Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме: "Монголо-татары"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Данный конспект урока истории Отечества предназначен для педагогов коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_otechestva_mongolo-tatary_.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема | «Монголо-татары» |
Тип урока (занятия) | Урок изучения нового материала |
Целевая аудитория | Учащиеся 7 класса |
Дидактическая задача | Создать условия для осознания и осмысления учебной информации о жизни, быте, обычаях, особенностях монголо-татар. |
Задачи на урок: | |
1. Воспитательные | Воспитывать интерес к истории своего Отечества. Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности. |
2. Коррекционно-развивающие | |
- познавательные | Формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Формировать умение использовать различные источник информации для решения учебной задачи. Учить умению актуализировать собственные знания. Умение осуществлять фиксацию выборочной информации. Формировать умение смыслового чтения. |
- регулятивные | Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Умение планировать деятельность в соответствии с учебной целью. Учить умению соотносить планируемый и полученный результат деятельности. Умение вносить коррективы в действие на основе его оценки. |
- коммуникативные | Формировать умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения. Умение работать в инициативном сотрудничестве. |
3. Образовательные | Формировать знания у учащихся о жизни, быте, обычаях, особенностях монголо-татар. Способствовать развитию информационной культуры учащихся. |
Методы и приемы | По способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические. По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Приемы: Поиск ответов на поставленные вопросы; Выбор фактов из текста; Предположение о событиях; Составление плана; Соотнесение термина и определения; Работа с источниками информации, самостоятельное получение информации; Фиксация выборочной информации; Сравнение изображений; Анализ и классификация объектов. |
Формы работы | Фронтальная, парная, индивидуальная,групповая. |
Система средств | Учебник «История России. 7 класс». Авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Раздаточный материал – «Маршрутные листы» Компьютер, проектор, Презентация в программе Карта «Борьба русского народа против иноземных завоевателей VIII века». |
Начнём урок необычно. Я предлагаю поиграть в игру «Историческая азбука» с целью назвать слово, связанное с изученной темой:
К-князь, княжество, Киев, купцы, культура.
Р-раздробленность, распри, распад.
П-посадник, пошлина, пристань
После названия слова дети садятся
Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учеников к уроку
Дает инструкция для выполнения маршрутного листа.
Какой урок?
Скажите, кто такие историки?
А вы хотели бы больше узнать об истории нашей страны?
А если я предложу вам стать на время нашего урока историками-исследователями? Вы согласитесь?
Какие источники помогают получать исторические сведения? (летописи, книги, карты, Л\времени, картины, фильмы, словари)
Вот с этими историческими источниками нам придется сегодня работать.
Какие умения нам потребуются сегодня на уроке? (думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени) Вы уже несколько уроков путешествуете по далёкому прошлому нашей страны.
Я предлагаю вам Вопросы из сундучка по теме «Киевская Русь, распад Киевской Руси»; разноуровневое
1.Какназывалось древнерусское государство? Показ по карте территории Киевской Руси.
2.В каком году образовалась Киевская Русь? 879г. Какой это век?(9 век) Показать по ленте времени
Какой раздел изучили?
3.Сравни карты 9 и 12 века (в чём сходство и разница?)
На что была похожа Киевская Русь, если посмотреть на карту12 века? (лоскутное одеяло, лоскутное - состоящее из отдельных лоскутков, кусочков)
Почему на карте Киевская Русь окрашена в разные цвета? (распалась на мелкие княжества)
4.О каком историческом периоде развития Киевской Руси говорится в этом стихотворении?
Стих:
Чтоб вы знали, что пришла к нам гибель
Из-за княжеских распрей бесконечных.
Испокон веков они, как волки,
Грызлись меж собою, разоряли
Города и сёла друг у друга,
Смердов убивали друг у друга,
Злобу вымещали на невинных(период раздробленности)
5.Назовите период раздробленности на Руси? (Работаем с лентой времени) Сколько времени прошло с тех пор?
6.Сколько отдельных княжеств было в то время? Назовите?
7.Почему Русь того 13 века нельзя назвать сильным государством?
8.Что происходило между князьями и боярами княжеств?
9.Почему Русь постоянно подвергалась нашествиям соседних государств?
Назовите причины ослабления Руси:
(княжеская междоусобица, русская земля была поделена на « отчины» и каждый из князей владел доставшимся ему уделом.)
Подведение итогов. Повторили изученный материал. Оцените себя
-Сегодня мы двинемся в путь дальше и окажемся уже в Х111в.(показ на ленте)
Я хочу рассказать вам одну историю (притчу).
(Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»)
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит- сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья по одиночке. Отец и говорит:- Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь,- вас всякий легко погубит (на доске девиз).
Так вот, если бы русские князья и были этими сыновьями, как вы думаете, выполнили ли они наказ отца?
Причина \ следствие (выясните, что причина, а что следствие?)
Ослабление обороноспособности страны,
нашествие иноземных завоевателей.
Учитель организует работу с учебником.
Откройте учебники, страницу 225. Как называется раздел, который мы с вами начинаем изучать?
Кого мы называем иноземными завоевателями? Как понять слово иноземный?
Вы не забыли, что мы сегодня историки-исследователи? В задании № 1 выберите подходящее определение к слову «иноземный».
Какой из информационных источников вам может пригодиться в поиске определения к слову? Конечно, словарь. Работа со словарем
Организует работу с картой
Посмотрите еще раз внимательно на карту. Предположите, какие соседние государства могли бы быть потенциальными врагами Руси?
Мы говорим об иноземных завоевателях. И вы уже догадались, о каких завоевателях пойдет речь сегодня на уроке.
Тема урока: «Монголо - татары».
Проблемный вопрос?
Сегодня мы с помощью различных источников постараемся узнать как можно больше о монголо-татарах.
Что бы вы хотели узнать о монголо-татарах?
Сформулируйте вопросы к теме урока, используя ключевые вопросы: Дети составляют вопросы о жизни, быте, особенностях, обычаях монголо-татар.
Кто? Как? Чем? Откуда? Какими? Где?
1.Кто такие монголо - татары?
2. Где жили монголо-татары?
3. Чем занимались монголо-татары?
4. Как выглядели монголо-татары?
5. Чем были вооружены монголо-татары?
6. Какими былив бою монголо-татары?
Физкульт. минутка
Игра «Огонь, вода, земля, воздух»
Земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – в стороны, вода – прямо. При этом учитель, путает детей и показывает неправильные движения.
Просмотр фильма. После просмотра дети разбирают вопросы
ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Вспомните из фильма
1.Кто такие монголо - татары?(вставить пропущенные гласные)
К.ч.вн.к. - кочевники- вели кочевой образ жизни (ищут в словаре)
Что значит кочевой образ жизни
Как можно назвать людей, которые кочуют? Найдите на слайде правильный ответ, а Лера подтвердит ваш выбор определением из словаря.
Запишите определение в словарик.
Кто из народов до сих пор ведёт кочевой образ жизни? Цыгане
Индивидуальное сообщение «Как жили монголо-татары» - Артём
2. Где жили м-т?
В 13 веке м-т появились в далёких азиатских степях у южных границ Руси
Что нужно сделать? Показать по карте
Показать на карте нашествие монголо- татар сказать, используя опорные слова
Обозначьте на карте нашествие монголо-татар (поставитьстрелки)
Обозначьте на контурной карте нашествие монголо-татар.
Проверьте правильность выполнения задания.
3. Чем занимались м-т?
Обратимся еще к одному информационному источнику.
Работа с иллюстрацией. Рассмотрите внимательно рисунок на странице учебника 227.
Вспомните уроки географии, какая это может быть природная зона?
