План-конспект урока истории в 9 классе "Империя Наполеона I"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: ознакомление обучающихся с внутренней и внешней политикой Наполеона I.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Империя Наполеона I»

Цель: ознакомление обучающихся с внутренней и внешней политикой Наполеона I.

Задачи:

- познакомить обучающихся с личностью Наполеона I;

- изучить внутреннюю политику Наполеона I;

- изучить внешнюю политику Наполеона I;

- продолжить развивать умения анализировать историческую информацию, систематизировать выводы.

Тип урока: изучение нового материла.

Форма урока: урок-лекция.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, карта «Европа в годы Наполеоновских войн (1800-1815)», фрагменты исторических источников, учебные картины и иллюстрации.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Франция в конце XVIII в. 

2. Переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. 

3. Провозглашение империи. 

4. Завоевание господства в Европе. 

5. Тильзитский мир 1807 г. 

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Работа по вопросам к домашнему параграфу. Работа по карте у доски.

III. Изучение нового материала.

1. Франция в конце XVIII в. 

В стране, пережившей якобинский террор, заговоры роялистов и сторонников всеобщего равенства, стало преобладать стремление к спокойствию. Новые богачи, которые приобрели земли Церкви и аристократии, крестьяне, освободившиеся от сеньориальных поборов, опасались реставрации монархии. Они боялись, что их интересы и права собственности будут нарушены. Однако доверие к Директории, пришедшей к власти после переворота 27 июля 1794 г. и опиравшейся на умеренные фракции Законодательного собрания, к её способности поддерживать порядок в обществе падало.

У границ Франции по-прежнему стояли войска воюющей с ней Австрии, на море господствовал английский флот. В борьбе с политическими противниками Директория полагалась исключительно на насилие.

Её положение внутри страны становилось всё более шатким. В это время во Францию из Египетского военного похода прибыл популярный полководец Наполеон Бонапарт. С его приездом началась подготовка к перевороту, в котором приняла участие часть членов Директории.

История в лицах

Наполеон Бонапарт (1769-1821) — сын небогатого корсиканского дворянина. Он получил военное образование и в 1785 г. начал службу во французской армии в чине подпоручика (младший офицерский чин).

В 1793 г. Бонапарт, ставший капитаном, предложил план штурма захваченного англичанами Тулона. Это позволило прекратить изнурительную осаду и взять город. За успешную операцию Наполеон был произведён правительством якобинцев сразу в бригадные генералы.

В 1795 г. роялисты, подняв мятеж, попытались захватить дворец Тюильри — резиденцию правительства. В условиях всеобщей растерянности Бонапарт использовал артиллерию и рассеял толпу вооружённых монархистов. За это он был назначен командующим гарнизоном Парижа, а затем армией, ведущей войну в Италии. Здесь Наполеон в полной мере продемонстрировал свои способности полководца.

Разгромив австрийцев в Италии, будущий император отправился со своей армией в Египет. В его планы входило покорение Османской империи (Турции), Персии (Ирана) и изгнание англичан из Индии. Однако, узнав об углублении кризиса режима Директории, Наполеон покинул свою армию и вернулся во Францию. В 1801 г. под натиском турок и англичан оставленные им в Египте войска капитулировали.

2. Переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. 

Прибыв в Париж, Наполеон был назначен командующим всеми войсками, размещёнными в городе и его окрестностях. 18 брюмера солдаты Наполеона ворвались в зал, где заседало Законодательное собрание. Перепуганные депутаты без возражений проголосовали за роспуск Директории и передачу власти трём консулам.

Новая конституция 1799 г. формально сохранила республику, но вся полнота власти переходила к Наполеону Бонапарту, который именовался первым консулом (1799-1804). Вместо Законодательного собрания был создан Сенат. Его члены назначались правительством, никакой реальной властью он не обладал. Руководители местных органов власти также стали назначаться сверху. Была введена строгая цензура, запрещена оппозиционная пресса, отменён суд присяжных.

Укрепляя свою власть, Наполеон стремился проводить политику, отвечающую запросам всех слоёв общества. Учитывая религиозность крестьянства, он отказался от борьбы с влиянием Церкви. В 1801 г. первый консул подписал конкордат (соглашение) с папой римским. Католицизм вновь, как и до революции, был провозглашён государственной религией. Священнослужители стали получать жалованье, хотя земли, отобранные у храмов и монастырей в годы революции, им не были возвращены. В страну было разрешено вернуться более чем 50 тыс. эмигрантов, как роялистам, так и бывшим якобинцам, таким, как бывший председатель Конвента Л. Карно, М.Ж. Лафайет — один из героев Войны за независимость США, и другим.

Для защиты интересов французских промышленников государство ввело высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Предприниматели стали получать от правительства щедрые заказы и финансовую поддержку. Попытки рабочих выдвигать требования к нанимателям рассматривались как противозаконные. В то же время предпринимателям было запрещено снижать заработную плату. Для безработных и малоимущих организовывались общественные работы. Это позволяло улучшить положение городской бедноты.

Едва утвердившись в должности первого консула, весной 1800 г. Наполеон отбыл в Италию. Французская армия нанесла сокрушительное поражение австрийцам. Это вынудило их искать мира. Осенью 1800 г. Россия, недовольная результатами действий союзников, вышла из антифранцузской коалиции. В 1801 г. были подписаны мирные договоры с Россией и Австрией. Единственным непобеждённым противником оставалась Англия. Однако для неё продолжение войны без союзников на континенте было бессмысленно. В 1802 г. в городе Амьен между Англией и Францией был подписан мирный договор. Таким образом, внешняя угроза Франции была устранена.

3. Провозглашение империи. 

В 1802 г. Бонапарт, добившись принятия новой конституции, провозгласил себя консулом пожизненно. Укрепив свою власть во Франции, он вступил на путь внешних завоеваний. В нарушение условий мирных договоров французские владения в Европе постепенно расширялись. Франция, захватив Швейцарию, Северную Италию, запад Балканского полуострова, ряд германских княжеств, создала Гельветическую и Цизальпинскую республики, Рейнский союз, Иллирийские провинции.

Захваты Наполеона вызвали тревогу в большинстве стран Европы. Особенно озабочена была Англия. С установлением французского господства над континентом английские промышленники утрачивали рынки сбыта своих товаров.

В 1803 г. война между Англией и Францией возобновилась. На побережье Франции в районе Булони началась подготовка армии для вторжения на Британские острова. Со своей стороны, англичане прилагали все усилия для создания нового антифранцузского союза (получил название третьей коалиции). К нему присоединились Австрия, Россия и Швеция.

В условиях начала войны и патриотического подъёма, охватившего Францию, Бонапарт в 1804 г. провозгласил себя императором французов Наполеоном I. Франция стала империей (1804-1814). Из числа своих наиболее талантливых подданных, независимо от их происхождения, Наполеон создал новую элиту — кавалеров ордена Почётного легиона. Им, как и старой аристократии, согласившейся служить императору, дарились земли и замки.

Это не означало реставрации прежних, сословных порядков. Законы, принятые при Наполеоне, — Гражданский кодекс 1804 г., Коммерческий кодекс 1808 г., Уголовный кодекс 1811 г. — гарантировали неприкосновенность частной собственности, в том числе и приобретённой в годы революции. С политическими противниками Наполеон расправлялся беспощадно. Однако в отношении споров по имущественным, финансовым и другим вопросам соблюдались принципы равенства граждан перед законом и независимости судов.

4. Завоевание господства в Европе. 

21 октября 1805 г. в сражении у мыса Трафальгар английский флот, несмотря на гибель командующего — вице-адмирала Горацио Нельсона, разгромил франко-испанскую эскадру. Высадка десанта в Англию стала невозможной, и французская армия обрушилась на Австрию. Основные силы австрийцев капитулировали, 13 ноября пала Вена.

2 декабря 1805 г. русские войска, выдвигавшиеся на запад, и остатки австрийской армии, возглавляемые императорами России Александром I (1801-1825) и Австрии Францем I, встретились с основными силами Наполеона в 120 км. от Вены у деревни Аустерлиц.

Сражение, вошедшее в историю как «битва трёх императоров», стало одной из самых блистательных побед Наполеона. Австрия вынуждена была сложить оружие и заключить сепаратный мир (от лат. separatus — отдельный), по условиям которого она выплатила Франции контрибуцию, отказалась от своих владений в Италии и влияния на германские государства. Попытки Наполеона заключить мир с Россией закончились неудачей.

Установление контроля Франции над большинством германских государств подтолкнуло колебавшуюся Пруссию к вступлению в новую, четвёртую антифранцузскую коалицию. В ответ французские армии двинулись к границам Пруссии. В двух произошедших одновременно сражениях в октябре 1806 г. — под Иеной и Ауэрштедтом — прусская армия была полностью разгромлена.

Многие солдаты Наполеона имели опыт революционных войн, которые вела Франция. В эти годы французы сражались во имя защиты своей родины и за величие своей нации. Их моральный дух был намного выше, чем у войск коалиций.

Во французской армии на командные должности выдвинулись люди инициативные, обладавшие организаторским и полководческим талантом, незаурядной отвагой. Большинство маршалов Наполеона — Ж. Ланн, И. Мюрат, М. Ней и др. — были выходцами из «третьего сословия». Закалённые в боях войска Наполеона оказались способны противостоять мощным армиям коалиций.

5. Тильзитский мир 1807 г. 

После разгрома Пруссии единственным противником Наполеона осталась русская армия. В июне 1807 г. французы одержали победу в сражении под Фридландом. В этих условиях Александр I и Наполеон I в Тильзите (городе на реке Неман на границе России и Пруссии) заключили мир. Мирный договор был подписан также между Францией и Пруссией.

Согласно условиям Тильзитского договора, Пруссия потеряла примерно половину своей территории и населения, должна была выплатить огромную контрибуцию. На ранее принадлежавших ей польских землях было создано герцогство Варшавское. Наполеон ввёл континентальную блокаду против Англии, отказавшись от торговых связей с ней. По плану императора Франции блокада должна была лишить Англию возможности продавать товары на континентальных европейских рынках. Ожидалось, что это подорвёт её экономику. Одновременно предполагалось создать благоприятные условия для развития французской промышленности. Россия обязалась присоединиться к континентальной блокаде.

IV. Закрепление.

1. Почему во Франции стало возможным установление единоличной власти Наполеона Бонапарта?

2. Проведите обсуждение на тему «Наполеон Бонапарт и Французская революция конца XVIII в.». Какие идеи и завоевания революции были закреплены, а какие отвергнуты Наполеоном?

3. Объясните причины побед армий Наполеона I над войсками нескольких коалиций европейских государств в первое десятилетие XIX в.

4. Используя карту (с. 10—11), охарактеризуйте результаты внешней политики Наполеона I к концу 1807 г.

V. Итоги. Рефлексия.

Итоги урока подводит один из учеников.

Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.

VI. Д/З. Параграф 1 – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян

план -конспект к уроку истории в 5 кл  на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме....