План-конспект урока истории в 11 классе "Экономическое и социальное развитие в 1953-1964 гг."
план-конспект урока по истории (11 класс)
Цель: знакомство с социальной и экономической политикой Н. С. Хрущёва.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Экономическое и социальное развитие в 1953-1964 гг.»
Цель: знакомство с социальной и экономической политикой Н. С. Хрущёва.
Задачи:
- рассмотреть основные преобразования в экономической сфере;
- познакомить обучающихся с изменениями в социальной сфере;
- проанализировать изменения в экономике и в социальном секторе, найти позитивные и отрицательные последствия.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-лекция.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты исторических источников, учебные картины и иллюстрации.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Экономический курс Г. Маленкова.
2. Развитие промышленности. Военный и гражданский секторы экономики.
3. Развитие сельского хозяйства. Попытки решения продовольственной проблемы.
4. Социальное развитие.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация. Работа по вопросам к домашнему параграфу.
III. Изучение нового материала.
1. Экономический курс Г. Маленкова.
После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве СССР разгорелись с новой силой. Страна нуждалась в разработке новой экономической стратегии.
В августе 1953 г. с программой экономических преобразований выступил Председатель Совета министров Г. Маленков. Он предложил ускорить темпы развития лёгкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Это, по его мнению, позволило бы за 2-3 года значительно улучшить снабжение населения товарами первой необходимости.
Главными задачами в области сельского хозяйства Г. Маленков называл повышение урожайности и усиление личной заинтересованности колхозников. Для этого намечалось значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить вдвое денежный налог с колхозного двора и полностью списать долги по сельскохозяйственному налогу. Реорганизации подлежала и сфера торговли.
По свидетельству современника, «газету с этим докладом в деревне зачитывали до дыр. Простые крестьяне говорили: «Вот этот за нас».
С отстранением Маленкова постепенно сошли на нет и предложенные им реформы.
2. Развитие промышленности. Военный и гражданский секторы экономики.
Отказ от курса Маленкова привёл к тому, что в начале 1960-х гг. производство средств производства в общем объёме промышленной продукции составляло уже не 70 % (как в 1953 г.), а 75 %.
Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, производство стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (за 1950-1965 гг. объёмы их производства выросли почти в 5 раз). Предприятия группы «Б» развивались медленнее (за эти же годы объёмы производства удвоились). Однако в целом среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР были впечатляющими, превышая 10 %. Руководство КПСС было уверено, что достигнутые темпы будут не только сохранены, но и увеличены.
Резерв дальнейшего развития промышленности виделся в ускорении научно-технического прогресса. Наиболее зримых результатов удалось добиться в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. Важнейшим итогом научно-технического развития страны стало создание первых в мире ракетно-космических комплексов. В 1957 г. в СССР был осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу в космос (подробнее об этом в § 7).
За счёт использования нефти и газа радикально изменился топливный баланс экономики. Росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На железных дорогах паровозы заменялись тепловозами и электровозами.
Важной частью экономической политики Хрущёв считал реформу управления народным хозяйством. Ключевым, с его точки зрения, было преодоление ведомственных барьеров. В 1957 г. вместо центральных отраслевых министерств началось создание территориальных советов народного хозяйства (совнархозы). Свыше 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а местные Советы получили права на распределение продукции региональной промышленности. Эти меры, с одной стороны, расширили права регионов, а с другой — больно ударили по единству технической и технологической политики и в конечном счёте — по планам внедрения в производственный процесс достижений научно-технического прогресса. Быстро выяснилось, что в условиях плановой экономики хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведёт к нарушению связей между ними. Для выхода из создавшейся ситуации было решено создать новые управленческие структуры — республиканские совнархозы и Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Это повлекло значительное увеличение армии управленцев, при этом темпы экономического роста неуклонно снижались. В 1951—1955 гг. промышленность выросла на 85 %, а сельское хозяйство — на 20,5 %, в 1961—1965 гг. рост составил 51 % в промышленности и 11 % в сельском хозяйстве.
Тем не менее в целом показатели экономического развития страны в 1950—1960-х гг. были (с учётом послевоенной разрухи) очень высокими. В СССР было построено индустриальное общество.
3. Развитие сельского хозяйства. Попытки решения продовольственной проблемы.
В 1954 г. началось освоение целины. Решением ЦК «на целину» в Казахстан и Западную Сибирь было направлено свыше 150 тыс. партийных работников, специалистов по сельскому хозяйству и инициативной молодёжи. Благодаря настоящему трудовому героизму советских людей за пять лет было освоено 45 млн. га. «ранее никогда не паханных», как тогда говорили, целинных и залежных земель.
Одновременно были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села. Важным решением стала отмена налога на личное подсобное хозяйство.
По инициативе Хрущёва начал внедряться принцип планирования снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учётом специфики местных условий. Колхозникам стали выдавать паспорта.
Эти меры способствовали оживлению сельского хозяйства. Успехи вселили в Хрущёва уверенность в эффективности административных решений в управлении экономикой. Была поставлена задача «догнать и перегнать Америку» по производству основных продуктов питания на душу населения.
Ещё одной реформой Н. Хрущёва в области сельского хозяйства стала реорганизация машинно-тракторных станций (МТС).
Созданные во время коллективизации 1930-х гг. государственные МТС обеспечивали колхозы сельскохозяйственной техникой (тракторами, комбайнами) на условиях договора — за произведённые работы крестьяне рассчитывались из полученного урожая.
Реформа предполагала преобразование МТС в станции по ремонту и обслуживанию, а сама техника передавалась в собственность колхозов. На практике реформа вылилась в упразднение МТС. При этом колхозы не имели выбора — им пришлось покупать трактора и комбайны в течение одного года, причём по назначенной государством цене. В дальнейшем им предстояло самостоятельно покупать запчасти, обслуживать технику и покупать новую, что ставило слабые (как правило, небольшие) колхозы в сложное положение из-за недостатка средств. Осложнилось положение с кадрами: механизаторы — бывшие работники МТС — крайне неохотно переходили на работу в колхозы, предпочитая переезжать в города.
В 1958 г. был сделан вывод, что «с ростом общественного хозяйства колхозов личное хозяйство колхозников будет постепенно утрачивать своё значение». Государство начало наступление на личные подсобные хозяйства. Предполагалось за 2-3 года скупить личный скот у рабочих совхозов, аналогичные меры рекомендовали осуществить в колхозах. Эти меры, однако, не только не привели к росту производства в животноводстве, но и ухудшили положение с продовольствием на потребительском рынке. Её осложнили последствия «кукурузного бума» и борьбы с «травопольем» — системой трёхпольного земледелия, когда зерновые культуры выращивали на одном месте два года подряд, а третий год земля «отдыхала».
В 1962-1963 гг. продовольственная ситуация ещё более осложнилась кризисом на целинных землях. Первоначальные высокие урожаи были следствием естественного плодородия земель. Однако поспешность «освоения целины» и непродуманная система землепользования, неблагоприятные погодные условия привели к быстрому снижению урожайности.
Кризис сельского хозяйства привёл к первой за долгие годы закупке зерна за границей. В последующие годы объём импорта зерна продолжал нарастать.
В 1962 г. были «временно» повышены на 30 % розничные цены на мясо и на 25 % цены на масло. Это вызвало массовое недовольство и даже открытые акции протеста. Авторитет Хрущёва в обществе стал падать. Серьёзные последствия повлекли события в г. Новочеркасске в июне 1962 г., где разгон демонстрации рабочих войсками привёл к жертвам.
4. Социальное развитие.
При всей непоследовательности экономическая политика Хрущёва носила ярко выраженную социальную направленность. Правительство искренне хотело улучшить жизнь
населения. Регулярно повышались оклады трудящихся, занятых в промышленности. Росли доходы колхозников. Были отменены все виды платы за обучение, с 48 до 46 ч была сокращена продолжительность рабочей недели.
Одним из важнейших завоеваний социальной политики стало начало массового жилищного строительства («хрущёвок»). Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г. увеличился на 80 %, 54 млн. человек справили новоселье (каждый четвёртый житель СССР). Менялся жилищный стандарт: семьи всё чаще получали не комнаты в коммуналках, а отдельные, пусть и небольшие, квартиры.
Укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения и культуры.
IV. Закрепление.
Рубрика «Работаем с источником»: прочитать и ответить на вопросы к документу (стр. 80-81).
V. Итоги. Рефлексия.
Итоги урока подводит один из учеников (прочитать рубрику «Подведём итоги» на стр. 79).
Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.
VI. Домашнее задание. § 6 – прочитать, выучить записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....

План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян
план -конспект к уроку истории в 5 кл на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме....