урок истории в 7 классе Екатерина II.Внутренняя политика России
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
урок с применением модульной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Екатерина II. Внутренняя политика | 26.54 КБ |
приложения к уроку | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: ИСТОРИЯ
КЛАСС 7
Тема:
«Екатерина II. Внутренняя политика России»
Учитель истории и
обществознания
МБОУСОШ № 20
Дмитренко И.А.
Урок истории в 7 классе
Тема: Екатерина II. Внутренняя политика России.
Цель:
- показать роль личности Екатерины II в истории России;
- раскрыть значение проводимых Екатериной II преобразований;
- выявить основные направления внутренней политики России конца XVIII века, выяснить причины того, почему идея «просвещенного абсолютизма» не прижилась в России;
- воспитывать чувство уважения к истории своей Родины и народов, ее населяющих.
Оборудование: презентация Power Point, индивидуальный раздаточный материал (модули), карта «Россия в конце XVIII века», учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России конец XVI– XVIII век».
Тип урока: комбинированный.
Важные даты:
- 1762-1796 – царствование Екатерины II;
- 1767 – Созыв Уложенной комиссии;
- 1775 – Губернская реформа;
- 1785 – «Жалованная грамота дворянству» и городам;
Основные понятия: «просвещённый абсолютизм», уложенная комиссия, Жалованная грамота дворянству, каторга, межевание, монополия, секуляризация.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Устный опрос.
- Каковы были основные направления хозяйственной политики России в эпоху дворцовых переворотов?
- Почему наблюдалось ухудшение положения крестьян?
Страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной рабочей силы, казна пустовала. Половина государственного бюджета разворовывалась. Прогрессивное дворянство критиковало крепостнические порядки и намекало на проведение преобразований.
Екатерине II приходилось вырабатывать гибкую стратегию, чтобы не допустить очередного государственного переворота; не имея никаких прав на престол, тем не менее она поставила перед собой цель – остаться в сознании народа «Великой».
- Вступительное слово учителя (сообщение темы, задач урока)
- Работа с эпиграфом (1), обозначить проблему.
«Сколько истин, признаваемых нами
в наше время бесспорными, в момент
провозглашения их казались лишь
парадоксами или даже ересями!»
Екатерина II
- Почему София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская была наречена именем святой великомученицы Екатерины? (рассказ ученика, заранее подготовленный, приложение к уроку № 1)
ПРОБЛЕМА
- Какова роль Екатерины II в судьбе Российского государства?
Эпоха дворцовых переворотов привела к росту привилегий дворянства. Это вызывало недовольство среди других сословий, особенно крестьян. Дворяне получили право не служить, больше праздновали и развлекались. На это требовались деньги. Так у крестьян вырастают повинности, сокращаются доходы, что приводит к экономическому упадку.
Екатерина II пытается бороться с экономическими трудностями в стране. Она хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. Лучший путь для этого – просвещение народа (чтение документа стр. 176, параграф 24).
Внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. С одной стороны, Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали.
- Изучение новой темы.
- Самостоятельная работа в модулях по группам (модули 2-х видов - разной сложности)
1 группа – на основе документов составить словесный портрет, охарактеризовать личные качества Екатерины II (приложение к уроку № 2).
2 группа – сформулировать достижения Российского государства в годы правления Екатерины II на основе предложенной хроники и документов (приложение к уроку № 3).
- Словарная работа: чтение новых слов (стр. 178)
- Работа с учебником в парах. Заполнение таблицы на интер активной доске (параграф 24, стр. 171-176) – учитель в роли консультанта.
- Каково содержание внутренней политики Екатерины II ?
Направления | Причины | Факты | Значение | Итоги |
«Просвещённый абсолютизм» | Тяжёлое положение российского народа | 1767 – 1768 гг. деятельность Уложенной Комиссии; 1775г.–свобода предпринимательства; 1786г.–попытка введения всеобщего начального образования | Попытка помочь людям заработать себе на жизнь | Уложенная комиссия распущена. Постепенное преодоление экономического кризиса |
Рост привилегий дворянства | Екатерине II была нужна поддержка дворянства, т. к. к власти она пришла в результате дворцового переворота | 1783г. Введение крепостного права на Украине, 1785г. Жалованная грамота дворянству | Ухудшение положения крестьян. Дворяне получают выборное самоуправление | Дворяне становятся привилегированным сословием |
Преследование недовольных | Рост привилегий дворянства за счёт ухудшения жизни крестьян породил недовольство даже среди дворян | 1790 г. издание книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой автор призывает отменить крепостное право | ЕкатеринаII отказывается от политики «просвещённого абсолютизма» | Прекращение реформ |
- Рефлексия. Возвращение к проблеме.
- Какова роль Екатерины II в судьбе Российского государства?
- Как Екатерина понимала сущность «просвещённого абсолютизма»?
- Назовите основные мероприятия, проведённые в духе «просвещённого абсолютизма».
Вывод:
«Самое надёжное, но и самое труднейшее средство
сделать людей лучшими – есть
приведение в совершенство воспитания»
Екатерина II
Политика Екатерины носила противоречивый характер. Идеи «просвещённого абсолютизма» не находили понимания у общества, они не привели к улучшению жизни народа, а напротив, в ходе преобразований народ утратил остатки гражданских прав, что всё больше усиливало крепостничество.
- Домашнее задание (опережающее, по желанию учащихся) Оценивание.
Рассмотрев сегодня на уроке, внутреннюю политику России во время царствования Екатерины II, не трудно догадаться, что следующая тема урока – это внешняя политика России на данном этапе.
- Заполнить модуль – тест по теме: Роль императрицы Екатерины Великой в истории Кубани, присоединение Северного Причерноморья» (приложение к уроку 4).
- Параграф 24, даты, словарь, вопросы.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Святая великомученица Екатерина
Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии, обладала редкой красотой и умом. Она объявила родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
Мать Екатерины, тайная христианка, повела дочь к духовному отцу за советом. Старец сказал девушке, что знает юношу, который превосходит ее во всем. Образ жениха небесного родил в сердце девы желание увидеть Его.
Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке.
В то время в Александрию прибыл император Максимин (305–313) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру.
Император приказал казнить святую.
Тезоименитство
День именин члена царской семьи, высокопоставленной особы, а также (устар.) вообще день именин. Поздравления в день тезоименитства.
24 ноября (по новому стилю 5 декабря) - день тезоименитства императрицы Екатерины II.
Воспитание и образование Екатерины
Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.
В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.
Жизнь Екатерины в России до вступления на престол
Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно: Петр был инфантилен, поэтому в течение первых лет брака между ними не существовало супружеских отношений. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России.
Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, ее рассудительность, искренняя любовь к России — все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет, как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.
Приложение №2
Индивидуальный тест | ||
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Управление обучением |
УЭ1 |
Здесь покоится Екатерина II. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В четырнадцать лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства.
Екатерина была просто умна и ничего более, если только это малость. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим. У нее вообще не было никакой выдающейся способности, одного господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа. Но у нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение, выбрать тон, в случае надобности благоразумная мораль и умеренно согретое чувство - все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума, Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это ни понадобилось, без заметного для зрителя усилия. В обращении она старалась блистать разговором, чтобы не мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о; чем бы кто ни говорил с ней; притом собеседника своего она изучала больше самого предмета беседы, хотя тому казалось наоборот. Так вместе со знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их - внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания <...>. Какое решение приняла Екатерина II по прибытию в Россию? На что были направлены все ее усилия и старания в управлении государством? О каком счастливом даре говориться в документе? | Прочитай текст, ответь на вопросы, сделай вывод. |
Приложение №3
Индивидуальный тест | ||
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Управление обучением |
УЭ1 | Итоги царствования Екатерины II Результаты царствования были очень внушительны. Екатерина любила подсчитывать их, все чаще оглядываясь на свою деятельность по мере ее развития. В 1781 г. граф Бёзбородко предоставил ей инвентарь ее деяний за 19 лет царствования: оказалось что устроено губерний по новому образцу 29, городов построено 144, конвенций и трактатов заключено 30, побед одержано 78, замечательных указов издано 88, указов для облегчения народа - 123, итого 492 дела! К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жителей ее империи с 19 млн. в 1762 г. возросло к 1796 г. до 36 млн., армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в-1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн., т. е. увеличилась более чем вчетверо, успехи промышленности выразились в умножении числа фабрик с 500-до 2 тыс., успехи внешней торговли балтийской - в увеличении ввоза и вывоза с 9 млн. до 44 млн. руб., черноморской, Екатериною и созданной, - с 390 тыс. в 1776.г. до 1900 тыс. руб. в 1796 г., рост внутреннего оборота обозначился выпуском жилеты в 34 года царствования на 148 млн. руб., тогда как в 62 предшествовавших шла ее выпущено было только на 97 млн.. Значение финансовых успехов Екатерины ослаблялось тем, что видное участие в «их имел питейный доход, который в продолжение царствования увеличен был почти вшестеро и к концу его составлял почти, третью часть всего бюджета доходов. Притом Екатерина оставила более 200 млн. долга; что почти равнялось доходу последних 3,5 лет царствования. Каковы итоги правления Екатерины Великой во внешней и внутренней политике? Назовите успехи в экономике России во время правления Екатерины II? | Прочитай текст, ответь на вопросы, сделай вывод. |
Приложение №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».
Проект урока с использованием методики развития критического мышления. Получая новую информацию, современные ученики должны научиться рассма...
Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"
Конспект урока истории России в 8классе Урок истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...
План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"
План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала....
Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века
Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".
Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Презентация по истории 9 класс по теме "Внутренняя политика Александра I 1801-1806 гг."
Презентация адаптирована к учебнику Истории России 9 класспод редакцией А.В.Торкунова к теме "Александра I: начало правления." Освещает мероприятия внутренней политики в 1801-1806 гг. (не вк...