Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Древний Египет» для 5 класса.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Карельская Анастасия Игоревна

Данный урок  направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». Его главными целями являются обобщение и систематизация знаний по истории Древнего Египта, выявление пробелов в знаниях, воспитание уважения к культурному наследию прошлого разных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Цели:

Обучающие:

- обобщение и систематизация знаний по истории Древнего Египта;

- выявление пробелов в знаниях.

Развивающие:

- сформировать умение работать с историческими фактами: анализировать, обобщать, сопоставлять.

- развивать умение работать самостоятельно и в группе;

- развивать умение работать с разными источниками информации;

- развивать умение рассуждать и делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению истории в целом и истории Древнего Египта в частности;

- воспитывать уважение к культурному наследию прошлого разных народов;

- воспитывать желание бережно обращаться с памятниками истории и культуры;

- воспитывать творческую, духовно богатую личность, стремящуюся к самореализации в мире.

Задачи урока:

 - мотивировать учащихся к изучению истории Древнего Египта в большем объеме, чем это предусмотрено программой;

- создать условия для проявления учениками способностей в разнообразных видах творчества;

 - углубить понимание учащимися  жизни и культуры древних египтян;

 - повторить и усвоить основные исторические термины и понятия;

- усовершенствовать умения и навыки учащихся по работе с хронологией, иллюстрациями, картой.

Средства обучения:

 -  Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений, – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 304 с.

 - Презентация «Древний Египет»

 - Компьютер, мультимедийный проектор.

 - Историческая карта.

- карточки с заданиями

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок-игра, урок-путешествие.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие.

Слово учителя. Ребята,  древние египтяне выражали радость при встрече жестом, напоминающим приветствие военных: прикладывали ладонь ко лбу. Давайте и мы с вами выразим радость встречи друг друга также (ученики поворачиваются друг к другу и прикладывают руку ко лбу).

2.Сообщение целей и задач урока.

Слово учителя. В течение многих уроков мы изучали с вами Древний Египет – страну с интересной, порой загадочной историей и богатой культурой. Тысячи лет отделяют нас от того времени, когда на берегах реки Нил возникло это древнее государство. Однако, благодаря науке истории, мы смогли совершить туда путешествие, многое узнать и многому удивиться.

Целью этого урока является  обобщение и систематизация знаний, которые вы получили в ходе изучения истории Древнего Египта. Нам необходимо вспомнить о том, каким было географическое положение и природа Египта, чем занималось население, кто управлял государством древних египтян, какими были религиозные воззрения этого древнего народа и, наконец, какое культурное наследие они оставили для мира. На этом уроке мы продолжим учиться мыслить, рассказывать, делать выводы, работать с исторической картой. Итак, начнем наше путешествие. Кто покажет нам на карте, где был расположен Древний Египет? Правильно.

Оглядитесь вокруг   - это же Африка. Как же здесь жарко! А что это за огромная статуя с телом льва и головой человека?  - Это самый настоящий египетский сфинкс! И именно он будет сегодня нас сопровождать в нашем путешествии. Ну а мы должны будем разгадать все его загадки и выполнить все его задания. Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда выбирает капитана.

 

1.Природа, население и правители Древнего Египта. Загадки сфинкса. Задание №1.За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Загадка №1.

Когда же он приходит, земля

Ликует и все живое в радости

Еда появляется после его разлива

Все живут благодаря ему

И богатства обретают по его воле (река Нил)

Загадка №2

Коль вода совсем не близка.

Кожа, камень в ход пойдут.

Для крестьян это не пух.

То у египтян …..(шадуф).

Загадка №3

Он - властитель, повелитель,

Он же царь среди людей,

Он всей жизни покровитель

Солнца сын он …(фараон)

Загадка №4

Он служитель фараона

На войне или у трона

Обувь его носит тоже

Как зовут его? (вельможа)

Загадка №5

Очень древняя карета,

Что летит быстрее ветра.

Сам вельможа на ней мчится

Что же это? (колесница)

Загадка №6

Он собой подобен богу

Славный воин фараон

Завоеваны народы

До Евфрата целиком

(Фараон Тутмос)

Слово учителя. Молодцы, ребята. Кажется, мы справились с загадками Сфинкса. Но прежде чем идти дальше, давайте обобщим все, что мы знаем о природе и населении Древнего Египта на основе отгаданных нами слов с добавлением других знакомых вам понятий. На проекторе появляется слайд со словами: разливы Нила, орошение, фараон, вельможа, писцы, налог, боевая колесница, фараон Тутмос, 1500 год до н.э.

Учащиеся при помощи учителя составляют примерный рассказ по первому кластеру.

Примерный ответ:

Древний Египет располагался на берегах реки Нил. Благодаря его разливам

и плодородному илу, который оставался на земле, почва здесь была плодородная

и давала высокий урожай. Для орошения полей, удаленных от Нила земледельцы копали каналы. При помощи шадуфов они поливали сады и огороды.

Царями Египта были фараоны. Их слугами были вельможи и писцы, которые собирали налоги с простых людей – земледельцев и ремесленников. Фараон Египта считался сыном бога Солнца. Самым воинственным фараоном был фараон Тутмос. Около 1500 года до н.э. он совершил завоевательные походы в Азию. В своих войнах египтяне использовали боевые колесницы.

