План-конспект урока истории в 5 классе "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: подведение учащихся к пониманию того, что способность  трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Древнейшие люди»

Цель: подведение учащихся к пониманию того, что способность  трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.

Задачи:

- продолжить формирование умения работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины;

- продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Понятия и даты: собирательство, орудия труда, первобытные люди, 2 млн. лет назад – появление первого человека.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь в клетку, карта, иллюстрации, классная доска, гипсовая копия головы древнего человека.

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Наши далёкие предки.

2. Орудия труда.

3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.

4. Овладение огнём.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Д/З.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. 

II. Актуализация. Проверка Д/З (вопросы по «Счёт лет в истории» + записям в тетрадях, № 20 Р. Т.).

III. Изучение нового материала.

1. Наши далёкие предки.

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн. лет назад (записать).

Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от давно вымерших обезьян – предков человека, кости которых находят в земле.

Работа с картой, где жили древнейшие люди, где следы их жизни не обнаружены, почему могли жить только в тёплых странах с богатой растительностью и животным миром. Восточная Африка – прародина древнейших людей.

Работа с иллюстрациями учебника. Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей. Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом, челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик). Этот человек не умел ещё говорить, объём мозга меньше, чем у современного человека. 

2. Орудия труда.

Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заострённые камни и палки-копалки, дубины, ручное рубило).

Орудие труда - это то, чем человек работает – записать.

Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)

3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.  

Как древнейший человек добывал себе пищу?

Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство.

Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные. Эти не поспевают за остальными и отстают. Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают. А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

Как вы считаете, была ли всегда охота удачной?

Собирательство – сбор того, что дала природа – записать.

Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зёрна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды по сравнению с мясной пищей малопитательны.

Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

4. Овладение огнём.

Разные опасности подстерегали древнейших людей. Одной из них был огонь. По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнём? Никто не знает.

Может быть, однажды, превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь, и он твой! То есть человек, вначале, использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огонь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

Но научится человек добывать огонь ещё очень не скоро, а пока предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся – происходило страшное.

Подумайте, как люди научились добывать огонь?   (Путем трения друг о друга сухих кусочков дерева).

IV. Закрепление.

Кто такие первобытные люди?

(люди, жившие до появления письменности)

На каком материке найдены следы древнейшего человека?

(Африка)

В чём главное отличие человека  от животных?

(в умении изготавливать орудия труда)

Какие орудия труда древнейшего человека вам известны?

(палка-копалка, каменное рубило,  дубина)

Почему первобытные люди жили группами?

(потому что  так легче было выжить)

Что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать его?

(использовать)

V. Итоги. Рефлексия.

Итоги урока подводит один из учеников.

Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.

VI. Д/З. Параграф 1 – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту, Р. Т. № 2, 3, 4.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по истории с использованием интерактивной системы голосования VOTUM по теме: «Древнейшие люди».

В настоящее время в обществе остро стоит вопрос информатизации современного образования и внедрения новейших информационных разработок в сферу образования. Но как сделать так, чтобы не усложнить...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План - конспект открытого урока в 9 «А» классе на тему: Великие люди эпохи Возрождения

Урок посвящен выдающимся людям и открытиям эпохи Возрождения. Особое внимание уделено Вильяму Шекспиру....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...