Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме: "Монголо-татары"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Мартиросян Ольга Геннадьевна

Данный конспект урока истории Отечества предназначен для педагогов коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_otechestva_mongolo-tatary_.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема

«Монголо-татары»

Тип урока (занятия)

Урок изучения нового материала

Целевая аудитория

Учащиеся 7 класса

Дидактическая задача

 Создать условия для осознания и осмысления учебной информации о жизни, быте, обычаях, особенностях монголо-татар.

Задачи на урок:

1. Воспитательные

Воспитывать интерес к истории своего Отечества.

Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.

2. Коррекционно-развивающие

- познавательные

Формировать умение  осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Формировать умение использовать различные  источник информации для решения учебной задачи.

Учить умению  актуализировать собственные знания.

Умение осуществлять фиксацию выборочной информации.

Формировать умение  смыслового чтения.

- регулятивные

Формировать способность  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Умение планировать деятельность в соответствии с учебной целью.

Учить умению соотносить  планируемый  и полученный  результат деятельности.

Умение вносить коррективы в действие на основе его оценки.

- коммуникативные

Формировать умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение работать в инициативном сотрудничестве.

3. Образовательные

Формировать знания у учащихся о жизни, быте, обычаях, особенностях монголо-татар.

Способствовать развитию информационной культуры учащихся.

Методы и приемы

По способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические.

По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Приемы:

Поиск ответов на поставленные вопросы;

Выбор фактов из текста;

Предположение о событиях;

Составление плана;

Соотнесение термина и определения;

 Работа с источниками информации, самостоятельное получение информации;

Фиксация выборочной информации;

Сравнение изображений;

Анализ и классификация объектов.

Формы работы

Фронтальная,  парная, индивидуальная,групповая.

Система средств

Учебник  «История России. 7 класс». Авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.

Раздаточный материал – «Маршрутные листы»

Компьютер, проектор, Презентация в программе

Карта «Борьба русского народа против иноземных завоевателей VIII века».

Начнём урок необычно. Я предлагаю поиграть в игру «Историческая азбука» с целью  назвать слово, связанное с изученной темой:

К-князь, княжество, Киев, купцы, культура.

Р-раздробленность, распри, распад.

П-посадник, пошлина, пристань

После названия слова дети садятся

Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учеников к уроку

 Дает инструкция для выполнения маршрутного листа.

Какой урок?

Скажите, кто такие историки?

А вы хотели бы больше узнать об истории нашей страны?

А если я предложу вам стать на время нашего урока историками-исследователями? Вы согласитесь?

Какие источники помогают получать  исторические сведения?  (летописи, книги, карты, Л\времени, картины, фильмы, словари)

Вот с этими историческими источниками нам  придется сегодня работать.

Какие умения нам потребуются сегодня на уроке? (думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени) Вы уже несколько уроков путешествуете по далёкому прошлому нашей страны.

Я предлагаю вам Вопросы из сундучка по теме «Киевская Русь, распад Киевской Руси»; разноуровневое

1.Какназывалось древнерусское государство?  Показ по карте территории Киевской Руси.

        

2.В каком году образовалась Киевская Русь? 879г. Какой это век?(9 век) Показать по ленте времени

Какой раздел изучили?

3.Сравни карты 9 и 12 века (в чём сходство и разница?)

На что была похожа Киевская Русь, если посмотреть на карту12 века? (лоскутное одеяло, лоскутное - состоящее из отдельных лоскутков, кусочков)

Почему на карте Киевская Русь окрашена в разные цвета? (распалась на мелкие княжества)

4.О каком историческом периоде развития Киевской Руси говорится в этом стихотворении?

Стих:

Чтоб вы знали, что пришла к нам гибель

Из-за княжеских распрей бесконечных.

Испокон веков они, как волки,

Грызлись меж собою, разоряли

Города и сёла друг у друга,

Смердов убивали друг у друга,

 Злобу вымещали на невинных(период раздробленности)

5.Назовите период раздробленности на Руси? (Работаем с лентой времени) Сколько времени прошло с тех пор?

6.Сколько отдельных княжеств было в то время? Назовите?

7.Почему Русь того 13 века нельзя назвать сильным государством?

8.Что происходило между князьями и боярами княжеств?

9.Почему Русь постоянно подвергалась нашествиям соседних государств?

Назовите причины ослабления Руси:

(княжеская междоусобица, русская земля была поделена на  « отчины» и каждый из князей владел доставшимся ему уделом.)

Подведение итогов. Повторили изученный материал. Оцените себя

-Сегодня мы двинемся в путь дальше и окажемся уже в Х111в.(показ на ленте)

Я хочу рассказать вам одну историю (притчу).

(Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит- сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья по одиночке. Отец и говорит:- Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь,- вас всякий легко погубит (на доске девиз).

Так вот, если бы русские князья  и были этими сыновьями, как вы думаете, выполнили ли они наказ отца?

Причина \ следствие (выясните, что причина, а что следствие?)

Ослабление обороноспособности страны,

нашествие иноземных завоевателей.

Учитель организует работу с учебником.

Откройте учебники, страницу 225. Как называется раздел, который мы с вами начинаем изучать?

Кого мы называем иноземными завоевателями? Как понять слово иноземный?

Вы не забыли, что мы сегодня историки-исследователи? В задании № 1 выберите  подходящее определение к слову «иноземный».  

Какой из информационных источников вам может пригодиться в поиске определения к слову? Конечно, словарь. Работа со словарем

Организует работу с картой

Посмотрите еще раз внимательно на карту. Предположите, какие соседние государства могли бы быть потенциальными врагами Руси?

Мы говорим об иноземных завоевателях. И вы уже догадались,  о каких завоевателях пойдет речь сегодня на уроке.

Тема урока: «Монголо - татары».

Проблемный вопрос?

Сегодня мы с помощью  различных источников постараемся узнать   как можно больше о монголо-татарах.

Что бы вы хотели узнать о монголо-татарах?

Сформулируйте вопросы  к теме урока, используя ключевые вопросы: Дети составляют вопросы о  жизни, быте, особенностях, обычаях монголо-татар.

Кто? Как? Чем? Откуда? Какими? Где?

1.Кто такие монголо - татары?

2. Где жили монголо-татары?

3. Чем занимались монголо-татары?

4. Как выглядели монголо-татары?

5. Чем были вооружены монголо-татары?

6. Какими былив бою монголо-татары?

Физкульт. минутка

Игра «Огонь, вода, земля, воздух»

Земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – в стороны, вода –       прямо. При этом учитель, путает детей и показывает неправильные движения.

Просмотр фильма. После просмотра дети разбирают вопросы

ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Вспомните из фильма

1.Кто такие монголо - татары?(вставить пропущенные гласные)

К.ч.вн.к. -   кочевники- вели кочевой образ жизни (ищут в словаре)

Что значит кочевой образ жизни

Как можно назвать   людей, которые кочуют? Найдите на слайде правильный ответ, а Лера подтвердит ваш выбор определением   из словаря.  

Запишите определение в словарик.

Кто из народов до сих пор ведёт кочевой образ жизни? Цыгане

Индивидуальное сообщение «Как жили монголо-татары» - Артём

2. Где жили м-т?

В 13 веке м-т появились в далёких азиатских степях у южных границ Руси

Что нужно сделать?  Показать по карте

Показать на карте нашествие монголо- татар сказать, используя опорные слова

Обозначьте на   карте   нашествие монголо-татар (поставитьстрелки)

Обозначьте на контурной карте нашествие монголо-татар.

Проверьте правильность выполнения задания.

3. Чем занимались м-т?

Обратимся еще к одному информационному источнику.

Работа с иллюстрацией. Рассмотрите внимательно рисунок на странице учебника 227.

Вспомните уроки географии, какая это может быть природная зона?

Что такое степь? (равнинное, безлесное пространство, покрытое травой)

Докажите, с помощью иллюстрации, что основным занятием монголо-татар было скотоводство.  (Да, действительно, жили в степи, можно было пасти скот).

Монголо-татары перегоняли стада с одного пастбища на другое. Что такое пастбище? Запишите в словарик.

Что вы видите на заднем плане рисунка?

Это жилища монголо-татар. Они жили в юртах.

Зачем монголо-татарам нужно было временное жилище? (вели кочевой образ жизни)

4. Прочитайте, как выглядели монголо-татары?

Стр.229 выборочное чтение

Прочитайте второй абзац параграфа.

Что удалось вам выяснить?

Как назывались монгольские племена? Орды в словарь

Что ж, давайте узнаем, что же слово «Орда» за собой скрывает. Но посмотрите, перед нами снова препятствие. Нам даны отдельные слова, и то не все. (Кочевники, войско, грабежи)

- Попробуйте с помощью этих слов узнать, что такое «Орда». (ответы учащихся)

- Молодцы. Вы такие внимательные. Значит, мы с вами можем предположить, что Орда – это войско кочевников, которое занималось грабежами.

- Что ж, посмотрим, верно ли наше предположение.

Как вы думаете, почему орды враждовали между собой? (не было руководителя)

В 13 веке все орды объединились под властью одного Хана. Как его звали?  Им стал Чингисхан. И с этого времени монголо-татары начали свои великие завоевания. В словарь хан Чингисхан

Обратите внимание на его портрет. Как бы вы его охарактеризовали? Добрый ли это человек? (Портрет Чингисхана)

- Личность этого завоевателя навсегда вошла в историю. Чингисхана считали жестокосердным правителем. Считается, что он заставлял своих солдат становиться палачами после каждой битвы.

Запомните имя первого хана, объединившего монголо-татарские орды.

У нас осталось два вопроса, на которые вы должны  подготовить сообщение по группам

1 гр.

5. Чем были вооружены монголо-татары?

В этом вам поможет иллюстрация ( один читает, другой показывает)

2 гр.

6. Какими были в бою монголо-татары? Докажите примерами, что монголо-татарские воины были беспощадными, жестокими и т.д.   Работа с учебником

Что помогало монголо-татарам в военных действиях? (скорость передвижения,  неожиданность нападения, жестокость)

Исследование характеристики очевидца.

Один из итальянцев так писал о монголо-татарах: «Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».

В чем же была сила монголо-татар? (все были воины)

Закрепление проводится в форме творческой работы

1 гр. составляют таблицу «Жизнь и быт монголо-татар»

2гр. Синквейн «Монголо-татары»

3гр. Карточки

В 13 веке  у южных границ Руси появились монголо-татары. Они были кочевники. Жили в юртах. Монголо-татарские племена назывались орды. Ими руководил Чингисхан. Монгольские воины были выносливы. Бились храбро и отчаянно. Разрушали города, убивали людей и угоняли в плен женщин.

Итог урока

Какую цель мы ставили на урок? Узнать кто такие монголо-татары?

Кем мы были сегодня на уроке? историки - исследователи

Что мы должны были узнать о монголо-татарах? По плану

Что узнали?

Отчёт творческой работы

Удалось ли нам достичь цели и задач урока?

Использование  каких источников информации помогло нам узнать как можно больше о жизни монголо-татар?

Организует рефлексию «Мишень».

Давайте и мы поиграем немного в воинов, оценим собственную деятельность  на уроке с помощью упражнения «мишень».

Поставьте отметку на «мишени»  у тех слов, которые вам  больше всего подходят по окончании урока.

Оценивает деятельность детей на уроке.

Благодарит за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)

Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...

Конспект урока истории Отечества "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"

Конспект урока истории Отечества в 8 классе, предназначен для педагогов коррекционной школы...