План-конспект урока истории в 5 классе "Финикийские мореплаватели"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: изучение природно-географических, социально-экономических и культурных особенностей Финикии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Финикийские мореплаватели»  

Цель: изучение природно-географических, социально-экономических и культурных особенностей Финикии.

Задачи:

- научиться определять понятия: колония, алфавит, пурпурная краска, благовония; 

- отвечать на вопросы по содержанию исторической карты, учебника о природно-климатическом положении финикийцев в Восточном Средиземноморье;

- самостоятельно выделять и формулировать цели;

- анализировать вопросы, формулировать ответы;

- вступать в речевое общение;

- планировать цели и способы взаимодействия;

- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, исторической картой, дополнительной литературой;

- оценивать свою работу на уроке;

- осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, рабочая тетрадь на печатной основе, классная доска, карта «Древний Восток», фрагменты исторических источников, учебные картины и иллюстрации.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Географическое положение и климат.

2. Занятия жителей.

3. Финикийские колонии.  

4. Открытия и изобретения финикийцев.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Работа по вопросам к домашнему параграфу. Опрос по темам: «Сказание о Гильгамеше», «Миф о потопе».

III. Изучение нового материала.

1. Географическое положение и климат.

- Какие страны Древнего Востока мы изучали?

- О какой стране пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Финикия)

1) Финики́я (от греч. Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура»). 

2) «Фенеху» - кораблестроители.  

- Какая слава – добрая или дурная - ходила о финикийцах?

- Где  расположена Финикия?  (На восточном побережье Средиземного моря, на узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор)

- Чем географическое положение и природа городов-государств Восточного Средиземноморья отличалась от Египта и Междуречья?  (Не было крупных рек и долин с плодородными почвами)

-  Образ жизни у финикийцев был  совершенно другим, чем у египтян или вавилонян. Почему?

(Иной была и сама природа: не было крупных рек и долин с плодородными почвами)

- Назовите города финикийцев (Библ, Тир, Сидон)

- На какие особенности указывают названия городов: Библ – гора, Сидон – рыбный мешок, Тир – скала?

- Что, по названию этой страны, придуманному другими народами, отличало жителей Библа, Сидона, Тира?

2. Занятия жителей.

- «Финикия»  с греческого – пурпурный, багровый, красящий в багряный цвет + второе значение «фенеху» - кораблестроители.   Как вы думаете почему?

-  Судя по письменам, финикийцы общались на финикийском, греческом, хеттском, египетском языках. Почему финикийцы были полиглотами, т. е. знали много языков?

- Какая слава – добрая или дурная – ходила о финикийцах в тех странах, куда они приплывали?

Задание. Прочитать документ «Как финикийцы похитили женщин» и ответить на вопросы.

- Как финикийцы похитили женщин?

- Цель похищения?

- Почему финикийцами пугали детей в странах Средиземноморья?

- Рабов-военнопленных очень мало (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Нет сведений и о рабах-должниках. Купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли, практиковались весьма охотно.

- Продавали финикийцы кедр.  

Ливанский кедр

Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми рёбрами — шпангоутами, а мачту делать из цельного ствола дерева — так удобнее управлять парусом. А еще у самой воды на носу они укрепляли заострённое окованное бронзой бревно-таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло. Торговые суда финикийцев брали большой груз. Они имели два ряда гребцов.

Ливанский кедр – символ страны. Столетиями деревья вырубались  для кораблестроения. Это привело к тому, что на месте богатейших лесов остались лишь отдельные острова зелени к началу XX в.

Окрашивание ткани в пурпурный цвет

Финикийцы первыми научились окрашивать ткань в пурпурный цвет. Она не выгорала на солнце и не линяла при стирке. Такие ткани считались царской роскошью. Пурпур — вещество, которое добывали из морских моллюсков (пурпурные улитки или мурексы). Моллюск давал несколько капель этого вещества, поэтому оно стоило очень дорого. Тир славился своими красильными мастерскими.

Древняя легенда гласит, что однажды на берегу моря один мельник увидел, как бог Мелькарт (бог-покровитель мореплавателей) окрасил белый хитон нимфы в кроваво-красную краску. Когда он удалился, крестьянин увидел на берегу раздавленные раковины и понял, что именно из них можно добыть необычную краску. Он собрал их и смолол на мельнице, перепугав при этом жену и детей (они думали, что мельник сошел с ума), затем взял одежду и выкрасил её.

Стекло и зеркало

На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили как медную руду, терпеливо очищая от различных примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых,  желтоватых бронзовых зеркалах. Изготовление стекла приносило большой доход, и соседи, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: «Они берут богатства морей, из песка добывают сокровища!». Но не только песок шёл в ход. Блестящие камешки, раковины и даже битый хрусталь, привезённый из Индии, бросался в печи и давал новые, более тонкие и прозрачные сорта стекла.

Финикийские мастера изобрели прозрачное стекло, выплавляя его в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из этого стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы. Стеклянная масса использовалась при создании знаменитых финикийских масок. Такими масками накрывали лица покойников при погребении в Средиземноморье. Сидон был главным центром по изготовлению стеклянных изделий.

Финикийцы поклонялись богу Ваалу («хозяин, владыка»), бог грома, молний, бури, войны, покровитель государства. Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев. По одной из версий «весёлые» терракотовые маски надевали в Карфагене родители приносимых в жертву детей, чтобы боги не видели их слёз.

- Каковы же основные занятия жителей? (Виноградарство, разведение оливковых деревьев, маслин, /оливковое масло/, торговали строительным лесом /ливанским кедром/,  кораблестроение, ремесло  /украшения из золота, серебра, слоновой кости, изготавливали стекло из белого песка и соды, сосуды для благовоний, окрашивали ткани в пурпурный, т. е. лилово-красный цвет  /из улиток, добытых на дне моря/ + грабёж + продавали  «живой товар» - рабов, торговля, рыболовство, скотоводство, садоводство)

- Какие товары они предлагали соседям?   (Оливковое масло, вино, ткани, кедр,  смолу, изделия из стекла, ювелирные изделия, рабы)

- Что получали в обмен в Междуречье, Египте? (Ввозили в страну зерно, папирус, медь, серебро, олово, янтарь,  рабов.)

- Город Библ поддерживал торговые связи с Египтом. В этом городе греки покупали египетский материал для письма – папирус (по-гречески «библос»). Отсюда произошло название священной книги христиан Библии, означающее «книга», а также слово «библиотека».

3. Финикийские колонии.  

- Финикийцы совершили плавание вокруг Африки.  Они вышли из порта в Красном море и на третий год вошли в Средиземное море.

- Какие научные открытия совершили финикийцы во время этого плавания?

Колония – поселение на другой территории.  

Карта: 

* Где финикийцы основывали свои колонии?

* Какой город /колония/ в Северной Африке  впоследствии  стал  главным  городом  крупного  государства?  (Карфаген)

* Назовите маршруты финикийских мореплавателей?

* На каких континентах основаны колонии?    

* Кто из финикийцев  и  с  какой целью покидал свою родину, основывал колонии и переселялся  в  них?   

4.  Открытия и изобретения финикийцев.

- Финикийцы изобрели:

* пурпурную краску;

* производство стекла / цветное стекло;

* алфавит / из 22  согласных букв около трёх тысяч лет назад / Финикия – родина  алфавита, от него и греческого алфавита произошли почти все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

- Сколько букв в нашем алфавите?  (33)

- В чём недостаток древнейшего алфавита? (Не было гласных звуков)

IV. Закрепление.

А. Ответьте на вопросы.

1. Дерево, которым славилась Финикия, она торговала строительным лесом из него с соседними странами.   (Кедр)

2. Учесть, уготованная доверчивым жителям Средиземноморья, которых заманивали на свои корабли финикийские мореплаватели.   (Рабство)

3. Континент, который первым в мире обогнули финикийские мореплаватели и рассказывали о нём такое, во что «трудно было поверить».     (Африка)

4. Занятие, расцвету которого способствовало выгодное географическое положение Финикии и наличие в ней ценного строительного леса, искусных ремесленников и мореплавателей. (Торговля)

5. Поселения, основанные финикийцами на берегах Средиземноморья.     (Колонии)

Б.

Из первого слова выпишите первую букву,

Из второго  ----  первую,

Из третьего ---  вторую,

Из четвёртого ---  четвёртую,

Из пятого --- пятую.

В. Что у нас получилось?    КРФГН.   Почему так записано? Какое отношение это слово имеет к истории Финикии? (Карфаген)  Определите по карте, где находится.

V. Итоги. Рефлексия.

Синквейн по теме «Финикия».

Существительное

Прилагательное       прилагательное

Глагол         глагол             глагол

Фраза из четырёх слов

Существительное (вывод)

Пример:

Финикия

Древняя         интересная

Открывает         изобретает        продаёт

Колонию      краску       «живой товар»

Государство

VI. Д/З. Параграф 15 – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту, Р. Т. № 59, 60.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян

план -конспект к уроку истории в 5 кл  на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме....