Использование арт-техник на уроках ИЗО
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
В разработке представлены арт-терапевтические упражнения для групповых занятий и для самостоятельного выполнения учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Арт-терапевтические упражнения .doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-техники для выполнения на групповых занятиях.
«Коммуникативное рисование».
Учащиеся разбиваются на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.
«Совместное рисование».
Несколько человек молча рисуют на одном листе (например, настроение, какие-то чувства и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
«Дополнительное рисование».
Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
«Котелок отличного настроения»
Ребятам предлагается стать волшебниками, и сварить отличное настроение! Для этого есть волшебный рецепт!
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Теперь мы это перемешаем!
Заглянем под крышку…
А там у нас у нас не варенье!
Там наше отличное настроение!
Выбирается какая-нибудь емкость. Дальше ребята решают, что из волшебных ингредиентов они нарисуют, что слепят из пластилина, а что изобразят другим способом. Когда все ингредиенты будут продуманы и готовы, по ходу чтения стихотворения добавляются соответствующие компоненты. По завершению упражнения ребята высказывают свое мнение, что они хотели бы изменить в рецепте, добавить что-то своё?
что бы они ещё хотели сварить?
Карта моего внутреннего мира
Инструкция:
Перед вами лежат различные географические карты. Как видите, они нам могут рассказать о том, как располагаются материки, океаны, моря, горы; об особенностях природы; об устройстве и развитии городов; о различных народах. На карте находит отражение всё то, что смогли открыть и изучить люди. Хотя когда-то наша Земля была совсем неизведанной, люди мало чего знали о том, что их окружает. Но всё это мир внешний. А есть ещё особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный. Давайте создадим карты нашего внутреннего мира. Они будут похожи на географические карты, только все названия на них будут особенные. Например, «океан любви», или «гора смелости». Обозначьте сначала то, что уже открыли в себе и знаете. Оставьте место для дальнейших открытий.
Когда карты будут готовы по ним устраиваются «экскурсии» друг для друга.
«Моя эмблема».
Инструкция:
«Эмблема - это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы.
А, что символизирует тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы?
Попробуй создать свою собственную эмблему».
Когда эмблемы будут готовы, ребята их презентуют.
Работа с пластилином
1 вариант: В течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ какого-либо чувства: своего гнева (обиды, радости и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам.
2 вариант: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами.
В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневая злость, я люблю…
В случае если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.
Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что приносит радость.
Работа с бумагой для создания коллажа
1 вариант. С помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. “Тревожность”, “Мои ресурсы”, и др. Работа длится, пока звучит музыка.
Работа может выполняться по группам. Затем участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ?
2 вариант. Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.
Озорные рисунки.
Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Арт-терапевтические упражнения
для самостоятельного выполнения учащимися
Приведенные ниже игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность, помогают осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.
Рисунок на асфальте. Нарисовать цветными мелками на асфальте все, что хочется.
Наскальная живопись. На отведенной стене закрепить большой лист бумаги, нарисовать все, что хочется (цветными мелками, фломастерами и т.д.).
Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.
Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.
Пластилиновая живопись. Предварительно нарисовать контурное изображение предмета (можно скопировать рисунки с раскрасок), затем нужно размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.
Отпечатки. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, шишки). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.
Изображение своего настроения. Выбираются по желанию цвета краски. На белом листе бумаги нужно нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие настроение в данный момент.
Кляксы. Взять на кисточку немного краски того цвета, какого хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и попытаться увидеть , на кого или на что похожа полученная «клякса».
Рисование спиралеобразными линиями. Делается контурный набросок предметов (можно использовать раскраски), затем по нему спиралеобразными линиями рисуют (фломастером или ручкой).
Рисование в воздухе. Рисовать в воздухе разнообразные фигуры, изображающие предметы, явления, настроение, чувства. Затем изображение повторяется на бумаге.
Графическая музыка. Под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).
Пальцевая живопись. Нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальцем или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.
Танцующие руки. Большой лист оберточной бумаги (или старые обои) раскладываются на полу. Нужно лечь спиной на бумагу. В каждую руку берется по цветному мелку любого цвета. Включается веселая музыка. Одновременно двумя руками нужно рисовать по бумаге, двигая руками в такт музыке.
