План-конспект урока истории в 10 классе "Послевоенное мироустройство. Версальско-Вашингтонская система"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: рассмотрение хода, деятельности и итогов послевоенных мирных конференций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Послевоенное мироустройство. Версальско-Вашингтонская система»

Цель: рассмотреть ход, деятельность и итоги послевоенных мирных конференций.

Задачи:

Образовательные: помочь учащимся уяснить новые принципы международных отношений после I мировой войны, понять, в чем состояла противоречивость и непрочность Версальско-Вашингтонской системы.

Развивающие: продолжить развитие навыков проведения анализа документального материала при помощи компьютерных технологий.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности при деятельности в группе, формировать чувство толерантности, стремления к сотрудничеству.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Главные понятия: Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций.

Исторические личности: Д. Ллойд-Джордж, Ж. Клемансо, В. Вильсон.

Исторический календарь

18 января 1919 г. — 21 января 1920 г. — Парижская мирная конференция.

28 июня 1919 г. — Версальский мирный договор.

10 января 1920 г. – основание Лиги Наций.

12 ноября 1921 г. — 6 февраля 1922 г. — Вашингтонская мирная конференция.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, карта «Европа в 1918-1923 гг.», портреты исторических деятелей, фрагменты исторических документов.

План урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала:

1. Трения между державами-победительницами.

2. Идея Лиги Наций.

3. Условия Версальского мира.

4. Противоречия Версальского мира.

5. Вашингтонская конференция.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Выполнение тестовых заданий.

III. Изучение нового материала.

Первая мировая война принесла с собой неисчислимые бедствия: только людские потери исчислялись более 10 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых и искалеченных. Для военных нужд использовались все материальные ресурсы воюющих держав. Невиданные расходы превратили в должников даже Францию и Великобританию. Одержав столь дорогую победу, страны Антанты приступили к определению судеб послевоенного мира.

18 января 1919 года в Париже открылась конференция 27 государств, воевавших против Четверного союза. Страны-победители должны были поставить точку в военных действиях. Принципы будущего мирного урегулирования обсуждались представителями Антанты еще в годы войны. Основные идеи – «программу всеобщего мира» – сформулировал президент США Вудро Вильсон в послании к Конгрессу от 8 января 1918 года. Она получит название «Четырнадцать пунктов». В них включались требования отказа от тайной дипломатии, справедливого урегулирования колониальных вопросов, свободы торговли и судоходства, ограничения вооружений, восстановление суверенитета европейских государств, свободного развития «малых стран», предоставления России права самостоятельно решать свою судьбу. Большая часть этих принципов сохранится в решениях конференции как декларация.

Для рассмотрения вопросов мирного урегулирования участники конференции создали 58 органов, комиссий и подкомиссий. Их члены представляли каждое государство. Основной формой работы стали дискуссии. В общей сложности было проведено более 1600 заседаний. Результаты дискуссии представляли рабочий материал для истинных вершителей судеб на конференции, которыми являлись Совет министров иностранных дел (Совет пяти –Великобритании, США, Франции, Италии, Японии), Совет десяти (главы правительств и министры иностранных дел названных государств), Совет четырёх, или «четвёрка». Именно «четверка» принимала важнейшие решения. В «четвёрку» входили Вудро Вильсон (президент США), Жорж Клемансо (премьер-министр Франции), Дэвид Ллойд Джордж (премьер-министр Великобритании) и в качестве «младшего» партнёра Витторио Орландо (премьер-министр Италии).

В книге Синклера «Крушение мира» есть очень точные характеристики «четвёрки».

«Клемансо … занял свое место во главе стола на конференции. Он сидел, утонув в кресле, осунувшийся и жалкий, но попробуйте вырвать что-нибудь из его когтей! Тотчас раздавалось яростное рычание Тигра. Отдельных французов он презирал так же, как и весь человеческий род; он публично распекал и грубо одергивал своих подчиненных, он изливал свое ядовитое остроумие на всякого, кто проявлял хоть каплю идеализма в общественных делах. Но ради безопасности Франции он готов был растоптать любую страну в Европе и во всем мире.

Вудро Вильсон был человек серьезный и чинный, человек строгих принципов, которые почитал внушенными свыше. Чувство юмора он приберегал для частной жизни, а в общественной выступал с пламенными речами в защиту справедливости – и в этой роли у него не было соперников.

Посредником и умиротворителем всегда был Ллойд Джордж, один из тех сверхдипломатов, которые умеют во всяком вопросе одновременно занимать две противоположные позиции. Он был человек веселого нрава и большого личного обаяния и обладал «гибким умом», т.е. не затруднялся сегодня говорить как раз обратное тому, что говорил вчера, если выяснялось, что иначе он может потерять большинство. В этом он был совершенно схож с Орландо, итальянским премьером, красивым и любезным стариком, который, впрочем, во всем и везде преследовал одну цель: добиться каких-нибудь, хоть самых маленьких, выгод для своей страны».

В чём же заключались цели ведущих держав?

Уже в целях мы видим те противоречия, которые определят непрочность будущего мира.

Центральное место в решениях Парижской конференции занял Версальский мирный договор с Германией, подписанный 28 июня 1919 года.

Задание. Прочитайте документ «ВЕРСАЛЬСКИЙ  ДОГОВОР  28 июня 1919 г.» и ответьте на вопросы:

1. Определите права и обязанности членов Лиги Наций.

2. Назовите главную задачу Лиги Наций.

3. Покажите на карте территории, которых лишилась Германия согласно Версальскому договору.

4. Найдите статьи договора, которые могут препятствовать поддержанию стабильности  мира.

5. Оцените решение территориального вопроса с позиций Германии, Великобритании, Франции. Сделайте обобщающий вывод.

6. Расскажите, какие шаги предприняты для ослабления военной мощи Германии.

7. Выскажите своё мнение о том, кто из «четвёрки» мог гордиться итогами Парижской конференции.

ВЕРСАЛЬСКИЙ  ДОГОВОР       28 июня 1919 г.

Ст. 1. Все государства, доминионы или колонии могут сделаться членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Собрания…

Ст. 2. Деятельность Лиги осуществляется Собранием и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.

Ст. 3. Собрание состоит из членов Лиги… Каждый член Лиги может насчитывать не более трех представителей в Собрании и располагает лишь одним голосом.

Ст. 4. Совет состоит из представителей Главных Союзных держав, а также из представителей четырех других членов Лиги. Эти четыре члена Лиги назначаются по усмотрению Собрания… каждый член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь одним голосом и имеет одного представителя.

Ст. 5. Решения собрания или Совета принимаются единогласно…

Ст. 7. Местом пребывания Лиги устанавливается Женева…

Ст. 8. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимых с национальной безопасностью…

Ст. 10. Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги.

Ст. 11. Всякая война или угроза войны… интересуют Лигу в целом..Генеральный секретарь немедленно созыве Совет по требованию всякого члена Лиги.

Ст. 12. Все члены лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета.

Ст. 13. Если член Лиги прибегает к войне…то он рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать все торговые или финансовые отношения…Совет обязан предложить различным заинтересованным правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут участвовать в вооруженных силах…

Ст. 22. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в годы войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации… лучший метод практически провести этот принцип – это доверить опеку над этими народами передовым нациям… они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги…

Ст. 32. Германия признает полный суверенитет Бельгии над…территорией Морэнэ.

Ст. 34. Германия отказывается в пользу Бельгии от всяких прав на территории Эйпен и Мальмеди.

Ст. 42. Германии запрещается содержать или сооружать укрепления как на левом берегу Рейна, так и на правом берегу Рейна к западу от линии, начертанной в 50 км восточнее этой реки.

Ст. 45. Германия уступает Франции…угольные копи, расположенные в Саарском угольном бассейне.

Ст. 49. По окончании 15-летнего срока…население названой территории будет призвано высказаться относительно суверенитета, под который оно желало бы быть поставленным.

Ст. 51. Эльзас-Лотарингия возвращается под французский суверенитет.

Ст. 80. Германия признает, и будет строго уважать независимость Австрии…

Ст. 81. Германия признает…полную независимость Чехословацкого государства.

Ст. 87. Германия признает полную независимость Польши…

Ст. 16. Германия признает и обязуется уважать, как постоянную и неотчуждаемую, независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года.

Ст. 119. Германия отказывается…от всех своих прав на свои заморские владения.

Ст. 160. Германская армия не должна будет насчитывать боле 7 дивизий пехоты и 3 дивизий кавалерии…Общий численный состав армии не должен превышать 100 тыс. человек…и будет предназначен для поддержания на территории порядка и ля пограничной полиции. Общий численный состав офицеров не должен будет превышать 4 тыс. человек. Германский генеральный штаб и всякие иные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме.

Ст. 173. Всеобщая обязательная военная служба будет отменена…германская армия может строиться и комплектоваться только путем добровольного найма.

Ст. 181. Силы германского военного флота не должны превышать в вооруженных судах 6 броненосцев, 6 легких крейсеров, 12 контрминоносцев, 12 миноносцев. Они не должны заключать в себе никаких подводных судов.

Ст. 198. Военные силы Германии не должны заключать в себе никакой военной или морской авиации…

Ст. 235. Размер…убытков, которые Германия обязана возместить, будет установлен комиссией, которая примет наименование Репарационной.

Не все участники Парижской мирной конференции остались довольны результатами Парижского мирного договора. У правящих кругов США были свои интересы. Они сочли необходимым пересмотреть некоторые положения мирного договора. Среди них – разоружение и положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для решения их была созвана ещё одна международная конференция. Она начала работу  в Вашингтоне – столице США – 12 ноября 1921 года. В работе конференции приняли участие 9 стран. Результатом работы этой конференции стало подписание ряда договоров:

- договор «четырёх держав»;

- договор «девяти держав»;

- договор «пяти держав».

Следует подчеркнуть, что их подписание стало огромным успехом дипломатии США. Вашингтонское соглашения стали дополнением к договорам, подписанным в 1919-1920 гг. В совокупности они составили Версальско-Вашингтонскую систему, которая определила условия послевоенного мирного урегулирования.

В чём, как вы думаете, состояла непрочность Версальской системы? (Главная слабость Версальско-Вашингтонской системы - отсутствие экономического фундамента)

IV. Закрепление.

Прочитайте исторический документ «Из книги экономиста «Дж. Кейнса «Экономические последствия Версальского договора» (1919)» и ответьте на вопросы к документу.

V. Итоги.

Жёсткие и унизительные условия мира, тяжёлые репарации и «вина за войну», возложенные на Германию, явились бомбой замедленного действия в самом центре Европы. Экономический потенциал Германии хотя и пострадал в годы войны, но сохранился в своей основе, и поэтому восстановление его мощи и стремление «сбросить иго Версаля» было всего лишь вопросом времени. Всё ещё было впереди…

Рефлексия.

1. Что нового вы узнали?

2. Какое впечатление произвела на вас эта тема?

3. Актуальна ли данная тема в наше время?

4. Как бы вы оценили работу: класса, свою?

5. Кого можно выделить.

VI. Домашнее задание: параграф 3 – прочитать, выучить записи в тетради, знать карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

Послевоенное мироустройство. Версальско-Вашингтонская система

Презентация к уроку "Послевоенное мироустройство. Версальско-Вашингтонская система" предназначена для учащихся 10-х классов (линейная система) и учителей общеобразовательных школ...

план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян

план -конспект к уроку истории в 5 кл  на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме....