Общеразвивающая программа «Я-гражданин и патриот
рабочая программа по истории (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Молькова Светлана Васильевна

Программа внеурочной деятельности направлена на формирования у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа гражданско-патриотического воспитания

«Я-гражданин и патриот»

(Программа рассчитана на 3 года обучения детей от 11 до 16 лет).


C:\Users\User\Desktop\IMG_9208.jpg


Составитель:

учитель русского языка

и литературы

Молькова Светлана Васильевна

м.о.Чехов Московской области

2025 год

Пояснительная записка

к общеразвивающей программе дополнительного образования детей

«Я – гражданин и патриот» (далее программа)

        Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.

        Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы  военно-патриотической направленности. Патриотическое воспитание школьников является одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

        Данная программа направлена на повышение уровня военно-патриотического воспитания в школе, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения учеников и развитие их творческой деятельности.

Направленность программы – гражданско-патриотическое.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на повышение уровня военно-патриотического воспитания в школе, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения учеников и развитие их творческой деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что проблема военно-патриотического воспитания школьников выносится на верхние планки государственными органами власти, создаются различные национальные проекты, движение Юнармия, а   также в связи с тем, что современная молодежь очень далека от элементарных проявлений патриотизма, разрушается сознание гражданственности и любви к Отечеству.

Цель программы: социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.

Задачи:

  • Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
  • Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
  • Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
  • Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

        Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению. По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует развитию гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. По целевой установке является образовательной – знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности.

Отличительные особенности программы

        Данная программа является модифицированной.  Основным отличием от типовой программы является введение разделов «история ВС РФ», «Направление патриотизма», «Гражданственность». Сочетание таких форм работы, как составление планов и программ военно-патриотического воспитания самостоятельно, проведение уроков патриотической направленности в младших классах, посещение ветеранов на дому, открытые встречи с военнослужащими, посещение музея.

Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.

В реализации программы участвуют дети в возрасте от 11 до 16 лет.

Продолжительность образовательного процесса – 3 года.

1 год – дети от 11 до 12 лет. Учащиеся знакомятся с понятием патриотизма, узнают о первых патриотах-богатырях, знакомятся с историей зарождения армии.

2 год – дети от 13 до 14 лет. Изучают историю Великой Отечественной войны, углубляют знания о ВС РФ, учатся сопоставлять понятия патриот и гражданин.

3 год – дети от 15 до 16 лет. Учащиеся более углубленно изучают направления патриотизма и сущность гражданственности, закрепляют основы патриотического воспитания.

Обучение по программе рассчитано на 34  рабочих недели.

Формы занятий:

Традиционное занятие; занятие-игра; занятие-экскурсия; теоретическое занятие;  практическое занятие; коллективная работа; конкурсы; создание проектов; защита проекта; беседы, диспуты, выставки анкетирования проведение самостоятельно уроков мужества в младших классах

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу обучения по данной программе учащиеся должны

знать:

  • основные статьи Конституции РФ, Федеральных Законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся военной службы, поступлению и учёбе в военных профессиональных учебных заведениях;
  • права и обязанности граждан при поступлении на службу по контракту, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на контрактную службу, правила заключения контракта на военную службу, испытания для граждан, поступающих на службу по контракту, основные права и обязанности граждан при прохождении службы по контракту, основные правила поступления в военные профессиональные учебные заведения, основные права и обязанности граждан при обучении в военных профессиональных учебных заведениях;
  • основные военно-учётные специальности, штатные должности военнослужащих и военные профессии, основные военные профессиональные учебные заведения Российской Федерации.

уметь:

  • объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание;
  • Разработать совместные и личные проекты и сообщения;
  • Различать проявление героизма в поступках и подвигах.

приобрести навыки:

  • Проведения уроков мужества и чтения открытых докладов по патриотическому воспитанию в младших классах;
  • умения применить свои знания в практической деятельности и повседневной жизни;

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

Регулятивные УУД:

  • понимать задачи, поставленные педагогом;
  • знать технологическую последовательность выполнения работы;
  • правильно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • научиться проявлять творческие способности;
  • развивать сенсорные и моторные навыки.

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в коллективе;
  • проявлять индивидуальность и самостоятельность.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-   знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

Виды и формы контроля:

  • собеседование, анкетирование;
  •  беседа в форме «вопрос-ответ», беседы с элементами викторины, контрольные задания, тестирование;
  •  защита творческих проектов.

Формы подведения итогов программы:

  • участие в конкурсах;
  • участие в выставках работ;
  • защита творческих работ и проектов.

Материально – техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.

Техническое оснащение

  • проектор;
  • экран;
  • флэшка;
  • компьютер;
  • доступ к Интернет-ресурсам

Дидактическое обеспечение программы

  • методические разработки по темам программы;
  • подборка информационной справочной литературы;
  • сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
  • наглядные пособия по темам;
  • образцы творческих работ;
  • инструктаж последовательного выполнения работы;
  • диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих способностей детей;
  • новые педагогические технологии в образовательном процессе;
  • видео и фотоматериалы.

Санитарно – гигиенические требования

Для реализации программы необходимо иметь:

  • светлое просторное помещение;
  • у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;
  • расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;
  • кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;
  • в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
  • в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение программы

        Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.

        Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.


Учебно - тематический план

Первый год обучения:

« Я – гражданин и патриот»

Цель:

Углубить знания о сущности патриотизма и гражданственности

Предполагаемый результат первого года обучения:

Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.

Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.

№ п/п

Разделы. Темы.

Всего

часов

Теоретические

часы

Практические

часы

1

Введение.

1

1

Богатырь – символ патриотизма

2-3

Былины и их герои

2

1

1

4-5

Патриотизм в исторических песнях

2

1

1

6-7

Добрыня Никитич

2

1

1

8-9

Илья Муромец

2

1

1

10-11

Алеша Попович

2

1

1

12-13

Князья-богатыри

2

1

1

14

Богатырские устои

1

1

15

Служба по призванию.

1

1

История зарождения армии

16

Появление княжеской дружины

1

1

17

Зарождение государственности

1

1

18-19

Военные корабли

2

1

1

20-22

Оружие – символ превосходство

3

1

2

23

Народное ополчение-невиданная сила

1

1

24-25

Воинский состав. Воинская повинность.

2

1

1

26-28

Русская рать – никто не может устоять

3

1

2

Любовь к Родине

29-32

Историческое прошлое Лопасненского края

4

2

2

33-35

«Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина

3

1

21

36-39

«Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо

4

1

2

40-45

«Герои вокруг нас»

6

2

4

46-48

«Уроки России»

3

1

2

49-50

«Патриотизм и современность»

2

1

1

51-52

Что в имени твоем?

2

1

1

53-54

Природная сокровищница России

2

1

1

55-56

Культура родной страны

2

1

1

Я – патриот и гражданин

57-58

Как воспитывается и прививается любовь к Родине?

2

1

1

59-61

Чувство долга. Любовь к Родине

3

1

2

62-63

Патриотами рождаются или становятся?

2

1

1

64-68

Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма

5

2

3

Краткое содержание изучаемого материала.

1-й год обучения.

Введение в курс Программы – 1 час.

Ознакомление с программой, целями и задачами курса. Диагностика уровня знаний. Знакомство с понятиями патриотизм, героизм.

Богатырь – символ патриотизма-14 часов.

Теория.

Былины и их герои. Патриотизм в исторических песнях. Добрыня Никитич. Илья Муромец. Алеша Попович. Князья-богатыри. Богатырские устои. Служба по призванию.

Практика.

Знакомство с героями-богатырями по былинам. Героические песни. Презентации. Доклады. Конкурс рисунков «Богатырская застава»

История зарождения армии – 13 часов.

Теория.

Появление княжеской дружины. Зарождение государственности. Военные корабли. Оружие – символ превосходство. Народное ополчение-невиданная сила. Воинский состав. Воинская повинность. Русская рать – никто не может устоять.

Практика.

Поиск доказательств увеличения роли князя на Руси. Работа с историческими источниками. Презентации на тему: «Монгольское нашествие», «Крестоносцы». Доклады. Кроссворды.

Любовь к Родине-28 часов

Теория.

Историческое прошлое Лопасненского края. «Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина. «Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо. «Герои вокруг нас». «Уроки России». «Патриотизм и современность». Что в имени твоем? Природная сокровищница России. Культура родной страны.

Практика.

Презентация «История Лопасненского края». Беседа, конкурс рисунков «Моя малая Родина». Составление родословного древа. Круглый стол. Мероприятие «Что в имени твоем?». Урок-практикум.

Я – патриот и гражданин -14 часов

Теория.

Как воспитывается и прививается любовь к Родине? Чувство долга. Любовь к Родине. Патриотами рождаются или становятся? Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма. Воспитай в себе патриота.

Практика.

Доклады. Конкурс стихов о Родине. Урок мужества. Лабораторное занятие «Воспитай в себе патриота». Чтение литературных произведений о подвигах героев ВОв.

Учебно- тематический план

Второй год обучения:

« Я – гражданин и патриот»

Цель:

Углубить знания о патриотизме, истории создания и предназначения ВС РФ.

Предполагаемый результат первого года обучения:

Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.

Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.

Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.

№ п/п

Разделы. Темы.

Всего

часов

Теоретические

часы

Практические

часы

1

Введение.

1

1

Они умирали за Родину

2-5

Начало Великой Отечественной войны

4

2

2

6-9

Подвиги во имя победы!

4

2

1

10-13

Коренной перелом в ходе войны

4

2

2

14-15

Блокадный Лениград

2

1

1

16-19

Победа! Победа! Победа!

4

2

2

20-22

Вечная память и вечная слава…

3

1

2

23-24

Ими гордится армия и страна

2

1

1

25-27

Героические страницы Вов.

3

1

2

28-29

Великие люди России: полководцы, адмиралы

2

1

1

30-32

Великая Отечественная война в истории моей семьи

3

1

2

История создания ВС РФ

33-36

Армия и флот в XIV-XVII вв.

4

2

2

37-40

Армия и флот в XVIII-XIX вв.

4

2

2

41-44

Вооруженные силы XX в.

4

2

2

4548

Вооруженные силы XXI в.

4

2

2

ВС РФ-защитники нашего Отечества

49-51

Виды ВС, рода войск, Предназначение.

3

1

2

52-55

Национальная безопасность и ВС.

4

2

2

Патриот, он же гражданин…

56-57

Язык – приоритет государства

2

1

1

58-59

Верность культуре-преданность Родине.

2

1

1

60-61

Толерантность и межнациональные отношения.

2

1

1

62-64

Конституция РФ-главный закон страны!

3

1

2

65-68

Имею право знать…

4

2

2

Краткое содержание изучаемого материала.

2-й год обучения.

Введение в курс Программы – 1 час.

Ознакомление с содержанием программы второго года обучения, целями и задачами на учебный год. Краткое повторение пройденного в прошлом учебном году.

Они умирали за Родину-31 час

Теория.

Начало Великой Отечественной войны. Подвиги во имя победы! Коренной перелом в ходе войны. Блокадный Ленинград. Победа! Победа! Победа! Вечная память и вечная слава… Ими гордится армия и страна. Героические страницы Вов. Великие люди России: полководцы, адмиралы. Великая Отечественная война в истории моей семьи.

Практика.

Практическое занятие: начало ВОв, предпосылки и причины. Презентации. Доклады. Викторина «Ими гордиться армия и страна». Конкурс стихов и рисунков. Беседа. Круглый стол. Просмотр видеофильмов. Посещение ветеранов на дому. Посещение музея Памяти

История создания ВС РФ-16 часов

Теория.

Армия и флот в XIV-XVII вв. Армия и флот в XVIII-XIX вв. Вооруженные силы XX в. Вооруженные силы XXI в.

