Интеллектуально-познавательная игра «Колесо истории»
методическая разработка по истории

Прис Евгения Анатольевна

Разработка содержит сценарий мероприятия Интеллектуально-познавательной игры «Колесо истории» и сопроводительную презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_istorii_2.docx14.82 КБ
Файл koleso_istorii.docx36.75 КБ
Файл koleso_istorii.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Колесо истории

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Идут годы, сменяются поколения, но подвигу народа суждено навсегда остаться в истории. Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, мужества. С древнейших времен воин - защитник России, будь он с луком, мечом или оружием в руках, пользовался большим уважением и любовью в народе.

         В рамках недели гуманитарных наук для учащихся  6-8 классов в школе  прошла интеллектуально - познавательна игра  «Колесо истории».   Игра перенесла ребят в  героическое прошлое, помогла  вспомнить и узнать новое о  блистательных победах  и   подвигах нашего народа.

        Ребята говорили  о  выдающихся полководцах (о Невском, Суворове, Кутузове, Жукове), определяли их личности по описанию,  вспоминали их изречения, составляли пословицы о русском солдате.

Учащиеся показали свое знание картин на исторические темы, узнавали по отрывкам литературные произведения о героическом прошлом русского народа, отвечали на вопросы, связанные с событиями Великой Отечественной войны, исполняли  военные  песни.      

         Ребята проявили большой интерес к игре, были активны, отвечали сами  и    сами задавали вопросы.    

 Плох тот народ, который не помнит и не ценит,  не любит своей истории. Так давайте же бережно относиться к  героическому  прошлому нашей страны.

 



Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра

«Колесо истории»

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к защитникам Отечества

Задачи:

- воспитывать уважение к людям старшего поколения, любовь к своей Родине;

- прививать интерес к героическому прошлому России;

- расширять кругозор обучающихся по истории нашей Родины;

- развивать чувство сплоченности в коллективе.

Формы организации деятельности детей:

Данное внеклассное мероприятие представляет собой интеллектуально-познавательную игру, сопровождаемую показом слайдов презентации в Power Point. Правила игры соответствуют правилам телеигры «Колесо истории». Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов.

Ход мероприятия

(звучит фонограмма негромкой музыки)

Чтец:

Нет в мире подобных России раздольной.

Цветов наших ярче и крепче народ,

Бессмертен народ наш, великий и вольный,

Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!

Он вынес нашествия полчищ Батыя,

Разбил до единого звенья оков,

Он создал Россию, он поднял Россию

До звезд до высоких, на гребни веков!

Ведущий: - Добрый день, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на исторической игре «Колесо истории».

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Идут годы, сменяются поколения. Но подвигу народа суждено навсегда остаться в истории. Военная история нашей страны полна героики, романтики, истинного патриотизма, мужества. С древнейших времен воин - защитник России, будь он с луком, мечом или оружием в руках, пользовался большим уважением и любовью в народе.

Вам прошлое нашей Родины представляется далекой историей. И пусть наша игра « Колесо истории» перенесет вас в те далекие годы и поможет вспомнить блистательные победы, героические подвиги нашего народа.

В путешествие отправляются 3 команды: в красной, желтой, зеленой каретах. За каждый правильный ответ команда получает 100 верст. 

Итак, в путь!

Задание 1.

Ведущий: А начинается наше путешествие со славных страниц представителей русского воинства – исторических личностей, борцов за независимость нашей Родины. С вершины истории смотрят на нас Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Денис Давыдов и многие другие, которые по крохам собирали наше Отечество и проявили небывалый героизм, мужество, смелость, отвагу во имя счастья людей.

Вопрос 1.

Перед вами 3 портрета выдающихся полководцев: М. Кутузова, А. Невского,

А. Суворова. Определите их по описанию.

1. Русский князь, выдающийся полководец и государственный деятель, который  был причислен церквью к лику святых.  Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу и в честь этой победы он получил прозвище, которое мы знаем сегодня.  

2.Выдающийся русский полководец, ценил в солдате человека. Любил и уважал его, заботился о нем. За ним были готовы идти в огонь и воду. Этот человек прошел по всем ступеням военной лестницы от солдата до генералиссимуса. Имел много званий, титулов, наград, как русских, так и иностранных.

3.Судьба этого человека сложилась не совсем обычно. Он был учеником Суворова и получил первое боевое крещение при взятии крепости Измаил. Почти 40 лет провел в боях и походах. Три раза был ранен, два из них – серьезно. Отечественную войну 1812 года встретил главнокомандующим, после Бородина получил звание фельдмаршала, а после изгнания французов – титул светлейшего князя Смоленского.

Ответ : А. Невский,  А.Суворов,  М.Кутузов

Задание 2.

Ведущий: на протяжении всей своей жизни эти люди учили солдат военной мудрости. Многие их слова были правилом для солдат, а потом стали крылатыми выражениями. Некоторые из них помогают воспитанию гражданских, патриотических чувств.

Вопрос 2.

Перед вами высказывания известных полководцев: М.Кутузова. А.Суворова, А.Невского. Определите, кому принадлежат следующие высказывания, изречения.

«Тяжело в ученье – легко в бою».

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

«С потерей Москвы не потеряна Россия…»

Ответ : А.Суворов,  А. Невский,  М.Кутузов

Задание 3.

Ведущий: - О ком сложено много пословиц, поговорок, афоризмов? О нем – русском солдате, о нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». Ко всему привычен защитник Отечества. «Шилом бреется, дымом греется, а при случае кашу из топора сварить может – пальчики оближешь».

(инсценировка из сказки «Каша из топора»)

Вопрос 3. 

Перед вами несколько пословиц,  которые нужно закончить.

Солдат спит, а ….     (служба идет)

Щи да каша -  ….      (пища наша)

Дыма…                      (без огня не бывает)

Пуля - дура, …         (штык молодец)

Сам погибай, а…     (товарища выручай)

Ведущий: Любовь к Родине, ненависть к ее врагам, стойкость, мужество – все это нашло отражение в коротких, мудрых изречениях. Сейчас у каждой команды будет возможность получить дополнительные 100 верст.

Что означают слова «Солдат спим, а служба идет»?

Ответ  Самые знатные люди должны были служить в гвардии. Гвардия была создана во времена Петра I, с этих времен взял начало обычай записывать дворянских сынков на военную службу с раннего возраста. Родился мальчик -его записывают в полк. Посапывает  «гвардеец в своей люльке, пеленки пачкает», а срок службы идет, чины растут. К десяти годам в офицеры произведут – так и до генерала недалеко. Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идет».

Задание 4. 

Ведущий: - Солдаты уходят. Меньше остается тех, кто может рассказать о бедах, слезах людских, суровых испытаниях. Но есть люди, которые увековечили их память. Это - художники, писатели, поэты, композиторы. Многие художники вместе с народом прошли славный героический путь. Они создали великолепные зарисовки, плакаты, портреты, картины, на которых можно увидеть сцены сражений, отдельные эпизоды исторических событий. В  своих работах стремились отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который встал на защиту Отечества.

Вопрос 4.

Перед  вами несколько картин известных советских художников. Команда выбирает картину и отвечает на следующий вопрос: какое историческое событие здесь изображено, период, эпизоды.

- Утро на Куликовом поле (П. Бубнов)

- Три богатыря (В.Васнецов)

- Поединок Пересвета с Челубеем (М. Авилов)

- Защитники Брестской крепости  (П. Кривоногов)

- Оборона Севастополя  (А. Дейнека)

- Победа (П. Кривоногов)

Задание 5.

Ведущий: - О подвигах русского воина, его силе, мужестве слагали и слагают свои былины, поэмы, баллады, стихи писатели и поэты.

Вопрос 5.

Задача команды узнать литературного героя, из какого он произведения.

1.- И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго,

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!

2. Я из-под  города из-под Мурома, из села Карачарова, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство – сила. Богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять. На Руси от врагов стон стоит, надо мне на дорогу скорее  к князю добираться, да за дело браться.

3. Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

 Ответ  М.Ю.Лермонтов – Бородино, Илья Муромец – Первый бой И.Муромца, Н.Гоголь - Тарас Бульба

Задание 6.

(звучит фонограмма песни В.Лебедева-Кумача «Священная война»,

выходят воины-фронтовики, садятся на поляне и ведут беседу)

Ведущий:

- Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый человек нашей Родины. Война обожгла каждый дом, каждую семью. Сейчас мы вспомним о тех событиях и тех, кто добывал победу ценой своей жизни.

Вопрос 6 . Каждая команда должна ответит на три вопроса.

Блиц-опрос.

1.Это было одно из первых событий сражений войны. Почти месяц шли ожесточенные бои с противником. Что защищали участники это сражения?

2.Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?

3.Великий военачальник времен ВОВ, маршал Советского Союза возглавил оборону Москвы. А позднее принимал парад победы на Красной площади в Москве.

Ответ : оборона Брестской крепости, 900, Георгий Жуков

1. Где проходила дорога жизни?

2. Какое оружие впервые Россия применила во время ВОВ?

3. Этот солдат пожертвовал собой во имя Победы, во имя спасения товарищей. Своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота.

Ответ:  Ладожское озеро, Катюша, Александр Матросов

1.Назовите имя девочки, ставшей известной всему миру, благодаря дневнику, который вела в блокадном Ленинграде

2.Какая песня стала гимном ВОВ?

3. Назовите города-герои.

Ответ: Таня Савичева, Священная война; Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.

Задание 7.  (звучит фонограмма песни «Эх, дороги…»)

Ведущий:  - Эх, дороги!  Сколько их осталось позади. И надежным другом в пути была песня. Песни воевали вместе с народом. В передышках между боями пели в землянках, холодных окопах, выступали перед ранеными в госпиталях, помогая этим самым выжить, заглушить душевную и физическую боль. Каждая песня имеет свою историю, свою судьбу. Лучшие песни продолжают жить и доставлять радость и наслаждения людям.

Вопрос 7. Отгадать названия песен

- Москвичи

- В землянке

- Темная ночь

- Журавли

- Священная война

- Катюша

 Вопрос какие песни о войне вы знаете

Задание 8.

Ведущий:  Много разных памятников есть,

                   Множество цветов на пьедесталах,

                   Сколько бы цветов сюда не несть –

                   По заслугам павшим будет мало.

В разных городах и селах установлены монументы славы, памятники и обелиски. Они живут и хранят в себе покой павших за правое дело.

Вопрос 8. По описанию определить, о каком памятнике идет речь.

- Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. Он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них- памятник советским воинам – освободителям. Величественный холм венчает фигура советского солдата, высотой 11, 5 м. Громадные его сапоги и гимнастерка высечены из камня-гранита. К этому постаменту ведут 100 широких ступеней. Это место священно для каждого болгарина. Этот памятник был открыт в 1957 году.

После визита в Болгарию в 1962 году композитор Э. Колмановский написал песню.

Ответ : памятник «Алеша»

Мамаев курган – самый большой комплекс в мире, посвященный Великой Отечественной Войне. Возвышенность находится в центре Волгограда, на правом берегу Волги. На Мамаевом Кургане установлен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Его расположение неслучайно – в период войны тут велись жесточайшие сражения. Тот, кто занимал курган, мог контролировать почти весь город. 

Мемориальный комплекс Советскому солдату подо Ржевом. Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте… Мемориал будет возведён у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области, будет виден с автомобильной трассы М-9. Памятник представлять собой 25-метровую бронзовую фигуру солдата, установленную на 10-метровом насыпном кургане.

Мемориальный комплекс Советскому солдату подо Ржевом

Вот и подошло к концу наше путешествие

Подведение итогов.

Ведущий: Плох тот народ, который не помнит и не ценит,  не любит своей истории. Так давайте же бережно относиться к прошлому, к урокам истории.

«Тяжело в ученье – легко в бою».

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

«С потерей Москвы не потеряна Россия…»

Солдат спит, а ….    

Щи да каша -  ….      

Дыма…      

               

Пуля - дура, …    

     

Сам погибай, а…

   

«Тяжело в ученье – легко в бою».

«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

«С потерей Москвы не потеряна Россия…»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры"Колесо истории"(к 210-летию А.С.Пушкина)

Увлекательная историко-литературная игра с элементами краеведения...

Игра Колесо истории

Игра проведена в рамках недели истории...

Игра "Колесо истории"

Цели игры:1.Обобщить знания учащихся по истории математики.2.Повысить уровень их общей математической культуры.3.Усилить творческую активность ребят  Ведущий:-Добрый день, дамы и господа! Я ...

Нетрадиционный повторительно-обобщающий урок по истории России в форме интеллектуально-познавательной игры с опережающим творческим заданием «Живые страницы истории».

Необычная игровая форма преподнесения сложного и неоднозначного учебного материала по истории России начала ХХ века способствует приобретению учащимися 9 – 11 классов опыта ведения диалога и дискуссии...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Интеллектуально-познавательная игра «Колесо знаний»

Данная разработка внеклассного мероприятия разработана для студентов 1 курса, осваивающих среднее общее образование в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02....

пед. технологии. Комплексное интеллектуально-познавательное развитие на уроках истории и обществознания

«Воспитывает ребенкакаждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек,с которым формирующаяся личность соприкасается».В.А. Сухомлинский. Развитие современного мирового ...

Игра "Колесо истории" - внеклассное мероприятие по истории для 9 класса

Игра "Колесо истории" - внеклассное мероприятие по истории для 9 класса...