План-конспект урока истории в 7 классе "Иван Грозный - первый русский царь"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Цель: выяснить, в чём заключались и чем определялись основные черты личности и правления первого русского царя Иоанна IV Грозного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Иван Грозный ‒ первый русский царь»
Цель: выяснить, в чём заключались и чем определялись основные черты личности и правления первого русского царя Иоанна IV Грозного.
Задачи:
- познакомить учащихся с состоянием основных отраслей экономики в данный период;
- рассказать о первых реформах Московского государства времён Ивана IV;
- охарактеризовать роль Избранной рады в данный период.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, карта «Россия в XVI в.», фрагменты исторических источников, иллюстрации и учебные картины, портреты исторических деятелей.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Детство Ивана.
2. Венчание на царство. Избранная рада.
3. Реформы.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация. Работа по вопросам к домашнему параграфу. Работа с исторической картой у доски. Проверка исторического кроссворда.
III. Изучение нового материала.
1. Детство Ивана.
Иван IV – будущий царь – родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. В 1533 году умер Василий III. Незадолго до своей смерти Василий III наказал боярам “беречь” его сына и воспитать из него государя. У малолетнего Ивана IV оставалась мать – великая княгиня Елена Глинская (1533-1538). В течение 5 лет она исполняла обязанности регентши, т.е. временной правительницы. Елена Глинская провела реформы, способствующие централизации государства.
В 1534 году в Москве был основан Монетный двор, где изготовлялись монеты для всей России. В результате сложилась единая монетная система, а введенная тогда серебряная “копейка” надолго оставалась основной русской монетой. Произошли изменения и за контролем за управлением местных властей. Теперь этот контроль осуществляла Боярская дума.
3 апреля 1538 года неожиданно умерла Елена Глинская в возрасте 30 лет (по слухам, её отравили).
Затем в течение 9 лет, за власть боролись различные боярские группировки (1538-1547 – боярское правление). То князья Шуйские, то Глинские, то Бельские занимали первые песта в стране. С великим князем они мало считались.
2. Венчание на царство. Избранная рада.
16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Ивана IV (1547-1584). Великий московский князь Иван Васильевич стал первым русским царем. Почему именно царем провозгласил себя Иван Васильевич? Прежний титул – великий князь – переводили как “принц” или “великий герцог”. Титул “царь” переводили как “император”. В помощь Ивану Грозному была создана Избранная рада (кружок реформаторов), в которую вошли: дворянин Алексей Фёдорович Адашев, митрополит Макарий, священник Сильвестр, князь Андрей Михайлович Курбский.
Основные причины возникновения Избранной рады:
- последовательные неудачи “боярских группировок” утвердиться у верховной власти;
- недовольство народа засилием временщиков;
- слабые способности юного царя к управлению государством;
- необходимость проведения преобразований.
Избранная рада возникла не ранее 1549 года и закончила свою деятельность в 1560 году. Иван IV и Избранная рада осуществили серию реформ. Цель всех проводимых реформ – сформировать централизованное государство.
3. Реформы.
Выполнить все это можно было только при поддержке всего населения. В 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства, служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Так появился Земский собор – собрание представителей всех русских земель.
С середины XVI века все самые важные государственные дела проводились с одобрения Земского собора. Это были совещания представителей сословий, на которых высказывались мнения по всем предлагавшимся Иваном IV вопросам.
Земские соборы собирались по указу правительства в тех случаях, когда верховная власть не хотела и не могла разрешить важные государственные вопросы. В отличие от Боярской думы, земские соборы представляли широкие слои населения и являлись опорой и поддержкой Ивана IV.
Земские соборы не ограничивали, а только поддерживали власть монарха.
В стране утверждается сословная монархия или сословно-представительная монархия.
Одновременно с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума.
Основные черты реформ (1549–1560 гг.)
1) Сформировалась система “приказов”, т.е. органов центрального управления, исполнявших функции министерства.
Каждый приказ отвечал за определенную сферу управления:
- Посольский приказ – за дипломатическую службу;
- Разрядный приказ – за военные дела;
- Поместный приказ – за вопросы землевладения;
- Челобитный приказ – контроль за всеми приказами.
2) В 1550 году введен новый Судебник.
Судебник – свод действующих законов, нечто среднее между конституцией и уголовным кодексом.
В новом Судебнике:
- увеличен размер пожилого налога при переходе крестьян от одного помещика к другому на Юрьев день;
- введены наказания за взятки;
- ограничены права наместников;
- Боярская дума обрела право высшего законодательного органа при царе;
- зависимость крестьян усилилась: землевладелец получил название “государь над мужиком” и нес юридическую ответственность за преступления крестьянина.
3) Реорганизовано местное самоуправление.
- Ограничены в правах наместники и волостели. Кормление отменено (1556 г.)
- Начался процесс замены власти наместников властью выборных Земских соборов. Земские органы возглавлялись губными старостами (губа – округ) и излюбленными головами в городах.
4) Денежная реформа. Введение единой денежной системы.
5) Изменениям подверглось военное дело.
В 1550 году проведена военная реформа.
Было подготовлено и принято Уложение о военной службе, согласно которому определялось, с какого количества земли (поместья) воин-дворянин должен был выходить в поход “конно, людно, оружно”.
Возник корпус первого постоянного русского войска – стрельцов, получавших из казны жалованье, вооружение и обмундирование.
Изменения в налоговой системе. Черносошные крестьяне и землевладельцы платили налоги с сохи. В соху входило определенное количество земли в зависимости от качества земли и ее принадлежности.
IV. Закрепление.
Прочитать фрагмент исторического источника «Из «Летописной книги» (1626)» и ответить на вопросы к документу.
V. Итоги. Рефлексия.
Итоги урока подводит один из учеников.
Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.
VI. Д/З. § 2 – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".
Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....

"Иван Грозный - первый русский царь"
Урок изучения нового материала с элементами практической работы. Интерактивная презентация активизирует учащихся, представляет учебную информацию в наглядной форме. Активные формы работы с текстом выр...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс
Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и рабо...

Иван Грозный - первый русский царь
Иван Грозный - первый русский царь разработка урока истории 7 класс (технологическая карта урока)...