План-конспект урока истории в 5 классе "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Цель: подведение учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Древнейшие люди»
Цель: подведение учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.
Задачи:
- продолжить формирование умения работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины;
- продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Понятия и даты: собирательство, орудия труда, первобытные люди, 2 млн. лет назад – появление первого человека.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь в клетку, карта, иллюстрации, классная доска, гипсовая копия головы древнего человека.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Наши далёкие предки.
2. Орудия труда.
3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.
4. Овладение огнём.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Д/З.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация. Проверка Д/З (вопросы по «Счёт лет в истории» + записям в тетрадях, № 20 Р. Т.).
III. Изучение нового материала.
1. Наши далёкие предки.
Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн. лет назад (записать).
Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от давно вымерших обезьян – предков человека, кости которых находят в земле.
Работа с картой, где жили древнейшие люди, где следы их жизни не обнаружены, почему могли жить только в тёплых странах с богатой растительностью и животным миром. Восточная Африка – прародина древнейших людей.
Работа с иллюстрациями учебника. Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей. Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом, челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик). Этот человек не умел ещё говорить, объём мозга меньше, чем у современного человека.
2. Орудия труда.
Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заострённые камни и палки-копалки, дубины, ручное рубило).
Орудие труда - это то, чем человек работает – записать.
Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)
3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.
Как древнейший человек добывал себе пищу?
Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство.
Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные. Эти не поспевают за остальными и отстают. Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают. А затем заостренными камнями разделывают тушу.
Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.
Как вы считаете, была ли всегда охота удачной?
Собирательство – сбор того, что дала природа – записать.
Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зёрна диких злаков.
Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды по сравнению с мясной пищей малопитательны.
Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?
Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.
4. Овладение огнём.
Разные опасности подстерегали древнейших людей. Одной из них был огонь. По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнём? Никто не знает.
Может быть, однажды, превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь, и он твой! То есть человек, вначале, использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огонь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.
Но научится человек добывать огонь ещё очень не скоро, а пока предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся – происходило страшное.
Подумайте, как люди научились добывать огонь? (Путем трения друг о друга сухих кусочков дерева).
IV. Закрепление.
Кто такие первобытные люди?
(люди, жившие до появления письменности)
На каком материке найдены следы древнейшего человека?
(Африка)
В чём главное отличие человека от животных?
(в умении изготавливать орудия труда)
Какие орудия труда древнейшего человека вам известны?
(палка-копалка, каменное рубило, дубина)
Почему первобытные люди жили группами?
(потому что так легче было выжить)
Что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать его?
(использовать)
V. Итоги. Рефлексия.
Итоги урока подводит один из учеников.
Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.
VI. Д/З. Параграф 1 – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту, Р. Т. № 2, 3, 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по истории с использованием интерактивной системы голосования VOTUM по теме: «Древнейшие люди».
В настоящее время в обществе остро стоит вопрос информатизации современного образования и внедрения новейших информационных разработок в сферу образования. Но как сделать так, чтобы не усложнить...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План - конспект открытого урока в 9 «А» классе на тему: Великие люди эпохи Возрождения
Урок посвящен выдающимся людям и открытиям эпохи Возрождения. Особое внимание уделено Вильяму Шекспиру....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....

План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...