Холокост. Уроки истории
план-конспект урока по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульская школа»
обособленное структурное подразделение №7
Классный час: «Холокост. Уроки истории»,
посвящённый Международному дню памяти жертв Холокоста.
Разработал учитель
Левищев Н.Н.
п. Бородинский
27.01.2025
«Холокост. Уроки истории»
В январе 2025 года в России проходит ежегодная «Неделя памяти», приуроченная к годовщине освобождения Красной Армией лагеря уничтожения Аушвиц (Освенцим) и Международному Дню памяти жертв Холокоста (27 января). Организаторами «Недели памяти» являются Федеральное агентство по делам национальностей (далее ФАДН), Российский еврейский конгресс и Центр «Холокост».
Международный день памяти жертв Холокоста внесен в утвержденный Министерством просвещения России в Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на 2024/25 учебный год. Федеральное агентство по делам национальностей и Российский еврейский конгресс (далее – РЕК) проводят акцию «Неделя памяти жертв Холокоста в регионах России». В рамках этой акции, при содействии еврейских общин, центра «Холокост», Российского еврейского конгресса и региональных властей, предполагается проведение мероприятий в онлайн и очном режиме, посвященных одному из самых страшных преступлений в истории человечества.
Памятный день 27 января установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1 ноября 2005 года. Дата Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января выбрана не случайно. Она связана с освобождением в 1945 году войсками Красной армии концлагеря Аушвиц (Освенцим), в котором было уничтожено более миллиона человек. Холокост (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — всесожжение) – это политика нацистов, их союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев в 1933 — 1945 гг. Термин впервые использован в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематориев лагеря смерти Аушвиц (Освенцим).
По материалам Нюрнбергского процесса, в Европе в период Холокоста было сожжено в газовых печах, расстреляно, повешено шесть миллионов евреев. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «таким преступлениям нет и не может быть срока давности. Им нет ни прощения, ни забвения. Любые попытки замолчать эти события, исказить, переписать историю недопустимы и безнравственны».
Холокост — это часть истории нашей страны. Около 2,8 миллионов, то есть почти половина евреев, уничтоженных нацистами, их союзниками и пособниками проживали на территории СССР в границах 1941 г. Важно знать и помнить, что концлагерь Аушвиц(Освенцим) освободили воины Красной армии. Тысячи людей прятали и спасали евреев на оккупированных территориях и получили звания «Праведники народов мира». По словам израильского историка, исследователя Холокоста И. Бауэра, «память о Холокосте необходима, чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». Этот материал обладает колоссальным нравственным потенциалом, поэтому изучение истории Холокоста значимо для всех уровней образовательной практики. Важнейший довод в пользу изучения истории Холокоста, извлечения уроков из него – необходимость избежать в будущем подобных нарушений прав человека на религиозной, национальной, этнической основе. Чтобы противостоять ксенофобии, национализму, не толерантности нужно знать и понимать истоки и признаки этих явлений.
Беспрецедентный характер Холокоста оказывает влияние на будущее всего человечества. Изучение его истории и других случаев геноцида необходимо для предотвращения преступлений, подобных Холокосту, когда один народ уничтожает другой, для воспитания ответственности людей за свои поступки, активной гражданской позиции, способной противостоять насилию. Одной из форм участия в акции ФАДН и РЕК «Неделя памяти жертв Холокоста в России» может быть проведение «Урока памяти жертв Холокоста и воинов Красной армии, освободителей Аушвица».
Урок, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста, это истории реальных людей – участников тех трагических событий, чьи имена известны (например, евреи, которые раньше жили в нашем городе или районе, бывшие учителя, школьники или студенты, освободители нацистских концлагерей и гетто, спасители). Во время оккупации и после, представление жертв Холокоста как части общества, а не в виде статистических данных количества погибших, будет способствовать осознанию события не только как трагедии еврейского народа, но и как общечеловеческой трагедии. Рассматривая события Холокоста, важно подчеркнуть, что в Третьем рейхе был создан бюрократически организованный механизм для систематического массового уничтожения европейских евреев. Создание такой машины убийства, которая не только уничтожила миллионы, но и использовала их останки в промышленных целях, явилось поворотным моментом в истории человечества. Для понимания сути Холокоста важно показать события, как евреи становились «объектом» преследования, как менялось отношение к ним окружающих людей, их бывших соседей, знакомых, как постепенно их лишали тех или иных прав. Необходимо также помнить, что хотя основной мишенью национал-социалистов и их сторонников были евреи, пострадали и другие группы, такие как народность рома/синти, Свидетели Иеговы, советские военнопленные, коммунисты, инвалиды и другие. С 1997 года день, когда в Аушвице-Биркенау 2 августа 1944 года был ликвидирован Zigeunerlager («Цыганский лагерь»), отмечается как День памяти жертв уничтожения народности рома/синти, а геноцид против них получил название «Параймос». По инициативе Российского еврейского конгресса и Центра «Холокост» в рамках программы «Вернуть достоинство» в 2020 г. в Брянске и Смоленской области открыли памятник расстрелянным цыганам.
Исследователями установлено, что холокосту подверглось свыше двадцати миллионов представителей славянской национальности (русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, словенцев). Среди жертв – около десяти миллионов граждан Советского Союза. Холокосту присуща разработка на людях химических, биологических и механических систем массового уничтожения, антигуманные медицинские эксперименты над жертвами.
Международный день памяти жертв Холокоста 27 января отмечают в честь освобождения в этот день в 1945 году узников польского концентрационного лагеря Освенцим. Среди них преобладали евреи и цыгане. Немало было участников движения Сопротивления (в основном поляков), советских военнопленных (преимущественно русских и украинцев). Также в лагерь были заключены немецкие антисоциальные элементы, последователи Свидетелей Иеговы, представители сексуальных меньшинств. Общее количество заключенных варьируется в районе 1,5-4 миллионов человек. Среди погибших в Освенциме – подданные многих стран Европы и Америки. Есть даже спортсмены – немецкий футболист Юлиус Хирш и олимпийская чемпионка 1928 года из Нидерландов, гимнастка Эстелла Агстергриббе. Закончили свой жизненный путь в лагере и российские эмигранты – личный секретарь Григория Распутина Арон Симанович и общественный и религиозный деятель Илья Фондаминский. Днём 27 января 1945 года войска 60-й армии под командованием маршала Ивана Конева начали освобождение концентрационного лагеря Освенцим. Случилось это через год после окончания не менее трагического, с точки зрения людских жертв, события войны – полного снятия блокады Ленинграда. Так, одна дата и ровно один год связали две крупнейшие гуманитарные катастрофы двадцатого века. В этом плане день памяти жертв Холокоста 27 января принимает в России двойное значение. В осажденном, замерзающем Ленинграде в дни блокады умирали наряду с русскими и евреями представители других национальностей. Непосредственным освобождением фашистских узников в польском лагере Освенцим занималась 107-я дивизия генерал-лейтенанта Василия Петренко. Интересно, что впоследствии Василий Яковлевич как освободитель лагеря Освенцим нередко посещал государство Израиль даже при отсутствии у того дипломатических отношений с СССР.
Фашистская идеология ставила своей целью решение «еврейского вопроса» путем полного уничтожения этого народа. В немецкие концлагеря 30-40-х годов насильственно и целенаправленно заключались лица еврейской национальности, независимо от их подданства и гражданства. Необходимо еще раз подчеркнуть, что во всех официальных зарубежных и российских документах, сетевых и печатных источниках Международный день памяти жертв Холокоста имеет именно такую форму написания. Ведь, как свидетельствуют послевоенные документы, девяносто процентов погибших в Освенциме были евреями. Официально по решению резолюции 60/7 Генеральной Ассамблеи ООН дата во всем мире отмечается с 2006 года. Инициаторами ее принятия выступили Россия, Украина, Израиль, Канада, Австралия, США. Их поддержали представители более девяноста государств. Однако ряд государств, вовлеченных во Вторую Мировую войну, день памяти отмечали и ранее в другие дни, в зависимости от событий собственной истории. В частности, Германия одной из первых в 1996 году объявила 27 января официальным днем памяти жертв Холокоста.
Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая под землёй и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и сбрасывали их в овраг.
По оценкам «Энциклопедии "Холокоста" погибло до 3-х миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев, из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.
В данный момент, когда поднимается гидра фашизма, это становится очень актуально. Поэтому мы, не только должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах, погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился.
Минута молчания.
Обучающиеся встают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов
Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

История Холокоста. Уроки толерантности для 9 го класса
Материал по истории Холокоста Историческая справка и презентация...

Презентация на тему"Комиксы на уроках истории и обществознания по теме "Холокост"
Наглядный материал на тему "Холокост"...
Урок истории на тему "Холокост. Трагедия народа и всего мира" для учащихся 9 класса.
Урок истории на тему "Холокост. Трагедия народа и всего мира" для учащихся 9 класса...
методическая разработка тематического урока истории " День памяти жертв Холокоста"
Тематический урок истории " День памяти жертв Холокоста" посвящён дате 27 января - Международному Дню памяти жертв Холокоста. Проводится в соответствии с программой Воспитания в коллед...
«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»
laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...