Слово учителя. Мы прекрасно справились с первым испытанием, но что же приготовил нам Сфинкс дальше? А дальше нам предстоит окунуться в религиозный мир древних египтян.

2.Религия древних египтян. Задание Сфинкса №2

Слово учителя. Древние египтяне верили, что всем управляют могущественные боги. Они строили для них храмы, делали из камня большие статуи и маленькие фигурки из бронзы или глины. Считалось, что бог может вселиться в изображение и все-все вокруг слышать и видеть. В храмах служили жрецы. Они принимали богатые дары, которые фараоны и вельможи приносили в храм, чтобы задобрить богов, обитавших в нем. Сейчас нам предстоит вспомнить главных египетских богов.

Задание Сфинкса – узнай бога по описанию

Каждой  команде выдается по 5 карточек. На них написаны слова, имеющие отношение к какому-либо египетскому богу. Задача – отгадать этого бога. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Первая команда

Вторая команда

Карточка 1 солнце, ладья (Амон-Ра)

Карточка 1кошка, красота (Бастет)

Карточка 2 корова, звезды (Нут)

Карточка 2 песчаная буря (Сет)

Карточка 3 жёны, матери (Исида)

Карточка 3 страна мёртвых, судья (Осирис)

Карточка 4 шакал, человек (Анубис)

Карточка 4 мудрость, ибис (Тот)

Карточка 5 правда, весы (Маат)

Карточка 5 покровитель, фараон (Гор)

Слово учителя. Молодцы. Вы справились с еще одним заданием сфинкса. Однако он нас пока  не отпускает. Он не верит, что мы достаточно хорошо знаем, как и во что верили древние египтяне. И поэтому приготовьтесь ответить еще на несколько вопросов. Битва капитанов. Времени на размышления не дается. За каждый правильный ответ дается 2 балла.

Вопрос команде №1. Всем известно, что египтяне помещали в гробницу умершего вещи, которыми он пользовался при жизни, а также изображали на стенах гробницы его земную жизнь. С какой целью они это делали?

Примерный ответ: египтяне верили, что все нарисованное, высеченное из камня чудесным образом может ожить в загробном мире, в стране мертвых.

Вопрос команде №2. Для египтянина было в порядке вещей то, что в «стране мертвых человеку» понадобится тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Что же они для этого делали с умершим?

Примерный ответ: Египтяне делали мумии – высушивали тело, пропитывали его смолой и обматывали бинтами.

Вопрос команде № 1. Расшифруйте слово и объясните его значение -  агскраоф

Ответ: саркофаг – это гроб, в который клали мумию. Его украшали рисунками, надписями.

Вопрос команде № 2. Расшифруйте слово и объясните его значение – иридаапм.

Ответ: пирамида – это гробница фараона.

Слово учителя: молодцы, ребята. Вы справились. А мы со Сфинксом вам напоминаем, что самая высокая Пирамида в мире – это пирамида фараона Хеопса. Ее высота почти 150 метров. Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды, они хоронили своих фараонов в помещениях, вырубленных в скалах – в гробницах. Самая известная гробница – это гробница юного фараона Тутанхамона. В ней обнаружили сотни драгоценных предметов, а также мумию самого фараона в саркофаге из чистого золота.

3.Письменность Древнего Египта. Работа с иллюстрациями. Сфинкс тоже хочет отгадать несколько загадок. Каждая команда получает карточку с изображением.

Задание – придумать загадку, ответом к которой будет то, что изображено на картинке. За простую загадку – 1 балл. За загадку в стихах – 2 балла.

Рисунок для команды № 1 – египетские иероглифы

Рисунок для команды № 2 – папирус

4.Подведение итогов.

Итак, ребята, мы с вами завершаем наше путешествие по Древнему Египту. Вы работали дружно и показали хорошие знания. На следующих уроках мы продолжим изучать историю стран Древнего Востока. Наша следующая остановка – Древнее Двуречье.

Учитель подсчитывает баллы, отмечает работу отдельных учеников, объявляет победителей и выставляет оценки.

Минутка рефлексии.

1.Я узнал (а)этом уроке…

2.Я работал (а) на этом уроке…

3.Оцените свое участие по десятибалльной шкале в …баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок по теме “ Древний Египет”с применением КСО.. 5 класс

33 года работаю учителем истории в сельской школе. На протяжении последних лет на своих уроках применяю технологию КСО ( коллективный способ обучения), которая позволяет учитывать и оценивать вклад в ...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

С помощью данной методической разработки учитель может провести урок повторения по теме "Древний Египет" более интересно и насыщенно....

Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».

Тема:  Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».Тип урока: урок обобщения и повторения. Урок № 5  по теме «Древний Египет» в 5 кл. № 22 по курсу «Древнего мира».Форма у...

презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме Древний Египет в форме "своей игры"

эта презентация поможет повторить и закрепить материал по теме в увлекательной форме. также она может быть использована во внеурочной деятельности для проведения увлекательного занятия по истории и ку...

Повторительно-обобщающий урок по теме " Древний Египет".

Цель:образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме (понятия, даты, географические названия, имена)воспитательная – способствовать формированию уважения к культурному наследию прошлого,...

Повторительно - обобщающий урок по теме " Древний Египет".

Урок посвящен повторению и закреплению знаний, понятий по теме " Древний Египет"....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...