тел.
Учащиеся также с большим интересом выполняют задания по изображению сложных объемно-пространственных построек, в основе которых лежат простые исходные геометрическими фигуры и тела: квадрат, круг, прямоугольник, куб, шар, полусфера, цилиндр, призма, параллелепипед, конус, пирамида .
В заключении изучения материала о геометрических телах в черчении проводится графическая работа "Проекции группы геометрических тел».
Основы начертательной геометрии в 10-11 классах. 10 класс «Черчение с элементами компьютерной графики» (элективный курс) 1. Пересечение многогранников и тел вращения проецирующей плоскостью ( в том числе построение на компьютере)
Построение ортогонального чертежа и аксонометрических проекций геометрических тел с вырезом Построение линии взаимного пересечения геометрических тел
Методическая разработка урока по теме « Пересечение многогранника и тела вращения. Призма и цилиндр» для учащихся 10 класса профильного обучения курс черчения и начертательной геометрии
Тема: Пересечение многогранников с телами вращения. Цилиндр и призма. Цель урока: Сформировать умения строить линию пересечения геометрических тел в ортогональных проекциях и в аксонометрии. Тип урока: комбинированный Задачи: 1.Обучить приёмам построения линии пересечения цилиндра и призмы. 2.Развивать пространственное мышление учащихся. Оборудование: на столе учителя – макет цилиндра, макет призмы, макет пересекающихся призмы и цилиндра; на доске – изображение призмы и цилиндра (виды) с примером определения проекций точки на боковой поверхности тела.
Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы, постановка цели и задач. 2.1 Вводное слово учителя Конструкции технических деталей и элементы архитектурных сооружений представляют собой сочетание различных геометрических тел (крыша здания и труба –треугольная призма и цилиндр, водопроводные трубы – пересечение цилиндров и т.д.), которые , пересекаясь, образуют линию взаимного пересечения.
Мы уже с вами знаем, что геометрические тела могут пересекаться либо по одной, либо по двум замкнутым линиям. Давайте вспомним, когда это происходит? Ответ учащегося: одна линия пересечения получается при частичном пересечении, 2 – при полном ( когда одна из фигур полностью пересекает другую). 2.2. Учитель: На прошлых уроках мы с вами рассматривали пересечение многогранников. Как строится линия взаимного пересечения многогранников? Какие общие правила лежат в основе построения линии пересечения? Ученик : Построение линии взаимного пересечения 2-х многогранников сводится к следующим построениям: Строим точки пересечения ребер первого многогранника с гранями второго и ребер второго многогранника с гранями первого. Каждое ребро рассматриваем как прямую, грань как плоскость. Таким образом, решение задачи сводится к определению точки пересечения прямой с плоскостью. Пересечение ребер многогранников рассматриваем как пересечение двух прямых. Пересечение граней рассматриваем как пересечение плоскостей. Учитель : Сегодня мы с вами рассмотрим пересечение призмы , т.е. многогранника, и цилиндра, т.е. фигуры вращения. Итак, тема сегодняшнего урока: пересечение поверхностей призмы и цилиндра (тема написана на доске). Ученики записывают тему в тетрадь. Учитель сообщает цели и задачи урока.
3. Работа над темой. 3.1. Объяснение учителя. Линия пересечения призмы и цилиндра – сложная пространственная линия, состоящая из отрезков и элементов плавной кривой. Рассмотрим пересечение четырехугольной призмы и прямого кругового цилиндра.
Задача (на столах учащихся лежат заготовки)
Итак, пересекающиеся фигуры заданы 2-мя проекциями. Необходимо: 1.Построить 3 проекции пересекающихся фигур и линии взаимного пересечения. 2. Построить аксонометрическую проекцию пересекающихся фигур. Решение. Что мы можем сказать о заданных фигурах? Какое положение они занимают? Какие размеры имеют? Ученик: одно из тел прямой круговой цилиндр, диаметр основания – 60мм, высота – 90мм; другое тело - четырехугольная неправильная прямая полная призма, в основании лежит трапеция, длина призмы-100мм, ось призмы занимает горизонтальное положение.
Учитель: Какие плоскости пересекают цилиндр? Ученик: 2 – фронтальные и 2- профильно-проецирующие, фронтальные дают в пересечении –прямоугольник, профильно-проецирующие – эллипс, отсеченный хордой.
Линия взаимного пересечения принадлежит одновременно боковой поверхности обоих тел, т.е. её построение сводится к определению точек, лежащих на боковой поверхности заданных геометрических тел . А как определить проекции точек на боковой поверхности цилиндра и призмы ? Ученик выходит к доске и показывает пример определения точки на боковой поверхности цилиндра и призмы.
Итак, т.к. одна из проекций точек боковой поверхности определяется на очерковой линии основания, то и линия пересечения может быть определена на очерковой линии основания фигур.
Зафиксируем ее на виде слева характерными точками. Что такое характерные точки? Ученик: Это точки пересечения ребер с ребрами, ребер с гранями, и ребер с поверхностями вращения. Ученик фиксирует точки на доске (1-10) Необходимо также взять промежуточные точки для более точного построении кривых. Учитель: Теперь найдём горизонтальную проекцию линии пересечения на основании цилиндра. А затем по 2-м проекциям строим третью. Ученик выходит к доске и проводит построение.
Итак, мы построили 3 проекции пересекающихся тел и линию их взаимного пересечения. Вопросы для закрепления: 1.С чего мы начали построение? 2.Для чего нужны дополнительные характерные точки? 3. Как определили горизонтальную проекцию линии пересечения? Далее переходим ко 2-й части задания. Строим аксонометрическую проекцию пересекающихся тел Аксонометрическая проекция строится учениками самостоятельно. Один человек строит у доски.
4.Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь изобразительного искусства и черчения с другими предметами
Изобразительное искусство, как один из предметов общеобразовательной школы, имеет важное значение в обучении воспитании учащихся. Занятия изобразительным искусством вооружают школьников ос...
Рабочая программа учебной дисциплины Композиция для специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение
Дисциплина "Композиция" входит в раздел ОП.06 профессиональный цикл.основной профессиональной образовательной программы по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение среднего проф...
Применение современных компьютерных технологий в обучении предметам "Изобразительное искусство и Черчение" на уроках для средней школы. Внедрение, применение и реализация ФГОС.
Методика внедрения и реализация ФГОС с использованием ИКТ...
КОМПОЗИЦИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ЧЕРЧЕНИИ
Данная статья посвящена проблеме обучения основам композиции на плоскости. Предложена система упражнений для формирования навыков построения композиции....
Использование игровых технологий на уроках на уроках изобразительного искусства и черчения
Любой программный материал дети легче усваивают в процессе игры. Она вступает в свои права как способ организации детей в педагогическом процессе. Игра способна исполнить роль дополнительного стимула,...
ВЫПИСКА из протокола № 2 от 30. 10. 2023г заседания учителей развивающего цикла школьного методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, черчения, ОБЖ, физической культуры
ВЫПИСКАиз протокола № 2 от 30. 10. 2023г заседания учителей развивающего цикла школьного методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, черчения, ОБЖ, физической ку...