пед. технологии. Комплексное интеллектуально-познавательное развитие на уроках истории и обществознания
материал по истории

  «Воспитывает ребенка
каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек,
с которым формирующаяся личность соприкасается».
В.А. Сухомлинский.

 Развитие современного мирового сообщества характеризуется такими технологиями производства, управлять которыми сможет только высокоинтеллектуальная личность, стремящаяся к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации. Поэтому на систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия, пространство выбора для проявления индивидуальных особенностей каждого (Л-И. Боженкова, В.В. Сериков, Л.М Фридман, И.С Якиманская). Основная цель модернизации системы образования, сложившаяся в последние десятилетия - повышение качества образования. В целях повышения качества образования необходимо введение новых технологий и методик обучения.

Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения стало ведущей идеей психолого-педагогических теорий Л.В Ланкова,   В.В.Давыдова,  Д.Б. Эльконина, согласно которым оно должно осуществляться на любых предметах, стать специальной целью, опираться на достижения современной науки, иметь технологическую основу. Как указывает М.А.Холодная, «...необходимо создание условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его умственного опыта на основе индивидуализации учебного процесса и внешкольной деятельности».В настоящее время школа является ядром культурно-­образовательной среды местного сообщества с налаженной связью между ее субъектами. В частности, ведется продуктивная работа в области воспитания и организации досуга с Домом культуры, представителями местной общественности в лице выпускников школы, родительских комитетов, частных предпринимателей. Социальная и культурно-образовательная деятельность, основанная на народных традициях, помогает снять противоречия в межнациональных отношениях и способствует воспитанию толерантных отношений в социуме.  Национально-культурные традиции как путь к толерантным взаимоотношениям и приобщения к мировым ценностям, содействуют лучшей адаптации подрастающего поколения к быстро изменяющимся условиям современности.

Одним из перспективных направлений в плане решения данной задачи является осуществление компетентностного подхода.

Компетентностный подход, реализуемый, в образовательно–воспитательной работе дает возможность сформировать у школьников способность действовать в ситуации неопределенности, найти необходимое решение из этой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.tehnologii.docx64.41 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное интеллектуально-познавательное  развитие

на уроках истории и обществознания

  «Воспитывает ребенка
каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек,
с которым формирующаяся личность соприкасается».
В.А. Сухомлинский
.

 Развитие современного мирового сообщества характеризуется такими технологиями производства, управлять которыми сможет только высокоинтеллектуальная личность, стремящаяся к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации. Поэтому на систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия, пространство выбора для проявления индивидуальных особенностей каждого (Л-И. Боженкова, В.В. Сериков, Л.М Фридман, И.С Якиманская). Основная цель модернизации системы образования, сложившаяся в последние десятилетия - повышение качества образования. В целях повышения качества образования необходимо введение новых технологий и методик обучения.

Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения стало ведущей идеей психолого-педагогических теорий Л.В Ланкова,   В.В.Давыдова,  Д.Б. Эльконина, согласно которым оно должно осуществляться на любых предметах, стать специальной целью, опираться на достижения современной науки, иметь технологическую основу. Как указывает М.А.Холодная, «...необходимо создание условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его умственного опыта на основе индивидуализации учебного процесса и внешкольной деятельности».

Применение идей ведущих педагогов российской школы является одной из приоритетных задач современной школы. Мы стремимся создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребёнка, помочь формированию активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. И именно поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника.

Программа развития   школы - «Развитие культурно-образовательной среды местного сообщества для формирования толерантной личности». МБОУ «Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат» решает сложную задачу – изучить историю и культуру, привить любовь и желание к изучению и глубокому постижению родного языка, научить мыслить на нем, использовать его в творческой деятельности. С этой целью родители из многих сел нашего района, г. Улан-Удэ, и других районов республики  привозят своих детей. Надежды родителей в большинстве случаев оправдываются, ребенок в процессе обучения и общения не только овладевает бурятским языком, но и приобщается к богатейшей национальной культуре и истории. Мы исходим из основного посыла, что человек, не знающий и не ценящий родную культуру, историю, родной язык  не может приобщиться к богатствам культуры другого народа и общемировой культуры.

В настоящее время школа является ядром культурно-образовательной среды местного сообщества с налаженной связью между ее субъектами. В частности, ведется продуктивная работа в области воспитания и организации досуга с Домом культуры, представителями местной общественности в лице выпускников школы, родительских комитетов, частных предпринимателей. Социальная и культурно-образовательная деятельность, основанная на народных традициях, помогает снять противоречия в межнациональных отношениях и способствует воспитанию толерантных отношений в социуме.  Национально-культурные традиции как путь к толерантным взаимоотношениям и приобщения к мировым ценностям, содействуют лучшей адаптации подрастающего поколения к быстро изменяющимся условиям современности.

Одним из перспективных направлений в плане решения данной задачи является осуществление компетентностного подхода.

Компетентностный подход, реализуемый, в образовательно–воспитательной работе дает возможность сформировать у школьников способность действовать в ситуации неопределенности, найти необходимое решение из этой ситуации.

Компетентностное обучение является перспективным еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

 Концепция нашей педагогической деятельности  ориентирована не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, гражданской позиции, его познавательных и созидательных способностей. В процессе учебно-воспитательной работы формируется целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

При этом выделяются три основных уровня успешной деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

  1. быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения,
  2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации,
  3. выдвижение новых способов деятельности за счет глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и появлению неожиданных идей и решений.[1] 

 «Новый тип» общеобразовательной школы призван обеспечить высокий уровень подготовки учащихся. Поэтому перед педагогическим коллективом МБОУ «Ацагатская средняя общеобразовательная школа-интернат» имени Агвана Доржиева  поставлена цель: содействовать, способствовать развитию, формированию и становлению сильных, ярких личностей; одновременно знающих родной язык, приобщённых к культуре своего народа.

На основании перечисленного составлена образовательная программа моей педагогической деятельности   «Использование активных форм обучения – основа развития познавательной компетентности школьника»

  В основе программы лежит принципы гуманизма[2], личностного  подхода, системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе, что важно и актуально на сегодняшний день в условиях  модернизация образования.

Цель образовательной программы: воспитание конкурентоспособной целостной личности и в формирование у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования.

Моя цель, как педагога, ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности, для самоопределения и самореализации личности, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности, социально-значимых ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и других сферах

Главными задачами  моей образовательной программы являются:

  • поддержка личностного развития ученика (становление его нравственных качеств, интеллектуального, творческого потенциала)
  • формирование знаний по обществоведческим дисциплинам в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий.
  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование компетенций, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
  • создание собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе в обучении обществоведческим дисциплинам, который отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций.
  • воспитание гражданина – патриота своей страны, малой Родины,  уважающего национальные и общечеловеческие ценности;
  • совершенствование инновационной деятельности, привлечение учащихся к участию в проектно-исследовательской работе, в различных конкурсах и олимпиадах;
  • продуктивное взаимодействие с родительской общественностью и социумом.

Проработав двадцать три года в школе учителем истории и обществознания, размышляя о собственной системе организации процесса освоения знаниями, приходит осознание того, что суть состоит не в том, чтобы учащийся получил некоторую сумму знаний, а овладел способами проявления своих знаний в жизни, имел собственное научное мировоззрение, критическое мышление, креативный подход к решению учебных задач. Формирование у школьников ключевых компетенций и компетентностей достигается не только за счет изучения учебного предмета, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими сторонами жизни детей. Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс, но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Творческий поиск меня, как учителя, связан с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного подхода. Это позволяет решать проблему мотивации учебной деятельности, создавать модель “учения с увлечением”.

 Методические пути и средства реализации образовательной программы:

Изучение содержания программы осуществляется на основе 3 методических путей: 

  1. комплексное интеллектуально-познавательное развитие на уроках истории и  обществознания;
  2. организация интеллектуального клуба «ШкАД – школа Агвана Доржиева»;
  3. Интернат при школе как форма социализации учащихся.

2.1. Комплексное развитие интеллектуальных и познавательных способностей на уроках истории, обществознания – первый путь реализации данной программы.

Основной целью моей педагогической деятельности является  – способствовать усвоению учащимися знаний по истории человечества. Содействовать развитию способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески применять исторические знания, а также вызывать развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России, Бурятии, малой Родины и в целом всего мира,  способствовать развитию чувства патриотизма и толерантности.

Анализ и оценка условий реализации образовательной программы:

Важную роль в обучении истории и обществознанию играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, ТСО, поэтому я постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка разноуровневых заданий по каждому классу, презентаций к урокам, разнообразных раздаточных и дидактических материалов.

Методическое обоснование выбора УМК:  

Анализ УМК, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию на 2016/2017 учебный год, показывает, что требованиям  ФГОС в полной мере соответствуют учебники «История» и «Обществознание»    для 5- 9 классов и 10-11 классов, издательства «Просвещение». Содержание и методический аппарат учебников разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, направлены на формирование и совершенствование ключевых надпредметных умений и навыков, обеспечивающих успешность выпускника в современном мире, таких как формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;  воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Предполагается, что результатом изучения истории и обществознания в  школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Материалы, составляющие учебно-методический комплекс,  основываются на совокупности технологий  развивающего обучения (проблемно-диалогической технологии, технологии критического мышления), эффективное использование которых позволяет педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с деятельностным подходом к обучению. В учебниках и рабочих тетрадях данного комплекса предусмотрен проблемный характер изложения материала, предлагаются ситуации актуального активизирующего затруднения, целью введения которых является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности. К такому результату относятся идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, проекты). В начале  каждой главы учебников помещены ключевые проблемные вопросы, ответить на которые помогают разноуровневые задания, объединенные в несколько рубрик: «Задания к пунктам параграфа», «Задания к параграфам», «Задания к главам», «Задания к разделам». Задания направлены  на достижение как предметных результатов, так и метапредметных результатов, в частности, развитие умения решать творческие задачи, умения преобразовывать учебный материал, использовать его в новой ситуации, представлять результаты своей деятельности в различных формах (презентация, сообщение, ролевая игра, защита проекта и др.).

 Принципы и критерии отбора содержания образовательной программы.

При отборе содержания образовательной программы  реализуются следующие педагогические принципы:

- принцип научности  (научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности учащихся);

- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;

- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социокультурной среде, не противоречащей природе ребёнка;

- принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно-образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельности педагогов; 

- принцип коллективности (осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри класса);

- принцип системности (требует рассматривать деятельность каждой ступени как взаимосвязанный, взаимодейственный элемент целостной системы);

- принцип креативности  (творческий характер всей деятельности, реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя).

Реализация данных принципов отвечает задачам личностно-ориентированного обучения

Приемы и методы реализации программы:

Приоритетным направлением в своей работе считаю использование   Интернет-  Стараюсь активно внедрять в образовательный процесс современные проектные и информационные технологии. Преимущества использования ИКТ на уроках истории:

  • Усиление наглядности и яркости обучения.
  • Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
  • Большая заинтересованность учащихся.
  • Расширение видов деятельности на уроках.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет.
  • Возможность возврата к пройденному материалу.
  • Повышение значимости, престижа истории и обществознания.

Результатом использования ИКТ является:

  • Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания
  • Хорошая  итоговая успеваемость по предметам.
  • Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.

Но, несмотря на проблемы мы апробируем новые способы использования ИКТ компетенции в образовательном процессе. Регулярно в рамках контроля за качеством образования осуществляем контроль знаний учащихся   выполняя тренировочные задания   ФИПИ.  

 В   повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока, увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. В своей работе придерживаюсь слов Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся:

Уроки-соревнования, игры: ролевые игры, викторины, турниры.

Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей:

Урок – диалог, Урок – пресс конференция, Урок – путешествие. Урок – суд.

         Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки.

Использование игровых технологий позволяет развивать творческие способности учащихся. Играя, ученики ставят творческие задачи, в решении которых им помогают знания, умения, воображение, выдумка. Примерами использования игровых технологий урок в 10 классе: «Феодальная раздробленность», где дети делятся на 3 группы, в группе выбирают своего князя, задача которых творчески представить и рассказать о своем княжестве.

Для достижения этой цели мной практикуются нестандартные уроки в основе которых лежит игровая технология: уроки-аукционы, уроки – суды, исторические путешествия, интерактивные уроки  и др., когда  дети активно включаются в процесс обучения.   Игра обучает навыкам социального поведения, развивает многие социально-значимые навыки человека.

Отечественные  психологи и педагоги (А.П. Аникева, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин), высоко оценивали интеллектуальные и деловые игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей. Они считали необходимым широко использовать интеллектуальные игры в системе обучения и воспитания.

Так, например, на уроках-аукционах по темам: «Культура России начала XX века», «Правление первых русских князей» дети стараются отвечать на вопросы, при этом зарабатывают своими знаниями виртуальные деньги, «картики».  Конкурс знатоков «Своя игра» по теме: «Великая Отечественная война», «Передняя Азия в древности», «Избирательное право» и в др. способствуют развитию логики, скорости мышления. Причем дети самостоятельно выбирают вопросы по уровню сложности в зависимости от стоимости вопроса 10, 15, 20 баллов. Уроки-суды по теме: «Суд над Наполеоном I», «Суд над Николаем II», «Суд над Петром I» где учащиеся распределяются  по ролям (судья, адвокат, прокурор, присяжные заседатели), выступают с заданной позиции, стараясь убедить слушающих  в своих доводах. Такие ролевые игры предполагают углубление знаний  ребят о деятельности исторических личностей, умению подобрать необходимую информацию и  аргументировано выступать и доказывать свою точку зрения, что способствует развитием информационно-коммуникативной компетенции и нестандартного мышления.

Чтобы лучше воспринимать учащимся  и критически осмысливать изученный материал, мной используется проблемный подход в  обучении. Моя задача, задача современного педагога, преподавателя, помочь ребенку, приобрести необходимые компетенции, способствующие формированию предпринимательского поведения, разрешению нестандартных ситуаций и проблем, умению брать на себя ответственность, вырабатывать перспективное видение и коммуникативные навыки. Это качества, которыми должен обладать современный специалист, самостоятельный, уверенный в собственных силах, конкурентоспособный на арене социально- экономического пространства.

В соответствии со ФГОС, акцент в современном преподавании ставится на самостоятельную и творческую деятельность учащихся, которая способствует умению приобретения знаний, исследованию проблем, поиску альтернативных решений, формированию мотивации достижения успеха, обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Особенность данной технологии заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего.

В моей практике это выглядит так: создаю проблемную ситуацию, направляю внимание детей  на ее решение, организую его поиск. Таким образом, обучаемый находится в положении субъекта своего обучения и как результат, он получает новые знания, обладает новыми способами действия.

Многолетний опыт показывает, что в работе с проблемными ситуациями, оптимальными являются следующие этапы:

  • создание проблемной ситуации и формулирование проблемы;
  • выдвижение гипотез и выбор плана решения на основе известных способов или поиск нового решения;
  • реализация плана решения или алгоритма;
  • проверка правильности решения с систематизацией полученной информации.

Изначально, работаю над постановкой проблемного вопроса, отвечающего следующим требованиям: сложность, сопряжение с противоречиями; увлекательность, не лишенная научного подхода; емкость, способность охватить широкий круг вопросов; расположенность к научному спору на базе различных толкований; создание затруднения, необходимого для решения проблемы.

Следующий шаг - это перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию через углубление самой проблемы; поиск разных граней решения; сопоставление разных вариантов ответа.

Затем я определяю форму решения проблемных ситуаций, разрабатываю вопросы и задания, учитывая при этом уровень развития студентов, характер исторического материала, педагогические цели.

При применении метода проблемного обучения я учитываю несколько аспектов, которые помогают всецело погрузиться в данную технологию:

  • соблюдение условий успешного применения технологии проблемного обучения;
  • знание ее достоинств, трудностей и недостатков.

Итак, отмечаю ряд условий для успешного применения проблемного обучения:

  • проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
  • быть доступными для учащихся;
  • должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
  • задания должны быть таковыми, чтобы обучаемый не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

К достоинствам проблемного обучения далее относим:

  • высокую самостоятельность обучаемых;
  • формирование познавательного интереса или личностной мотивации;
  • использование творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно - сформулированных заданий и активизации, за счет их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

1 этап. Разработка проблемных вопросов.

Проблемный вопрос должен быть сложным, противоречивым, предполагающим научный спор на базе различных истолкований, создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Примеры проблемных вопросов по истории:

  • Почему Иван Грозного считают тираном или выдающимся государственным деятелем?;
  • Почему восстание декабристов потерпело поражение?;
  • Почему большевики смогли захватить и удержать власть?;
  • Почему Революцию считают добром или благом?

      Примеры проблемных вопросов по обществознанию:

  • Политические партии: добро или зло;
  • Глобализация: за и против;
  • Рыночная экономика: достижения и издержки;

2 Этап. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию:

  • через углубление проблемного вопроса. Например, при изучении темы «Возвышение Москвы» в 6 классе, в начале урока, работая по карте «Московское княжество в  начале XIVв.», отмечаем, что Москва в то время представляла собой маленькое княжество, ничем не выделявшееся среди других земель Северо-Восточной Руси. Перед учениками ставится задача выяснить, возвышение Москвы – это закономерность или стечение обстоятельств?
  • через поиск разных граней его решения, через рассмотрение общественного явления, исторического факта с различных позиций, использование противоречия, фактов, идей, кажущихся парадоксальными, нелогичными, неожиданными
  • создание ситуации выбора через сопоставление разных вариантов ответов, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов выбрать и обосновать один, наиболее убедительный.
  • прием альтернативной ситуации предполагает выбор вариантов исторического развития событий реально существовавших в истории. Проблемный вопрос при этом начинается со слов: «Что было бы, если (Временное правительство провело необходимые преобразования, НЭП не была свернута большевиками и др.)
  • прием ролевой дискуссии – ученикам предлагается встать на позицию какого-либо лица или группы. Примером использования данного приема может служить обсуждение исторического пути российской цивилизации представителями различных  течений общественно-политической жизни России середины XIX в (славянофилов, западников, социалистов, консерваторов, народников).  

3 этап. Решение проблемной ситуации:

На данном этапе использую следующие формы решения проблемных ситуаций:

  • Дискуссия.  К примеру, после изучения темы «Правление Александра I» в    провожу урок обобщения и закрепления знаний по теме в форме дискуссии «Правление Александра I – период расцвета или время упущенных возможностей». Класс предварительно делится на две группы, ребята  готовят аргументы в пользу своей позиции, анализируя личность правителя, направления и результаты внутренней и внешней политики.  Такие уроки способствуют развитию критического мышления, умения анализировать исторические факты и явления, навыков определения и аргументации своего отношения к социальным явлениям, историческим версиям и оценкам, опыта рассмотрения и обсуждения дискуссионных проблем истории и современности.
  • Исследовательская работа с историческими источниками (текстами, документами, материалами с проблемной направленностью)

По курсам создаю блоки проблемных уроков. В качестве примера хочу привести разработанный мною блок проблемных уроков по истории  по теме:

«Кризис империи: реформы или революция»

Проблемный вопрос к главе: Почему рухнула Российская империя Романовых?

Тема урока

Проблемный вопрос

Урок 1.

Российское общество в начале

XX века.

К какому типу общества: традиционному или индустриальному можно отнести российское общество начала XX в.?

Урок 2.

  Самодержавная монархия.

Николай II – «кровавый» или «святой мученик»?

Урок 3.

Русско-японская война.

Почему русско-японская война стала большой и проигрышной?

Урок 4.

1905 г. – конфликт власти и общества. Первая русская революция.

Почему началась революция 1905 г.? Достигла ли она цели?

Урок 5.

Политические партии и их программы.

Какая из партийных программ была наиболее целесообразной и перспективной для развития страны в условиях того времени?

Урок 6.

Думская монархия и столыпинские реформы.

Была ли решена аграрная проблема в результате столыпинской реформы?

Урок 7.

Модернизация и культура.

Почему начало XX века – «Серебряный век русской культуры»?

Урок 8.

Россия в Первой мировой войне.

«Первая мировая война – катализатор или причина революции?»  

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями проблемного обучения:

  • огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода к работе с учащимися;
  • совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства;
  • рефлексирование своих действий при подготовке обучаемых к работе с проблемными ситуациями и поиске способов их решения, сталкивании противоречий и изложении различных точек зрения по определенной проблеме.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у ребенка в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять технологию проблемного обучения. Но стремиться к нему надо, и каждый опытный педагог его использует, так как проблемное обучение связано с исследовательской деятельностью.

Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события. Его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.

Проблемные уроки предусматривают обязательное активное и осознанное участие школьника в организации своего обучения, когда ребенок сам становится субъектом учения, а не объектом. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, изменяя роль преподавателя.  Основной путь обучения средствами субъективизации,  предполагает передачу части функций учителя учащимся.  В практическом плане это означает, что школьники сами формулируют  цель и задачи  урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, в формулировании выводов и обобщений. Например, при изучении  темы «Гражданская война в США» и при изучении любой войны или революции, учащиеся зная алгоритм изучения события, определяют, что они должны узнать по этой теме: предпосылки, причины, участников, основные события, характер, итоги  и значение войны.  В начале урока или в конце  совместно с ребятами формулируем проблему: «Можно ли было предотвратить войну?», «Почему Север одержал победу?», «Революция – это зло или благо?». Отвечая на данный вопрос,  дети используют уже полученные знания, что позволяет им более критически осмыслить войну или революцию. Предлагаются следующие проблемы для обсуждения и написания эссе: «Кто виноват в развязывании I мировой  войны?»,  «Можно ли было избежать II мировой войны?», «Почему СССР не был готов  к  войне,  когда разведка  докладывала точную дату начала войны?», «Роль И.В. Сталина в Победе  в ВОв?»  и т.д.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (класс)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - класс” или “группа учащихся — класс” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.   По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, принять правила, предложенных учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной. Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. Это: “мозговой штурм”, дискуссия, работа с анаграммами,  групповая работа, ролевая и деловая игра, метод “Три предложения ” и другие. Например, урок по Новой истории по теме «Общественно-политические течения XIX века » класс делится на 4 группы по течениям: либералы, консерваторы, марксисты, социалисты, во время выступлений каждая группа задает вопросы друг другу по идеям данного течения, в результате возникает диалог между группами, который позволяет более глубоко рассмотреть и понять рассматриваемое течение.

Один из методов интерактивного обучения является кейс-метод. Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.  

В кейс-метод входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

  Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС  Хрущева Н. С.

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

1.В чем заключается проблема?

2.Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

3.Как вы можете объяснить возникшие трудности?

4. Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие. В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Чтобы каждый учащийся получил качественные  знания по предмету, я веду карту индивидуальной работы учащегося в программе Microsoft Excel (приложение № 6). Карта состоит из таблицы, где отображены  основные формы контроля, которые ученик должен сдать:  домашнее задание, работа в группах, составление таблиц, схем, умение работать с документом, написание эссе, знание понятий, знание хронологий т.д..  Данная форма позволяет контролировать деятельность каждого ребенка как со стороны учителя, так и со стороны самого ученика. Ученик ведет самоконтроль и помогает учителю выявить слабые стороны в знаниях. Для их  восполнения ведутся дополнительные занятия совместно с учителем или  даются задания, которые ученик может проработать.  


[1] Рабочая концепция одаренности. Президентская программа «Дети России» под ред. Д.Б. Богоявленской: «Издательство Магистр», М.,1998

[2] Федеральный закон «Об образовании в РФ». 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания

Статья раскрывает все этапы научного исследования в процессе проектной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания....

Использование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование ги...

Статья "Технология "Мозгового штурма" на уроках истории и обществознания"

приминение на уроках технологии "Мозгового штурма"...

Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания

Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания...

Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...

Мастер-класс по теме: «Применение технологии опорных сигналов на уроках истории и обществознания»

На уроках я часто использую опорные сигналы, в качестве которых выступают даты, события, термины, таблицы, схемы, аббревиатуры, портреты исторических личностей и многое другое. Объяснение нового матер...