Игра Колесо истории
методическая разработка по истории по теме

Игра проведена в рамках недели истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_koleso_istorii.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Зареченская средняя общеобразовательная школа

Историческая игра

Подготовила учитель истории

Какоткина Светлана Владимировна

I квалификационная категория

Добрый день! Сегодня в завершении недели истории мы проводим игру
«Колесо истории».

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю.

Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше, чем жаждою схватки!
Пусть же дарует великая Ника победу

Тем, достойнее будет и знанья покажет искусней.
Муза истории Клио вас приглашает.

Начнемте.

Давайте узнаем, кто же будет участвовать в нашем состязании.


Вопросы отборочного тура:

1. В античной басне рассказывается о том, как верховный бог греческого
пантеона, властелин Олимпа и людей, бог неба, громовержец и тучегонитель
Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение. Явились все,
не пришла только одна черепаха.

На следующий день Зевс спросил черепаху, почему она не пришла к нему
на пир.

Вопрос: Предположите, что ответила черепаха. Как развивались
события дальше?

Ответ:  На вопрос Зевса черепаха ответила: «Свой дом - лучший дом».
Рассердился на нее Зевс и наказал тем, что заставил черепаху всюду носить
на себе свой дом.

2. Произошло это в Древней Греции. Как-то изголодавшийся длинноухий
осел, самовольничая, аккуратно общипал часть кустов одного растения -
винограда. Как тут разгневался хозяин, приговаривая: «Боже самые лучшие,
самые молодые веточки общипал!».

Прошло лето. Наступила осень. И тут греки вдруг решили поставить
огромный памятник ослу. И поставили.

Вопрос: Предположите, за что греки поставили памятник ослу?

Ответ: Общипанные кусты винограда дали щедрый урожай. Съев пасынки
растения, осел преподал крестьянам Греции урок ухода за растением.

3. Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли
фальшивые документы - грамоты, которые должны были служить
обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы
избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документ
о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном
листе пергамента.

Вопрос: Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора
доказать подлинность документ?

Ответ: Лист разрезали посередине зигзагообразной линией, и одна половина
шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно
было сложить обе половины документа так, чтобы они точно совпали -
только тогда документ признавался подлинным.

4. Из глубины веков дошла до нас незамысловатая народная загадка,
сложенная еще в Древнем Риме:

Постарайся угадать,
Кто такие братьев пять:

Двое бородаты,
Двое безбороды,
А последний, пятый,
Выглядит уродом:

Только справа борода,
Слева нету и следа ...

Когда еще не было на земле царицы цветов - красавицы розы, этот цветок
повсюду ценился дороже всех других творений богини Флоры. Им украшали
хижины в Древнем Китае и Индии, его обожествляли в Египте и Вавилоне, о
нем слагали элегии и оды в Риме и Греции. И вовсе не за красоту, которую
затмит потом божественная роза, - он утолял боль раненым воинам, из него
делали масло для благовоний, древние повара готовили из ягод и лепестков
его изысканные блюда и напитки.

Древние римляне считали его символом нравственности, греки разводили
его в садах вокруг храма Афродиты - богини любви и красоты, лепестками
его украшали путь новобрачных.

Это был цветок радости, любви, веселья.

Вопрос: Назовите это растение.

Ответ: Шиповник.

5. На фронтоне западного входа в знаменитый Пантеон изображен
легендарный спор за власть над Аттик ой между богиней мудрости и

познания Афиной и богом моря Посейдоном. Боги решили: пусть победит
тот, кто принесет людям наиболее ценный дар. Посейдон ударил трезубцем
по бесплодной скале - из нее хлынул источник. Афина вонзила в землю свое
копье - оно превратилось в дерево. Боги сочли дар Афины более ценным -
она стала покровительницей города.

Для древних греков оно было больше, чем дерево. Издавна наряду с
виноградом и злаками плоды этого дерева были у них основным продуктом
питания. Крестьяне, которые возделывали это дерево и виноград,
освобождались от воинской службы и общественных работ до начала
плодоношения выращиваемых ими культур.

С ветвью этого дерева без оружия вступали на берег послы в Древней
Греции и Древнем Риме. Ветка этого дерева считалась также символом
долголетия и мудрости.

Вопрос: Какой дар преподнесла людям Афина?

Ответ: Оливковое дерево.

6. Египтяне заметили, что накануне ежегодного разлива Нила на горизонте
обычно появлялась яркая звезда. Разливы Нила  имели огромное значение для египтян, так как после спада воды на берегу оставался плодородный слой ила, дававший возможность возделывать поля и получать хороший урожай. Поэтому к разливу реки заранее готовились, ждали его. Естественно, что египтяне считали появление яркой звезды божественным предзнаменование.
Эту звезду назвали СИРИУС, то есть «гончая собака». С тех пор и стала
собака у древних египтян священным символом.

Вопрос: Предположите, почему звезда была названа именно СИРИУС
(гончая собака)? Символом чего стала собака?

Ответ: В сознании людей образовалась связь между священной звездой,
предупреждающей о разливе Нила и собакой, предупреждающей своим лаем
о чьем-либо появлении. Собака стала символом бдительности.

Дополнительные вопросы:

  1. Назовите имя богини истории. (Клио)
  2. Кого называют отцом истории. (Геродот)
  3. Имя первого российского императора. (Петр 1)
  4. Какие животные спасли Рим. (Гуси)
  5. Он спал 33 года, а потом проснулся и даже угодил на картину
    В.М. Васнецова. Кто это? (Илья Муромец)

        На красной карете будет совершать путешествие _____________        

На зеленой ___________________________________________

На синей _____________________________________________

Итак, в путь дорогие друзья.

Колесо истории забросило нас в век XVIII, в Германию, где мы стали
свидетелями следующего разговора:

Сцена 1. « Фике и маман»

Фике:  (глядя в огкно) Скажите, маман, к чему меня готовят, заставляя танцевать под скрипку и слушать музыку, которую я не выношу?  

Маман: Вас готовят к замужеству.

Фике: А что я должна делать в замужестве?

Маман: Вы должны служить образцом поведения. И прошу не объедаться за
столом. (вносят письмо)

Фике: Могу я знать, что здесь написано?

Маман: Нет! ... Я еду в Россию и везу вас туда. Это великая тайна. Пока мы
скачем в Россию, ни одна кошка в Европе не должна знать.  Мы отъезжаем
под именем графинь Рейнбек и лишь в Риге сможем назваться своими
подлинными именами. Разрешаю вам взять с собой в Россию три платья,
остальные пригодятся вашим сестрам, когда подрастут ... скромность,
украшает невинность. Я позволю взять в Петербург медный кувшин. Пусть
русские дикари видят, что вы явились не с пустыми руками. Захотите
помыться, и вам не придется краснеть, выпрашивая кувшин у
императрицы ...

Фике: (глядя в окно) Куда стремятся эти толпы людей?

Маман:О! Эrи несчастные нищие в Германии, которые мечтают стать
богатыми в России.

Фике: Неужели в России для всех хватит места?

Маман: Эта страна беспредельна.

Фике: И богата?

Маман: Сказочно богата, дитя мое!

Вопрос:  Все мы знаем Екатерину П императрицу всея Руси как
Екатерину Великую. Именно это имя получила после крещения
немецкая принцесса Софья-Фредерика-Августа-Анхальт Цербская.
Такое имя было непривычное для россиян, поэтому до крещения в
православной церкви ее называли более кратким именем:

  1. Принцесса Софья;
  2. Принцесса Августа;
  3. Принцесса Фике;
  4. Принцесса Фреди.

Продолжаем наше путешествие.

Колесо истории крутится. Человек меняется и, чтобы представить себе
логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили,
какой мир их окружал, каковы были их общие представления о нравственности, их служебные обязанности, обычаи, одежда: почему они так
поступали. Л.Н. Толстой считал, что без знания простой жизни, без
постижения мелочей нет понимания истории.


СЦЕНА 2 «Официанты».

1.Что на первое хорошему гостю подашь?

2. Суп «Потофэ» в горшочке.

1. Еще какой?

2. Суп из тортю можно.

1. А что за тортю?

2. Ящерица с шелухой азиатская.

1. А еще чего?

2. Перед супом салат ливелье.

1. Дурак, оливье салат!

2. Оливье, я и хотел сказать.

1. А какой соус к холодной осетрине?

2. Паравансаль!

1. Провансаль, дурак! А знаешь, что такое бланманже?

На этом мы прервем собеседников. В прежние времена для службы
избалованному, прихотливому обществу от официанта требовалась большая
сноровка. Главное - это служить гостю, посоветовать ему самые дорогие
кушанья и вина. Официант должен знать 1000 блюд. Но вернемся к нашим
собеседникам. Хочу напомнить, какой вопрос задал распорядитель
новенькому официанту.

Вопрос: Что такое бланманже?

  1. Коктейль из фруктов и мороженного;
  2. Мороженное с дольками ананасов и бананов;
  3. Пирожное из молока с желатином; (мусс)
  4. Пирожное с заварным кремом.

1. А что такое бланманже?

2. Белое пирожное, которое из молока с желатином и дрожит ...

1. А как поднос с графином и с закуской понесешь?

2. На пять пальцев в левую руку и правой за край прихват. «Салфет» на
«Плечь», голову чуть назад, грудь выставить!

1. Это так ... А как за подарок благодарность выразишь?

2. Покорнейше вас-с благодарю-с за не оставление внимание-с.

Вы, наверно заметили, что в последней фразе, сказанной для гостя, официант
несколько раз употребил частицу - с?

Вопрос: Для чего? Что обозначало присоединение к словам - с?

  1. Говорила о том, что собеседник выше по положению в обществе;
  2. Частица вежливого обращения, возникла из обращения «сударь»;
  3. Таким образом, выражали благодарность.

В России в XIX веке частица «с» была распространена как частица
вежливого обращения. Особое распространение носила в чиновничьей среде.

СЦЕНА 3 « Екатерина II и Миних»

Миних: Каторга она и есть каторга, ... Не угодно ли вашему величеству,
чтобы явился к вам с того света супруг ваш покойный? - Вот самозвано
нарек себя Петром III.

Екатерина: Ну, понравилось тебе императором быть? Не убивал говоришь
никого, не шумствовал?! Тихий значит? Все мы тихие. Вот тебе на водку.
Ступай прочь!

Миних: Это еще что, у меня отбывают каторгу еще два императора Петр II с
Иоанном Антоновичем, сыном покойной Елизаветы ...

Екатерина: А меня еще нет на каторге?

Миних: Не теряю надежды ...

Самозванство было широко распространенным явлением. Причин тому было
не мало. Среди них и вера простого народа в возможность «чудесного
избавления» и постоянная надежда на доброго царя!

Вопрос: А как звали первого самозванца на Руси?

  1. Лжеигорь
  2. Лжеиван
  3. Лжедмитрий
  4. Лжевладимир

СЦЕНА 4 «Екатерина II  и Безбородко»

 

Безбородко: - Матушка - государыня, этого господина не надобно бы пускать
в Эрмитаж. Я почитай, каждый его визит беспрестанно подхожу к нему с
ящиком, и этот враль почти один наполняет ящик деньгами. Этак он скоро
совсем разорится.

ЕкатеринаII: - Пусть приезжает, мне дороги такие люди, после твоих
докладов и после докладов твоих людей я имею надобность в отдыхе, мне
приятно изредка послушать вранье.

Безбородко: - О! Матушка- императрица, если тебя это развлекает, то
пожалуй к нам в первый департамент правительствующего Сената; там толи
ты услышишь!

В Эрмитажных собраниях, при императрице Екатерине II, некоторое время
заведен был ящик для вклада штрафных денег за вранье. Всякий
провинившийся обязан был опустить в него 10 копеек медью. При ящике
назначен был казначей Безбородко.

Вопрос: Куда потом шли эти деньги из ящика лгунов?

  1. Раздавали бедным;
  2. Пополняли казну;
  3. Шло на жалованье служащим Эрмитажа;
  4. Шло на реставрацию коллекций.

Если вы не забыли, то наши герои говорят в стенах Эрмитажа. Пожалуй, вам
известно, что Эрмитаж, как частное собрание Екатерины II включает в себя
Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и
Эрмитажный театр.  

Вопрос: Что означает в переводе с французского слово Эрмитаж?  

  1. Царская резиденция;
  2. Коллекция;
  3. Место для развлечений;
  4. Место уединения.

Игра со зрителями:

  1. Этот прибор был изобретенный  в Китае, был известен уже во времена Цинь Ши- Хуанди. На современный прибор он совсем не похож. Представлял собой ложку, с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную подставку с делениями, и она поворачивалась одной стороной на юг, другой на север. Если бы, например, древний вавилонянин увидел вращающуюся саму собой китайскую «ложку», он закричал бы «Волшебство!»

Что это за прибор?  (компас)

  1. Впервые оно было изобретено в Финикии. Однажды финикийский
    торговый корабль, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы
    решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на
    которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали
    взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода
    расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи
    прозрачной жидкости.

Чем была эта жидкость?  (стекло)

  1. Они были изобретены в индии и назывались «Четыре рода войск».
    Впереди строилась фаланга - пехота, Во второй линии, в центре находились
    царь и царский советник. Рядом слоны, на флангах конница. Замыкали
    построение колесницы.

Что это за войско?  (шахматы)

Давайте подведем итоги перед суперигрой

в супер игре будет принимать участие         __________________________

 

Дорожка к победе составляет 400 верст - четыре отрезка по 100 верст
каждый. Четыре отрезка - четыре вопроса, на которые игрок должен
ответить, чтобы стать победителем игры. Готовы?

1 вопрос: Какое оружие в случае промаха возвращается к владельцу?

  1. Томагавк;
  2. Бумеранг;
  3. Ятаган.

2 вопрос: Как называют человека, делающего изделия из глины?

1. Гончар;
2.Бондарь

3. Горшечник

3 вопрос: Что искали аргонавты?

  1. Серебряное кольцо;
  2. Золотое руно;
  3. Прекрасную диадему.

4 вопрос: Он спал 33 года, а потом проснулся и даже угодил на картину
В.М. Васнецова. Кто это?

  1. Добрыня Никитич;
  2. Алеша Попович;
  3. Илья Муромец.

Награждение победителя. Подведение итогов недели истории.

Друзья! Мы бесконечно рады
За всех, кто получил награды!

Ну, что ж! Пора прощаться!
Программу нашу закрывать,
Успехов вам и счастья!

Вас в гости ждем опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры"Колесо истории"(к 210-летию А.С.Пушкина)

Увлекательная историко-литературная игра с элементами краеведения...

Игра "Колесо истории"

Цели игры:1.Обобщить знания учащихся по истории математики.2.Повысить уровень их общей математической культуры.3.Усилить творческую активность ребят  Ведущий:-Добрый день, дамы и господа! Я ...

презентация - игра "Колесо истории Дорогами войны"

в презентации полная разработка мероприятия с ходом проведения, вопросами, иллюстрациями...

Интеллектуальная игра "Колесо истории 6 класс"

Интеллектуальная игра для расширения кругазора и получения новой информации....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА « КОЛЕСО» ИСТОРИИ»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по новой истории для 7 класса. Игра- соревнование.Цель: развивать любознательность, интерес к историческим тайным, к изучению великих географических от...

Игра "Колесо истории"

Представляемый сценарий образовательно-игрового внеклассного мероприятия Колесо истории посвящен теме войн России с древнейших времен до второй мировой войны. Сквозная тематика позволяет участвовать в...

Игра "Колесо истории" - внеклассное мероприятие по истории для 9 класса

Игра "Колесо истории" - внеклассное мероприятие по истории для 9 класса...