Практика.

Доклады. Презентации. Круглый стол. Просмотр видеофильмов.

ВС РФ-защитники нашего Отечества-7 часов

Теория.

Виды ВС, рода войск, Предназначение. Национальная безопасность и ВС.

Практика.

Доклады. Рисунки. Презентации. Круглый стол. Кроссворд.

Патриот, он же гражданин…-15 часов

Теория.

Язык – приоритет государства. Верность культуре - преданность Родине. Толерантность и межнациональные отношения. Конституция РФ-главный закон страны! Имею право знать… Я - гражданин России!

Практика.

Тематическое занятие по обобщению знаний о Конституции РФ. Анализ взаимосвязи Конституции с международными правовыми документами. Диспут «Гражданин и обыватель». Викторина «Права человека»; интеллектуальная игра «Имею право…». Доклады. Презентации.

Учебно- тематический план

Третий год обучения:

« Я – гражданин и патриот»

Цель:

 углубить знания о патриотизме, истории создания и предназначения ВС РФ.

Предполагаемый результат первого года обучения:

Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.

Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.

Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.

№ п/п

Разделы. Темы.

Всего

часов

Теоретические

часы

Практические

часы

1

Введение

1

1

Гражданственность

2-5

Права и свободы

4

2

2

6-9

Законы, традиции и обычаи

4

2

2

10-13

Долг или обязанность

4

2

2

14-15

Обязанности школьника

2

1

1

16-19

Нарушение законов и наказание

4

2

2

20-22

Религиозность

2

1

1

Патриотизм-качество защитника Отечества

23-24

Воинский долг Родине служить

2

1

1

25-26

Памяти поколений –дни воинской славы

2

1

1

27-29

Ледовое побоище 1242г.

3

1

2

30-32

Куликовская битва1380г.

3

1

2

33-35

Освобождение Москвы от польской интервенции 1612г. Минин и Пожарский

3

1

2

36-38

Полтавская битва 1709г.

3

1

2

39-40

Победа у мыса Гангут над шведами 1714 г.

2

1

1

41-42

Взятие крепости Измаил 1790г.

2

1

1

43-45

Бородинское сражение 1812г.

3

1

2

46-48

Синопское сражение

2

1

1

Символы государства Российского

49-54

Герб, гимн, флаг. Из истории…

6

2

4

55

Символы воинской части

1

1

56-60

Боевое знамя

5

2

3

61-64

Ордена-почетные награды

4

1

3

65-66

Ритуалы ВС РФ

2

1

1

Заключение

67-68

Что олицетворяет патриотизм?

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический перечень 

1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: «Айрис-пресс», 2002 г.

2. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001 г.

 3. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. – Волгоград: «Издатель», 2002 г.

4. В. Степанов «Мы живем в России» Москва, «Оникс» 2016г.

5. «Государственные Символы России», Детский энциклопедический журнал №12 2009г, г. Дмитров.

6. «По следам прошлого. Дороги истории». Энциклопедия для детей, М..  1997 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по патриотическому воспитанию "Стань гражданином и патриотом"

Программа направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Она расчитана на два года для учащихся 10-...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Отзыв программы "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ" гражданско-патриотического направления.

Программа гражданско - патриотического  воспитания «Я -гражданин и патриот» среди обучающихся 1-4 классов» на 2018 - 2021 годы обусловлена тем что, становление гражданской ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Патриот"

Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, вносит педагогический колледж. Как профессиональная образовательная ...

Дополнительная общеразвивающая программа Я гражданин

Данная  программа определяет содержание системы воспитания  и направлена на развитие и совершенствование системы гражданско-патриотического и нравственного сознания, способствующее  фор...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я - гражданин России"

Краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я-гражданин России". Программа социально - гуманитарной направленности. Предназначена для реализации в каникулярный период в летн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно – патриотической направленности «Патриоты России»

Программа определяет содержание военно-патриотического воспитания средствами музейной педагогики. При обучении по программе реализуется патриотическое воспитание при сохранении фондов школьного ...