Волшебный салют. На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, кисти. Манипулируя любым образом кистью, брызгать краску на лист бумаги, устраивая «волшебный салют».
Крупный масштаб. Создать изображение, используя малярные кисти, губки, ноги, руки (отпечатки стоп, кистей). Необходимо иметь под рукой ведро с водой, чтобы вымыть руки, ноги, и полотенце.
Работа с глиной. Сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание.
Рисунок песком. Под музыкой выполняется рисунок. Используя обычный или цветной песок. Для основы можно использовать плотный картон, стекло.
Оригами. Конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания .
Ассоциации. В течение минуты смотреть на цветок (игрушку, вазу, осенние листья и т. д.). Когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на предмет.
Образ. Выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется.
Линии с характером. Нарисовать счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.
Противоположности. Нарисуй вещи, понятии, противоположные друг другу, используя знаки, символы, линии: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несчастье; доверие — подозрение; отдельно — вместе».
Рисунок по-сырому.
1 вариант. Намочите водой лист бумаги. Наберите на кисть краску, которая вам больше всего нравится в данный момент, и положите ее на лист бумаги. Посмотрите, что получилось. Поводите кистью по бумаге, понаблюдайте, как это отражается на вашем состоянии. Попробуйте разные краски: приятные и те, которые вам кажутся неприятными. А теперь назовите выбранные вами краски словами, которыми вы обычно обозначаете чувства или настроение.
2 вариант.Возьмите какую-нибудь краску, которая вам нравится в данный момент, и нарисуйте любую линию в любом месте вашего листа. Остановитесь на некоторое время и ощутите впечатление, которое производит на вас эта линия. Теперь проведите еще одну линию. Пусть она чем-нибудь отличается от предыдущей. Затем проведите третью, четвертую и т.д. Выберите линии, которые вам нравятся и которые не нравятся. Прокомментируйте ваш выбор.
Монотипия (отпечаток)
Краска в виде пятна или нескольких пятен наносится на поверхность листа, затем сверху накладывается другой лист, все разглаживается. В результате на двух листах появляются необыкновенные узоры. В них попытаться „увидеть" звезды, месяц, волшебные цветы... Можно доработать отпечаток, сделать аппликацию.
Диатипия
Разновидность монотипии. Нанести ровный слой краски на стекло или любую другую гладкую поверхность. Сверху положите лист бумаги. Он и предназначен для рисования карандашом или другим заостренным предметом. На стороне, которая была прижата к стеклу, появится слегка выпуклое изображение.
Ниткопись
При работе удобнее использовать толстые нитки. Опустите нитку в краску, положите ее между двумя листами, а затем, стараясь не сдвинуть листы, вытяните ее. Посмотрите, что получилось. Дорисуйте изображение.
Перевернутое рисование. Возьмите любой предмет, поместите его в необычное положение и попробуйте нарисовать. Например, поставьте вазу вверх дном и начните ее рисовать в таком виде. Поскольку «правильное» левое полушарие не привыкло воспринимать подобное, то у правой половины мозга будет возможность активно поработать.
Необычный портрет
Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, то через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки не просто так, а по заранее намеченному плану, то можно получить не бесформенную фигуру, а, например, чей-то портрет в профиль или анфас. Попробуйте с помощью техники ощипывания создать портретную галерею разных настроения (портрет радости, восторга, грусти, спокойствия и др.)
Использованы материалы сайтов:
http://www.nvppl.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открыттого урока в 4 классе на тему: "Выполнение рисунка весенних цветов с использованием нетрадиционных техник рисования".
Конспект открытого урока в 5 классе на тему: "Выполнение рисунка весенних цветов с использованием нетрадиционных техник рисования", раазработанный для учащихся коррекционной школы 8 ...
Методическая разработка урока "Культура эпохи высокого Средневековья (архитектура, скульптура и живопись) " (урок с использованием мультимедийной техники)
Описание урока с иллюстрациями...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания.
Презентация к мастер-классу "Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания"....
Использование Сингапурских техник на уроках географии
Презентация...