Что такое степь? (равнинное, безлесное пространство, покрытое травой)
Докажите, с помощью иллюстрации, что основным занятием монголо-татар было скотоводство. (Да, действительно, жили в степи, можно было пасти скот).
Монголо-татары перегоняли стада с одного пастбища на другое. Что такое пастбище? Запишите в словарик.
Что вы видите на заднем плане рисунка?
Это жилища монголо-татар. Они жили в юртах.
Зачем монголо-татарам нужно было временное жилище? (вели кочевой образ жизни)
4. Прочитайте, как выглядели монголо-татары?
Стр.229 выборочное чтение
Прочитайте второй абзац параграфа.
Что удалось вам выяснить?
Как назывались монгольские племена? Орды в словарь
Что ж, давайте узнаем, что же слово «Орда» за собой скрывает. Но посмотрите, перед нами снова препятствие. Нам даны отдельные слова, и то не все. (Кочевники, войско, грабежи)
- Попробуйте с помощью этих слов узнать, что такое «Орда». (ответы учащихся)
- Молодцы. Вы такие внимательные. Значит, мы с вами можем предположить, что Орда – это войско кочевников, которое занималось грабежами.
- Что ж, посмотрим, верно ли наше предположение.
Как вы думаете, почему орды враждовали между собой? (не было руководителя)
В 13 веке все орды объединились под властью одного Хана. Как его звали? Им стал Чингисхан. И с этого времени монголо-татары начали свои великие завоевания. В словарь хан Чингисхан
Обратите внимание на его портрет. Как бы вы его охарактеризовали? Добрый ли это человек? (Портрет Чингисхана)
- Личность этого завоевателя навсегда вошла в историю. Чингисхана считали жестокосердным правителем. Считается, что он заставлял своих солдат становиться палачами после каждой битвы.
Запомните имя первого хана, объединившего монголо-татарские орды.
У нас осталось два вопроса, на которые вы должны подготовить сообщение по группам
1 гр.
5. Чем были вооружены монголо-татары?
В этом вам поможет иллюстрация ( один читает, другой показывает)
2 гр.
6. Какими были в бою монголо-татары? Докажите примерами, что монголо-татарские воины были беспощадными, жестокими и т.д. Работа с учебником
Что помогало монголо-татарам в военных действиях? (скорость передвижения, неожиданность нападения, жестокость)
Исследование характеристики очевидца.
Один из итальянцев так писал о монголо-татарах: «Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».
В чем же была сила монголо-татар? (все были воины)
Закрепление проводится в форме творческой работы
1 гр. составляют таблицу «Жизнь и быт монголо-татар»
2гр. Синквейн «Монголо-татары»
3гр. Карточки
В 13 веке у южных границ Руси появились монголо-татары. Они были кочевники. Жили в юртах. Монголо-татарские племена назывались орды. Ими руководил Чингисхан. Монгольские воины были выносливы. Бились храбро и отчаянно. Разрушали города, убивали людей и угоняли в плен женщин.
Итог урока
Какую цель мы ставили на урок? Узнать кто такие монголо-татары?
Кем мы были сегодня на уроке? историки - исследователи
Что мы должны были узнать о монголо-татарах? По плану
Что узнали?
Отчёт творческой работы
Удалось ли нам достичь цели и задач урока?
Использование каких источников информации помогло нам узнать как можно больше о жизни монголо-татар?
Организует рефлексию «Мишень».
Давайте и мы поиграем немного в воинов, оценим собственную деятельность на уроке с помощью упражнения «мишень».
Поставьте отметку на «мишени» у тех слов, которые вам больше всего подходят по окончании урока.
Оценивает деятельность детей на уроке.
Благодарит за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".
Урок истории в 8 классе проводится в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы. На уроке внимание уделено следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...
Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".
Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....
Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)
Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...
Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме:" Славянские воины и богатыри"
Коррекционная педагогика...
Конспект урока истории Отечества "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"
Конспект урока истории Отечества в 8 классе, предназначен для педагогов коррекционной школы...