План-конспект урока истории в 9 классе "Отечественная война 1812 г."
план-конспект урока по истории (9 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: изучение причин и хода Отечественной войны 1812 г.; ознакомление обучающихся с заграничными походами русской армии 1813-1814 гг.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Отечественная война 1812 г.»

Цель: изучение причин и хода Отечественной войны 1812 г.; ознакомление обучающихся с заграничными походами русской армии 1813-1814 гг.

Задачи:

Образовательные:

- рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

- развивать умение работать с учебником, овладение понятиями: заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., «Битва народов» под Лейпцигом (4-7 октября 1813 г.);

Развивающие:

- развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка;

- развивать речь учащихся;

- сформировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия;

- развивать у учащихся самостоятельность, внимательность при поиске ошибок.

Воспитательные:

- воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

-  воспитать чувство само- и взаимоуважения;

- сформировать интерес к истории  как науке.

Тип урока: изучение нового материла.

Форма урока: урок-лекция.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, карта «Отечественная война 1812 г.», карта «Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.», контурные карты, фрагменты исторических источников, портреты полководцев, учебные картины и иллюстрации.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

  1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812 г.
  2. Характер войны, соотношение сил.
  3. Вторжение Наполеона в Россию.
  4. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.
  5. Бородинское сражение.
  6. Совет в Филях и оставление Москвы.
  7. Партизанское движение и народное ополчение.
  8. Отступление и гибель «Великой армии».
  9. Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Работа по вопросам к домашнему параграфу. Работа по карте у доски.

III. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812 г.» Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812 года называют народной, Отечественной.

По ходу урока мы будем с вами выполнять задание по контурной карте, а в конце урока вы заполните анонимную анкету, в которой выразите свое отношение к Отечественной войне 1812 года.

1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812 г.

А теперь приступаем к изучению нашей темы, но прежде чем мы начнем, хотелось бы вспомнить, почему в тот исторический момент Отечественная война 1812 года была делом времени? (Беседа с учащимися).

- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

(европейское и ближневосточное)

- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?

(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду)

- Что такое континентальная блокада?

(прекращение торговых отношений с Англией)

- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

(1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России; 2. Россия оказалась в изоляции; 3. авторитет Александра резко упал)

Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.

- Назовите причины войны.

   

Для Франции

Для России

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции).

2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;

3. падение авторитета Александра I.

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

2. Характер войны, соотношение сил.

- Какого было соотношение сил?

Франция

Россия

600 тыс. человек

220 тыс. человек

- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Франция

Россия

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Франция

Россия

Захватническая, грабительская война

Отечественная война - защита свободы и независимости своей Родины

- Как была расположена русская армия перед началом войны?

(Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М. Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман,  2-ая армия под руководством П. И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии,  3-ая армия под руководством А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)

Учитель показывает на карте расположение русской армии.

- Какие планы преследовал Наполеон?

(Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)

3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

Задание по контурной карте. Отметьте на карте:

  1. границу Российской империи;
  2. расположение русских войск и главнокомандующих;
  3. р. Неман;
  4. г. Смоленск;
  5. г. Москва.

Да, Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.

4. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М. Б. Барклая де Толли.

Работа с документом. №1

А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

- Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?

- Кого они в этом винили и почему?

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812 года?

- Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Сообщение учащегося « М. И. Кутузов - русский полководец».

5. Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км. от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Задание по контурной карте. Отметьте на карте:

1. Бородино.

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.

- Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.

(Силы приблизительно равны)

Учитель  расположение русской и французской армий показывает по условной карте, нарисованной на доске, рассказывает  о Бородинском сражении, попутно спрашивает у ребят, что такое:

- инфантерия (пехота);

- флеши (земляные укрепления);

- пехота (пешие войны);

- кавалерия (конница).

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 г. - Бородинское сражение.

Ученик читает отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Вам не видать таких сражений! ...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! ...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

Работа с документом №2

И. Радожицкий «На левом фланге происходящая битва; русские мужественно сражались в окопах, французы за каждый шаг вперед платили несметную потерю людей. Нельзя удивляться отчаянию, с каким лезли они на смерть. Нельзя ни удивляться присутствия духа русских, с каким они защищались.

С. Селиванский «В продолжение одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75000 человек и более 35000 лошадей.

Целые батареи переходили несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена в адскую обитель. Пальба, звуки. Радостное восклицание победителей, часто повторяемые «Ура», вопли умирающих. Ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках,- все сие смешалось, придавало ужасной сие картине действие, которое ни какое перо изобразить не в силах».

Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

  1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;
  2. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
  3. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;
  4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

6. Совет в Филях и оставление Москвы.

Запись на доске и в тетради:

1 сентября 1812 г. - совет в Филях.

На совете решался вопрос – оставлять Москву или дать еще одно сражение. Кутузов сказал: « Пока цела армия есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…».

- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе.

Работа с документом № 3. Почитать и ответить на вопрос:

- Какой предстала Москва перед французскими войсками?

- В чём была причина недовольства Наполеона?

А. Ермолов: « …Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Фриз: « …С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали, на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «… Дома, хотя большей частью деревянные, поражают нас своей величиной и пышностью. Но все двери открыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх. Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении произведенном развалинами Помпеи… но здесь впечатление еще более гробовое».

С. Селиванский: «Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровитских ворот, не увидя ни единого жителя. Негодование было написано на всех чертах Наполеона. Он даже не брал на себя труда скрывать то, что происходило в его душе».

Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.

7. Партизанское движение и народное ополчение.

- Кто такие партизаны?

 (Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)

Краткие сообщения учащихся о видных партизанах времен Отечественной войны 1812 г.

  1. Д. Давыдов;
  2. А.С.Фигнер;
  3. А.Н. Сеславин.

Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

- Что такое ополчение?

(Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.

Работа с документом № 4.  Прочитайте текст и ответьте на вопрос:

- Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?

Геройство старостихи Василисы Кожиной

Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

8. Отступление и гибель «Великой армии».

А где русские войска во главе с Кутузовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино.

Задание по контурной карте. Отметьте на карте:

  1. Тарутино;
  2. Малоярославец;
  3. Можайск;
  4. Тулу;
  5. Калугу.

Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.

 После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.

Ученик выразительно читает отрывок из поэмы А. С. Пушкина « Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

- Куда повернул Наполеон?

(На юг)

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

Работ с документами № 5. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

-Что осложняло отступление французов?

Н. Муравьев: «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

Задание по контурной карте. Отметьте на карте:

1. р. Березина;

2. Отступление французской армии.

В районе реки Березины в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.

Запись на доске и в тетради:

6 января 1813 г. Александр I подписал Манифест об окончании войны.

- В чём же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу?

Вывод.

Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

9. Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.

После окончания победоносной войны 1812 г. казалось, что длительному противостоянию Франции и Российской империи пришел конец. Люди хотели мира, необходимо было восстановить страну после войны. С изгнанием армии Наполеона из России  война не окончилась. М. И. Кутузов выступал против продолжения войны, а Александр – за продолжение войны.  

- Подумайте, какие аргументы в пользу своей точке зрения могли выдвигать полководец и император?

М. И. КУТУЗОВ

АЛЕКСАНДР I

Нет смысла в том, чтобы кровью русских солдат освобождать Европу. Русская армия понесла большие потери в Отечественной войне, она истощена. Поэтому в новой войне она столкнётся с огромными трудностями.

Если дать Наполеону передышку, то Европа по-прежнему останется в его власти и сохранится угроза русской армии на Немане. При продолжении войны можно рассчитывать на поддержку  Пруссии.

13 января 1813 г. – начало заграничных походов русской армии.

Как вы считаете, в чём заключалась цель заграничных походов русской армии?

Цели заграничного похода русской армии 1813-1814 гг.

  1. Освобождение стран западной Европы от французского владычества.
  2. Окончательно покончить с захватническими планами Наполеона.
  3. Усиление влияния Российской империи в Европе.

В январе 1813 г. русская армия форсировала Неман. Начало похода было успешным для Российской империи. Почти без боя заняли Польшу, ряд городов Германии. Европейцы встречали русских солдат как освободителей с радостью, многие присоединялись к русской армии. В марте 1813 г. русские вошли в Берлин. Заняли Гамбург. После этого на сторону России перешла Пруссия. Все новые и новые союзники появлялись у Российской империи, казалось, что в скором времени Наполеон будет уничтожен. К несчастью, находясь в Пруссии, М. И. Кутузов простудился и несмотря на все усилия врачей 28 апреля 1813 г. скончался в городе Бунцлау. Тело полководца забальзамировали и отправили в Петербург. 25 июня 1813 г. его торжественно похоронили в Казанском соборе Главнокомандующий русской армией был назначен П. Витгенштейн. В это время Наполеон собрал новые силы.  В конце апреля в двух больших сражениях при Лютцене и Бауцене русско-прусских войско ждали неудачи, они потерпели поражение. Но существенно изменить расстановку сил в Европе это уже не помогло. С 25 мая 1813 г. новый главнокомандующий - Барклай де Толли. Лето 1813 г. – создание 6-ой антифранцузской коалиция в составе России, Пруссии, Австрии, Англии, Швеции. 26 – 27 августа 1813 – победа Наполеона под Дрезденом. 29—30 августа 1813 – разгром русско-прусско-австрийскими войсками французского корпуса генерала Вандама под Кульмом в Богемии (ныне Чехия). Кульмская победа спасла 6 коалицию от распада. Обе стороны хотели как можно быстрее решить ход военной компании и ждали генерального сражения, которое и состоялось 4-7 октября 1813 г. под Лейпцигом – «Битва народов». У Наполеона было 170 тыс. человек против 200 тысячной армии союзников.  Союзники атаковали, но это не принесло результатов, более того, Наполеон перешёл в контратаку, прорвал фронт неприятеля, едва не захватив в плен самого императора Александра I. Жизнь императора была спасена лихой атакой казаков Платонова. К союзникам вскоре подошло подкрепление, они снова перешли в атаку. Войско французов стало распадаться, части, одна за одной, бежали, первые это сделали саксонцы. 19 октября 1813 года Наполеон Бонопарт потерпел поражение союзных армий и был вынужден отступить за реку Рейн во Франции. За реку Рейн Наполеон отвел только 60 тыс. солдат, потери противников тоже были велики, но они могли себе это позволить, Наполеон не мог. Если в январе 1813 года Наполеон владел всей Европой, то в январе 1814 года у него осталась только Франция. Победа была одержана, Наполеон сломлен, но Александр I гнал свои войска вперед к заветной цели в Париж. 18 марта 1814 года, несмотря на сопротивления, столица государства Париж была взята войсками союзников. Александр I на белом коне лично въехал в ворота побежденного города. Французские дамы кидали ему букеты и кричали «О, спаситель». Александр говорил: «Что теперь скажут в Петербурге? Ведь, право же, было время, когда у нас, величая Наполеона, меня считали за простачка?» Наполеон после этого должен был сдаться и отречься от  престола. Союзники отправили его в ссылку на небольшой остров Эльба рядом с Итальянским побережьем.

IV. Закрепление. Работа по вопросам к параграфу.

V. Итоги. Итоги урока подводит один из учеников.

Рефлексия. Заполнение анкеты. 

VI. Д/З. § 5-6 – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту, написать письмо от лица участника Отечественной войны 1812 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд из будущего"

Данный урок был впервые представлен на конкурсе педмастерства в 2011 году. Он представляет собой интерпретацию исторических событий и поступков исторических деятелей....

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян

план -конспект к уроку истории в 5 кл  на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме....