Конспект повторительно-обобщающего урока по теме: Древний Египет
план-конспект урока по истории (5 класс)

Хандуханова Бимбацу Борисовна

Конспект повторительно-обобщающего урока создан в целях  обобщения и систематизации знаний по теме (понятия, даты, географические названия, имена), формирования уважения к культурному наследию прошлого,  формирования умений и навыков  функциональной грамотности  ( читательской  и естественно –научной) по предмету история.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет»

Учитель: Хандуханова Б.Б.

Класс: 5

Цель: образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена)

воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого

развивающая – формировать умения и навыки функциональной грамотности ( читательской и естественно –научной, ) по предмету история.

а) умение работы с текстовым материалом,

б) умение работы с заданиями на поиск соответствия, соотношения,

в) умение увидеть в путанице изученное понятие,

г) умение определить лишнее понятия в перечне,

д) умение объяснять свои действия,

е) умение находить ответы в тексте,

ж) использовать разнообразные формы и приемы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния)

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-формирование мотивации к обучению;

- развитие навыков сотрудничества с одноклассниками, учителем;

-развитие навыков коммуникативного общения и культуры речи;

-развитие умений осуществлять самоконтроль, самооценку.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

-формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

-формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;

-формирование умений договариваться о правилах работы в паре, группе;

-развитие умения применять знания при решении задач и обсуждении теоретических вопросов;

-развитие умений слушать и понимать речь других.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

-организовать деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний учащихся об истории Древнего Египта;

-развитие умений работать с учебником, получать возможность самостоятельно решать исторические загадки;

-умение применять имеющие знания для решения конкретных задач; закрепить навыки работы с картой;

-развитие познавательного интереса к изучаемому предмету

Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная

Оборудование:

  1. А.А. Вигасин, г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2013
  2. Ноутбук и проектор
  3. Презентация «Обобщение по теме «Древний Египет»
  4. Маршрутный лист

ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

#1054;рг.

момент

1 мин.

Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Надеюсь, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом.

Ребята, мы с вами изучили историю возникновения одной из самых древнейших государств. Как называется это государство?

А сегодня мы закрепим наши знания .

Какие задачи нам предстоит решить на уроке обобщения?

Приветствуют учителя.

Отвечают: Древний Египет

Отвечают: - Тема урока обобщение или повторение раздела Древний Египет

-проверить себя, обобщить знания

#1040;ктуализация знаний.

Знакомство с правилами игры

3-5 мин.

Мозговой штурм: Ребята, давайте для разминки вспомним новые слова, которые мы узнали при изучении темы «Древний Египет».

Я предлагаю вам совершить путешествие по Нилу. Но Нил это каменистая река. Наша игра – путешествие называется «Пороги Нила». На каждом пороге нас ждут интересные задания и необычные вопросы. Лишь правильно ответив на вопрос и выполнив задание можно двинуться дальше. Но по реке пешком не пойдешь. Нам предстоит путь на лодках. Каждая парта - это лодка, значит, лодок всего пять. Дойдя до порога, вы получаете задание. За правильный ответ вы получаете балл (фишку). Каждый в лодке борется за свой результат. Но если игрок, не сможет ответить на свой вопрос, то право ответа переходит к другому участнику.

Итак, с правилами вы познакомились, начинаем нашу игру «Пороги Нила».

Я вам желаю удачи!

Дают определение понятиям и новым словам.

Внимательно слушают учителя, как будет проходить урок,

#1057;оздание проблемных ситуаций

  1. Ребята, мы налетели на первый порог

«Египет на карте мира»

  1. На каком материке и в какой её части находился Древний Египет?

(Африка, на северо-востоке Африки).

  1. Откуда берет свое начало Нил? Как называется устье Нила?

(Восточно – африканское плоскогорье, дельта Нила).

  1. Какие моря омывают берега Древнего Египта?

(Средиземное море, Красное море).

  1. Какие пустыни окружают Древний Египет?

(Ливийская, Нубийская, Аравийская пустыни).

  1. Назовите древние столицы Египта и современную. (Фивы, Мемфис, Каир).

#1050;акие страны и территории находились вблизи

Египта?(Палестина, Финикия,

Нубия,Сирия,Синайский полуостров).

  1. Почему египтяне носят одежду белого цвета? (Белый цвет отражает лучи солнца).
  2. Как влияют разливы Нила на занятия населения? (Разливы Нила способствуют развития земледелия)

Молодцы, ребята, мы приближаемся ко 2 порогу.

Ребята, чтобы отправиться в путь нам надо найти ошибки в тексте:

Давным-давно, где-то 7 тысяч лет назад, в долине реки Евфрат образовалось государство Египет.

Оно было расположено в прибрежной части Австралии. Основным занятием древних египтян была охота на кенгуру . Также они занимались строительством пирамид для своих шейхов . Правители Египта очень часто устраивали воинственные набеги на соседние народы. Это обогащало фараона и его воинов-жрецов .

Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Сет-владыка царства мертвых, почитали бога Солнца Анубиса.

Умерших хоронили в красивых гробах, называемых сундуками.

Правильный текст:

Давным-давно, где-то 5 тысяч лет назад, в долине реки Нил образовалось государство Египет.

Оно было расположено в прибрежной части Африки. Основным занятием древних египтян было земледелие. Также они занимались строительством пирамид для своих фараонов. Правители Египта очень часто устраивали воинственные набеги на соседние народы. Это обогащало фараона и его воинов.

Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Осирис-владыка царства мертвых, почитали бога Солнца Ра.

Умерших хоронили в красивых гробах, называемых саркофагами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы миновали 2 порог и приблизились к 3 порогу.

Нилу не понравилось, что мы так легко справляемся с заданиями, он решил дать нам задание посложнее…

Работа с текстом

Самым выдающимся из фараонов, захватчиков и великих стратегов, был Тутмос III, живший в 15 веке до нашей эры. Его походы считаются самыми значимыми. При правлении Тутмоса III, границы Египта на много расширились, а схватка при Мегидо вошла в исторические летописи не только как масштабное сражение, но и как сражение, в котором были применены тактика и стратегия боя.

В дальнейшем Тутмос III полностью захватил Палестину и Сирию. Фараон часто совершал военные экспедиции в захваченные районы и закреплял военные победы, возводил на этих землях крепости и военные сооружения. Другие государства платили большую дань, во избежание военных действий с хорошо выученной армией Египта.

Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1. Какие страны захватил Тутмос III?

2. Какими способами фараон закреплял свое могущество?

3. Попробуйте составить короткий рассказ от имени Тутмоса III.

4. Отметьте на линии времени следующие даты:

XV век до.н.э. Сколько лет и сколько веков прошло со времен завоеваний Тутмоса III?

5. Как вы думаете могло ли войско Тутмоса III использовать колесницы? Поясните свой ответ.

Мы миновали 3 порог и приблизились к 4 порогу.

Загадки Нила

Нил приготовил нам интересные загадки, постараемся ответить на них правильно.

Если команда дает неправильный ответя, то право ответа переходит другой команде

Вопросы

#1069;то самое большое каменное сооружение, воздвигнутое архитектором Хемиуном. Высота сооружения -146,6 м, сторона основания -233 м. Древние греки считали их первым из «семи чудес света» (пирамида Хеопса)

2. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан.(сфинкс)

#1042;ы знаете, что многие египетские боги и богини были наделены чертами животных или птиц. В образе этого животного древние египтяне изображали небо и богиню неба Нут (корова)

4. Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс.до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию, Сирию, Ливию и другие страны. Назовите имя фараона (Тутмос 3)

5. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила. Назовите приспособление и опишите его (шадуф)

6. Это учреждение древние египтяне называли “Дом папируса” (библиотека)

7. Во времена древнего Египта не было современных средств связи, но его жители не отчаивались по этому поводу. Они научились использовать этих птиц для передачи сообщений друг другу. Что это за птицы (голуби)

8. В древнем Египте было большое количество профессий, но большинство юношей стремились получить именно эту профессию. Назовите ее (писец, не выполнял тяжелой работы и получал большое жалование)

Мы подходим к 5 порогу,

Боги Древнего Египта

Правильный ответ:

ТОТ

Этот бог поможет египтянину научиться писать

АНУБИС

Судил умерших

НУТ

Каждое утро проглатывала всех своих детей

АПОП

Олицетворял мрак и зло, извечный враг Амон-Ра

АМОН-РА

Царь среди богов, а фараон его земной сын, царь среди людей

БАСТЕТ

Покровительствовала женской красоте

ОСИРИС

Этот бог научит земледелию, виноградарству и виноделию

6 порог

«Заморочки из бочки»

Рассказать о том, как жили ремесленники, земледельцы, рабы, вельможи, фараоны.

Обучающиеся отвечают, набирая баллы

Учащиеся слушают правила, действуют по правилам этапа.

Каждая лодка отвечает на 1 вопрос

Отгадывают загадки

Ответы записываются на заранее заготовленных бланках

3. Рефлексия. Домашнее задание. Подведение итогов

Синквейн

Наше путешествие закончено.

Попрошу подсчитать количество баллов (фишки) в каждой лодке.

В какой лодке больше всех фишек, то смело ставьте в дневник оценку 5. У кого меньше, 4.

Вспомните задачи урока?

Мы достигли поставленных задач?

Я благодарю вас за работу на уроке.

Подсчитывают фишки, выводят оценку, выставляют в дневник

Выбор и запись домашнего задания



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

  1. ПОРОГ. «Египет на карте мира»

  1. На каком материке и в какой её части находился Древний Египет?

  1. Откуда берет свое начало Нил? Как называется устье Нила?

  1. Какие моря омывают берега Древнего Египта?

  1. Какие пустыни окружают Древний Египет?

  1. Назовите древние столицы Египта и современную

  1. Какие страны и территории находились вблизи Египта?

  1. Почему египтяне носят одежду белого цвета?

  1. Как влияют разливы Нила на занятия населения?

  1. ПОРОГ. «Ошибки в тексте»

Давным-давно, где-то 7 тысяч лет назад, в долине реки Евфрат образовалось государство Египет.

Оно было расположено в прибрежной части Австралии. Основным занятием древних египтян была охота на кенгуру . Также они занимались строительством пирамид для своих шейхов . Правители Египта очень часто устраивали воинственные набеги на соседние народы. Это обогащало фараона и его воинов-жрецов .

Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Сет-владыка царства мертвых, почитали бога Солнца Анубиса.

Умерших хоронили в красивых гробах, называемых

сундуками.

  1. ПОРОГ. Работа с текстом

Самым выдающимся из фараонов, захватчиков и великих стратегов, был Тутмос III, живший в 15 веке до нашей эры. Его походы считаются самыми значимыми. При правлении Тутмоса III, границы Египта на много расширились, а схватка при Мегидо вошла в исторические летописи не только как масштабное сражение, но и как сражение, в котором были применены тактика и стратегия боя.

В дальнейшем Тутмос III полностью захватил Палестину и Сирию. Фараон часто совершал военные экспедиции в захваченные районы и закреплял военные победы, возводил на этих землях крепости и военные сооружения. Другие государства платили большую дань, во избежание военных действий с хорошо выученной армией Египта.

Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1. Какие страны захватил Тутмос III?

2. Какими способами фараон закреплял свое могущество?

3. Попробуйте составить короткий рассказ от имени Тутмоса III.

4. Отметьте на линии времени следующую дату:

XV век до.н.э. Сколько лет и сколько веков прошло со времен завоеваний Тутмоса III?

5.Как вы думаете могло ли войско Тутмоса III использовать колесницы? Поясните свой ответ.

4 порог. «Загадки Нила»

.Это самое большое каменное сооружение, воздвигнутое архитектором Хемиуном. Высота сооружения -146,6 м, сторона основания -233 м. Древние греки считали их первым из «семи чудес света» ОТВЕТ:

2. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан. ОТВЕТ:

#1042;ы знаете, что многие египетские боги и богини были наделены чертами животных или птиц. В образе этого животного древние египтяне изображали небо и богиню неба Нут ОТВЕТ:

4. Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс.до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию, Сирию, Ливию и другие страны. Назовите имя фараона . ОТВЕТ:

5. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила. Назовите приспособление и опишите его. ОТВЕТ:

6. Это учреждение древние египтяне называли “Дом папируса” . ОТВЕТ:

7. Во времена древнего Египта не было современных средств связи, но его жители не отчаивались по этому поводу. Они научились использовать этих птиц для передачи сообщений друг другу. Что это за птицы ? ОТВЕТ:

8. В древнем Египте было большое количество профессий, но большинство юношей стремились получить именно эту профессию. Назовите ее . ОТВЕТ:

5 ПОРОГ. «Боги Древнего Египта»

?

Этот бог поможет египтянину научиться писать

АНУБИС

?

?

Каждое утро проглатывала всех своих детей

АПОП

?

?

Царь среди богов, а фараон его земной сын, царь среди людей

БАСТЕТ

?

?

Этот бог научит земледелию, виноградарству и виноделию

6 ПОРОГ. «Заморочки из бочки»

Рассказать о том, как жили ремесленники, земледельцы, рабы, вельможи, фараоны

Домашнее задание

На каникулах составьте кроссворд

Кроссворд «Древний Египет»

г

о

с

у

д

а

р

с

т

в

о

Земледелец

1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют земледельцы в Египте?

2. Какие орудия труда используются?

#1050;ак египтяне боролись с неблагоприятными природными условиями?

#1050;акие повинности несли крестьяне в пользу государства?

Раб

#1050;аким ещё образом люди становятся рабами?

2. Почему рабов-пленников называют «живыми-убитыми»?

3. Как ваш хозяин относится к рабам?

4. Каким образом рабы высказывают своё недовольство?

Вельможа

1. Какую службу надо сослужить фараону, чтобы стать таким же богатым человеком, как вы?

2. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов?

3. Как вы и другие вельможи ведёте себя при появлении фараона?

4. Почему вельможи трепещут перед фараоном?

Ремесленник

1. Чем занимается ремесленник?

#1056;асскажите о его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок по теме “ Древний Египет”с применением КСО.. 5 класс

33 года работаю учителем истории в сельской школе. На протяжении последних лет на своих уроках применяю технологию КСО ( коллективный способ обучения), которая позволяет учитывать и оценивать вклад в ...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

С помощью данной методической разработки учитель может провести урок повторения по теме "Древний Египет" более интересно и насыщенно....

Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».

Тема:  Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».Тип урока: урок обобщения и повторения. Урок № 5  по теме «Древний Египет» в 5 кл. № 22 по курсу «Древнего мира».Форма у...

презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме Древний Египет в форме "своей игры"

эта презентация поможет повторить и закрепить материал по теме в увлекательной форме. также она может быть использована во внеурочной деятельности для проведения увлекательного занятия по истории и ку...

Повторительно-обобщающий урок по теме " Древний Египет".

Цель:образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена)воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого,...

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Данный урок  направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». Его главными целями являются обобщение и систематизация знаний по истории Древнег...